Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Крюков А.И.

ГБЗУ «Московский научно-практический центр оториноларингологии им. Л.И. Свержевского», Москва

Кретов П.А.

ОАО АК "Транснефть"

Памяти профессора Людвига Иосифовича Свержевского (25.08.1867-30.04.1941)

Авторы:

Крюков А.И., Кретов П.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 233

Загрузок: 2

Как цитировать:

Крюков А.И., Кретов П.А. Памяти профессора Людвига Иосифовича Свержевского (25.08.1867-30.04.1941). Вестник оториноларингологии. 2012;77(1):85‑90.
Krukov AI, Kretov PA. In memory of professor Lyudvig Iosifovich Sverzhevsky (25.08.1867 - 30.04.1941). Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2012;77(1):85‑90. (In Russ.)

В наши дни, когда время диктует необходимость постоянного переосмысления сформировавшихся понятий и взглядов, когда стремительное развитие информационных, диагностических технологий и роботохирургии в ряде случаев способно вытеснить интеллектуальную составляющую врачебного мастерства, особенно отчетливо ощущается духовная потребность соприкоснуться с творчеством и почувствовать стиль жизни незаурядных, ярких, талантливых врачей, основавших и развивших то или иное направление в медицине, создавших авторитетнейшие научно-клинические школы.

Наряду с этим активно внедряемая сегодня стандартизация лечебно-диагностического процесса не должна предполагать абсолютной, «слепой» замены аналитического подхода в работе врача на способность во всех ситуациях воспользоваться готовым стереотипом. А ведь способность к грамотному клиническому мышлению в нас воспитывают талантливые учителя. Этому мы учимся, также знакомясь с биографиями и творческим наследием выдающихся деятелей медицинской науки и практики.

30 апреля 2011 г. исполнилось 70 лет со дня смерти основателя крупнейшей в стране научно-клинической оториноларингологической школы профессора Людвига Иосифовича Свержевского (рис. 1, 2).

Рисунок 1. Рис. 1.
Рисунок 2. Рис. 2.

Людвиг Иосифович основал кафедру оториноларингологии РГМУ (1919), Гос.НИИ по болезням уха, горла и носа (1935), журнал «Вестник оториноларингологии» (1936) и многое другое в нашей специальности. Краткий исторический анализ этих значительных для нас событий содержится в ранее опубликованных статьях [1, 2]. Более подробные сведения на этот счет можно почерпнуть из диссертационных работ М.М. Голосовского и О.Ю. Сатиной [3, 4].

В этой статье не преследовалась цель провести анализ всей совокупности и многогранности научных исследований, выполненных в то далекое время под руководством проф. Л.И. Свержевского. На нескольких ярких примерах хочется показать незаурядность Людвига Иосифовича не только как блестящего клинициста и организатора нашей специальности, но и как талантливого ученого.

Судя по всему, основные этапы деятельности ученого и руководимого им коллектива, отраженные в сборниках научных трудов, можно подразделить на 3 периода: до 1934 г. [5], до 1937 г. [6] и до 1940 г. [7]. Что характерно для первого периода? Из 51 статьи сборника 9 помещены в авторитетных европейских периодических изданиях (рис. 3—5).

Рисунок 3. Рис. 3.
Рисунок 4. Рис. 4.
Рисунок 5. Рис. 5.
И это в эпоху коллективизации и индустриализации!

Именно в этот период Николаем Федоровичем Поповым (1927) и Борисом Сергеевичем Преображенским (1930) впервые в мире прослежена динамика дегенеративно-дистрофического процесса во внутреннем ухе с исходом в тугоухость и глухоту. При этом был объективизирован «воздушный путь» при альтерирующем действии высокочастотных звуков на базальные отделы улитки и контактный (вибрационный) «чрескостный путь» повреждения апикальных отделов улитки при воздействии вибрации и низкочастотного шума.

Чуть позже проф. О.Г. Алевой-Майковой, работавшей под руководством Людвига Иосифовича с 1913 г., было высказано предположение о наличии так называемых «фазовых состояний» во внутреннем ухе, характеризующих стадию «доморфологических» функциональных нарушений в ушном лабиринте. В дальнейшем концепция фазовых состояний вестибулярного анализатора была обоснована ученицей Ольги Григорьевны проф. Н.С. Благовещенской.

Эти результаты были положены в основу целой серии научных работ более позднего периода, посвященных детализации метаболической составляющей виброакустического стресса. Исследования выполнены под руководством проф. В.Т. Пальчуна. Под руководством проф. Б.М. Сагаловича проведены уникальные клинико-экспериментальные исследования, посвященные фарматерапевтической протекции при стрессовых воздействиях на улитку ушного лабиринта.

Очерки по эндоназальной хирургии околоносовых пазух и слезоотводящих путей, представленные проф. Ф.С. Бокштейном, задолго до наших европейских коллег положили начало функциональной органосохраняющей хирургии образований полости носа и параназальной зоны. «Вступление нашей специальности на широкий хирургический путь сопровождалось естественным уклоном в сторону радикализма (…) Но теперь этот период прошел и настало время оглянуться назад и подвести некоторые итоги (…) прежде всего в отношении хирургии придаточных полостей носа. Здесь определенно отмечается стремление заменить экстраназальную хирургию эндоназальной» — пишет Феликс Самойлович в 1924 г.

На следующем этапе (1934—1937) обращают на себя внимание работы А.М. Беляковой о токсическом воздействии (в частности, препаратов мышьяка) на ушной лабиринт при тягостных симптомах так называемого «внутреннего отита». Этими работами было положено начало разработке и внедрению в клиническую практику методов избирательной фармакологической деструкции сенсорного аппарата ушного лабиринта при болезни Меньера и полиэтиологическом изнуряющем субъективном ушном шуме.

Доктором В.Н. Заком представлены блестящие результаты свободной трансплантации в ринофациальной зоне. Свой обзор 1937 г. он начинает словами: «Доказывать целесообразность пластических операций в настоящее время во всяком крупном оториноларингологическом отделении, — это значит ломиться в открытую дверь». Эту фразу и сегодня можно считать лозунгом в вопросах междисциплинарного межевания.

Заключительный период деятельности Людвига Иосифовича (1937—1940) нашел свое отражение в Сборнике трудов Центрального отоларингологического института Наркомздрава РСФСР (1940). Этот период характеризует деятельность школы проф. Л.И. Свержевского в рамках Института оториноларингологии (рис. 6, 7).

Рисунок 6. Рис. 6.

Удивительная скромность звучит в предисловии ответственного редактора: «Прокладывание путей в исследовательской работе для вновь организованного, еще не сработавшегося коллектива, представляло трудную задачу, усложненную еще недостатком оборудования и помещений. Естественно, что эти условия создали на первых порах работы института некоторую многопроблемность». И тем не менее, несмотря на имевшуюся «многопроблемность», представлен уникальный цикл работ по хронаксии — учению, положенному в основу современных электроакустических методов исследования и коррекции слуха.

Безусловно, в представленной вашему вниманию статье нет претензий на глубокий перспективный анализ деятельности школы проф. Л.И. Свержевского. Хочется лишь несколькими, возможно, далеко не самыми яркими штрихами подчеркнуть незаурядность личности Людвига Иосифовича.

Может показаться, что научные исследования были доминантой деятельности ученого, абстрагированной от реальной клиники. Это, конечно, не так. За день в поликлиническое отделение клиники проф. Л.И. Свержевского могли обратиться до 600 человек и никто не получал отказа в помощи. Стационарное отделение на 85 коек всегда было переполнено тяжелыми хирургическими больными. Замечательно выступление проф. Л.И. Свержевского на IV Всесоюзном съезде оториноларингологов в 1937 г.: «Наконец, — говорил Людвиг Иосифович, — пришел к нам настоящий хозяин. Этот хозяин — клиника, наблюдение над больным человеком. Ведь теории меняются очень быстро. Иногда проходит 10—20 лет и теория может оказаться ложной, больной же человек остается, а правильные клинические наблюдения переживают столетия…»

В дополнение хочется продемонстрировать личные вещи Людвига Иосифовича, любезно переданные нашему Центру внучкой профессора Н.Е. Гиговской. Эти предметы являются гордостью нашего музея и позволяют нам почувствовать стиль удивительного во всех отношениях человека (рис. 7, 8, 9):

Рисунок 7. Рис. 7.
Рисунок 8. Рис. 8.
Рисунок 9. Рис. 9.

— Запонки из перламутра и платяная щетка из слоновой кости (рис. 10).

Рисунок 10. Рис. 10.

— Письменный прибор в стиле арт-деко из родонита в серебре (рис. 11).

Рисунок 11. Рис. 11.

— Бювар из оникса с накладкой из бронзы и надписью: «Искусство и наука — две родные сестры, и только тот, кто не знает их интимной жизни, может утверждать, что они не сошлись характерами. 6.V.1911» (рис. 12).

Рисунок 12. Рис. 12.

— Врачебный саквояж и лобный рефлектор (рис. 13).

Рисунок 13. Рис. 13.

— Три вещи всегда находились в тесном соседстве на столе Людвига Иосифовича: бронзовые статуэтки Гиппократа и Вольтера, блокнот с серебряной крышкой (рис. 14).

Рисунок 14. Рис. 14.

— Фото памятника на могиле Людвига Иосифовича (рис. 15),

Рисунок 15. Рис. 15.
установленного на Введенском кладбище его супругой Марией Григорьевной Соболевой (рис. 16).
Рисунок 16. Рис. 16.

— Дверная ручка, служившая всем, кто входил в здание Института уха, горла и носа на улице Россолимо (рис. 17).

Рисунок 17. Рис. 17.
Можете себе представить, сколько знаменитостей нашего дела держало в своих руках этот металл…

И вот теперь, кроме небольшого музея, перед корпусом Московского НПЦ оториноларингологии появится памятник Л.И. Свержевскому (рис. 18).

Рисунок 18. Рис. 18.

«Начиная работу, я внимательно изучил место, где будет установлен бюст. Место имеет огромное значение. Памятник патрону, основателю медицинского направления, расположенный перед корпусом больницы, должен вдохновлять нынешнее поколение специалистов-оториноларингологов на медицинские достижения и научные успехи», — рассказал в своей мастерской скульптор, народный художник России Александр Бурганов.

Бюст Свержевского, по замыслу Бурганова, — это прежде всего воплощение образа волевого, деятельного человека, талантливого ученого и блестящего организатора. Поэтому, изучая имеющийся визуальный материал, он остановил свой выбор на дореволюционной фотографии, где основоположник отечественной оториноларингологии запечатлен в самом расцвете сил, на пороге выдающихся свершений. Помощь скульптору оказывает внучка ученого, известный архитектор Наталия Гиговская. Она — единственная, кто помнит Свержевского живым, и ее замечания поистине бесценны. Пока модель бюста готова в глине. Затем, согласно технологии, пережив несколько перевоплощений в гипсе и воске, бюст будет отлит в бронзе и установлен на гранитный постамент. На нем, помимо текста, связанного с личностью Людвига Иосифовича, будут выбиты следующие слова: «Памятник установлен в 2011 г. на средства ОАО АК «Транснефть», пожертвованные Президентом компании Николаем Петровичем Токаревым».

Людвига Иосифовича не стало 30 апреля 1941 г. Обычно деятелю такого масштаба памятник на кладбище устанавливает государство, но в случае со Свержевским получилось иначе. Через два месяца началась Великая Отечественная война. Москва быстро стала прифронтовым городом, и в горячке тревожных событий этого сделано не было. Памятник мужу на Введенском кладбище на собственные средства установила жена. И сегодня компания «Транснефть», профинансировавшая установку бюста, возвращает долг и семье Свержевского, и всему сообществу российских оториноларингологов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.