Говорун М.И.

Кафедра отоларингологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова МО РФ, Санкт-Петербург

Кокорина О.В.

Кафедра отоларингологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова МО РФ, Санкт-Петербург

Актуальные проблемы и концепция развития военной оториноларингологии

Журнал: Вестник оториноларингологии. 2012;77(4): 9-12

Просмотров : 5

Загрузок : 1

Как цитировать

Говорун М. И., Кокорина О. В. Актуальные проблемы и концепция развития военной оториноларингологии. Вестник оториноларингологии. 2012;77(4):9-12.

Авторы:

Говорун М.И.

Кафедра отоларингологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова МО РФ, Санкт-Петербург

Все авторы (2)

Военная оториноларингология является специальным разделом оториноларингологии и изучает влияние факторов военного труда на состояние ЛОР-органов, разрабатывает мероприятия, направленные на снижение негативного влияния специфических условий военной службы на ЛОР-органы. Одной из основных задач военной оториноларингологии является оказание специализированной оториноларингологической помощи больным, раненым и пораженным в условиях локальных войн и вооруженных конфликтов. Современный уровень развития нашего общества, проводимые реформы в Вооруженных силах Российской Федерации ставят новые задачи перед медицинской службой (в том числе перед оториноларингологической службой). Перемены происходят не только в штатном расписании специалистов, меняется подход к организации оказания специализированной медицинской помощи, изменилась система лечебно-эвакуационных мероприятий, повысились требования к оснащению медицинской службы. С учетом сказанного кафедрой разработаны принципы функционирования системы оказания оториноларингологической помощи в условиях нового облика Вооруженных сил Российской Федерации и концепция ее дальнейшего развития [1, 2].

Как известно, приоритетными задачами проводимых военных реформ являются повышение боеготовности войск, оптимизация их организационно-штатной структуры и численности, решение социальных проблем военнослужащих. Они затрагивают изменение количества и структуры сети военных лечебных учреждений; изменение состава, структуры и численности личного состава медицинской службы. Производится уточнение количества и структуры прикрепленных контингентов, их перезакрепление. Важным условием производимых перемен являются сохранение качества и доступности медицинской помощи [3].

Неблагоприятная демографическая обстановка в стране отразилась на здоровье военнослужащих срочной службы: с 1990 г. отмечаются резкое увеличение числа детей, родившихся больными, низкая рождаемость и сокращение численности населения. Это создает ряд проблем при проведении медицинского отбора призывников на уровне военных комиссариатов, требует особого внимания со стороны специалистов по отношению к заболевшим призывникам.

Сформированные на сегодняшний день взгляды на этиологию и патогенез ЛОР-заболеваний, разработанные тактики и технологии лечения, новое современное медицинское оборудование и технику требуется довести до всех уровней оказания специализированной оториноларингологической помощи. В соответствии с этим возрастают квалификационные требования к уровню подготовки ЛОР-специалистов, которые должны быть готовыми к оказанию оториноларингологической помощи как в условиях мирного времени, так и в условиях локальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций в необходимом объеме.

Одним из требований, предъявляемых к оториноларингологической службе Вооруженных сил РФ, является обеспечение качественной, современной, мобильной, доступной, многоуровневой специализированной медицинской помощи как в мирное время, так и в условиях масштабного развертывания и быстрого реагирования при кризисных и чрезвычайных ситуациях в стране и, при необходимости, за рубежом [1].

В соответствии с необходимостью достижения поставленных долгосрочных целей в условиях формирования нового облика ВС Российской Федерации была разработана Концепции развития оториноларингологической помощи Вооруженных сил РФ до 2020 г., в которой обозначена система механизмов для повышения эффективности деятельности оториноларингологической службы Вооруженных сил по выполнению возложенных на нее задач, ее самосовершенствованию, обеспечению высокого уровня готовности ее сил и средств к действиям в условиях военных конфликтов и других чрезвычайных ситуациях, увеличению доступности и повышению качества оказываемой оториноларингологической помощи, реализации долгосрочных приоритетов и целей развития оториноларингологии. Базовыми условиями для этого являются обеспеченность современным оборудованием военно-медицинских лечебных учреждений и высокая профессиональная подготовка специалистов-оториноларингологов.

Для достижения цели Концепции за период 2010—2020 гг. предстоит решить следующие основные задачи.

1. Проведение стандартизации и дифференциации оториноларингологической помощи.

Это обеспечит эффективное рациональное распределение сил и средств медицинской службы, соблюдение принципов военно-медицинской доктрины о едином понимании происхождения и развития болезни, преемственности в лечении раненых, пораженных и больных на разных уровнях оказания медицинской помощи. Дифференциация оториноларингологической помощи на уровни должна обеспечить четкое распределение объема оказываемой медицинской помощи, правил и характеристик в рамках стандартизации специализированной медицинской помощи для сортировки, оказания медицинского пособия, лечения и реабилитации раненых, больных и пораженных в уполномоченных для этого лечебных учреждениях с целью их многократного использования в военное время (в ходе военных конфликтов) и при повседневной деятельности войск в мирное время [1, 2].

Дифференциация специализированной медицинской помощи направлена на нормативное обеспечение реализации законов в области здравоохранения; создание единой системы оценки показателей качества и экономических характеристик и медицинских услуг, установление научно обоснованных требований к номенклатуре, объему и качеству, обеспечение взаимодействия между субъектами, участвующими в оказании медицинской помощи; установление требований к условиям оказания медицинской помощи, безопасности, своевременности и взаимозаменяемости процессов, оборудования, инструментария, материалов, медикаментов и других компонентов; установление единых требований к подготовке, аттестации и сертификации специалистов [1, 2].

Оказание специализированной оториноларингологической помощи разделено на 4 уровня. В войсковом звене на уровне медицинской роты в мирное время и в 150-коечном госпитале оказывается только квалифицированная хирургическая помощь. Оториноларинголог оказывает амбулаторно-поликлиническую консультативную помощь. Она заключается в устранении угрожающих для жизни состояний, профилактике их осложнений при травмах и ранениях ЛОР-органов, подготовке раненого, больного к эвакуации, лечение острой патологии ЛОР-органов. На этапе базового 300-коечного госпиталя оказывается специализированная оториноларингологическая помощь в минимальном объеме, который включает в себя все элементы квалифицированной помощи, а также диагностику, консервативное и хирургическое лечение по неотложным показаниям больных с заболеваниями, ранениями и травмами ЛОР-органов. Плановые оперативные вмешательства выполняются только тем пациентам, исчерпывающее лечение которых возможно на данном этапе. Все остальные пациенты должны быть направлены на лечение в окружной госпиталь, центральные госпиталя, ВМедА им. С.М. Кирова. Расширение объема специализированной оториноларингологической помощи на данном этапе допустимо при значительном удалении военного госпиталя от окружных и центральных госпиталей и ВМедА им. С.М. Кирова по согласованию с главным оториноларингологом [2].

Отделения окружного военного госпиталя, центральных госпиталей видов и родов вооруженных сил предназначены для оказания специализированной оториноларингологической помощи в сокращенном объеме больным и раненым из числа прикрепленного контингента и направляемым из гарнизонных, базовых госпиталей, которая включает оперативные вмешательства больным по неотложным показаниям, ряд плановых оперативных вмешательств (с ЛОР-заболеваниями, при которых требуется санирующая операция на пазушно-носовой системе, в полости глотки; в случаях заболеваний, требующих более углубленного обследования, лечения или сложной экспертизы). Все больные с новообразованиями гортани, носа и околоносовых пазух, глотки, уха направляются в ВМедА им. С.М. Кирова и ГВКГ им. Н.Н. Бурденко. Все больные с кондуктивной тугоухостью, хроническим гнойным средним отитом направляются на оперативное лечение в ВМедА им. С.М. Кирова и 3-й ЦВКГ им. А.А. Вишневского. По отдельному согласованию с главным оториноларингологом Министерства обороны РФ в ряде госпиталей разрешается расширять объем оказываемой специализированной оториноларингологической медицинской помощи в зависимости от квалификационной подготовки ЛОР-специалиста и медицинского оснащения отделения.

Специализированная оториноларингологическая медицинская помощь в полном объеме оказывается в клинике оториноларингологии ВМедА им. С.М. Кирова, оториноларингологических отделениях ГВКГ им. Н.Н. Бурденко и 3-го ЦВКГ им. А.А. Вишневского [2].

2. Создание единой системы оценки показателей качества и экономических характеристик и медицинских услуг, установление научно обоснованных требований к номенклатуре, объему и качеству, обеспечение взаимодействия между субъектами, участвующими в оказании оториноларингологической помощи.

3. Нормативное обеспечение реализации законов в области военного здравоохранения.

4. Установление требований к условиям оказания оториноларингологической помощи, безопасности, своевременности и взаимозаменяемости процессов, оборудования, инструментария, материалов, медикаментов и других компонентов, с учетом решения вопросов модернизации и инновационного развития.

Гарантированное обеспечение качественной медицинской помощью призваны обеспечить следующие мероприятия:

— создание должной согласованности взаимодействия и системности в работе между войсковыми врачами и специалистами военно-лечебных учреждений;

— проведение совместных конференций, клинических разборов, заседаний комиссии по изучению летальных исходов (далее — КИЛИ), проведение анализа причин расхождений диагнозов, дефектов в оказании медицинской помощи, повторных госпитализаций, нарушений порядка консультативно-диагностической помощи и др.;

— проведение комплекса мероприятий по противодействию коррупции и снижению административных барьеров;

— совершенствование контрольной деятельности;

— постоянное обучение персонала в рамках программы обеспечения КМП;

— подготовка и применение в работе инструкторско-методических документов (инструкции по проведению экспертизы, социологических исследований), определяющих порядок проведения экспертной оценки КМП и анкетирования;

— планирование и проведение повышения квалификации персонала;

— проведение работы по совершенствованию стандартов оказания оториноларингологической помощи;

— проведение занятий, подготовка внутренних инструкций для персонала по вопросам соблюдения санитарно-противоэпидемического режима;

— соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии медицинским персоналом;

— решение вопросов мотивации медицинских работников и больных для ориентации на хороший конечный результат лечения.

5. Установление единых требований к подготовке, аттестации и сертификации специалистов, в соответствии с этим проведение четкой кадровой политики.

Кадровая политика в современных условиях направлена на решение следующих задач: подготовка специалистов в соответствии с существующими современными знаниями, которые будут способны обеспечить экономическую и клиническую эффективность применяемых высоких медицинских технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения; формирование кадрового резерва.

Предусмотреть необходимое количество специалистов-оториноларингологов в военных госпиталях в соответствии с количеством закрепленного контингента и задачами, стоящими перед гарнизоном.

Заблаговременно планировать поступление врачей в клиническую ординатуру в соответствии с перспективной потребностью и вакансиями по специальности.

Разработать критерии стимулирования мотивации медицинских работников к повышению профессиональной квалификации. Разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение статуса врача и среднего медицинского персонала, на осознание медицинским работником потенциала профессии и ее перспектив, значимости для общества.

Основным критерием эффективности проводимой кадровой политики является качество оказываемой медицинской помощи и удовлетворенность пациента.

6. Оптимизация медицинского снабжения.

Обеспечение медицинским имуществом на самом современном уровне необходимо начать с войскового уровня, с уровня медицинских рот мотострелковых бригад. В медицинских ротах в настоящее время оборудован ЛОР-уголок (ЛОР-кабинет), который является стационарным, что вызывает определенные затруднения у войсковых врачей при оказании мероприятий неотложной помощи. Применяемые наборы для оказания неотложной помощи (для проведения коникотомии, трахеотомии, остановки носового кровотечения) морально устарели; их комплектование, обработка и последующее хранение являются достаточно трудоемким и сложным процессом. Для обеспечения мобильности, простоты и удобства работы войскового врача, а следовательно, и повышения качества оказываемой им медицинской помощи планируется разработать и включить в нормы по медицинскому снабжению для обязательного оснащения набор оториноларингологический войскового врача. Такой набор должен будет включать спектр современных лекарственных препаратов для анестезии, анемизации, гемостаза; отоскоп с автономным источником питания; одноразовые наборы (для коникотомии, трахеотомические трубки с раздувной манжетой); инновационный набор для проведения быстрой тампонады носа. Оториноларингологический набор войскового врача планируется составить из мини-укладок, которые должны уместиться в сумке для оказания неотложной помощи.

7. Совершенствование материально-технической базы.

Необходимо привести условия размещения и питания больных, а также условия работы медицинского и обслуживающего персонала военно-лечебных учреждений в соответствие с требованиями действующих санитарных правил и норм. С учетом специфики ЛОР-заболеваний больные оториноларингологического отделения должны размещаться в маломестных палатах с отдельным санузлом.

Проводить развитие материально-технической базы военно-лечебных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников.

Необходимо добиться приближения функционирования ЛОР-отделений к мировым стандартам, современным подходам к развитию разумного управления и принципам оптимальности и достаточности оказания государственных услуг.

8. Реформирование системы ведения медицинской документации. Создание единой информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Для решения задачи необходимо продолжить модернизацию уже имеющихся информационных баз, создание единого информационного пространства, что в последующем обеспечит автоматизацию процессов учета и отчетности, усовершенствование и упорядоченность существующей методической информации, своевременное создание технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности контроля за деятельностью подчиненных структур.

9. Проведение профилактической работы по формированию здорового образа жизни.

В решении этой задачи намечено два направления. Первое — диспансеризация, которая предусматривает проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, систематический анализ состояния здоровья военнослужащих, заболеваемости и ее причин. Современное состояние оториноларингологии позволяет создать все условия для проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и предупреждение заболеваний уха, горла и носа у военнослужащих. Второе, не менее важное направление деятельности — гигиеническое воспитание и обучение военнослужащих по вопросам профилактики болезней и травм ЛОР-органов в воинских частях и в лечебных учреждениях [4].

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail