Панкова В.Б.

Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Роспотребнадзора, Москва

Булацкая Т.В.

Центральная поликлиника Белорусской железной дороги, Минск

Меркулова Е.П.

Белорусский государственный медицинский университет

Экспертиза состояния здоровья работников локомотивных бригад с профессиональной сенсоневральной тугоухостью в динамике

Журнал: Вестник оториноларингологии. 2013;78(4): 31-34

Просмотров : 54

Загрузок : 2

Как цитировать

Панкова В. Б., Булацкая Т. В., Меркулова Е. П. Экспертиза состояния здоровья работников локомотивных бригад с профессиональной сенсоневральной тугоухостью в динамике. Вестник оториноларингологии. 2013;78(4):31-34.

Авторы:

Панкова В.Б.

Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Роспотребнадзора, Москва

Все авторы (3)

По данным Роспотребнадзора России за 2010 г. удельный вес профессиональных заболеваний от воздействия физических факторов составляет 45,3% [1]. Непосредственно в структуре заболеваний ЛОР-органов профессиональная сенсоневральная тугоухость (ПСНТ) занимает первое место (54,8%) [2—5].

Прогрессивным направлением разработки приемов ранней диагностики нарушений слуха от воздействия интенсивного производственного шума является адаптация современных методик оценки функционального состояния различных органов и систем организма. Многочисленные исследования показали, что сосудистые нарушения в бассейне внутренней сонной артерии предшествуют изменениям на тональной пороговой аудиограмме при ПСНТ. Нормальное функционирование вертебробазилярной артериальной системы мозга имеет основное значение в кровоснабжении рецепторного аппарата улитки. Так, с помощью реоэнцефалографии была показана взаимосвязь изменения мозгового кровообращения, корковых структур головного мозга и степени профессионального нарушения звуковосприятия различной степени у работающих в условиях воздействия шума [6—9].

С.В. Алексеев [10] в своей работе ставил задачу прогноза ПСНТ на основе ранней диагностики астеноневротического синдрома, что, по его мнению, предшествует профессиональной тугоухости. Астеноневротические реакции в свою очередь провоцируют развитие вегетососудистых и нейроэндокринных нарушений [11].

Есть мнение, что диагностика ранних нарушений других органов и систем в профпатологии приобретает ведущую роль. Отмечено, что у пациентов с сенсоневральной тугоухостью заболевание слухового нерва с первых же дней возникновения может превращаться в самоподдерживающийся процесс, нарушающий психоэмоциональный статус больного [12] и вызывающий изменение иммунного статуса [13, 14].

Цель данного исследования — оценка диагностической значимости показателей соматической патологии в алгоритме ранней диагностики профессиональной сенсоневральной тугоухости.

Пациенты и методы

Для выявления соматических заболеваний, которые появляются раньше или одновременно с изменениями на аудиограмме и могут являться значимыми в диагностике тугоухости, проведен анализ состояния здоровья работников локомотивных бригад (ЛБ), страдающих ПСНТ. У пациентов с установленным диагнозом ПСНТ проведено изучение симптомов и сопутствующих нозологических форм соматических заболеваний, зафиксированных как в год постановки диагноза тугоухости, так и в течение 4 лет до и после выявления слуховых нарушений.

Проведен анализ 22 нозологических форм заболеваний, регистрируемых в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems, MКБ-10).

При формировании всех групп сравнения учитывали главный признак — наличие или отсутствие ПСНТ.

Сравнительный анализ данных проведен у работников локомотивных бригад с тугоухостью (n=164) и без нарушения функции слуха (работники ЛБ, у которых клинико-аудиологическая характеристика соответствовала нормальному слуху, n=60).

При формировании групп сравнения был использован также дополнительный признак, основанный на однородности возраста, стажа и должностных обязанностей работников. Надо отметить, что работники ЛБ — это коллектив, состоящий из машиниста, возраст которого, как правило, старше 35 лет, и помощника машиниста в возрасте до 35 лет. Поэтому для выявления взаимосвязи возраста и факторов риска (стаж и должностные обязанности работников) сформированы группы сравнения: машинисты старше 35, страдающие ПСНТ (n=143) и без нарушения функции слуха (n=25); помощники машинистов моложе 35 лет с ПСНТ (n=21) и без нарушения функции слуха (n=35).

