Николаева Т.В.

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, Москва, Россия, 119121

Педагогическое обследование детей дошкольного возраста с кохлеарными имплантами

Журнал: Вестник оториноларингологии. 2016;81(6): 51-53

Просмотров : 19

Загрузок : 1

Как цитировать

Николаева Т. В. Педагогическое обследование детей дошкольного возраста с кохлеарными имплантами. Вестник оториноларингологии. 2016;81(6):51-53. https://doi.org/10.17116/otorino201681651-53

Авторы:

Николаева Т.В.

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, Москва, Россия, 119121

Все авторы (1)

Кохлеарная имплантация рассматривается сегодня как комплексная медико-психолого-педагогическая проблема. При этом все специалисты единодушны в понимании необходимости специальной психолого-педагогической работы по реабилитации детей после операции кохлеарной имплантации. На протяжении двух десятилетий в Институте коррекционной педагогики РАО создавался подход к психолого-педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации. Разработана и проверена на практике система работы сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации детей раннего и дошкольного возраста с кохлеарным имплантом (КИ). За эти годы успешную реабилитацию прошли более 270 детей. Большинство из них перешли на путь нормального развития коммуникации и речи, обрели естественное слуховое поведение. При этом уровень их общего психического развития и степень его приближения к возрастной норме оказывались различными [1, 2].

Психолого-педагогическая реабилитация любого дошкольника с нарушенным слухом начинается с комплексного сурдопедагогического обследования. Оно имеет особое значение по отношению к детям с К.И. При отборе кандидатов на кохлеарную имплантацию, при организации реабилитационной работы с ними до операции и при построении программы реабилитации после ее проведения и подключения и первичной настройки речевого процессора педагог должен опираться на результаты комплексного психолого-педагогического обследования. Для обоснованного построения коррекционно-педагогической работы с каждым ребенком необходимо получить полное и точное представление о нем в процессе обследования. Сурдопедагог должен выявить индивидуальные возможности детей с КИ по основным линиям развития, правильно определять вариант развития ребенка как в целом, так и по каждой линии. На основании данных комплексного обследования, зная достижения детей по основным линиям развития, их сильные и слабые стороны, педагог должен разработать индивидуально-ориентированную программу для каждого воспитанника. Знание варианта развития ребенка с КИ, его индивидуальных особенностей необходимо для выстраивания процесса педагогической реабилитации таким образом, чтобы обеспечить постепенное сближение уровня развития дошкольника по всем линиям с возрастной нормой (если нет выраженных дополнительных отклонений в развитии).

Цель исследования — разработка содержания комплексного психолого-педагогического обследования, позволяющего выявить уровень общего развития детей с выявленным нарушением слуха. Комплект заданий включает изучение социального, физического, познавательного развития, а также игровой деятельности ребенка, состояния его слуха и речи [3]. С помощью этой методики сурдопедагог-практик может выявить индивидуальные особенности каждого ребенка по основным линиям развития, определить вариант развития ребенка с КИ (гармоничное развитие, неравномерное развитие или отставание в развитии).

Методы, правила применения методики

Для корректного применения данной методики на практике сурдопедагог прежде всего должен ясно представлять цель обследования — получение целостной картины развития ребенка, выявление не только актуального уровня (самостоятельные достижения, демонстрируемые без помощи взрослых), но и ближайшего развития (достижения, демонстрируемые при поддержке взрослого при совместном со взрослым выполнении заданий). Смыслом обследования является не само по себе заключение о выявленном варианте развития, а разработка индивидуально ориентированной программы для каждого ребенка с КИ в соответствии с его возможностями и потребностями.

Сурдопедагог должен понимать, что представление о ребенке складывается из оценки достижений по разным линиям его развития. Поэтому недостаточно изучить лишь одну—две из них, например: состояние слуха и уровень развития речи. В этом случае представление о ребенке будет неполным, а его возможности занижены или завышены.

При использовании данной методики от сурдопедагога требуется знание методов, содержания, процедуры проведения обследования, параметров оценки деятельности детей по каждой линии развития.

В соответствии с правилами применения разработанной методики для обследования познавательного (сенсорное развитие, наглядно-действенное мышление, продуктивные виды деятельности) и физического развития используются две серии заданий: основные и дополнительные. Основные задания ориентированы на возраст ребенка. Например, если ребенку 2 года 3 мес, ему предлагают задания, предназначенные для детей группы 2—2,5 года; если ребенку 2 года 8 мес — ему предлагают задания для детей 2,5—3 лет. Дополнительные задания выходят за рамки возрастного соответствия. Если они выше возрастных требований, то предлагаются ребенку, если он успешно справляется с серией основных заданий, соответствующих его возрасту. Дополнительные задания ниже возрастных требований предлагаются в том случае, если ребенок не справляется с большей частью основных заданий «по возрасту», даже после помощи педагога. Таким образом, при обследовании каждого ребенка используются две серии заданий. Каждая из них включает 5 заданий разной степени сложности, которые предлагаются ребенку по определенным правилам.

Приступая к обследованию, сурдопедагог должен помнить, что ребенок может проявлять упрямство, негативизм, отказываться от предлагаемых заданий. Известно, что ребенок может не приступить к выполнению какого-либо задания, поскольку чувствует свою «несостоятельность» в этом виде деятельности. Именно от педагога зависит создание в процессе обследования таких условий, которые позволят скорее наладить эмоциональный контакт с ребенком и побудить его к активной деятельности.

Сурдопедагогу принципиально важно понимать, что качество выполнения задания ребенком во многом зависит от способа его предъявления. Поэтому педагог при предъявлении диагностических заданий ребенку, еще не владеющему речью, и в процессе всего обследования должен широко использовать естественные жесты наряду со словесной речью.

В процессе обследования сурдопедагог должен использовать различные способы побуждения ребенка к самостоятельной деятельности, если он отказывается от выполнения какого-либо задания (игровые действия педагога с игрушками, выполнение заданий взрослым с сюжетной игрушкой за ребенка, привлечение к выполнению заданий ровесника и др.); использовать фиксированные виды помощи, если ребенок легко вступает в контакт со взрослым, но не может самостоятельно выполнить задание или выполняет его неверно (повторный показ, подражание, совместные действия).

Сурдопедагог должен уметь анализировать поведение ребенка по заданным методикой критериям: принятие задания, степень самостоятельности при выполнении задания, интерес к процессу и результату деятельности; уметь анализировать результат выполнения каждого диагностического задания, определяя степень его соответствия заданному образцу. На основании анализа выполнения ребенком заданий по возрасту сурдопедагог выдвигает предварительную гипотезу об уровне его развития по каждой изучаемой линии, затем проверяет ее в ходе дальнейшего обследования ребенка на основании выполнения им дополнительных заданий «ниже» или «выше» возрастной нормы. Обобщая все полученные в процессе обследования данные, он должен сделать правильный вывод об уровне развития ребенка по каждой линии развития.

Результаты и обсуждение

Оценивая возможности детей, сурдопедагог должен понимать, что у одного и того же ребенка уровень развития по конкретным линиям может быть разным. Дошкольники с КИ одного возраста могут находиться на разных уровнях развития как в целом, так и по отдельным линиям (соответствовать возрасту, превышать его, отставать, значительно отставать). Интеграция всех полученных в ходе исследования данных позволяет сделать обоснованный вывод об уровне развития ребенка в целом. Выявляются значимые для разработки индивидуальной программы обучения варианты развития конкретного ребенка — гармоничное развитие, неравномерное развитие, отставание в развитии, значительное отставание в развитии.

Наши наблюдения показывают, что овладение предлагаемой методикой — непростая задача даже для опытного сурдопедагога. И при ее освоении могут возникать трудности, связанные с процедурными, методическими и другими аспектами профессиональной деятельности. Поэтому для успешного ее освоения был создан специальный электронный инструмент — виртуальная практика [4].

С помощью электронного инструмента данного типа открывается возможность моделировать ситуации профессиональной деятельности, связанные с психолого-педагогическим обследованием детей с нарушенным слухом, в том числе и детей с имплантами, и пошагово формировать практические компетенции сурдопедагога на специально подобранном множестве детских случаев.

Посредством разработанной виртуальной практики формируются следующие умения сурдопедагога: соблюдать требования методики в ходе обследования ребенка; анализировать поведение ребенка по заданным методикой критериям, правильно фиксировать данные в протоколе, выдвигать гипотезу и проверять ее, интегрировать полученные и отраженные в протоколе обследования данные и делать на этом основании заключение о варианте развития ребенка.

В процессе проектирования виртуальной практики были определены ее структура, виды деятельности взрослых обучающихся, типы и виды предлагаемых упражнений, стимульного материала, способы контроля за правильностью процесса и результата выполнения каждого упражнения, способы оказания помощи в процессе выполнения упражнений, способы итогового контроля достижений обучающегося. При разработке виртуальной практики потребовалось создать видеомассив, включающий необходимое множество детских случаев.

Структура виртуальной практики включает четыре взаимосвязанных блока упражнений, которые выполняются последовательно:

Блок 1. Учимся предъявлять задания.

Блок 2. Учимся анализировать поведение ребенка в процессе обследования.

2.1. Принятие задания.

2.2. Степень самостоятельности ребенка при выполнении задания.

2.3. Интерес к процессу и результату деятельности.

2.4. Соответствие результата деятельности заданному образцу.

Блок 3. Учимся делать заключение о варианте развития ребенка на основании собранных данных.

Блок 4. Контрольные задания.

В результате экспериментальной проверки созданной виртуальной практики доказано принципиальное повышение эффективности формирования профессиональных компетенций студентов-сурдопедагогов в сфере диагностики развития детей с нарушениями слуха. Если после традиционной теоретической подготовки ошибки студентов в оценке поведения детей варьировали от 43 до 23%, то после виртуальной практики количество ошибок у подавляющего большинства студентов-сурдопедагогов существенно снизилось и составило 0—3% [5].

Вывод

Предложенная виртуальная практика поможет подготовить педагогов к комплексному обследованию детей с нарушенным слухом, следовательно, позволит повысить эффективность разработки на его основе индивидуальных программ реабилитации.

Конфликт интересов отсутствует.

1Работа выполнена в рамках Государственного задания № 2016/Р12 Минобрнауки РФ.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail