В настоящее время судебно-биохимическое отделение (далее Отделение) ГБУЗ Москвы «Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы» (далее Бюро) является частью отдела лабораторных и специальных исследований. Отделение имеет 53-летнюю историю своего развития.
С 2009 г. и по настоящее время Отделение располагается в новом комплексе зданий Бюро по адресу: Москва, Тарный проезд, д. 3. С 2017 г. в Отделении 4 врачебные должности, которые заняты 4 экспертами (из них 2 кандидата медицинских наук), 5 лаборантов и младший медицинский персонал. Заведует отделением Ольга Генриховна Асташкина — врач судебно-медицинский эксперт высшей квалификационной категории, доктор медицинских наук.
Впервые в Бюро судебно-биохимические исследования трупного материала начали проводить в 1965 г. Изначально биохимическая лаборатория была частью отдела общих химических методов исследования. В январе 1987 г. руководство Бюро приняло решение выделить Отделение как отдельную структурную единицу. В то время химические лаборатории Бюро располагались в 2-этажном здании в центре Москвы по адресу: площадь Борьбы, 13 «А». Руководила отделением врач-эксперт высшей квалификационной категории Агнесса Михайловна Наумова (1919—2006 гг.), которая с 1965 по 1987 г. являлась ответственным судебно-медицинским экспертом-биохимиком, а с 1987 по 2003 г. исполняла обязанности заведующего биохимическим отделением.
Всю Великую Отечественную войну А.М. Наумова работала врачом в военном поезде, перевозящем раненых с линии фронта в тыл. После войны Агнесса Михайловна долгие годы работала педиатром, врачом-инфекционистом. В 1965 г. по распоряжению Л.И. Велишевой (начальник Бюро с 18.01.1954 по 12.11.1985 г.) начала проводить биохимические исследования трупного материала в составе отделения общих химических методов исследования.
А.М. Наумова отдала судебной биохимии 39 лет и ушла на пенсию 31 декабря 2004 г. в возрасте 85 лет. Находясь на заслуженном отдыхе, она принимала участие в создании методических рекомендаций «Биохимические методы исследования в судебно-медицинской практике» (2008). На протяжении всего становления биохимического отделения лаборантом врача-эксперта А.М. Наумовой была фельдшер-лаборант высшей квалификационной категории Валентина Ивановна Шмелева, которая трудилась в отделении 46 лет.
Большинство методов, разработанных и внедренных в практическую деятельность Отделения А.М. Наумовой и в настоящее время являются актуальными, информативными и используются в судебной биохимии. Опыт ее работы бесценен. В годы становления Отделения его специалисты применяли биохимические методы, отвечающие актуальным задачам экспертной практики того времени. Необходимо отметить, что методы исследования судебной биохимии всегда были ограничены спецификой трупного материала, исследуемого при проведении судебно-медицинской экспертизы (гемолизированная, фибринолизная кровь, отсутствие плазмы, сыворотки, гнилостные изменения).
Основными объектами исследования судебной биохимии с 1965 по 1987 г. были кровь из бедренной вены, моча, фрагменты печени, миокарда, скелетной мышцы от трупов. Эти биологические объекты исследовали с помощью 4 методик: определение содержания глюкозы в крови и моче по Хагедорну, остаточного азота в крови по Аселю; количественная оценка гликогена в тканях печени, миокарда и скелетной мышце антроновым методом в модификации Зейфтера; определение активности холинэстеразы методом Хистрина в модификации Эйдельмана.
В дальнейшем (с 1987 по 1997 г.) в Отделении стали исследовать перикардиальную жидкость, в которой определяли содержание глюкозы и миоглобина; в крови из синусов твердой мозговой оболочки определяли содержание метгемоглобина. Для выявления глюкозы использовали ортотолуидиновый метод, на смену которому пришел глюкозооксидазный — ферментативный, более точный, специфичный и безопасный в отличие от канцерогенного ортотолуидинового. Были внедрены методы определения концентрации мочевины в реакции с диацетилмонооксимом и креатинина по цветной реакции Яффе. Содержание метгемоглобина в крови выявляли цианидным методом; с помощью этого метода определяли давность образования внутричерепных гематом. В этот период развития судебной биохимии в работу лаборатории был внедрен также метод качественного выявления в моче кетоновых тел, билирубина, уробилиногена.
С 1998 по 2009 г. список исследуемого материала заметно расширился. Наряду с этим с 2003 г. в Отделении активно ведется научная деятельность, продолжается освоение и внедрение в практическую работу новых современных методов исследования, адаптация уже существующих методик применительно к судебно-медицинской специфике.
К 2018 г. значительно расширился список определяемых биохимических показателей: сердечный тропонин-I, миоглобин, гликозилированный гемоглобин, АЛТ, АСТ, амилаза, общий и прямой билирубин, гамма-ГТ, щелочная фосфатаза, прокальцитонин в биожидкостях, активность лактатдегидрогеназы в тканях органов, гемин в подкожной основе.
В 2012 г. О.Г. Асташкина защитила докторскую диссертацию (научный консультант — проф. Е.С. Тучик) «Комплексная судебно-медицинская лабораторная диагностика причин внезапной смерти» [1]. Результаты диссертационной работы были внедрены в практическую деятельность Бюро СМЭ нашей страны в виде адаптированного 4-этапного алгоритма диагностики причин внезапной и/или скоропостижной смерти (патент № 2425637 от 10.08.11 «Способ диагностики причины смерти от сердечно-сосудистых заболеваний», О.Г. Асташкина и др.). Алгоритм включал выявление сердечного тропонина-I, глюкозы, миоглобина в крови из бедренной вены, правого и левого желудочков сердца, перикардиальной жидкости, определение активности лактатдегидрогеназы в 7 фрагментах миокарда левого желудочка [2].
В 2015 г. М.С. Мантаков защитил кандидатскую диссертацию «Судебно-медицинская оценка состояний пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях и падениях с большой высоты». В ней важная роль отведена биохимическим исследованиям, проведенным в Отделении [3]. Так, по результатам комплексного биохимического исследования (определение разницы содержания глюкозы в крови из бедренной вены и правого желудочка сердца и миоглобина в крови из бедренной вены, правого и левого желудочков сердца и перикардиальной жидкости с учетом алкоголемии) можно установить принадлежность погибших к категориям «водитель», «пассажир», «пешеход» при ДТП в условиях неочевидности, а также оценить активность участников ДТП в момент аварии. В этой работе доказана недопустимость консервации биообъектов для последующего посмертного биохимического исследования.
Сотрудниками Отделения выполнены биохимические исследования, результаты которых с учетом морфологических показателей обобщены и использованы врачом судебно-медицинским экспертом Бюро А.А. Чертовских (2015) при определении критериев диагностики странгуляционной асфиксии у трупов лиц пожилого возраста [4]. Все эти достижения легли в основу алгоритма проведения биохимического исследования при посмертной диагностике этого вида смерти: определение содержания глюкозы, миоглобина, сердечного тропонина-I в крови из синусов твердой мозговой оболочки, полости левого желудочка и бедренной вены, а также гемина в подкожной основе (не менее чем из 4 сегментов шеи по ходу странгуляционной борозды).
В Отделении были разработаны и предложены для экспертной практики диагностические профили, включающие определение биохимических показателей, характерных для того или иного патологического состояния, являющегося возможной причиной смерти. Основу диагностических профилей составили нормативные документы, в которых указаны нозологические формы, наиболее часто встречающиеся в судебно-медицинской практике [5].
Таким образом, за последние десятилетия сотрудниками Отделения Бюро разработаны уникальные методы качественного и количественного определения наркотических веществ группы опиатов в крови и моче трупа; диагностики причины смерти от сердечно-сосудистых заболеваний (ишемическая болезнь сердца, алкогольная кардиомиопатия) и интоксикации наркотическими веществами группы опиатов; разработаны способы подготовки биологической ткани органа трупа для хемилюминесцентного анализа, диагностики состояний, обусловливающих дорожно-транспортные происшествия, а также диагностики причины смерти от механической асфиксии по признаку Тучика—Чертовских—Асташкиной [6—15]. На все методики получено 13 патентов, выданных ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности».
В период с 2008 по 2012 г. сотрудниками Отделения составлены практические рекомендации для врачей судебно-медицинских экспертов: «Биохимические методы исследования в судебно-медицинской практике», «Биохимические методы исследования в судебно-медицинской практике для сотрудников прокуратуры», «Порядок взятия и направления биологических объектов на биохимическое исследование», «О порядке взятия и направления объектов для диагностики прижизненности повреждений по концентрации гемина». Вышли монографии «Дифференциальная диагностика ишемической болезни сердца и алкогольной кардиомиопатии» (2010), «Иммуноферментная диагностика опиатов при гнилостной трансформации трупа» (2010), «Судебно-биохимическая диагностика скоропостижной смерти» (2012), «Повешение лиц пожилого возраста» (2016) [16—19].
Врачи судебно-медицинские эксперты Отделения регулярно оказывают консультативную помощь судебно-медицинским экспертам-танатологам Бюро и активно взаимодействуют с региональными биохимическими отделениями Бюро СМЭ регионов России. На базе Отделения проходят теоретическую и практическую подготовку молодые специалисты (студенты, ординаторы, интерны, выпускники медицинских колледжей), а также, в рамках повышения квалификации, судебно-медицинские эксперты-биохимики.
Особо стоит отметить, что сотрудники Отделения продолжают активно заниматься научной деятельностью, совершенствуя биохимические исследования в судебно-медицинской практике. Дальнейшее развитие прикладной судебной биохимии осуществляется в следующих направлениях: создание новых диагностических профилей, совершенствование уже существующих и используемых в работе, применение иммуноферментного анализа, биофизических методов исследования, а также максимально возможное расширение спектра определяемых биохимических показателей, необходимых для решения важных и актуальных задач судебной медицины.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
*e-mail: astbiochem@mail.ru;
https://orcid.org/0000-0002-0000-8956