Иогансон Е.В.

Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы Республики Татарстан, Казань, Россия

Аглиуллина Ф.А.

Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы Республики Татарстан, Казань, Россия

Кравцова О.А.

Кафедра биохимии, биотехнологии и фармакологии Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета, Казань, Россия

Судебно-медицинское значение зуба II шейного позвонка как исходного объекта для идентификационных ДНК-исследований

Авторы:

Иогансон Е.В., Аглиуллина Ф.А., Кравцова О.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1184

Загрузок: 21


Как цитировать:

Иогансон Е.В., Аглиуллина Ф.А., Кравцова О.А. Судебно-медицинское значение зуба II шейного позвонка как исходного объекта для идентификационных ДНК-исследований. Судебно-медицинская экспертиза. 2020;63(2):29‑31.
Ioganson EV, Agliullina FA, KravtsovA OA. Forensic value of the odontoid process of the second cervical vertebra as the initial object for DNA identification. Forensic Medical Expertise. 2020;63(2):29‑31. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20206302129

Проблема идентификации костных останков в судебно-медицинской практике остается актуальной до настоящего времени. Основным из наиболее достоверных методов идентификации является молекулярно-генетическая экспертиза, однако при ее проведении возникают сложности, связанные в первую очередь с получением ДНК в достаточной степени сохранности и пригодной для дальнейших исследований.

Известно, что степень сохранности ДНК в различных костях скелета человека существенно различается. На сохранность ДНК влияет множество факторов эндогенного и экзогенного характера: активность ДНКаз, влажность, характер почвы, воздействие высоких температур [1—5]. Кроме того, в распоряжение экспертов-генетиков поступают не все кости скелета, нередко это только фрагменты каких-либо костей. При осмотре места захоронения (обнаружения) скелетированные останки в силу различных причин могут извлекаться не полностью, и выбор источника для выделения ДНК в таких случаях весьма ограничен. Таким образом, существует острая необходимость в поиске новых источников получения пригодной для идентификации ДНК из костных останков.

Цель работы — определение пригодности использования фрагментов скелета из захоронений давностью более 50 лет для ДНК-идентификационного анализа.

В лабораторию Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ были доставлены костные останки, представленные фрагментами плечевой и височной костей, ключицей, II шейным позвонком (рис. 1 на цв. вклейке) и тремя молярами. После соответствующей подготовки из каждого фрагмента получили костный порошок в количестве около 300—400 мг для последующего выделения ДНК.

Рис. 1. Костные останки (фрагменты), представленные на исследование. 1 — плечевая кость, 2 — ключица, 3— височная кость, 4 — II шейный позвонок.

Для экстракции ДНК использовали набор реагентов PrepFiler Forensic DNA Extraction Kit («Applied Biosystems», США) согласно стандартному протоколу для выделения ДНК из костей. Материал предварительно инкубировали 18 ч при температуре 56 °С в буфере PrepFiler BTA Lysis Buffer (Applied Biosystems, США) с добавлением DTT и протеиназы К. Анализ матричной активности препаратов проводили с помощью полимеразной цепной реакции с использованием количественной энзиматической амплификации ДНК Quantifiler Human DNA Quantification Kit («Applied Biosystems», США). Для типирования полиморфных STR-локусов применяли панели AmpFLSTR Identifiler Plus PCR Amplification Kit и AmpFlSTR Yfiler PCR Amplification Kit («Applied Biosystems», США).

Особенностью данного исследования явилось то, что материал был получен в том числе из II шейного позвонка. Из практики известно, что в позвонках ДНК практически не сохраняется. Тем не менее была предпринята попытка выделить ДНК из указанного объекта. Использовали не весь позвонок, а только зуб, поскольку при осмотре визуально установлена более высокая степень его сохранности по сравнению с телом позвонка.

В результате в препаратах ДНК, полученных из двух моляров, а также из зуба II шейного позвонка, установлена достаточная для дальнейшего анализа концентрация ДНК: 0,020, 0,035 и 0,096 нг/мкл соответственно. В препаратах ДНК, полученных из зуба (моляра) № 3, фрагмента плечевой кости, ключицы и фрагмента височной кости, концентрация ДНК оказалась ниже предельного порога чувствительности используемого метода типирования.

При типировании полиморфных STR-локусов в препаратах ДНК, полученных из моляров №1 и № 2, установили индивидуальный генетический профиль (рис. 2, а, на цв. вклейке). Идентичный профиль получен в препарате ДНК из зуба II шейного позвонка (рис. 2, б, на цв. вклейке). Кроме того, из указанных объектов получили профили ДНК Y-хромосомы, аналогичные друг другу (рис. 3 на цв. вклейке).

Рис. 2. STR-профиль аутосомной ДНК зуба №1 (а) и зуба II шейного позвонка (б).

Рис. 3. STR-профиль маркеров Y-хромосомы зуба №1 (а) и зуба II шейного позвонка (б).

Далее предприняли попытку установить условия, способствующие такой высокой степени сохранности ДНК в зубе II шейного позвонка.

В литературе не нашли сведений об использовании позвонков человеческого скелета в качестве источника для извлечения ДНК. Тем не менее существуют анатомические и структурные предпосылки, чтобы использовать II шейный позвонок в качестве исходного материала для выделения ДНК [6].

Два первых шейных позвонка считаются отдельными «единицами» с уникальным строением, которое отличает их от всех последующих позвонков. Первый (I) позвонок — атлант состоит из двух дуг, соединенных костными утолщениями (латеральные массы), и представляет собой кольцо с суставными впадинами, контактирующими с поверхностью соседнего позвонка.

Второй (II) шейный позвонок — осевой — имеет крупный костный шип — зуб. Соединение зуба и кольца атланта, зафиксированное мощным связочным аппаратом, позволяет черепу совершать движения с максимальной свободой в двух плоскостях.

Предположили, что в зубе II шейного позвонка костная ткань сохраняется лучше, чем в теле, благодаря его особому строению. Для подтверждения этого факта провели гистологическое исследование костной ткани зуба и тела II шейного позвонка.

Предварительно зуб и тело позвонка подвергали декальцинации (декальцинирующий раствор электролитный; производитель — ООО «Первая лабораторная компания», Санкт-Петербург), после чего заключали в парафин. Гистологические срезы изготавливали на ротационном микротоме LEICA RM 2235. Препараты окрашивали гематоксилином и эозином. Полученные препараты изучали на микроскопе Axio Lab A1. Использовали световую микроскопию при увеличении 200.

Установили, что в гистологических препаратах поперечных срезов зуба II шейного позвонка хорошо различимы остеоны с гаверсовыми каналами (каналы остеона), сохранены и четко контурируются пластинчатые структуры костных балок. Лакуны остеоцитов имеют четкие контуры, остеоциты отсутствуют (рис. 4, а, на цв. вклейке). В гистологических препаратах тела II позвонка различимы остеоны с гаверсовыми каналами, однако контуры костных пластинок нечеткие, имеются многочисленные полости и радиальные трещины. Лакуны остеоцитов контурированы слабо. Между остеонами — многочисленные полости и трещины (рис. 4, б, на цв. вклейке). Таким образом, признаки разрушения костной ткани в зубе II шейного позвонка выражены слабо, а в теле этого позвонка значительны.

Рис. 4. Структура костной ткани II шейного позвонка. Окраска гематоксилином и эозином. Ув. 200. а — зуб; б — тело позвонка.

Заключение

Результаты проведенного исследования позволяют рекомендовать использовать зуб II шейного позвонка в качестве исходного материала при проведении ДНК-идентификационного анализа. По-видимому, особенности анатомического строения срединного и латеральных атлантоосевых суставов обеспечивают высокую степень сохранности эндогенной ДНК.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.