Педагогическая деятельность кафедры оториноларингологии лечебного факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова

Авторы:
  • А. И. Крюков
    Кафедра оториноларингологии лечебного факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия, 117997; Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия, 117152
  • В. Т. Пальчун
    Кафедра оториноларингологии лечебного факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия, 117997; Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия, 117152
  • А. В. Гуров
    Кафедра оториноларингологии лечебного факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия, 117997; Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия, 117152
  • Д. С. Огородников
    Кафедра оториноларингологии лечебного факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия, 117997
  • А. Г. Кучеров
    Кафедра оториноларингологии лечебного факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия, 117997; Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия, 117152
  • О. М. Доронина
    Кафедра оториноларингологии лечебного факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия, 117997; Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия, 117152
Журнал: Вестник оториноларингологии. 2018;83(1): 18-22
Просмотрено: 1286 Скачано: 367

Выпускник медицинского вуза, приступая к своей профессиональной деятельности, должен квалифицированно решать диагностические и лечебные задачи. В этом заключатся социальное требование, предъявляемое практическим здравоохранением к педагогической системе высшей медицинской школы. Только последовательное обучение студентов на пропедевтических, факультетских и госпитальных кафедрах способствует формированию клинического мышления.

Основной целью каждой клинической кафедры в медицинском вузе является освоение студентом «базовых» знаний по специальности, которые в последующей деятельности будут углубляться и расширяться в зависимости от развития медицинской науки, специфики и запросов клинической практики данного врача. В соответствии с медицинским профилем формируется программа обучения, при разработке которой следует руководствоваться принципом оптимальной достаточности: это не только стремление дать студенту максимальное количество знаний, но и привить интерес к специальности, заложить основу для дальнейшего получения новых знаний [1].

Ряд ключевых положений специальности в обязательном порядке должны быть освоены будущим врачом при прохождении курса оториноларингологии. Это продиктовано необходимостью знаний ургентных состояний, к которым, в частности, относятся ото- и риногенные внутричерепные осложнения, травмы ЛОР-органов, носовые кровотечения, стенозы гортани. Знание алгоритма врачебных действий при скоропомощной патологии должно быть в арсенале каждого практикующего врача. Таким образом, за время обучения на кафедре оториноларингологии у студента возникает необходимость формирования достаточно большого объема знаний и умений. Успешность освоения этих знаний и умений во многом зависит от методики преподавания дисциплины, оптимальной организации учебного процесса, применения современных технологий, активности и участия преподавателя в процессе обучения. Следует отметить важность наличия у студента полученных ранее знаний по анатомии, физиологии, фармакологии и другим дисциплинам, без которых невозможно осознанное усвоение клинического материала.

История преподавания на кафедре оториноларингологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова тесно связана с историей ЛОР-клиники, образованной в составе Высших женских курсов в 1919 г. Основателем клиники и кафедры стал проф. Л.И. Свержевский. Вместе с увеличением масштабов лечебной работы кафедры совершенствовалось и преподавание ЛОР-болезней, при этом студенты усваивали как теоретические знания на лекциях, так и получали практические навыки. С 1919 г. кафедра ввела метод преподавания, в котором преобладали практические занятия, дополненные необходимым количеством лекций [2].

После Л.И. Свержевского кафедру возглавил Б.С. Преображенский. Огромное значение для развития оториноларингологии имел творческий, новаторский подход Б.С. Преображенского и его учеников к педагогической деятельности. Использование таких приемов преподавания, как практика курации учащимися оториноларингологических больных, присутствие студентов на операциях и в перевязочных, использование иллюстративного материала в ходе практических занятий и лекций, обеспечивало высокий уровень базовой подготовки студентов. Разработанные школой Б.С. Преображенского принципы обучения оториноларингологов обеспечивали высокий профессиональный уровень учеников школы, стали классическими и послужили прочной базой для дальнейшего совершенствования подготовки врачебных кадров [3].

