По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, последние 30 лет в стране наблюдается резкий рост врожденных аномалий: в 2010-2011 гг. врожденные пороки развития были выявлены у 3% детей, что в 2,5 раза превышает данные 1980 г. (1,2%) [1]. Л.О. Бадалян и соавт. [2] и Е.М. Мастюкова [3] отмечают, что одной из распространенных причин детской инвалидности являются детские церебральные параличи (ДЦП).
Двигательно-координационные нарушения включают в себя огромный спектр заболеваний, среди которых чаще всего встречаются: ДЦП (в том числе отдельные его проявления, которые носят название "синдром ДЦП"), атаксия, последствия перинатального поражения центральной нервной системы (ППЦНС) и др.
Формирование навыков самообслуживания является основным разделом физической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, и его часто соотносят с понятием "социально-бытовая ориентация" [4].
Л.И. Акатов [5] в своей работе пишет, что формирование навыков самообслуживания развивает духовные и физические силы у ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством расширения его интересов, способствуют выработке активной позиции, созданию наиболее благоприятных внешних и внутренних условий.
Но родители, к сожалению, часто не уделяют должного внимания данной сфере, несмотря на ее важность. На первый план выходит развитие двигательных навыков ребенка с ограниченными возможностями здоровья [6]. Процесс усугубляется тем, что дети дошкольного возраста с двигательно-координационными нарушениями не имеют возможности посещать образовательные учреждения, в отличие от их сверстников с нормативным развитием. Так, в Екатеринбурге открыты детские сады для различных нозологических групп, но лишь один из них - компенсирующего вида, в который могут поступить дети с любой степенью поражения, и его наполняемость только 12 мест. В остальные учреждения принимаются дети, которые могут не только самостоятельно ходить, но и пользоваться основными навыками самообслуживания.
Кроме того, возможности инклюзивного образования, предусмотренные законодательством, не могут быть осуществлены в полной мере из-за нехватки специально обученных кадров [7].
Анализ литературы и оказываемых услуг в образовательных учреждениях позволил выявить противоречие между необходимостью формирования навыков самообслуживания детей дошкольного возраста с двигательно-координационными нарушениями и практически полным отсутствием системной работы в данном направлении.
В рамках рассмотрения данной проблемы нами была выдвинута гипотеза, что сопряженное формирование двигательных навыков и навыков самообслуживания в условиях семейного воспитания существенно улучшит физическое развитие ребенка, а также создаст благоприятные условия для социальной адаптации.
Цель исследования - разработать и апробировать программу по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с двигательно-координационными нарушениями в условиях семейного воспитания.
Пациенты и методы
В исследовании, проводившемся в течение 9 мес, с сентября 2013 г. по май 2014 г., на базе МУП ДОД "Семейный клуб "Надежда" при поддержке Института физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, принимали участие 10 детей с двигательно-координационными нарушениями, разделенными на три степени, и их семьи.
К двигательно-координационным нарушениям легкой степени отнесли нарушения, характеризующиеся возможностью самостоятельного передвижения ребенка, но с замедленностью и неловкостью движений в верхних конечностях, незначительным ограничением объема активных движений в нижних конечностях. В большей степени снижение амплитуды и активности движений заметно в голеностопных суставах. Также для легкой степени характерно снижение мышечного тонуса, асимметричное развитие конечностей, которое не мешает самостоятельно передвигаться. Навыки самообслуживания детей с легкой степенью двигательно-координационных нарушений практически сохранены, исключение составляет сниженная координация в манипулятивных действиях рук, что преодолевается в процессе тренировок, основанных на частых повторениях движений.
Средняя степень двигательно-координационных нарушений подразумевает нарушение мышечного тонуса, асимметрию развития тела, ограничение навыков самообслуживания, возможно также наличие гиперкинетических движений. Самостоятельная ходьба при средней степени двигательно-координационных нарушений находится на стадии формирования, т.е. дети могут передвигаться с помощью ходунков, тростей, держа за одну руку взрослого, а также самостоятельно стоять. Навыки самообслуживания детей со средней степенью формируются с задержкой чаще всего по причине того, что родители стараются минимизировать требования к детям из-за возможных трудностей, которые могут быть вызваны их двигательно-координационными нарушениями.
