Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Разумов А.Н.

ГБУЗ "Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины" Департамента здравоохранения Москвы

Адилов В.Б.

ГАУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины» Департамента здравоохранения Москвы, Российская Федерация, 105120

Необходимость новых подходов к разработке проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов и их природных лечебных ресурсов

Авторы:

Разумов А.Н., Адилов В.Б.

Подробнее об авторах

Просмотров: 882

Загрузок: 39


Как цитировать:

Разумов А.Н., Адилов В.Б. Необходимость новых подходов к разработке проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов и их природных лечебных ресурсов. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2015;92(5):57‑60.
Razumov AN, Adilov VB. The necessity of new approaches to the elaboration of the projects for the sanitary(mountainous sanitary) protection districts around the therapeutic and health-promotion facilities, health resorts and their natural medical resources. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2015;92(5):57‑60. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/kurort2015557-60

Рекомендуем статьи по данной теме:
О про­ек­те По­ло­же­ния об ок­ру­гах са­ни­тар­ной (гор­но-са­ни­тар­ной) ох­ра­ны при­род­ных ле­чеб­ных ре­сур­сов: за­ме­ча­ния, пред­ло­же­ния. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(1):48-53

Особые требования к изучению, освоению и использованию природных лечебных ресурсов, на основе которых зарождались и развивались лечебно-оздоровительные местности и курорты, а также территории их расположения, существовали с момента становления курортного дела в России.

Почти 300 лет, начиная от указов Петра I в 1717 г. «О поручении доктору Шоберу искать в нашем государстве ключевых вод, которыми можно пользоваться от разных болезней…» природным лечебным ресурсам, и в первую очередь минеральным водам, в нашей стране отводится особое внимание.

Указы, декреты и законы объявляют их объектами, имеющими государственное значение (Рескрипт Александра I от 24 апреля 1803 г.), общественное значение (Именные Высочайшие указы в 1886—1910 гг.), общегосударственное значение (Декрет Совета Народных Комисаров от 4 апреля 1919 г.), национальным достоянием (Федеральный закон № 26-ФЗ от 23 февраля 1995 г.).

Таким образом, природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты в России всегда находились под пристальным вниманием первых лиц государства, а их реальная защита от загрязнения и истощения осуществлялась посредством округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны.

Требования к организации округов охраны и их зон трансформировались под влиянием технического прогресса. Вначале все внимание было сосредоточено на сохранении от антропогенных нагрузок источников минеральных вод и проявлений лечебных грязей. По мере их возрастания возникла необходимость в большей мере охранять и территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Общие принципы в решении проблемы рационального использования природных лечебных ресурсов сохраняются столетиями, что наглядно иллюстрируют законодательные акты XVIII века. Так, для широко известных курортов на территории Кавказских Минеральных Вод (КВМ) основы рационального использования и охраны их природных лечебных ресурсов заложены в Именных Высочайших указах, которые нашли свое логическое развитие в советский период нашей страны, в частности, в не потерявшем силу действия Постановлении Совета Министров РСФСР № 300 от 9 июля 1985 г. «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».

В настоящее время статус курортов и положения о перечисленных выше курортах и границах округа утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 14 от 17 января 2006 г. «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах».

Проект округа санитарной охраны курортов КВМ разрабатывался на основании требований «Положения о курортах» и «Инструкции по его применению», утвержденных Постановлением Совета Министров СССР № 654 от 5 сентября 1973 г., а также «Методических указаний по разработке и установлению округов санитарной охраны курортов», выпущенных Центральным советом по управлению курортами профсоюзов в 1979 г.

В 1985 г. ЦНИИ курортологии и физиотерапии Минздрава СССР опубликована «Методика изучения природных курортных факторов с целью обоснования их горно-санитарной охраны».

Федеральные законы № 26-ФЗ от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (с изменениями) и № 33-ФЗ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (с изменениями), постановления Правительства Российской Федерации № 1425 от 7 декабря 1996 г. «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» и № 1426 «Об утверждении положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения» были разработаны на основе многолетнего отечественного опыта с учетом мировой практики развития курортного дела и предусматривали внесение ряда корректив в методику определения границ округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей.

В настоящее время, в отличие от прежнего глобального подхода (граница округа часто проводилась по водоразделам), главное внимание в проектах определения границ округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей должно быть обращено на объективную оценку естественной (природной) защищенности природных лечебных факторов и лечебно-оздоровительных территорий. Учитывая реальности хозяйственной деятельности в современной России, необходимо предусмотреть в проектных решениях возможность создания нескольких округов в пределах одного курорта и совмещения второй и третьих зон охраны.

Ярким примером методических ошибок при обосновании границ зон санитарной охраны является проект 2013 г. установления округа горно-санитарной охраны курорта Анапа, где для строительства трубопровода в пределах округа был выделен коридор шириной в 1 км, пересекающий курорт с востока на запад, в том числе пляж, представляющий собой территорию первой зоны охраны — строгого режима. Границы зон по обе стороны выделяемой территории элементарно совмещены в одну линию. При таком решении на детском курорте Анапа, и особенно в его пляжной части, в пределах километрового коридора может осуществляться деятельность, не гарантирующая экологическую безопасность территории.

