Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Корнева В.А.

Кафедра факультетской терапии, инфекционных болезней и эпидемиологии Петрозаводского государственного университета;
НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН;
Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова Минздрава России

Кузнецова Т.Ю.

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», Саранск, Россия;
ГБУЗ РМ «Мордовская республиканская клиническая больница», Саранск, Россия

Мандельштам М.Ю.

Кафедра факультетской терапии, инфекционных болезней и эпидемиологии Петрозаводского государственного университета;
НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН;
Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова Минздрава России

Константинов В.О.

Кафедра факультетской терапии, инфекционных болезней и эпидемиологии Петрозаводского государственного университета;
НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН;
Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова Минздрава России

Васильев В.Б.

Кафедра факультетской терапии, инфекционных болезней и эпидемиологии Петрозаводского государственного университета;
НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН;
Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова Минздрава России

Особенности клинических проявлений атеросклероза при семейной гиперхолестеринемии

Авторы:

Корнева В.А., Кузнецова Т.Ю., Мандельштам М.Ю., Константинов В.О., Васильев В.Б.

Подробнее об авторах

Журнал: Терапевтический архив. 2014;86(1): 18‑22

Просмотров: 2666

Загрузок: 401

Как цитировать:

Корнева В.А., Кузнецова Т.Ю., Мандельштам М.Ю., Константинов В.О., Васильев В.Б. Особенности клинических проявлений атеросклероза при семейной гиперхолестеринемии. Терапевтический архив. 2014;86(1):18‑22.
Korneva VA, Kuznetzova TYu, Mandel'shtam MIu, Konstantinov VO, Vasil'ev VB. The clinical manifestations of atherosclerosis in familial hypercholesterolemia. Therapeutic Archive. 2014;86(1):18‑22. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ор­га­ни­за­ция дис­пан­сер­но-ди­на­ми­чес­ко­го наб­лю­де­ния па­ци­ен­тов с дис­ли­пи­де­ми­ей: опыт Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(5):17-22

Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) - ведущая причина смерти в России. Несмотря на то что в последние 3 года наметилась тенденция снижения летальных исходов от ССЗ в нашей стране, этот показатель более чем в 3 раза выше, чем в экономически развитых странах [1]. Следует отметить высокую распространенность в России основных факторов риска (ФР) развития ССЗ, причем гиперхолестеринемия является одним из наиболее часто встречающихся (у мужчин 56,9%, у женщин 55%) [2]. Контроль ФР даже у больных ССЗ остается неадекватным. По результатам исследования EUROASPIRE III, в котором принимали участие 22 европейские страны, в том числе Россия, даже у больных, перенесших острые коронарные эпизоды и вмешательства по реваскуляризации миокарда, не достигается надлежащий контроль уровня холестерина (ХС), глюкозы, артериального давления, не корригируется психологическое состояние [1, 2].

Семейная гиперхолестеринемия (СГХС) - наследуемое по аутосомно-доминантному типу заболевание, характеризующееся высоким содержанием в плазме крови липопротеидов низкой плотности (ЛПНП), наличием кожных и сухожильных ксантом и высоким риском раннего развития ишемической болезни сердца (ИБС) [3, 4].

Гомозиготная форма развивается в случае, если дефектные гены рецептора ЛПНП наследуются от обоих родителей, что встречается крайне редко, в среднем 1:1 000 000 в общей популяции. У этих пациентов уровень ХС ЛПНП повышен приблизительно в 4-5 раз и уже в детстве развивается тяжелый распространенный атеросклероз; без лечения продолжительность жизни, как правило, не превышает 30 лет.

Гетерозиготная форма СГХС, при которой имеется дефект лишь одной копии гена рецептора ЛПНП, - одно из самых частых наследственных заболеваний, его распространенность составляет 1:500 в общей популяции. СГХС характеризуется чрезвычайной генетической гетерогенностью: в мире описано более 1000 мутаций гена рецептора ЛПНП, а в России - более 60 [5-7]. При этом каждая этническая группа имеет свои особенности [8-11].

На практике врачи, по-видимому, значительно чаще встречаются с СГХС, чем они предполагают, так как, несмотря на имеющиеся зарубежные и отечественные публикации, это заболевание плохо диагностируют и неадекватно лечат или вовсе не лечат даже при наличии классической симптоматики [6, 12].

Целью данного исследования было изучение особенностей клинических проявлений СГХС у жителей Карелии.

Материалы и методы

Обследовали 196 пациентов с СГХС (124 семьи), генетическое обследование выполнено у 109 (55,6%). Клиническое обследование включало оценку показателей липидного состава крови, глюкозы, гормонов щитовидной железы, электрокардиографию, суточное мониторирование электрокардиограммы, эхокардиографию, триплексное сканирование брахиоцефальных артерий и сосудов нижних конечностей, нагрузочные тесты, коронарографию (КГ) по показаниям. Большинство обследованных были русской национальности, проживали в Петрозаводске и в Республике Карелия. Диагноз СГХС устанавливали по критериям британского руководства Simon Broom [1].

Генетический анализ выполнен у 109 пациентов: проведены автоматизированный флюоресцентный SSCP-анализ, анализ полиморфизма длин рестриктивных фрагментов и прямое секвенирование ДНК на гелевом секвенаторе ALFExpress-2 («AmershamBiosciences») с использованием программы ALFWIN Sequence Analyzer. Исследована вся кодирующая область гена рецептора ЛПНП и осуществлен поиск мажорных мутаций в генах APOB и PCSK9.

В ходе генетического исследования у пациентов с СГХС в Карелии выявлены следующие особенности. В гене рецептора ЛПНП идентифицировано 13 мутаций (p.G20R, c.192del10/ins8, c. 195-196insT, p.S206R, c.925-931del7, p.S447C, p.I398I, p. L426P, L511S, c.1686del8/insT, p.L646I, p. N640N, c.2191delG), 7 из которых впервые в мире. Все мутации найдены в уникальных семьях и не встречались повторно. Мажорные мутации в генах APOB и PCSK9 не выявлены ни у одного из обследованный. Нами также показано, что «финские» мутации в гене рецептора ЛПНП не характерны для жителей Карелии [13].

Результаты

Средний возраст обследованных составил 48±2,3 года, 37% пациентов были моложе 40 лет. В группе было 31,3% мужчин. Средний возраст мужчин составил 52,7±2,8 года, женщин - 43,1±1,7 года. Уровни липидов в крови составили: общего холестерина (ОХС) от 8,5 до 16 ммоль/л, ЛПНП - от 4,9 до 11 ммоль/л, триглицеридов (ТГ) - от 1,7 до 3,8 ммоль/л, липопротеидов высокой плотности (ЛПВП) - от 0,9 до 2 ммоль/л.

Определенная СГХС диагностирована у 136 (69,4%) пациентов, вероятная - у 30,6%. Липоидная дуга выявлена в 26% случаев, сухожильные ксантомы - в 17,3%, ксантелазмы век - в 34,9%.

У 52 (26,3%) пациентов обнаружены признаки стенозирующего поражения брахиоцефальных артерий: у 41 (79%) - двустороннее стенозирующее поражение сонных артерий, у 18 (9,1%) - выраженное стенозирующее поражение сонных артерий. Перенесли острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) 12 (6,1%) больных. Каротидная эндартерэктомия выполнена 3 пациентам, облитерирующий атеросклероз сосудов нижних конечностей диагностирован у 9 (4,6%).

У 54 (27,5%) пациентов диагностирована ИБС, клинические формы которой распределились следующим образом: стенокардия напряжения у 20 (10,2%), острый инфаркт миокарда (ОИМ) - у 29 (14,8%), аритмическая форма (фибрилляция и трепетание предсердий, желудочковая экстрасистолия) - у 11 (5,6%).

Средний возраст дебюта ИБС составил 45,6 года, частота развития ОИМ в возрасте моложе 40 лет составила 26,3%, в возрасте 40-55 лет - 39,2%; у остальных ОИМ развился в возрасте старше 55 лет. Таким образом, у 65,5% пациентов первый ОИМ развился в возрасте моложе 55 лет. Наиболее частой локализацией ОИМ была передняя стенка левого желудочка (55%), ОИМ задней локализации перенесли 31% пациентов, циркулярно-верхушечный ОИМ - 14%. В 51,7% случаев ОИМ был трансмуральным. Повторные ОИМ перенесли 24,1% пациентов. Осложненное течение ОИМ отмечалось в 13,8% случаев (отек легких в 3,5%, аневризма левого желудочка в 7,9%, распространение ОИМ на правый желудочек в 3,4%, желудочковая тахикардия в 7,9%).

Приводим клинический пример раннего и тяжелого течения ОИМ.

Пациентка Л., 29 лет, курильщик, индекс массы тела 27 кг/м2, госпитализирована в кардиологическое отделение РБ им. В.А. Баранова, установлен диагноз: ИБС, острый циркулярно-верхушечный Q-инфаркт миокарда. Тромболитическая терапия алтеплазой. Желудочковая тахикардия. Нарушение проведения по типу синоатриальной блокады II степени. Ранняя постинфарктная стенокардия. По данным КГ: ствол левой коронарной артерии (ЛКА) короткий, эксцентрический стеноз до 50%. Передняя нисходящая артерия: стеноз первого сегмента 70%, окклюзия второго сегмента. Огибающая артерия: «рассыпной» тип, бифуркационный стеноз до 50%, дистальный стеноз огибающей артерии 80%. Правая коронарная артерия (ПКА): стеноз в проксимальном сегменте (в устье до 90%, в среднем сегменте 90%), протяженный. В связи с ранней постинфарктной стенокардией выполнено стентирование ПКА в среднем отделе. С учетом молодого возраста обследована, при этом исключены антифосфолипидный синдром, тромбофилия, вторичная дислипидемия. Липидный состав крови: ОХС 9 ммоль/л, ЛПВП 1,3 ммоль/л, ЛПНП 6,37 ммоль/л, ТГ 0,76 ммоль/л. Впервые диагностировано нарушение толерантности к глюкозе (уровень глюкозы в крови 6,5 ммоль/л). Толщина комплекса интима-медиа (ТИМ) сонных артерий 0,8 мм (что по данным V пересмотра рекомендаций по атеросклерозу [1] является величиной, превышающей норму для данной возрастной категории). При осмотре выявлена липоидная дуга роговицы, ксантом, ксантелазмов нет.

Данные семейного анамнеза: мать перенесла ОИМ в возрасте 37 лет, умерла от ОНМК в 46 лет, отца не помнит, у сестры 26 лет при осмотре выявлена липоидная дуга роговицы, в биохимическом анализе крови: ОХС 8,8-9,8 ммоль/л, ТГ 1,4 ммоль/л, ЛПВП 2,2 ммоль/л, ЛПНП 5,95 ммоль/л. Клинические проявления ИБС отсутствуют. Дочь пробанда, 7 лет: липоидной дуги роговицы, ксантом, ксантелазм век не выявлено. Липидный состав крови: ОХС 3 ммоль/л, ТГ 0,65 ммоль/л, ЛПВП 0,8 ммоль/л, ЛПНП 2,2 ммоль/л.

Таким образом, у пациентки установлено раннее развитие атеросклероза в виде многососудистого поражения коронарного русла и развития ремоделирования сонных артерий с увеличением ТИМ до 0,8 мм на фоне выраженной дислипидемии и отягощенной наследственности. Данные генетического обследования: мутация в 9-м экзоне гена рецептора ЛПНП с.1194 С/Т. Среди наблюдаемых нами пациентов это единственный случай дебюта ИБС с ОИМ в возрасте моложе 30 лет.

У 18 (9,1%) пациентов выполнена КГ. В 4 (2,04%) случаях выявлено стенозирующее поражение ПКА, в 8 (4,08%) - поражение преимущественно в бассейне ЛКА, в 6 (3,06%) поражения коронарного бассейна носили многососудистый характер. Реконструктивные операции на коронарных сосудах выполнены 8 (4,08%) пациентам.

Сроки наблюдения за группой пациентов составили в нашем исследовании от 3 до10 лет. За 10 лет умерли 3 человека. Один из умерших пациент 55 лет с повторным ОИМ, 2 пациентки старше 77 лет, летальный исход наступил вследствие прогрессирования осложнений ИБС.

Среди обследованных пациентов продолжают постоянный прием статинов 105 (53,5%), комбинированную терапию (с эзетролом) - 4 (2,04%). Целевые уровни липидов в крови на фоне лечения статинами достигнуты в 27% случаев. Основные причины недостаточного снижения уровня липидов: выраженная дислипидемия и, как следствие, неэффективность монотерапии (22,3%), невозможность применения максимальных доз статинов из-за трансаминитов, миалгий (45,7%), а также по социальным причинам (27%). У 3 пациентов на фоне комбинированной терапии удалось снизить уровни липидов в крови до целевых.

Обсуждение

Одним из характерных клинических признаков СГХС являются ксантомы. В большинстве зарубежных исследований показано, что частота формирования ксантом у гетерозигот растет с увеличением возраста [14], а у 20% пациентов сухожильные ксантомы так и не развиваются [12]. В нашем исследовании также отмечена низкая распространенность сухожильных ксантом (17,3%). Точные причины того, что ксантомы развиваются не у всех пациентов даже при наличии одной и той же мутации рецептора ЛПНП, до сих пор неизвестны.

Липоидная дуга роговицы является признаком, подтверждающим СГХС у лиц моложе 70 лет, в старшей возрастной группе ее развитие связано с другими факторами [9, 12, 15]. У обследованных нами пациентов липоидная дуга встречалась несколько реже (26%), чем в других исследованиях. Так, по данным исследований Т.А. Рожковой [12], этот признак выявлялся у 1/3 пациентов. Именно нарушения липидного состава крови были основным критерием, который позволял предположить СГХС у обследованных нами пациентов.

Больные с СГХС представляют популяцию лиц с высоким риском развития ранней ИБС. Исследования, проведенные в мире среди этих пациентов еще до появления эффективных гиполипидемических средств, показали, что у гетерозигот мужского пола ИБС манифестирует в среднем в возрасте 40 лет, а у женщин на 10-15 лет позже [16]. При гетерозиготной форме СГХС шанс перенести ОИМ к 50 годам составляет 50% для мужчин и 15% для женщин, к 60 годам - 85 и 50% соответственно [16]. У наших пациентов в 65,5% случаев первый ОИМ развился в возрасте моложе 55 лет. Несмотря на то что СГХС является моногенным заболеванием, скорость развития атеросклеротического поражения артерий у разных пациентов иногда значительно различается, даже среди носителей одной и той же мутации. Это связано с влиянием не только степени нарушения опосредованного рецепторами катаболизма ЛПНП у данного пациента, но и наличием других ФР, которые ассоциируются с развитием атеросклероза в общей популяции - курения, артериальной гипертонии, сахарного диабета и др. [8, 9, 16].

Особенностью описанного нами клинического случая являлось раннее развитие ОИМ у 29-летней женщины. По данным литературы, вероятность ОИМ в возрасте моложе 30 лет у женщин с СГХС составляет менее 1%, у мужчин - 5% [16]. Следует отметить, что помимо дислипидемии у пациентки имелись другие ФР развития атеросклероза, такие как отягощенная наследственность, курение, избыточная масса тела, нарушение толерантности к глюкозе.

В практической деятельности врачи мало значения придают обследованию родственников даже если известно о выявлении заболевания у кого-либо из членов семьи [10]. Так, по данным швейцарских исследователей [17], из 50% откликнувшихся на контакт с исследователями родственников больных с СГХС у 90% уровень ОХС был измерен ранее и 80% знали о том, что он был повышен. Однако лишь менее 10% знали свой результат в численном измерении, а диагноз СГХС установлен менее чем у 1% родственников [16]. В то же время, по данным R. Williams и соавт. [18], поиск гетерозиготы СГХС среди родственников в 10 раз эффективнее, чем скрининговые обследования для оценки уровня ОХС в популяции.

Отдельной проблемой является лечение пациентов с СГХС. Медикаментозная терапия позволяет снизить уровень ЛПНП на 40-50%, что недостижимо при соблюдении только диеты [16]. Статины - препараты первого ряда в схеме лечения пациентов с СГХС [10, 15, 16]. По данным Б.М. Липовецкого [9], при адекватном лечении статинами продолжительность жизни больных с СГХС увеличивается в среднем на 11 лет. Пациенты с СГХС отвечают на терапию статинами вследствие оставшейся нормальной аллели, которая способна регулировать количество функционирующих рецепторов ЛПНП. Целевые уровни при лечении пациентов с СГХС без ИБС соответствуют таковым в группе высокого риска. Однако остается проблема низкая частота применения статинов в амбулаторной практике: средняя продолжительность лечения достигает всего 5 мес [12]. По нашим данным, продолжают постоянный прием статинов 53,5% пациентов. Целевые уровни липидов в крови на фоне лечения статинами достигнуты у 27% человек. Как уже отмечено, основными причинами недостаточного снижения уровня липидов в обследуемой группе служат неэффективность монотерапии вследствие выраженной гиперхолестеринемии (22,3%), невозможность применения максимальных доз статинов из-за побочных действий (45,7%), а также отказ от их приема по различным социальным причинам (27%).

Заключение

Выявлены следующие особенности клинических проявлений атеросклероза у пациентов с СГХС в Карелии: средний возраст обследованных 48 лет, преобладают женщины (69%); основной критерий диагностики СГХС - выраженная первичная дислипидемия, в то время как характерные для СГХС «стигмы» встречаются редко: липоидная дуга роговицы в 26% случаев, ксантелазмы век - в 34%, сухожильные ксантомы - в 17,3%. Наиболее характерные особенности течения ИБС у пациентов с СГХС - средний возраст дебюта болезни 45 лет, развитие ОИМ в возрасте моложе 55 лет в 65,5% случаев, моложе 40 лет - в 26,3%; частота развития повторных ОИМ достигает 24%, в 51,7% ОИМ носит трансмуральный характер. У 26,3% больных выявлены признаки стенозирующего поражения брахиоцефальных артерий, у 4,6% - облитерирующий атеросклероз сосудов нижних конечностей. Достижение целевых уровней липидов в крови было возможным у ⅓ пациентов.

Работа выполнена в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.