В 1973 г. кафедру возглавил проф. В.Т. Пальчун — высококвалифицированный хирург, прекрасный организатор, педагог, воспитавший не одно поколение оториноларингологов, а с 2007 г. кафедрой руководит проф. А.И. Крюков, который одновременно является директором Научно-исследовательского клинического института оториноларингологии (НИКИО) им. Л.И. Свержевского Департамента здравоохранения Москвы. На протяжении всей истории кафедры основополагающим принципом деятельности ее руководителей и сотрудников была забота о подрастающем поколении оториноларингологов, постоянное совершенствование подготовки кадрового резерва высококвалифицированных специалистов. В значительной мере этому способствуют возможности НИКИО им. Л.И. Свержевского, позволяющие организовывать лекции с приглашением ведущих специалистов, знакомиться с новейшим диагностическим и хирургическим оборудованием, современными технологиями в оториноларингологии.

В настоящее время преподавание на кафедре ведется в соответствии с программой Федерального государственного общеобразовательного стандарта. Введение новой образовательной программы было продиктовано социально-экономическими изменениями в стране, в том числе и в системе здравоохранения. Настоящая рабочая программа по оториноларингологии была разработана коллективом кафедры, она соответствует всем необходимым современным требованиям стандарта образования. При необходимости в начале каждого учебного года имеется возможность внесения в программу определенных коррективов, уточнений, дополнений, что регламентировано правилами стандарта.

Курс по оториноларингологии включает 3 дидактических единицы (по 36 академических часов каждая), всего 108 академических часов. 72 ч приходится на аудиторные занятия, 36 ч — на самостоятельную работу студентов. Из 72 аудиторных часов в соответствии с рабочей программой кафедры 18 ч отдано лекционному курсу, 56 ч — практическим занятиям. Обучение проходят студенты 6-го курса лечебного факультета и англофонного отделения по специальности «лечебное дело». Согласно рабочей программе, занятия проходят по цикловой системе, длительность которой составляет 10 дней. Каждый аудиторный учебный день складывается из лекционной части (2 академических часа) и 5 академических часов практических занятий в составе «студенческой клинической группы» (не более 8—10 человек). В конце цикла проводится многоэтапное зачетное занятие (экзамен), определяющее успешность освоения студентом пройденного материала.

Клиническая лекция — один из важнейших элементов обучения студентов в медицинском вузе. Все организационные формы обучения являются логической цепочкой воспроизведения различных этапов усвоения. Их содержание чаще всего представляет одну учебную тему или проблему, последовательно раскрывающую ее различные аспекты. Поэтому лекция воспринимается в органичном единстве с практическими занятиями и является самостоятельной работой студентов, на которой обсуждаются наиболее сложные и значимые теоретические постулаты. Качество лекции определяется профессионализмом лектора-клинициста. На кафедре оториноларингологии лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова лекции читают только наиболее опытные, авторитетные сотрудники из числа профессорского состава, которые не просто преподносят знания в готовом виде, а ставят перед студентами вопросы, побуждающие их к самостоятельному поиску истины [4].

Содержание лекций ориентировано на такие педагогические категории, как целесообразность, научность, доступность, новизна и наглядность. На лекции демонстрируется вклад кафедры в развитие науки и совершенствование нашей специальности. Материал преподносится лекторами на высоком научном уровне с четкой методической обработкой, делающим его доступным для усвоения. Новейшие достижения науки представлены в объеме, необходимом и достаточном для подготовки врача общей практики.

Предъявляемый учебный материал связывается с предыдущими базовыми знаниями и умениями и в свою очередь является основой для дальнейшего последовательного развития важнейших учебных проблем.