Тяжелая степень нарушений предусматривает полную или частичную иммобилизацию детей. Дети с данной степенью двигательно-координационных нарушений самостоятельно не ходят. В некоторых случаях они могут ползать. У них отмечаются грубые нарушения тонуса мышц, координации. Очень часто нарушения двигательной сферы сопровождаются задержкой психического развития или умственной отсталостью. У детей этой группы формирование навыков самообслуживания происходит с большими усилиями.
В качестве основных методов работы с детьми использовали: физические упражнения, приучение, беседы, наблюдения, пиктограммы для формирования навыков самообслуживания.
Дети находились на семейном воспитании и посещали дополнительные занятия в МУП ДОД "Семейный клуб "Надежда". В исследование были активно включены их родители. С родителями проводили просветительскую работу: учили созданию "доступной среды" для развития ребенка с двигательно-координационными нарушениями в домашних условиях. В качестве методов работы с родителями применяли: консультации, беседы, а также наглядный комплекс пошаговых инструкций, благодаря которому родители могли формировать у ребенка постоянную последовательность действий для закрепления навыков самообслуживания.
Для определения эффективности программы была разработана карта оценки навыков самообслуживания, по которой определяли наличие или отсутствие определенного навыка у ребенка: одевания, приема пищи и гигиены. Результаты выводили в баллах от 0 до 10 (по количеству навыков).
Кроме того, для выявления эффективности апробации программы использовали мониторинг формирования двигательных навыков [8].
Двигательные навыки оценивали по 7 группам показателей: наличию тонических рефлексов; двигательным навыкам в нижних конечностях; двигательным навыкам в верхних конечностях; ползанию; положению сидя; ходьбе; передвижению в пространстве. Результаты выводили в баллах от 0 до 21.
Мониторинг разработали в 2011 г. в Институте физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина и успешно апробировали и внедрили в программу по физическому воспитанию в детском саду компенсирующего вида при ГСКОУ СО "Специальная школа-интернат №17" Екатеринбурга. Для определения достоверности полученных данных использовали T-критерий Вилкоксона.
Результаты и обсуждение
В результате применения программы у детей дошкольного возраста с двигательно-координационными нарушениями выявили положительную динамику по показателям навыков самообслуживания и двигательного развития (рис. 1, 2).
У всех детей (см. рис. 1) наблюдали положительный прирост двигательных навыков. При этом положительная динамика присутствует как у детей с тяжелой степенью двигательно-координационных нарушений (8-й, 9-й исследуемые), так и с легкой степенью (5-й исследуемый). Следует также отметить, что наибольший прирост показателей был выявлен в группах: движение в нижних и верхних конечностях, ходьба, передвижение в пространстве. Это свидетельствует о возросшей "степени свободы", самостоятельности детей с двигательно-координационными нарушениями.
Навыки самообслуживания также имели положительную тенденцию: в процессе комплексной работы с семьями 30% детей полностью освоили основные навыки самообслуживания. У одного ребенка не было выявлено динамики - возможно, данный результат объясняется наличием умеренной умственной отсталости, что существенно отягощает процессы воспитания и приучения. Интересным оказался опыт опроса родителей о навыках, которыми владеют их дети. Опрос показал, что большинство родителей склонны к завышение "зоны актуального развития" ребенка, принимая желаемое за действительное.
Применение метода математической статистики T-критерия Вилкоксона показал, что результаты исследования находятся в "зоне значимости" (см. таблицу).
Основная идея программы - сопряженное формирование навыков самообслуживания и двигательных навыков у детей дошкольного возраста с двигательно-координационными нарушениями, так как динамика результатов двигательных навыков и навыков самообслуживания находятся в тесной взаимосвязи друг с другом (рис. 3).
Заключение
В результате исследования была выявлена эффективность программы по формированию навыков самообслуживания детей с двигательно-координационными нарушениями. Доказана необходимость включения родителей в процесс формирования навыков самообслуживания детей дошкольного возраста с двигательно-координационными нарушениями.
Проведенное исследование показало, что формирование навыков самообслуживания и двигательных навыков - это два взаимных процесса. Применение их в комплексе повышает эффективность физической реабилитации детей с двигательно-координационными нарушениями.
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, написание текста: Н.П.
Статистическая обработка данных, редактирование: А.Б.