Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Отдаленные результаты применения полипропиленовой сетки для пластики обширных ларинготрахеостом
Журнал: Вестник оториноларингологии. 2016;81(2): 67‑69
Прочитано: 841 раз
Как цитировать:
Стомы верхних дыхательных путей формируют при этапном лечении рубцовых стенозов гортани и трахеи и при некоторых вариантах субтотальных резекций при раковом поражении гортани. На конечном этапе стомы ушивают, при этом жесткость вновь создаваемой передней стенки обеспечивается имплантацией различных материалов. Необходимость в опорных тканях возникает при обширных стомах, где имплантированные материалы противодействуют высоким разрывным нагрузкам, возникающим во время кашля и форсированного дыхания. Для пластики могут быть использованы биологические ткани (хрящ, кость) и искусственные материалы [1—3]. Применение искусственных материалов имеет определенные преимущества, так как позволяет избежать операции в донорской области и не ограничивает хирурга в количестве доступного материала. Среди искусственных материалов одними из перспективных являются сетки на основе полипропиленового моноволокна [4], однако опыт их применения в ларингологии ограничен и данные о долгосрочных результатах использования отсутствуют.
Цель — изучение отдаленных результатов закрытия обширных ларинготрахеостом с использованием полипропиленовой сетки.
В исследование были включены 33 больных (19 мужчин, 14 женщин) в возрасте от 22 до 74 лет с обширными стомами на уровне гортани и трахеи. Причинами образования дефекта верхних дыхательных путей были субтотальные резекции гортани у 11 больных, этапное лечение протяженных гортанных и трахеальных рубцовых стенозов у 17 больных, хондроперихондрит гортани — у 3, идиопатический стеноз — у 1, амилоидоз гортани и трахеи — у 1 больного. Обширными считали стомы размером 10 мм и более по ширине или 30 мм и более по высоте, т. е. стомы, при ушивании которых без армирования опорными тканями предполагали высокую вероятность баллотирования передней стенки во время дыхания с возможным рестенозом верхних дыхательных путей.
Все больные были оперированы авторами в период с 2004 по 2014 г. на базе Луганской областной клинической больницы.
Было выполнено 34 аллопластики передней стенки стомы полипропиленовой сеткой (у одного больного дважды), из них 28 операций четырехслойной пластики и 6 — трехслойной пластики. Высота ушиваемых стом варьировала от 20 до 80 мм, медиана составила 40 мм (35—47 мм). Ширина стом — от 4 до 30 мм, медиана — 10 мм (9—12 мм). Размеры использованных сеток колебались от 20 до 60 мм по высоте, от 26 до 65 мм по ширине, средняя площадь сеток составила 15 см2 (от 8 до 27 см2). Для закрытия образующегося в результате ушивания стомы кожного дефекта в большинстве случаев были использованы 2 кожных лоскута. Еще в 4 операциях был применен 1 треугольный лоскут, а в двух случаях при обширных дефектах и плохой подвижности кожи выполнялась четырехлоскутная пластика.
В типичном варианте операция состояла в ушивании стомы в четыре слоя. Выполняли окаймляющий разрез кожи вокруг стомы, кожу сшивали над стомой эпидермисом в просвет. Вторым слоем сшивали передние мышцы шеи. На мышцы третьим слоем помещали полипропиленовую сетку. Использовали сетчатые протезы эсфил или облегченные сетчатые протезы пролен. Для эвакуации раневого отделяемого над сеткой оставляли 2 вакуум-дренажа (в отдельных случаях от 1 до 3). Окончательно стому закрывали с помощью перемещения двух треугольных кожных лоскутов, которые выкраивали по бокам от стомы (четвертый слой) (рис. 1, 2). Детальное описание методики представлено в наших предыдущих работах [3, 5]. В послеоперационном периоде назначали антибиотики и активное вакуум-дренирование раны.
В период начального накопления опыта в части операций (6 случаев) мышцы для пластики не использовали и сетку укладывали непосредственно на кожу первого слоя (трехслойная пластика).
Для изучения отдаленных результатов всех больных осматривали не реже 1 раза в 6 мес в первый год после операции, в последующем — не реже 1 раза в год. Оценивали стойкость сформированного просвета дыхательных путей, наличие возможных отдаленных осложнений, таких как выраженный дискомфорт или болевой синдром в области имплантации, инфильтраты, нагноение, миграция или отторжение сетки. Также обращали внимание на косметические исходы аллопластики.
Неосложненное заживление ран наблюдали после 26 из 34 операций. Раны зажили первичным натяжением с полным инкорпорированием полипропиленовой сетки и восстановлением дыхания.
В 8 (23,5%) случаях в раннем послеоперационном периоде отмечены осложнения. У 3 больных произошло формирование серомы над сеткой без перехода в нагноение (две операции трехслойной пластики и одна операция четырехслойной пластики). После опорожнения такие серомы не влияли на исход пластики.
Еще у 2 больных после трехслойной пластики возникло нагноение раны, что потребовало удаления сетчатых имплантов. В последующем у одного из них возник рецидив рака гортани, в связи с чем повторную имплантацию этому больному не проводили. Во втором случае через 6 мес была выполнена аллопластика с использованием мышц и сетки, закончившаяся полным заживлением раны. Анализ зависимости частоты воспалительных осложнений от типа пластики показал, что при трехслойной пластике их частота значимо выше (p=0,0015, точный критерий Фишера).
У 3 больных (все с четырехслойной пластикой) в сроки от 1 до 27 сут после операции возник ранний рецидив стеноза, связанный с баллотированием боковых стенок трахеи. Для купирования стеноза двум больным вновь поставили Т-образную трубку через разрез в области аллопластики без удаления сетки. Данная тактика не привела к нагноению вокруг сетки, и после периода повторного стентирования был достигнут стойкий просвет. Остаточные раны в одном случае ушили с использованием местных тканей с полным восстановлением дыхания. Второй больной, имеющий в анамнезе также и ранний рецидив стеноза после циркулярной резекции трахеи, отказался от окончательного ушивания раны и постоянно пользуется Т-образной трубкой. У третьего больного сетка была удалена и вновь сформирована стома. Несмотря на продолженное стентирование Т-образной трубкой, просвет трахеи сохранял тенденцию к коллапсу. Этому больному была выполнена циркулярная резекция трахеи с положительным исходом.
Таким образом, полное закрытие стомы с инкорпорированием протеза и восстановлением дыхания отмечено в 30 из 34 операций аллопластики (88,2%). Последующее длительное наблюдение за этими больными (сроки наблюдения от 1 мес до 10 лет, медиана — 75 мес) не выявило признаков отторжения протеза или существенного дискомфорта в зоне его нахождения ни у одного больного. Не отмечено образования лигатурных гранулем, инфицирования протеза, грубого разрастания рубцовой ткани. Не было случаев рецидива стеноза в отдаленном периоде.
Косметическая сторона аллопластики зависела от локализации стомы. При высоком расположении стомы, на уровне гортани и верхних отделов трахеи результаты признаны хорошими. При низком положении стомы не всегда удавалось полностью восстановить контуры шеи, и после аллопластики отмечали неестественное углубление яремной ямки. В нескольких случаях для коррекции данной проблемы в процессе аллопластики проводили мобилизацию и сшивание по средней линии медиальных ножек кивательных мышц.
Известны свойства, которыми должны обладать идеальные искусственные каркасные протезы: химическая инертность, устойчивость к влиянию биологических жидкостей, отсутствие канцерогенных свойств, воспалительных и аллергических реакций на имплантацию, способность сопротивляться механическим нагрузкам [6]. Среди доступных материалов данным критериям соответствуют сетки на основе полипропиленового моноволокна. Обширный опыт, накопленный в современной герниологии, показал безопасность их применения. Наш опыт имплантации полипропиленовой сетки при реконструкции гортани и трахеи также подтвердил ее безопасность. Если нагноение раны не наступало в раннем послеоперационном периоде, то в последующем наличие сетки уже не вызывало отдаленных последствий. Полученные нами результаты инкорпорирования протезов (в 88,2% случаев) отличаются от данных о приживлении первых жестких сеток из марлекса, опубликованных в 1960—1980 гг. Тогда потребность в удалении сеток из-за развития осложнений достигала 25—100% [7]. Такое различие объясняется, главным образом, небольшой плотностью плетения и невысокой ригидностью современных облегченных сеток, сделанных из полипропиленового моноволокна.
Приобретенный опыт показал, что для положительного исхода аллопластики полипропиленовой сеткой обязательно использование мышечного слоя для обеспечения герметичности сформированного отрезка дыхательных путей и предотвращения инфицирования сетки во время кашля в раннем послеоперационном периоде. Мышечный слой также обеспечивает лучшую адаптацию сетки. Результаты применения пластики без мышцы (трехслойная пластика) неудовлетворительны: из 6 выполненных трехслойных операций в 4 мы наблюдали послеоперационные осложнения, которые у 2 больных закончились нагноением раны и необходимостью удаления сетки. Наоборот, реоперация с использованием мышц привела к полному заживлению раны и неосложненному инкорпорированию сетки.
Во всех случаях аллопластики мы использовали вакуум-дренирование раны для активного удаления серозного раневого отделяемого, повышенная продукция которого наблюдается в ответ на имплантацию искусственных материалов. Несмотря на активное дренирование, мы наблюдали 3 случая формирования серомы в раннем послеоперационном периоде. Проблема накопления серозного отделяемого вокруг сетки, особенно после широкой диссекции тканей, имеет место и при пластике грыж брюшной стенки, и до сих пор полностью не решена [8]. Довольно широко применяют дренирование, но существует и противоположное мнение о дренажах как о входных воротах для раневой инфекции. Мы считаем использование вакуум-дренирования одним из важных моментов при аллопластике стом.
Другим важным техническим моментом является необходимость сшивания наружного кожного слоя над сеткой без натяжения, что достигается за счет формирования и перемещения треугольных кожных лоскутов. Простое стягивание кожи по средней линии может вести к нарушению ее кровоснабжения и последующему некрозу, а также к недостаточному прилеганию кожи к дну раны и образованию «мертвого» пространства над сеткой, что при нарушении герметичности внутреннего слоя создает предпосылки для накопления здесь раневого отделяемого, нагноения и расхождения краев раны.
1. Аллопластика ларинго- и трахеостом с использованием современных сетчатых протезов из полипропиленового моноволокна является безопасной и надежной альтернативой аутопластике.
2. Невысокая ригидность современных протезов обеспечивает хорошие непосредственные результаты приживления и отсутствие осложнений, вызванных длительным нахождением полипропиленовой сетки на шее.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.