Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Калёкин Р.А.

Лаборатория судебно-химических и химико-токсикологических исследований ФГБУ "Российский центр судебно-медицинских экспертиз" Минздрава России, Москва, Россия, 125284

Салтыкова О.В.

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва, Россия, 119991

Родионова Г.М.

Кафедра фармацевтической и токсикологической химии им. А.П. Арзамасцева Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва, Россия, 119991

Гегечкори В.И.

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва, Россия, 119991

Орлова А.М.

Лаборатория судебно-химических и химико-токсикологических исследований ФГБУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" Минздравсоцразвития России, Москва

Изучение прегабалина и лоразепама при совместном присутствии для целей химико-токсикологического исследования

Авторы:

Калёкин Р.А., Салтыкова О.В., Родионова Г.М., Гегечкори В.И., Орлова А.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 3912

Загрузок: 91


Как цитировать:

Калёкин Р.А., Салтыкова О.В., Родионова Г.М., Гегечкори В.И., Орлова А.М. Изучение прегабалина и лоразепама при совместном присутствии для целей химико-токсикологического исследования. Судебно-медицинская экспертиза. 2020;63(1):36‑41.
Kalekin RA, Saltykova OV, Rodionova GM, Gegechkori VI, Orlova AM. On the issue of the detection of pregabalin and lorazepam in the cases of their joint presence for the purpose of chemical toxicological studies. Forensic Medical Expertise. 2020;63(1):36‑41. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20206301136

Рекомендуем статьи по данной теме:
Су­деб­но-хи­ми­чес­кое и хи­ми­ко-ток­си­ко­ло­ги­чес­кое ис­сле­до­ва­ние ме­то­дом ВЭЖХ-МС/МС при от­рав­ле­нии ри­ци­ном. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(3):34-39

Прегабалин является структурным аналогом гамма-аминомасляной кислоты. Препарат синтезирован в 2004 г., производится американской корпорацией под торговым названием «Лирика». Он относится к фармакологической группе противосудорожных средств, применяется в психиатрии и неврологии. Прегабалин эффективен при эпилепсии, судорожных припадках, неврологической боли, генерализованных тревожных расстройствах [1, 2]. Лицензирован для терапии периферической и центральной нейропатической боли, а также в качестве комплексной терапии лиц с фокальными эпилептическими припадками [3]. В наркологии прегабалин используется при лечении лиц с зависимостью от психоактивных веществ (этанол, бензодиазепины) [4].

Применяют прегабалин как в монотерапии, так и в комбинациях с другими анксиолитиками, в частности лоразепамом.

Лоразепам — бензодиазепиновый анксиолитик кратковременного действия. В основе структуры лоразепама лежит 5-арил-1,4-бензодиазепин. Лоразепам синтезирован в 1963 г. для создания препарата с более выраженной транквилизирующей активностью. Впервые поступил в продажу в 1977 г. в США. Лоразепам до сих пор остается одним из наиболее применяемых и назначаемых бензодиазепинов в США и странах Западной Европы, включен в список наиболее необходимых лекарств Всемирной организацией здравоохранения [5, 6]. Единственным доступным на российском рынке препаратом лоразепама является Лорафен от фирмы «ПольфаТархомин», выпускаемый в виде таблеток по 1 и 2,5 мг.

Наряду с положительным терапевтическим эффектом прегабалин и лоразепам в определенных условиях (при передозировке, злоупотреблении, повышенной чувствительности организма) оказывают токсическое действие на организм человека. Длительное применение прегабалина и лоразепама вне зависимости от комбинации их между собой способно вызвать психологическую и физическую зависимость. В наиболее тяжелых случаях отравлений развивается кома [4, 5].

Возрастает число случаев немедицинского применения прегабалина и лоразепама, растет количество обращений лиц, принимавших какой-либо из этих двух препаратов, за амбулаторной или стационарной помощью. В связи с этим актуальна проблема разработки методик химико-токсикологического анализа (ХТА) отравлений данными препаратами.

Цель исследования — разработка способов обнаружения и изолирования прегабалина и лоразепама в моче пациентов при их совместном присутствии.

Химические свойства препаратов являются основой для составления схемы изолирования и обнаружения токсикантов (табл. 1).

Таблица 1. Сравнительная характеристика лоразепама и прегабалина
Мы учитывали данные фармакокинетики и пути метаболизма препаратов.

При пероральном введении прегабалин поглощается довольно быстро, достигая пиковой плазменной концентрации в течение 1 ч. Пероральная биодоступность прегабалина составляет 90% и более независимо от дозы. У человека объем распределения прегабалина при пероральном приеме составляет примерно 0,56 л/кг. Препарат не связывается с белками плазмы, практически не подвергается метаболизму. После приема меченого прегабалина примерно 98% радиоактивной метки определяется в моче в неизменном виде. Основным метаболитом является N-метилпрегабалин, доля которого, обнаруживаемая в моче, составляет 0,9% от дозы. Не отмечены признаки рацемизации S-энантиомера прегабалина в R-энантиомер [7—9].

Лоразепам из-за слабой жирорастворимости относительно медленно всасывается при пероральном применении, однако активно связывается с белками и метаболизируется в фармакологически неактивные метаболиты. Конъюгация с глюкуроновой кислотой является основным путем метаболизма лоразепама: 70—75% от введенной дозы выводится в виде лоразепама глюкуронида с мочой. Весь препарат полностью выводится из организма в течение 1 нед после назначения последней дозы [2, 9].

Материал и методы

Объектами исследования служили субстанция прегабалина «Sigma—Aldrich» (США) с чистотой 99,998%, таблетки Лорафен 2,5 мг, пробы мочи добровольцев, не содержащие исследуемые препараты.

Результаты и обсуждение

Предварительный анализ

Пробоподготовка. Некоторые условия пробоподготовки изучаемых аналитов из биологических жидкостей с помощью жидкость-жидкостной и твердофазной экстракции приведены в литературе [9, 10]. Мы применили следующие методики изолирования препаратов из мочи. Изолирование лоразепама: к 10 мл мочи добавляли NaOH до рН 10,0, экстрагировали дважды хлороформом двойным объемом. Изолирование прегабалина: к 10 мл мочи добавляли 1 г натрия хлорида, перемешивали; добавляли 5 мл изобутанола, встряхивали; центрифугировали 10 мин при 3000 об/мин; отбирали верхний слой.

Для обнаружения лоразепама в объектах после пробоподготовки использовали реакцию диазотирования и образования азокрасителя после кислотного гидролиза (исследование по аминобензофенонам). Аликвоту мочи, содержащую лоразепам, заливали 6н. НCl и нагревали при температуре 140—145 ˚С в течение 60 мин. Из гидролизата экстрагировали органическим растворителем при рН 6,0—8,0. Далее проводили диазотирование 5% раствором натрия нитрита и азосочетание в щелочной среде с β-нафтолом (бордово-красное окрашивание), с резорцином (желто-оранжевое окрашивание) или в умеренно кислой среде с N-α-нафтилэтилендиамином (красно-фиолетовое окрашивание).

Для предварительного обнаружения прегабалина как производного аминокислоты использовали нингидриновую пробу: при добавлении к 1 мл полученного после извлечения экстракта свежеприготовленного 1% раствора нингидрина в этаноле и нагревании в токе теплого воздуха появляется сине-фиолетовое окрашивание.

Данные реакции являются неспецифичными, поэтому использовать их необходимо в качестве предварительного исследования.

Кроме того, в качестве предварительных испытаний была использована тонкослойная хроматография.

Предварительно изучали хроматографическую по-движность исследуемых веществ в растворителях. На основании этих данных, физико-химических свойств аналитов и широко используемых в химико-токсикологическом анализе систем растворителей выбрали и исследовали 4 системы растворителей:

S1. Толуол—ацетон—этанол—25% аммиак (45:45:7:3).

S2. Изопропанол—ацетон—25% аммиак—вода (22:25:4:7).

S3. Циклогексан—толуол—ацетон (75:15:10).

S4. Хлороформ—ацетон (40:20).

Хроматографирование проводили на пластинках Sorbfill ПТСХ-АФ-В-УФ и Sorbfill ПТСХ-П-А (неподвижная фаза).

На линию старта наносили по 10 мкл рабочих образцов лоразепама и прегабалина в концентрации 0,1 мг/мл в этаноле. Хроматографирование в каждой системе растворителей проводили в шести повторностях с последующей статистической обработкой полученных результатов.

В качестве проявителей использовали:

1. УФ-лучи при длине волны 254 нм;

2. Пары йода (универсальный проявитель);

3. Реактив Драгендорфа.

Результаты ТСХ-скрининга лоразепама и прегабалина представлены в табл. 2.

Таблица 2. Значение Rf лоразепама и прегабалина в системах растворителей S1—S4

Данные хроматографической подвижности токсикантов в системах S1 и S2 на пластинках Sorbfill ПТСХ-АФ-В-УФ показывают эффективную разделяющую способность и обнаружение лоразепама и прегабалина методом ТСХ-скрининга.

Результаты исследования образцов мочи, не содержащих аналиты, исследовали на пластинках Sorbfill ПТСХ-АФ-В-УФ (табл. 3).

Таблица 3. Значение Rf соэкстрактивных веществ мочи, не содержащей прегабалина и лоразепама, в системах S1—S4

Из данных табл. 3 видно, что соэкстрактивные вещества мочи после изолирования «холостых» проб по предложенным для лоразепама и прегабалина методикам не оказывают влияния при ТСХ-скрининге токсикантов.

Методом ТСХ исследовали образцы мочи, содержащие лоразепам и прегабалин (табл. 4).

Таблица 4. ТСХ-скрининг биообъекта (моча) на наличие лоразепама и прегабалина

Анализ данных, представленных в табл. 4, показывает, что при ХТА прегабалина и лоразепама в моче система S2 подходит для двух типов пластинок, а систему S1 целесообразно использовать только для пластинки Sorbfill ПТСХ-АФ-В-УФ.

В качестве подтверждающих методов исследования (согласно Приказу М.З. РФ № 346н [11]) применили спектрофотометрию (в УФ- и ИК-областях) и метод ГХ-МС. Метод ВЭЖХ на данном этапе не использовали, хотя он перспективен, особенно при анализе прегабалина, и применяется в России и за рубежом [12, 13].

Спектроскопия в УФ- и видимой области

Исследования проводили с помощью спектрофотометра марки СФ-103 (Россия). Полностью автоматическое устройство позволяет в соответствии с заданной программой Spectr-1.0 for Windows 8 получать спектральные характеристики и спектры изучаемых лекарственных средств.

Измеряли спектральные характеристики в УФ-области поглощения лоразепама при длине волны в пределах 200—360 нм и концентрации препарата 10 мкг/мл с интервалом сканирования 1 нм в кювете с толщиной слоя 1 см. Характерные спектры для лоразепама наблюдали при длине волны от 232 нм. Для прегабалина при концентрации 10 мкг/мл в интервале поглощения 300—600 нм отметили характерные спектры с максимумами 402 и 572 нм в видимой области спектра. Для получения спектра прегабалина в видимой области получали окрашенное соединение путем реакции с добавлением окисленного 2,4-динитрофенилгидразина [14]. В УФ-области не наблюдали характерного спектра (отсутствие выраженного максимума и минимума) для прегабалина (рис. 1).

Рис. 1. УФ-спектры водных растворов лоразепама (а) и прегабалина (б) в исследованных образцах.

ИК-спектроскопия

Исследование проводили на инфракрасном спектрометре марки Nicolet Avatar 330FT-IR (США) с типом детектора DTGS при температуре воздуха 21,5 °С и влажности воздуха 16,6% (термогидрометр ИВА-6; Россия). После проведенной пробоподготовки получали ИК-спектры образцов извлечений из мочи прегабалина и лоразепама (рис. 2).

Рис. 2. ИК-спектр лоразепама (а) и прегабалина (б) в исследованных образцах мочи.
Полученные данные обрабатывали с помощью программного обеспечения OMNIC 6.0, устанавливаемого в стандартной комплектации к прибору.

Газовая хроматография в сочетании с масс-спектрометрией

Мочу здоровых добровольцев смешивали и для исследования использовали модельную смесь (моча + исследуемые вещества). Образец мочи объемом 10 мл центрифугировали в течение 10 мин при 3000 об/мин, далее 100 мкл пробы переносили в виалу, упаривали досуха в токе инертного газа (гелий) при комнатной температуре. Затем к сухому остатку добавляли дериватизирующий агент «mix» (смесь 10 мг аммония иодида, 5 мл MSTFA и 30 мкл этилмеркаптана) и выдерживали в термостате при температуре 80 ˚С в течение 30 мин в герметично закрытой виале. После охлаждения добавляли 50 мкл ацетонитрила, переносили в прибор и анализировали.

ГХ-МС анализ проводили на газовом хроматографе Trace GC Ultra с масс-селективным детектором DSQ II и автоинжектором TriPlus (Италия), оборудованным хроматографической кварцевой капиллярной колонкой НР-5MS фирмы «Agilent» (США) длиной 30 м, внутренним диаметром 0,25 мм, толщиной фазы 0,25 мкм (5% фенилметилполисилоксан). Газ-носитель — гелий, скорость потока газа-носителя через колонку 1,2 мл/мин, линейная скорость 41 см/с. Температура испарителя 280 °C. Режим программирования температуры термостата колонки: 115 °C — 3 мин, от 115 до 280 °C нагревали со скоростью 15 °С/мин и выдерживали 12 мин при конечной температуре. Общее время анализа 26 мин. Ввод пробы осуществляли в режиме без деления потока (splitless). Объем вводимой пробы 1 мкл, температура квадруполя 150 °C, температура источника ионов 230 °C. Использовали ионизацию электронным ударом при 70 эВ в режиме сканирования полного ионного потока (SCAN) в диапазоне от 50 до 600 m/z.

На хроматограмме (рис. 3)

Рис. 3. ГХ-хроматограмма исследованного образца мочи.
наблюдали высокую степень разделения прегабалина и лоразепама (время удерживания соответственно 6,6 и 14,7 мин).

Выводы

1. Предложенные подходы к пробоподготовке биообъекта и обнаружению лоразепама и прегабалина позволяют с достаточно высокой вероятностью определять токсиканты при их совместном присутствии. Эти подходы могут быть использованы при анализе мочи в случаях острых отравлений. Они пригодны при химико-токсикологическом анализе в качестве предварительного и подтверждающего исследования на наличие злоупотребления указанными лекарственными средствами.

2. Предложены 4 системы растворителей для тонкослойной хроматографии: толуол—ацетон—этанол—аммиак (45:45:7:3), изопропанол—ацетон—аммиак—вода (22:25:4:7), циклогексан—толуол—ацетон (74:15:10) и хлороформ—ацетон (40:20).

3. Представлены характеристики спектров лоразепама и прегабалина в УФ- и видимой области спектра по максимумам 232, 402 и 572 нм соответственно.

4. Предложены условия проведения анализа с помощью ГХ-МС для обнаружения лоразепама и прегабалина, позволяющие достоверно разделить пики этих препаратов на хроматограмме.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.