При чтении лекций, помимо профессионализма лектора, имеет значение наглядность представляемого учебного материала. Появившиеся новые технические средства обучения, основанные на применении мультимедийной техники, позволяют усовершенствовать классические методы преподавания и демонстрировать учебные фильмы, этапы операций, тематических пациентов с клинической картиной поражения ЛОР-органов. Наглядность в этом случае достигается тем, что участие пациента несет важную познавательную и деонтологическую миссию. Демонстрируя пациента, лектор на его примере пытается показать и донести до слушателей наиболее яркие, запоминающиеся проявления болезни, акцентирует внимание на наиболее важных вопросах темы. Однако демонстрация во всех случаях должна играть подчиненную роль, а не становится основным содержанием лекции [5].

На кафедре оториноларингологии лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова разработано и успешно применяется мультимедийное обеспечение лекций по курсу оториноларингологии для студентов лечебного факультета. В цикле лекций, подготовленных проф. Л.А. Лучихиным под редакцией члена-корр. РАН В.Т. Пальчуна и изданных в виде книги с прилагаемым к ней компакт-диском, использован огромный опыт преподавания специальности. При самостоятельном ознакомлении с данным материалом студент имеет возможность более детально изучить наиболее интересные для него разделы. Для активизации внимания и мыслительной деятельности студентов, закрепления материала разработаны проблемные слайды, отражающие достижения науки и представляющие нерешенные проблемы в специальности.

Практические занятия — это та форма работы в вузе, где студенты реально сталкиваются с особенностями врачебной деятельности, что заставляет преподавателя особо тщательно подходить к организации учебного процесса, использовать и постоянно совершенствовать различные формы их проведения. Именно на практическом занятии преподаватель может и должен обеспечить управление формированием понятий и действий, укрепить основы клинического мышления.

Методология проведения практических занятий является процессом сложным, комплексным, включающим несколько этапов (блоков). На первом этапе обучения ставится задача овладения пропедевтикой ЛОР-органов. Особенностью стартовых практических занятий является освоение студентами достаточно большого объема практических мануальных умений, навыков. Сложностью при отработке практических навыков является использование не только классических методов диагностики в медицине (осмотра, пальпации, перкуссии), но и ранее не освоенной студентами эндоскопической техники, применение дополнительных источников освещения, специального инструментария, акустического оборудования. Это требует достаточно большого количества академических часов и является необходимым для перехода к следующему этапу обучения.

Согласно рабочей программе кафедры, освоение мануальных навыков осуществляется на первых трех занятиях, где студенты в составе клинической группы (не более 8—10 человек) под контролем преподавателя друг на друге отрабатывают технику осмотра ЛОР-органов, в специализированных кабинетах знакомятся с современными методиками эндоскопического, аудиологического и вестибулологического исследований пациентов. Теоретической составляющей этих занятий является изучение клинической анатомии ЛОР-органов, особенностей физиологии слухового и вестибулярного анализаторов. В конце третьего занятия преподаватель определяет допуск студента для следующего — второго этапа (блока) практических занятий по нозологическим формам.

В рамках второго этапа (блока) вся основная ЛОР-патология распределена на 7 тем (общая продолжительность занятий 35 академических часов). Занятия построены таким образом, чтобы каждый студент с учетом полученных им практических умений под контролем преподавателя мог обследовать пациентов с различными нозологическими формами, применяя эндоскопические, аудиометрические методики, мог оценить данные дополнительных клинических исследований (анализ рентгенограмм, данных КТ-, ЯМРТ-исследований), составить диагностический и лечебный алгоритмы. Клинические разборы амбулаторных и стационарных больных позволяют развивать у студента клиническое мышление, стимулируют осваивать теоретические знания и практические умения, постигать основы деонтологии и врачебной этики. Завершением курации пациента является написание студентом клинической истории болезни в соответствии с требованиями, изложенными в изданном кафедрой учебно-методическом пособии по пропедевтике ЛОР-органов. Клиническая история болезни является частью уже внеаудиторной работы студента с последующим обязательным контролем, проверкой и оценкой результата преподавателем. Правильно оформленная история болезни является обязательной составляющей для допуска студента к зачетному занятию.

Одной из форм организации практических занятий на кафедре является проведение их в виде клинической деловой игры, позволяющей создать ситуацию, близкую к реальной. Особенно важным это становится при изучении ургентных состояний (носовые кровотечения, стеноз гортани), требующих от студентов, помимо теоретических знаний, таких личностных качеств, как самостоятельность и творческий подход к принятию решений, организованность, корректность. Деловые клинические игры как один из методов обучения дают возможность моделировать отношения, характерные для врачебной деятельности, развивать у студента деонтологические, коммуникативные, организаторские навыки. В таких играх воспроизводится обстановка, требующая от студента умения ориентироваться в ситуации, экстренно принимать оптимальные решения и добиваться их реализации, что предполагает улучшение усвоения знаний предмета и умений. Применение деловых игр в процессе обучения является достаточно сложным и трудоемким для преподавателя делом, требующим значительной подготовительной методической работы, соответствующей врачебной и педагогической квалификации [6].

Форма проведения итоговой аттестации должна отражать различные стороны подготовки студентов. На кафедре в течение длительного времени применяется многоэтапный вариант проведения зачетного занятия, который включает тестирование, оценку освоения мануальных навыков, собеседование по теоретическому курсу на основе экзаменационного билета, состоящего из двух тематических вопросов по различным разделам специальности, написания рецепта одного из препаратов, используемых в ЛОР-практике, и решения ситуационной задачи. Итоговая оценка определяется по результатам всех составляющих этапов. Такой подход позволяет реализовать ступенчатый контроль, осуществить проверку общего уровня знаний, освоение практических навыков и умений.

Одной из форм обучения у студентов 6-го курса дополнительно к основной программе является проведение занятий по элективному циклу (дисциплина по выбору) «Неотложные состояния в оториноларингологии». Занятия по элективам проходят по принципу свободного выбора, когда каждый студент может выбрать интересную для себя тематику, в результате чего есть возможность осмыслить и расширить свои знания по изучаемой дисциплине.

На кафедре создан учебно-методический комплекс, который включает совокупность учебно-методической документации, средства обучения и контроля. Не реже одного раза в 5 лет переиздается общероссийский учебник по оториноларингологии, ежегодно сотрудниками кафедры публикуются учебные пособия по различным направлениям в специальности. Учебные пособия выпускаются в различных формах: сборник ситуационных задач, сборник тестовых заданий, в виде иллюстративного атласа по патологии ЛОР-органов, что позволяет широко использовать их в качестве контрольных средств в самостоятельной работе студентов, которая является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Независимо от полученной специальности и характера работы любой начинающий врач должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по своему профилю, опытом творческой и исследовательской работы в решении новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Все эти составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов, так как предполагают максимальную индивидуализацию деятельности каждого студента.

Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков познавательной и творческой деятельности студента в аудитории, лекционном зале, при внеаудиторных контактах с преподавателем на консультациях и домашней подготовке. Задача преподавателя состоит в постановке конкретных учебных целей с учетом индивидуальных возможностей каждого студента, формировании у него соответствующей мотивации на получение знаний. Для оптимизации аудиторной самостоятельной работы студентов на кафедре имеется учебно-методический кабинет, оснащенный наглядным иллюстративным материалом, учебно-методическими пособиями, муляжами.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме семинарского или практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

На кафедре оториноларингологии лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова более 80 лет активно работает студенческий научный кружок (СНК), первое заседание которого состоялось в 1936 г. в 1-м корпусе ГКБ № 1 им. Н.И. Пирогова.

Привлекать студентов к работе в научном кружке мы рекомендуем начиная с 4-го курса, так как уже имеющиеся медицинские знания позволяют им относиться к специальности с позиций клинического мышления, участвовать в научных кафедральных исследованиях. Членам СНК разрешено посещение дежурств в клинике, участие в работе ЛОР-общества и клинических конференциях. Работа научного кружка на кафедре развивается в 3 направлениях: теоретическом, практическом, исследовательском.

Теоретическая часть — это использование студентами современных возможностей для получения информации: монографии, статьи, интернет. Собственные исследования базируются на работе с архивными материалами, сборе анамнеза, анкетировании пациентов.

Практическая часть состоит в присутствии и частичном участии студентов в осмотре, обследовании и лечении больных (в том числе присутствии на операциях) совместно с преподавателем или ответственным врачом, что часто является единственной эффективной формой овладения теми или иными профессиональными навыками. Предусмотрено посещение секционного зала патологоанатомического отделения с ответственным преподавателем.

Исследовательскую работу студенты проводят совместно с кафедральными сотрудниками или аспирантами. Они помогают студентам и направляют их действия. Практическим выходом исследования является доклад, представленный на заседании СНК, на Пироговской конференции и различных межвузовских конференциях. Доклады на заседании кружка проводятся в виде мультимедийных презентаций. Данный метод способствует не только глубокому освоению материала, но и приобретению навыков публичных научных выступлений [4]. При выборе темы исследования всегда учитывается пожелание студентов. Важное значение придается личным качествам, индивидуальным способностям и наклонностям каждого студента, а также развитию активной познавательной способности и ответственности перед больными.

На наш взгляд, для формирования у студента объемного клинического мышления в оториноларингологии необходимо проводить совместные со смежными специальностями заседания СНК, такими как офтальмология, челюстно-лицевая хирургия, нейрохирургия, анестезиология и реанимация, детские ЛОР-болезни [6]. У нас имеется опыт проведения таких заседаний совместно с СНК кафедр челюстно-лицевой хирургии, глазных болезней, анестезиологии и реаниматологии, инфекционных болезней.

За период с 2010 по 2015 г. СНК кафедры ЛОР-болезней лечебного факультета ФГБОУ ВО РНИМУ посетили 107 студентов, было сделано 83 доклада на различные темы в оториноларингологии, представлено 4 доклада на Пироговской конференции. Наши студенты принимали участие в олимпиаде по оториноларингологии на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, посещали организуемые кафедрой заседания Московского общества оториноларингологов, Российского конгресса оториноларингологов.

Особенностью клинических кафедр медицинских вузов является то, что преподавателями становятся специалисты, не получившие профессионального педагогического образования. Как правило, отбор кандидатов в преподаватели происходит среди наиболее проявивших педагогические способности на этапе обучения в аспирантуре [6].

В настоящее время весь профессорско-преподавательский состав кафедры представлен 15 преподавателями, шестеро из них являются профессорами, остальные — доценты и ассистенты. Все сотрудники кафедры являются кандидатами и докторами медицинских наук. Средний возраст сотрудников составляет 45 лет, что является оптимальным сочетанием опыта и перспективности для дальнейшего развития кафедры.

Идти в ногу со временем возможно только в том случае, если в системе обучения будут применяться не только традиционные технологии, но и современные инновационные методы, что позволит формировать специалиста, владеющего необходимой на сегодняшний день системой интегрированных теоретических и клинических знаний, умений и навыков, даст возможность достичь высокой степени профессионализма, сформировать способность к социальной адаптации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

1, 2e-mail: lorrsmu@mail.ru; orcid: http://orcid.org/0000-0002-0149-0646

Список литературы:

  1. Пальчун В.Т. Важное звено в обучении студентов. Вестник оториноларингологии. 2004;3:4-6.
  2. Болезни уха, горла и носа. Руководство для врачей. В трех томах. Под ред. Компанейца С.М. Киев: Медицинское издательство УССР; 1937.
  3. Пальчун В.Т., Сатина О.Ю. Школа Б.С. Преображенского и ее вклад в развитие современной оториноларингологии. Вестник оториноларингологии. 2006;5:35-38.
  4. Лучихин Л.А. Актуальные вопросы преподавания оториноларингологии в медицинском вузе. Вестник оториноларингологии. 2009;6:88-90.
  5. Лучихин Л.А. Мультимедийные системы в оториноларингологии. Вестник оториноларингологии. 2012;3:4-6.
  6. Дианкина М.С. Профессионализм преподавателя высшей школы. М. 2000.