В Ямало-Ненецком автономном округе на первом месте в структуре заболеваемости находятся сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) [1]. Среди них ведущее место занимают ишемическая болезнь сердца (ИБС) и артериальная гипертония (АГ). Это характерно не только для некоренного, но и коренного населения Крайнего Севера (КС). В связи с этим представляется чрезвычайно важным изучение особенностей течения ИБС и АГ не только среди некоренного населения, но и в значительной мере среди коренного населения [2]. Вполне очевидно, что проживание коренных народностей веками в регионах КС способствовало длительной адаптации их к экстремальной среде обитания и выработало у них наиболее рациональный образ жизни [3, 4]. Однако урбанизация северных территорий и изменение экологической ситуации привели к изменению образа жизни коренных народов Севера, что увеличило ранее не характерные для них ССЗ [5-7]. При масштабном освоении Севера не учитывались культурные традиции, которые во многом противоположны образу жизни, свойственному технократической цивилизации. Так, требуемая оседлость способствовала ускорению истощения биологических природных ресурсов тундры и отчуждению народов Севера от традиционного хозяйственного быта. Изменение рационов, условий труда и отдыха, появление привычных интоксикаций и другие факты привели к развитию и распространению ИБС и АГ среди коренного населения.
Материалы и методы
Работа выполнялась на базе Салехардской окружной клинической больницы. Для участия в исследовании отбирали пациентов, страдающих только АГ, а также страдающих АГ в сочетании с ИБС. АГ диагностировали на основании повторных измерений клинического артериального давления (АД) в соответствии с рекомендациями по АГ [8]. Диагноз ИБС верифицирован с помощью нагрузочных тестов и коронарографии. Для выявления атеросклеротического поражения сонных артерий (СА) проводили дуплексное сканирование брахиоцефальных сосудов на экстракраниальном уровне аппаратом фирмы «Acuson» (США) линейным датчиком с частотой 5-7 МГц. Измерение толщины комплекса интима-медиа (ТИМ) общей сонной артерии (ОСА) проводили следующим образом: определяли дистальную точку дистального сантиметра задней стенки ОСА, для этого проводили перпендикуляр от передней к задней стенке в месте перехода ОСА во внутреннюю СА, проксимальную точку определяли отступив 1 см, а среднюю - между дистальной и проксимальной границами исследуемого сантиметра задней стенки ОСА, затем выполняли количественную оценку ТИМ в дистальной, средней и проксимальной точках задней стенки ОСА и вычисляли среднее значение [9, 10]. В соответствии с рекомендациями ВНОК нормальной ТИМ считается 0,9 мм. Критерием атеросклеротической бляшки является локальное увеличение ТИМ 1,5 мм и более. В исследовании оценивали выраженность стеноза брахиоцефальных артерий (БЦА) путем измерения степени стеноза в В-режиме и допплерографически - по выраженности нарушений локальной гемодинамики в зоне стеноза. Процент стеноза определяли на основании измерения диаметра сосуда NASCET (North American Symptomatic Carotid Endarterectomy Trail) по формуле NASCET=(В – А)/В·100%, где В - диаметр неизмененной внутренней сонной артерии (ВСА) дистальнее луковицы, где стенки артерии параллельны; А - остаточный просвет в области максимального сужения. Кроме того, процент стеноза определяли на основании измерения площади поперечного сечения, измеренной по границе медии и адвентиции на уровне максимального сужения артерии. Использование того или иного метода расчета степени стеноза по В-режиму определяли качеством визуализации бляшки в поперечном скане [11-13].
В анализах крови, взятых на этапе включения в исследование, определяли уровни общего холестерина (ОХС), триглицеридов (ТГ), липопротеидов высокой плотности (ЛПВП), липопротеидов низкой плотности (ЛПВП) и липопротеидов очень низкой плотности (ЛПОНП), а также рассчитывали холестериновый индекс атерогенности (ИА).
Всего обследованы 200 пациентов, которые разделены на 4 группы по 50 пациентов в каждой: 1-я - коренные жители, страдающие только АГ (38% мужчин, 62% женщин), 2-я - некоренное население с АГ (40% мужчин и 60% женщин). Средний возраст пациентов, страдающих только АГ, составил 44,0±1,3 года.
В 3-ю группу вошли коренные пациенты, страдающие ИБС и АГ (36% мужчин, 64% женщин) и в 4-ю - некоренной контингент с ИБС и АГ (26% мужчин, 74% женщин). Средний возраст пациентов с ИБС и АГ составил 52,4±0,4 года. Группы пациентов сопоставимы по возрасту, полу, наличию хронической ИБС и функциональному классу стенокардии напряжения (СН) (табл. 1).
В 1-й группе (коренное население с АГ) доля пациентов с АГ 2-й степени составила 92%, с АГ 3-й степени - 8%, во 2-й группе (некоренное население с АГ) - 80 и 18% соответственно. В 3-й группе (коренное население с ИБС и АГ) больных АГ 2-й степени зарегистрировано 60%, АГ 3-й степени - 40%, в 4-й (некоренное население с ИБС и АГ) - 84 и 16% соответственно. У большинства больных с хронической формой ИБС определен II функциональный класс СН. У коренных пациентов, страдающих ИБС и АГ, выявлено достоверно большее распространение таких факторов риска, как курение и злоупотребление алкоголем (см. табл. 1).
Критерием включения в исследование, помимо наличия АГ, ИБС и АГ, являлся синусовый ритм на электрокардиограмме покоя. Критерии исключения: абдоминальное ожирение (индекс массы тела более 29,9 кг/м2), заболевания щитовидной железы, наличие органического ССЗ (кардиомиопатии, миокардиты, эндокардиты, перикардиты, пороки, опухоли сердца, поражение сердца при ревматизме), черепно-мозговые травмы в анамнезе, сахарный диабет, нейроциркуляторная дистония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, нарушения ритма и проводимости сердца: дисфункция синусного узла, экстрасистолия, фибрилляция, трепетание предсердий.
Использовали следующие методы статистического анализа: проверка нормальности распределения количественных признаков с помощью критерия Колмогорова-Смирнова; анализ таблиц сопряженности с помощью критерия &khgr;2; сравнение порядковых качественных и количественных данных с распределением, отличным от нормального, с помощью критерия Манна-Уитни; нормально распределенные количественные данные - с помощью критерия t Стьюдента для независимых выборок. Для оценки связи между данными применяли корреляционный анализ по Спирмену. Количественные параметры представлены в виде М±m, где М - среднее, m - ошибка среднего. Различия считали статистически значимыми при р<0,05. Анализ данных проводили с помощью пакетов программ SPSS (SPSS Inc., США) и Statistica (StatSoft, США) [14].
Результаты и обсуждение
Измерение ТИМ ОСА - уникальный подход, позволяющий выявить атеросклеротические изменения сосудов и отражающий патофизиологические процессы поражения органа-мишени. Теоретически увеличение ТИМ соответствует 2-й стадии развития атеросклероза, проявляется утолщением стенки сосуда, которое хорошо визуализируется при сканировании СА в В-режиме.
В ходе нашего исследования при оценке результатов ДС БЦА на экстракраниальном уровне выявлено, что у пациентов, страдающих только АГ, средняя ТИМ ОСА достоверно превышала определенную рекомендациями верхнюю границу нормы для ТИМ (табл. 2, 3).
Анализ липидного состава крови в 1-й группе не выявил нарушений липидного обмена; во 2-й группе обнаружен погранично повышенный уровень ОХС (табл. 4).
Анализ результатов липидного состава крови показал, что ИА превышал рекомендуемое значение в обеих группах, причем в группе некоренного населения был выше, что обусловлено более низким содержанием ЛПВП на фоне более высокой концентрации ТГ(p=0,04) и ЛПОНП (p=0,02) по сравнению с таковыми в группе коренного населения. Атерогенность у коренных жителей, страдающих ИБС и АГ, характеризовалась содержанием ОХС и ЛПНП, которое превышало оптимальное значение в абсолютных цифрах и оказалось выше, чем в группе некоренного населения.
Заключение
Анализ результатов ДС БЦА позволил выявить у всех обследованных пациентов увеличение ТИМ ОСА при достоверно больших значениях этого параметра у коренного населения. В группе коренных жителей, страдающих ИБС и АГ, липидный состав крови оказался менее атерогенным, чем у некоренного населения, что может быть следствием оптимального уровня ЛПВП. Атерогенность липидного состава крови у некоренных жителей, страдающих ИБС и АГ, характеризовалась достоверно более высоким уровнем ЛПОНП и ТГ на фоне низкого содержания ЛПВП по сравнению с таковым у представителей коренного населения.