Полетаева-Дубровина Н.А.

ФГАОУ ВПО "Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина", Екатеринбург, Российская Федерация, 620078

Буркова А.М.

ФГАОУ ВПО "Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина", Екатеринбург, Российская Федерация, 620078

Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с двигательно-координационными нарушениями

Журнал: Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2016;93(1): 37-41

Просмотров : 45

Загрузок : 1

Как цитировать

Полетаева-Дубровина Н. А., Буркова А. М. Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с двигательно-координационными нарушениями. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2016;93(1):37-41. https://doi.org/10.17116/kurort2016137-41

Авторы:

Полетаева-Дубровина Н.А.

ФГАОУ ВПО "Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина", Екатеринбург, Российская Федерация, 620078

Все авторы (2)

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, последние 30 лет в стране наблюдается резкий рост врожденных аномалий: в 2010-2011 гг. врожденные пороки развития были выявлены у 3% детей, что в 2,5 раза превышает данные 1980 г. (1,2%) [1]. Л.О. Бадалян и соавт. [2] и Е.М. Мастюкова [3] отмечают, что одной из распространенных причин детской инвалидности являются детские церебральные параличи (ДЦП).

Двигательно-координационные нарушения включают в себя огромный спектр заболеваний, среди которых чаще всего встречаются: ДЦП (в том числе отдельные его проявления, которые носят название "синдром ДЦП"), атаксия, последствия перинатального поражения центральной нервной системы (ППЦНС) и др.

Формирование навыков самообслуживания является основным разделом физической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, и его часто соотносят с понятием "социально-бытовая ориентация" [4].

Л.И. Акатов [5] в своей работе пишет, что формирование навыков самообслуживания развивает духовные и физические силы у ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством расширения его интересов, способствуют выработке активной позиции, созданию наиболее благоприятных внешних и внутренних условий.

Но родители, к сожалению, часто не уделяют должного внимания данной сфере, несмотря на ее важность. На первый план выходит развитие двигательных навыков ребенка с ограниченными возможностями здоровья [6]. Процесс усугубляется тем, что дети дошкольного возраста с двигательно-координационными нарушениями не имеют возможности посещать образовательные учреждения, в отличие от их сверстников с нормативным развитием. Так, в Екатеринбурге открыты детские сады для различных нозологических групп, но лишь один из них - компенсирующего вида, в который могут поступить дети с любой степенью поражения, и его наполняемость только 12 мест. В остальные учреждения принимаются дети, которые могут не только самостоятельно ходить, но и пользоваться основными навыками самообслуживания.

Кроме того, возможности инклюзивного образования, предусмотренные законодательством, не могут быть осуществлены в полной мере из-за нехватки специально обученных кадров [7].

Анализ литературы и оказываемых услуг в образовательных учреждениях позволил выявить противоречие между необходимостью формирования навыков самообслуживания детей дошкольного возраста с двигательно-координационными нарушениями и практически полным отсутствием системной работы в данном направлении.

В рамках рассмотрения данной проблемы нами была выдвинута гипотеза, что сопряженное формирование двигательных навыков и навыков самообслуживания в условиях семейного воспитания существенно улучшит физическое развитие ребенка, а также создаст благоприятные условия для социальной адаптации.

Цель исследования - разработать и апробировать программу по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с двигательно-координационными нарушениями в условиях семейного воспитания.

Пациенты и методы

В исследовании, проводившемся в течение 9 мес, с сентября 2013 г. по май 2014 г., на базе МУП ДОД "Семейный клуб "Надежда" при поддержке Института физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, принимали участие 10 детей с двигательно-координационными нарушениями, разделенными на три степени, и их семьи.

К двигательно-координационным нарушениям легкой степени отнесли нарушения, характеризующиеся возможностью самостоятельного передвижения ребенка, но с замедленностью и неловкостью движений в верхних конечностях, незначительным ограничением объема активных движений в нижних конечностях. В большей степени снижение амплитуды и активности движений заметно в голеностопных суставах. Также для легкой степени характерно снижение мышечного тонуса, асимметричное развитие конечностей, которое не мешает самостоятельно передвигаться. Навыки самообслуживания детей с легкой степенью двигательно-координационных нарушений практически сохранены, исключение составляет сниженная координация в манипулятивных действиях рук, что преодолевается в процессе тренировок, основанных на частых повторениях движений.