Статистический анализ результатов проведен с помощью программы R-system V. 2.8.0 (GPL лицензия). Данные изучены на соответствие нормальному закону распределения с помощью теста Шапиро—Уилка. Во всех случаях, когда распределение в группах не соответствовало теоретической кривой нормального распределения, были использованы непараметрические тесты.

Качественные данные представлялись в виде таблиц с частотным распределением. При сравнении частот в группах применяли двусторонний точный тест Фишера. За критический уровень значимости принималось характерное для медицинских исследований значение р<0,05.

Результаты и обсуждение

Такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца (ИБС), аритмия, артериальная гипертензия (АГ) III степени, злокачественные новообразования, отосклероз, псориаз, глаукома и другие, не были зафиксированы, так как являются противопоказанием для поездной работы. В единичных случаях были диагностированы сахарный диабет, подагра, панкреатит, жировой гепатоз, холецистит, желчнокаменная болезнь, хронический пиелонефрит, киста почки, мочекаменная болезнь, хронический простатит, доброкачественная опухоль легкого, варикозное расширение вен нижних конечностей, астено-невротический синдром, катаракта, миопия. В качестве ранних диагностических признаков ПСНТ данные нозологические формы не учитывались.

По данным литературы [15, 16], одним из ведущих этиологических и патогенетических факторов сенсоневральной тугоухости являются АГ (по МКБ-10 — класс болезней IX, рубрика I 10) и атеросклероз (по МКБ-10 — класс IX, рубрика I 70).

В приказ 119-Н начальника Белорусской железной дороги в 2001 г. были внесены изменения, согласно которым для обследования работников ЛБ включены следующие методы: ультразвуковое исследование сердца, брахицефальных артерий, холтеровское мониторирование ЭКГ и суточное мониторирование артериального давления. Внедрение новых технологий позволило отбирать в профессию водителей локомотива здоровых лиц, а также улучшить диагностику сердечно-сосудистой патологии.

В течение 4 лет, предшествующих ПСНТ, отмечается постепенное увеличение числа работников ЛБ, страдающих атеросклерозом, с 1,9 до 20,0% случаев и АГ с 6,3 до 25,0% случаев.

Нами отмечено также увеличение числа водителей локомотива с клинико-рентгенологическими проявлениями остеохондроза позвоночника (по МКБ-10 — класс XIII, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, рубрика M 42) с 4,4 до 21,3% случаев. Врачом-неврологом у 5 пациентов из 7 была диагностирована вертеброгенная люмбалгия.

Таким образом, постепенно с течением времени за 4 года в 5 раз возросло число лиц, страдающих киническими проявлениями остеохондроза.

За 4 года, предшествующих ПСНТ, возросло также число работников ЛБ с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (по МКБ-10, класс XI, болезни органов пищеварения) с 10,1 до 32,9% случаев. Анализ различных нозологических форм между группами сравнения не позволил выявить статистически достоверной разницы встречаемости таких заболеваний, как язвенная болезнь желудка, эзофагит, колит и т.д.

Проведенный нами сравнительный анализ числа лиц с общесоматической патологией в группах сравнения в зависимости от наличия нарушений слуха ни для одной нозологической формы не выявил статистически достоверных различий.

Важные результаты получены при анализе данных обследования в зависимости от возраста водителей локомотива. Статистическая обработка данных в группах сравнения выявила следующую закономерность: у лиц моложе 35 лет общесоматическая патология встречалась в виде единичных случаев (р<0,001).

Подтверждением данного вывода являются результаты проведенного нами сравнительного анализа водителей локомотива с АГ в зависимости от наличия или отсутствия тугоухости, а также возрастных особенностей (моложе или старше 35 лет). На рис.1

Рисунок 1. Число работников ЛБ с ПСНТ и АГ в зависимости от возраста.
видно, что в группе лиц моложе 35 лет АГ встречается в одном случае, а в группе старше 35 лет данный показатель в 40 раз больше (р<0,001).

Подобные результаты получены нами в отношении всех нозологических форм заболеваний. Как видно из рис. 2,

Рисунок 2. Число работников ЛБ с ПСНТ и клиническим проявлением остеохондроза в зависимости от возраста.
у работников ЛБ с ПСНТ моложе 35 лет клинические проявления остеохондроза крайне редки.

Представлялось важным проанализировать симптомы, а также лабораторные показатели, которые можно было использовать в ранней диагностике нейросенсорной тугоухости.

Нами проведен анализ результатов обследования работников ЛБ врачом-офтальмологом при ежегодной врачебно-экспертной комиссии (ВЭК). Установлено, что в течение 4 предшествующих тугоухости лет отмечен рост числа лиц с изменениями глазного дна в виде спазма сосудов с 5 до 32,9% случаев.

Сравнительный анализ данных в зависимости от наличия тугоухости и возраста водителей показал, что рост числа пациентов с изменениями глазного дна также происходит за счет водителей старшей возрастной группы в соотношении 36,4 и 9,5% (pФишер<0,05).

При анализе лабораторных данных нами установлено, что гиперхолестеринемия у лиц моложе 35 лет встречалась достоверно редко (только у 2 человек). Поэтому из 84 человек с повышенным холестерином 82 (97,6%) — водители локомотива старшей возрастной группы.

Таким образом, анализ лабораторных показателей ВЭК также подтвердил положение о хорошем состоянии здоровья лиц моложе 35 лет. В то же время нами был найден показатель, который следует отнести к фактору риска развития ПСНТ у лиц любого возраста.

При ежегодной ВЭК проводится оценка индекса массы тела (ИМТ) у работников ЛБ. Данному показателю в современной терапии уделяется большое внимание. ИМТ свыше 25,0 по рекомендации Всемирной организации здравоохранения относят к избыточной массе тела и квалифицируют как предожирение, а более 30,0 — ожирение. Поиск возможных факторов риска ПСНТ лег в основу анализа встречаемости лиц с повышенной массой тела среди работников ЛБ. Анализ ИМТ показал, что среди машинистов и их помощников, страдающих тугоухостью, достоверно чаще отмечаются предожирение и ожирение различной степени. Среди работников ЛБ, страдающих тугоухостью, превалируют лица с предожирением и ожирением, которые составляют 2/3 всех групп сравнения (pФишер<0,07).

Сравнительный анализ групп в зависимости от наличия тугоухости, а также возраста, позволил нам установить объективный фактор риска ПСНТ, специфичный для всех возрастных групп. В группе лиц старше 35 лет, страдающих тугоухостью, установлено достоверное превалирование лиц, у которых ИМТ превышал 30,0 (28,7%), в группе работников без тугоухости ожирение отмечено только у 2 человек из 25 (8,0%), pФишер<0,05.

В группах сравнения работников ЛБ моложе 35 лет также отмечаются статистически достоверные результаты (n=6/21 или 28,6% и n=3/35; 8,6%, pФишер=0,002).

Подводя итог проведенного анализа наличия и динамики показателей нозологических форм соматических заболеваний, диагностированных при проведении ежегодных ВЭК, можно отметить, что в течение 4 лет, предшествующих году установления нарушений слуха, отмечалось постепенное ухудшение здоровья работников локомотивных бригад, преимущественно в группе старше 35 лет. Чаще всего работники локомотивных бригад страдают атеросклерозом (20,0%), заболеваниями желудочно-кишечного тракта (32,9%), АГ (25,0%), остеохондрозом, преимущественно вертеброгенной люмбалгией (21,3%), а также нарушением микроциркуляции в виде спазма сосудов глазного дна (32,9%). У 97,6% лиц с тугоухостью старше 35 лет диагностирована гиперхолестеринемия. В то же время сравнительный анализ встречаемости данных нозологических форм среди работников ЛБ с нормальной функцией органа слуха и без нее свидетельствует, что ни одна из нозологических форм не может являться маркером в ранней диагностике ПСНТ.

Фактором риска развития тугоухости является избыточный вес даже у лиц моложе 35 лет, что важно учитывать при проведении ранних профилактических мероприятий.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail