Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Маркина А.Н.

Клиническое отделение патологии ЛОР-органов Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера СО РАМН, Красноярск

Капустина Т.А.

Клиническое отделение патологии ЛОР-органов Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера СО РАМН, Красноярск

Белова Е.В.

Клиническое отделение патологии ЛОР-органов НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения РАМН, Красноярск

Парилова О.В.

Клиническое отделение патологии ЛОР-органов Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера СО РАМН, Красноярск

Факторы риска для здоровья членов семей с очагом хламидийной инфекции

Авторы:

Маркина А.Н., Капустина Т.А., Белова Е.В., Парилова О.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 282

Загрузок: 3


Как цитировать:

Маркина А.Н., Капустина Т.А., Белова Е.В., Парилова О.В. Факторы риска для здоровья членов семей с очагом хламидийной инфекции. Вестник оториноларингологии. 2019;84(1):55‑59.
Markina AN, Kapustina TA, Belova EV, Parilova OV. Health risk factors in the family-members of chlamydiosis patients. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2019;84(1):55‑59. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino20198401155

Принятые сокращения:

ДИ — 95% доверительный интервал.

Хламидийная инфекция на протяжении многих десятков лет является важной и актуальной проблемой из-за высокой распространенности и большой частоты осложнений, негативно влияющих на здоровье населения и его демографические показатели [1—3]. Хламидиоз относится к одним из самых социально значимых заболеваний человека, так как его ежегодный рост приводит к существенным экономическим потерям в масштабах государства. Исследования факторов риска и социально-гигиенической характеристики, способствующих распространению хламидиоза, в том числе семейного, немногочисленны и в основном имеют отношение к его урогенитальным формам [4—7]. До настоящего времени проблеме семейного хламидиоза верхних дыхательных путей в медицинской практике не уделялось должного внимания. Вопросы инфицирования членов семей хламидийной инфекцией и особенности проявления ее в тесных семейных отношениях остаются слабо изученными [8, 9]. Поэтому необходимость и важность проведения медицинских исследований, отражающих особенности здоровья семей с очагом респираторного хламидиоза и их членов семей ЛОР-больных с подтвержденной хламидийной инфекцией, явились причиной прицельного изучения этих аспектов.

Пациенты и методы

В соответствии с поставленной целью было обследовано 87 семей больных, находящихся на стационарном лечении в ЛОР-отделении с заболеваниями носа и околоносовых пазух (острый гнойный верхнечелюстной синусит, обострение хронического гнойного верхнечелюстного синусита, различные формы хронического ринита) и носоглотки (хронический аденоидит, гипертрофия носоглоточной миндалины). Основную группу составили 44 семьи больных с верифицированной хламидийной инфекцией (24 семьи с больными детьми и 20 семей с больными взрослыми). Контрольная группа семей ЛОР-больных с отрицательными тестами на хламидийную инфекцию включала 43 семьи (22 семьи больных детей и 21 семья взрослых больных). Всего обследованных членов семей было 245: 38 детей и 85 взрослых в основной группе, 33 ребенка и 89 взрослых в контрольной группе. Члены этих двух групп семей были сопоставимы по возрастным и половым критериям.

Подтверждение хламидийной инфекции проводилось лабораторными тестами по разработанному нами алгоритму [10], который включал 2 прямых теста, выявляющих ДНК и антигены хламидий: полимеразно-цепную реакцию (ПЦР), прямой иммунофлюоресцентный анализ (ПИА) и один непрямой тест для выявления противохламидийных антител — иммуноферментный анализ (ИФА). Для проведения ПЦР, ПИА и ИФА применялись тест-системы ВекторХлами-ДНК-амли («Вектор-Бест»), ХламиСлайд («Галарт-Диагностикум») и ХламиБест-стрип («Вектор-Бест») соответственно.

Состояние здоровья членов семей ЛОР-больных оценивалось методом анкетирования, за основу была взята методика комплексной оценки состояния здоровья семьи, разработанная группой авторов [11]. Согласно этой методике, каждого члена спрашивали по 3 разделам анкеты «Шкалы критериев и оценки здоровья членов семьи», включающей разделы, отражающие факторы состояния здоровья, факторы риска здоровья и факторы жизнедеятельности. По сумме набранных баллов для каждого члена семьи определялись категория состояния здоровья, средний коэффициент здоровья для одного члена семьи с последующим определением вида категории здоровья семьи.

Статистическая обработка включала определение относительной величины и его 95% доверительного интервала (ДИ). Оценка значимости различий показателей проводилась с помощью t-критерия Стьюдента и точного критерия Фишера. За максимально приемлемую вероятность значения р была принята величина, равная или меньшая 0,05.

Результаты и обсуждение

Анализ проведенных исследований показал, что в семьях больных с верифицированными хламидиями прирост числа инфицированных составил 30,1%. При этом хламидии были выявлены у 73,7% (ДИ 59,7—87,7) детей и у 62,4% (ДИ 52,0—72,7) взрослых лиц. 100% инфицированность членов семьи имела место в 27,3% семей. Инфицированность более 2/3 членов семей наблюдалась в 34,1%, от 50 до 60% — в 27,3% семей. И только в 5 семьях (11,4%) инфицированность составила менее 1/3.

При детальном анализе ответов респондентов, касающихся таких диагностических факторов, как «степень отягощенности здоровья», «степень доношенности детей», «физическое и половое развитие», значимых различий не получено (табл. 1).

Таблица 1. Оценка состояния здоровья членов семей с очагом хламидийной инфекции Примечание. р — статистическая значимость различий по критерию Стьюдента и точному критерию Фишера; * — для детей раннего и дошкольного возраста, ** — для детей старше 14 лет и подростков.

Эпизодические острые заболевания в течение года значительно чаще наблюдались у членов семей ЛОР-больных, не инфицированных хламидиями (93,5 против 83,7%), но часто и длительно болеющих респондентов было существенно больше в семьях ЛОР-больных с верифицированными хламидиями (6,5 против 0,8%). Хроническая патология различных органов и систем также чаще диагностировалась в семьях с очагом хламидийной инфекции (р=0,04): в 70,7% (87 лиц, ДИ 62,4—78,4) против 58,2 (71 респондент, ДИ 49,4—66,8) членов семей группы контроля. Различий по вариантам течения хронических заболеваний получено не было, но при этом у лиц из семей с очагом респираторного хламидиоза эти заболевания чаще сопровождались различными функциональными нарушениями. Три и более хронических заболеваний также чаще диагностировались в основной группе семей.

Отягощенный акушерский анамнез наблюдался в единичных случаях. Осложнения беременности и родов чаще отмечались у женщин детородного возраста из семей без очага хламидийной инфекции (табл. 2).

Таблица 2. Оценка факторов риска для здоровья членов семей с очагом хламидийной инфекции Примечание. р — статистическая значимость различий по критерию Стьюдента и точному критерию Фишера; * — для детей раннего и дошкольного возраста; ** — для детей от 0 до 14 лет; *** — для женщин детородного возраста; **** — для работающих лиц.
По таким критериям, как число абортов в анамнезе до 5, а также по числу лиц, у которых абортов не было, существенных различий между женщинами обеих групп получено не было. Самое большое число абортов в анамнезе (от 6 и более) было только у 5 женщин в группе с наличием очага респираторного хламидиоза.

В обеих группах преобладали организованные дети, а также взрослые лица, имеющие стаж работы более 7 лет. На наличие сменной работы указало большинство работающих лиц в обеих группах, но чаще этот критерий отмечался у членов семей из очага респираторного хламидиоза. Члены семей обеих групп были одинаково подвержены таким вредным привычкам, как употребление алкоголя и табакокурение, причем чаще в обеих группах курящих лиц превалировали мужчины (р<0,001). Употребляющих спиртные напитки более 2 раз в месяц было больше в основной группе (р=0,05): 51,2% (ДИ 36,1—66,2) против 30,6% (ДИ 18,6—44,1).

Анализируя ответы респондентов на вопросы, определяющие факторы жизнедеятельности у пенсионеров и инвалидов, было выявлено, что все анкетируемые члены семей, попадающие в эту категорию, в обеих группах отметили у себя удовлетворительные способности к бытовой деятельности, самостоятельному передвижению, обслуживанию и общению.

Независимо от наличия или отсутствия хламидий в слизистой оболочке верхних отделов дыхательных путей структура категорий здоровья членов семьи была идентичной: самую большую долю составили лица с состоянием риска, второе место делили практически здоровые члены семьи и лица с неудовлетворительным состоянием здоровья (табл. 3).

Таблица 3. Категория состояния здоровья членов семей с очагом хламидийной инфекции Примечание. р — статистическая значимость различий по критерию Стьюдента и точному критерию Фишера.
Но респондентов с категорией «практически здоров» оказалось в 2,3 раза больше в семьях ЛОР-больных, не инфицированных хламидиями, а лиц, отнесенных к категории «состояние риска», было существенно больше в основной группе.

В семьях больных с заболеваниями верхнего отдела респираторного тракта независимо от наличия или отсутствия хламидийной колонизации слизистой оболочки определялись только два вида здоровья семьи: «семьи риска» и «семьи, неблагополучные по здоровью I степени». При этом «семей риска» было существенно больше (р=0,04) в группе лиц, не имеющих очагов респираторного хламидиоза: 34,9% (ДИ 21,5—49,6) против 15,9% (ДИ 6,7—28,0). А семей «неблагополучных по здоровью I степени», наоборот, было больше (р=0,04) в семьях ЛОР-больных с идентифицированной хламидийной инфекцией: 84,1% (ДИ 72,0—93,3) против 65,1% (ДИ 50,4—78,5).

1. Результаты проведенного исследования показали, что у членов семей ЛОР-больных с очагом респираторного хламидиоза состояние здоровья значительно хуже, чем в семьях ЛОР-больных с неверифицированной хламидийной инфекцией. Это подтверждалось тем, что, несмотря на аналогичную структуру категорий здоровья семей, в очаге респираторного хламидиоза было гораздо меньше здоровых членов семьи, а лиц с состоянием риска, наоборот, больше.

2. Из отдельных критериев, отрицательно влияющих на состояние здоровья, в семьях ЛОР-больных с подтвержденной хламидийной инфекцией было выявлено значительно больше членов семьи с острыми заболеваниями и хронической патологией различных органов и систем, сопровождающейся функциональными нарушениями, по сравнению с семьями, в которых очаг хламидийной инфекции отсутствовал.

3. В семьях, имеющих очаг респираторного хламидиоза, чаще выявлялись такие факторы риска здоровья, как наличие большего числа детей дошкольного возраста, посещающих организованные коллективы, и взрослых лиц, имеющих вредные условия труда, в том числе сменную работу.

4. Независимо от наличия или отсутствия очага респираторного хламидиоза у ЛОР-больных определялись только два типа семей: «семьи риска» и «семьи, неблагополучные по здоровью I степени». При этом семей, «неблагополучных по здоровью I степени», было существенно больше в тех случаях, где имелся больной с верифицированной хламидийной инфекцией.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: angel.lor.ru@mail.ru; https://orcid.ord//0000-0001-9539-4417

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.