Актуальна и требует решений проблема функционирования и хозяйственной деятельности в городах, расположенных в пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Необходимо для них разработать и узаконить понятие город-курорт, а также надлежащее положение, регулирующее право их деятельности.

По нашему мнению, определение города-курорта может иметь следующую редакцию:

Город-курорт — городское поселение, находящееся в пределах округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта федерального или регионального значения, основная деятельность которого направлена на осуществление курортного дела. На территории города-курорта вводится коэффициент 0,8 ПДК на содержание загрязняющих окружающую среду веществ; хозяйственная и иная деятельность, а также условия проживания граждан регламентируются положением о городе-курорте, которое утверждается в установленном порядке в зависимости от статуса курорта.

В целях упорядочения границ округов и соблюдения режимов зон горно-санитарной охраны для ранее утвержденных проектов целесообразно на основании комплексной курортологической экспертизы объектов, расположенных в границах первых, вторых и, выборочно третьих зон санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, разработать техническое задание и проект установления (корректировки) границ округа (округов) и зон санитарной (горно-санитарной) охраны. Проект округа должен содержать раздел по методике выполнения работ и обязательно быть апробирован на Межведомственном экспертном совете по признанию территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения.

Целесообразно изыскать средства и объявить конкурс на разработку методики по обоснованию границ округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и их природных лечебных факторов.

Необходимо подготовить постановление Правительства Российской Федерации, ужесточающее требования по мониторингу окружающей среды курортов и лечебно-оздоровительных местностей, а также их природных лечебных ресурсов, и установить механизм пересечения факторов нарушения природопользования на этих территориях силами госструктур, имеющим соответствующие полномочия:

— Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека;

— Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

— Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

— Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Перманентно, начиная с 2000 г., Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее 26-ФЗ) и, как следствие, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (далее 33-ФЗ) и другие имеющие отношение к курортному делу законы вызывают крайнее недовольство у лиц, заинтересованных в ничем не ограниченном использовании курортных богатств России, и прежде всего территорий курортов и лечебно-оздоровительных местностей.

В настоящее время активно обсуждается проект Федерального закона № 555658−6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования земельных и градостроительных отношений применительно к территориям лечебно-оздоровительных местностей и курортов и иным территориям, обладающим природными лечебными ресурсами) (далее — Проект), который содержит ряд принципиальных ошибок и, в случае его принятия, безусловно, окажет крайне негативное влияние на состояние курортного дела в России.

Предлагаемая новая редакция понятия округа санитарной (горно-санитарной) охраны — «охранные зоны объектов, обладающих природными лечебными ресурсами…» не учитывает основополагающее значение округа в его неразрывной связи с понятиями лечебно-оздоровительной местности и курорта, которые, прежде всего, являются территориями, в пределах которых находятся природные лечебные ресурсы и их пользователи. В определении отсутствует ключевое назначение округа определенное в 26-ФЗ: «Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района)».

Ограничивая распространение действия федеральных законов только на охрану природных лечебных ресурсов, из которых, к большому удивлению специалистов, авторами Проекта выведены лечебные пляжи и примыкающие к ним акватории, на большинстве курортов федерального значения, особенно КМВ, Сочи и др., округа горно-санитарной охраны превратятся в зоны охраны для скважин, выводящих подземные минеральные воды, и мест непосредственной добычи лечебных грязей, при этом надежно защищенные от антропогенного воздействия глубокие скважины (на участке месторождений сероводородных вод в долине р. Мамайки в районе Сочи глубина скважин 4200—4500 м), будут иметь лишь зону охраны их оголовков радиусом в 15—30 м и останется без надлежащей охраны бальнеолечебница, рядом с которой станет возможным размещение не совместимого с курортной деятельностью объекта.

В случае принятия предлагаемых поправок каким образом будут устанавливаться округа и зоны санитарной охраны для специализированных туберкулезных санаториев, где основным и практически единственным природным лечебным фактором является лечебный воздух?

Нормальное функционирование курортов и лечебно-оздоровительных местностей, перспектива их развития могут осуществляться только при условии рационального использования занимаемой ими территории, которой прежде всего необходима защита от нецелевого использования, загрязнения и истощения ее природных лечебных ресурсов.

Современное развитие зарубежных курортов (Франция, Испания, Кипр, Турция, Тунис, Израиль, Египет) осуществляется на основе строгого и рачительного использования курортных территорий вне зависимости от существующих форм собственности на землю. В нашей стране с момента организации первых курортов до пика расцвета курортной деятельности в 70—80-х годах прошлого столетия по объему санаторных коек и числу отдыхающих последовательно решались проблемы рационального использования курортных территорий, что и обеспечивало решение ряда социальных вопросов и проблем медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины, а также организации лечения и отдыха в курортных условиях для граждан различных социальных групп и возрастов.

Непозволительно в угоду удовлетворения непомерных амбиций весьма незначительной по численности части граждан проводить эксперименты на выживание для оставшихся пока еще заповедных территорий курортов и лечебно-оздоровительных местностей, представляющих собой национальное достояние народов России.

Конфликт интересов отсутствует.

Участие авторов:

Концепция исследования: В.А., А.Р.

Сбор и анализ литературы, написание статьи: В.А.

Редактирование: А.Р.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.