Средняя степень двигательно-координационных нарушений подразумевает нарушение мышечного тонуса, асимметрию развития тела, ограничение навыков самообслуживания, возможно также наличие гиперкинетических движений. Самостоятельная ходьба при средней степени двигательно-координационных нарушений находится на стадии формирования, т.е. дети могут передвигаться с помощью ходунков, тростей, держа за одну руку взрослого, а также самостоятельно стоять. Навыки самообслуживания детей со средней степенью формируются с задержкой чаще всего по причине того, что родители стараются минимизировать требования к детям из-за возможных трудностей, которые могут быть вызваны их двигательно-координационными нарушениями.

Тяжелая степень нарушений предусматривает полную или частичную иммобилизацию детей. Дети с данной степенью двигательно-координационных нарушений самостоятельно не ходят. В некоторых случаях они могут ползать. У них отмечаются грубые нарушения тонуса мышц, координации. Очень часто нарушения двигательной сферы сопровождаются задержкой психического развития или умственной отсталостью. У детей этой группы формирование навыков самообслуживания происходит с большими усилиями.

В качестве основных методов работы с детьми использовали: физические упражнения, приучение, беседы, наблюдения, пиктограммы для формирования навыков самообслуживания.

Дети находились на семейном воспитании и посещали дополнительные занятия в МУП ДОД "Семейный клуб "Надежда". В исследование были активно включены их родители. С родителями проводили просветительскую работу: учили созданию "доступной среды" для развития ребенка с двигательно-координационными нарушениями в домашних условиях. В качестве методов работы с родителями применяли: консультации, беседы, а также наглядный комплекс пошаговых инструкций, благодаря которому родители могли формировать у ребенка постоянную последовательность действий для закрепления навыков самообслуживания.

Для определения эффективности программы была разработана карта оценки навыков самообслуживания, по которой определяли наличие или отсутствие определенного навыка у ребенка: одевания, приема пищи и гигиены. Результаты выводили в баллах от 0 до 10 (по количеству навыков).

Кроме того, для выявления эффективности апробации программы использовали мониторинг формирования двигательных навыков [8].

Двигательные навыки оценивали по 7 группам показателей: наличию тонических рефлексов; двигательным навыкам в нижних конечностях; двигательным навыкам в верхних конечностях; ползанию; положению сидя; ходьбе; передвижению в пространстве. Результаты выводили в баллах от 0 до 21.

Мониторинг разработали в 2011 г. в Институте физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина и успешно апробировали и внедрили в программу по физическому воспитанию в детском саду компенсирующего вида при ГСКОУ СО "Специальная школа-интернат №17" Екатеринбурга. Для определения достоверности полученных данных использовали T-критерий Вилкоксона.

Результаты и обсуждение

В результате применения программы у детей дошкольного возраста с двигательно-координационными нарушениями выявили положительную динамику по показателям навыков самообслуживания и двигательного развития (рис. 1

, 2
).

У всех детей (см. рис. 1

) наблюдали положительный прирост двигательных навыков. При этом положительная динамика присутствует как у детей с тяжелой степенью двигательно-координационных нарушений (8-й, 9-й исследуемые), так и с легкой степенью (5-й исследуемый). Следует также отметить, что наибольший прирост показателей был выявлен в группах: движение в нижних и верхних конечностях, ходьба, передвижение в пространстве. Это свидетельствует о возросшей "степени свободы", самостоятельности детей с двигательно-координационными нарушениями.

Навыки самообслуживания также имели положительную тенденцию: в процессе комплексной работы с семьями 30% детей полностью освоили основные навыки самообслуживания. У одного ребенка не было выявлено динамики - возможно, данный результат объясняется наличием умеренной умственной отсталости, что существенно отягощает процессы воспитания и приучения. Интересным оказался опыт опроса родителей о навыках, которыми владеют их дети. Опрос показал, что большинство родителей склонны к завышение "зоны актуального развития" ребенка, принимая желаемое за действительное.

Применение метода математической статистики T-критерия Вилкоксона показал, что результаты исследования находятся в "зоне значимости" (см. таблицу

).

Основная идея программы - сопряженное формирование навыков самообслуживания и двигательных навыков у детей дошкольного возраста с двигательно-координационными нарушениями, так как динамика результатов двигательных навыков и навыков самообслуживания находятся в тесной взаимосвязи друг с другом (рис. 3

).

Заключение

В результате исследования была выявлена эффективность программы по формированию навыков самообслуживания детей с двигательно-координационными нарушениями. Доказана необходимость включения родителей в процесс формирования навыков самообслуживания детей дошкольного возраста с двигательно-координационными нарушениями.

Проведенное исследование показало, что формирование навыков самообслуживания и двигательных навыков - это два взаимных процесса. Применение их в комплексе повышает эффективность физической реабилитации детей с двигательно-координационными нарушениями.

Конфликт интересов отсутствует.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, написание текста: Н.П.

Статистическая обработка данных, редактирование: А.Б.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail