Актуальность проблемы медико-социальной экспертизы больных с тугоухостью и глухотой в Российской Федерации и Москве обусловлена устойчивой тенденцией к увеличению числа больных с нарушениями слуха. Тугоухость и глухота не являются тяжелой клинической патологией, но характеризуются выраженной социальной недостаточностью и, как результат, сопровождаются отрицательными социальными и экономическими последствиями для пациента, затрудняют его интеграцию в среду обитания.
В 90-х годах прошлого столетия проблема тугоухости и глухоты была обозначена как одна из наиболее актуальных проблем здравоохранения [1]. В начале же 60-х годов ситуация отличалась кардинально, и пациенты с сенсоневральной тугоухостью считались бесперспективными.
В настоящее время остро ощущается потребность перевода теоретических рассуждений в экономическую плоскость. Приступая к анализу инвалидности по слуху, мы ставили задачу определить место, которое занимают инвалиды по слуху в современном обществе, изучив структуру инвалидности по возрастам, обращая особое внимание на лиц трудоспособного возраста, и по группам инвалидности.
Сегодня, когда в индустрии слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов совершен мощный технологический прорыв, принципиально изменились и подходы к реабилитации. Широкое распространение получают, наряду с аналоговыми, цифровые слуховые аппараты, устройства, имплантируемые в звукопроводящую систему среднего уха, и многоканальные системы кохлеарной имплантации, в которых используются современные стратегии кодирования речевой информации. Успешно развиваются и вспомогательные средства реабилитации. Все это способствует формированию и развитию нового направления в реабилитационной работе, которая должна рассматриваться как многопрофильный процесс, включающий перечисленные высокие технологии. Все это должно учитываться экспертами МСЭ, основная задача которых заключается в составлении индивидуальной программы реабилитации.
Систематизированного учета взрослых, страдающих тугоухостью и глухотой, в стране не осуществляется. Профилактические осмотры для выявления лиц с нарушениями слуха не проводятся, что исключает возможность выявления лиц с тугоухостью I и II степени, а, следовательно, и осуществления своевременных реабилитационных мероприятий, предотвращающих в ряде случаев прогрессирование процесса и в итоге инвалидизацию [3].
В клинической аудиологии выделяют три формы тугоухости: кондуктивную, сенсоневральную и смешанную. При кондуктивной форме тугоухости нарушается проведение звуков, при сенсоневральной - восприятие звуков, при смешанной форме имеет место нарушение и звукопроведения, и звуковосприятия [2]. К сожалению, в статистических отчетах МСЭ не учитывается форма тугоухости, что вызывает значительные разночтения оценки числа пациентов с нарушением слуха сурдологами и экспертами МСЭ.
Изучение уровня инвалидности вследствие болезней уха за 2007-2010 гг. проведено в Главном бюро медико-социальной экспертизы. Источником информации явилась форма №7 (собес) по Москве.
Установлено, что общее число всех впервые признанных инвалидами (ВПИ) составило 75,6 тыс. человек в 2007 г., 75,1 тыс. в 2008 г. и уменьшилось до 73,4 тыс. в 2009 г., до 62 тыс. в 2010 г. Всего за 4 года наблюдений инвалидами стали 289 тыс. человек, в среднем 71 тыс. человек в год.
Общее ВПИ вследствие болезней уха составляло 237 человек в 2007 г. Этот показатель уменьшился до 129 человек (темп роста - 45,5%) в 2008 г., затем в 2009 г. увеличился почти в 2 раза до 260 человек (темп роста - 101,5%) и уменьшился в 2010 г. до 183 человек (темп роста -29%). Всего за 4 года наблюдений инвалидами вследствие болезней уха были признаны 809 человек, в среднем 202 инвалида в год (табл. 1).
Динамика повторной инвалидности (ПИ) за исследуемый период больше, чем ВПИ, и составила 162-165 тыс. человек в 2007-2008 гг., 155-129 тыс. в 2009-2010 гг.; в среднем 152 тыс. инвалидов в год.
Общее число всех повторно признанных инвалидами (ППИ) вследствие болезней уха значительно больше, чем ВПИ, и составило 915-947 человек в 2007-2008 гг., 690-582 - в 2009-2010 гг. Наибольшее значение отрицательного темпа роста выявлено в 2009 г. -30,3%.
В форме №7 (собес) предусмотрены три возрастные группы:
- I возрастная группа (женщины до 44 лет, мужчины до 49);
- II возрастная группа (женщины 45-54 лет, мужчины 50-59 лет);
- III возрастная группа (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше).
В соответствии с Международной классификацией геронтологов и принятым в России пенсионным возрастом I возрастная группа - это инвалиды молодого возраста, II - инвалиды среднего возраста, III - инвалиды пенсионного возраста.
Анализ первичной инвалидности вследствие болезней уха по возрасту показал, что удельный вес инвалидов трудоспособного возраста колеблется в пределах 52-68%. В 2008 г. был отмечен наименьший показатель - 52%.
Отмечается увеличение числа инвалидов молодого возраста за время наблюдений с 31 человека в 2007 г. до 59 человек в 2010 г. Максимальное число (70 человек) было зарегистрировано в 2009 г. Число инвалидов пенсионного возраста изменялось незначительно.
Группа ППИ вследствие болезней уха отличалась от обследованных ВПИ значительным преобладанием лиц трудоспособного возраста, удельный вес которых достигал 81,5-86%.
В целом, отмечается высокий удельный вес инвалидов молодого возраста - 56%. Инвалиды среднего возраста в среднем составляли 26%, лица пенсионного возраста - 15% от общего числа инвалидов.
В структуре общей инвалидности вследствие болезней уха в Москве значительно преобладали лица трудоспособного возраста, их удельный вес составил в среднем 79%. Из данных, представленных в табл. 2,
Анализ структуры первичной инвалидности вследствие болезней уха по группам выявил следующие особенности.
В 2007-2008 гг. инвалидов I группы зафиксировано не было. В 2009 г. инвалидность I группы получил один человек, в 2010 г. - 4. Несмотря на постоянное увеличение числа инвалидов II группы, их удельный вес оставался низким (4,7%). Больше всего инвалидов III группы было зарегистрировано в 2009 г. (251 человек). Минимальное число - 124 человека зарегистрировано в 2008 г. На протяжении всего периода наблюдений преобладали инвалиды III группы (см. рисунок).
При анализе повторной инвалидности болезней уха по группам инвалидности были выявлены те же закономерности, что и в структуре ВПИ. За весь период наблюдений число лиц с III группой инвалидности значительно преобладало.
Как известно, инвалидность является интегральным показателем здоровья населения, условий жизни, труда, быта, среды существования. Наряду с демографическими показателями, показатели инвалидности являются одной из основных характеристик общественного здоровья. По уровню инвалидности можно судить о доступности и качестве медицинской помощи, эффективности профилактических мероприятий.
Для инвалидов по слуху особое значение имеет социальная недостаточность, связанная с нарушениями или ограничениями жизнедеятельности, когда человек в зависимости от степени тугоухости, возраста, социального и культурного положения не может в полной мере выполнять обычную для его положения роль в жизни.
Таким образом, об актуальности и социально-экономической значимости проблемы инвалидности вследствие болезней уха среди взрослого населения Москвы свидетельствуют:
1) высокий удельный вес инвалидов вследствие болезней уха в молодом и среднем трудоспособном возрасте;
2) высокий удельный вес инвалидов вследствие болезней уха III группы;
3) высокий удельный вес повторно устанавливаемой инвалидности вследствие болезней уха.