Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Леонова Е.Н.

Кафедра судебной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

Шакирьянова Ю.П.

ФГКУ «111-й Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» Министерства обороны России, Москва, Россия, 105229

Леонов С.В.

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва, Россия

Мосоян А.С.

Кафедра судебной медицины СПбГМУ им. И.П. Павлова

Пиголкин Ю.И.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Визуализация реконструкции криминального события методом 3D-моделирования

Авторы:

Леонова Е.Н., Шакирьянова Ю.П., Леонов С.В., Мосоян А.С., Пиголкин Ю.И.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1315 раз


Как цитировать:

Леонова Е.Н., Шакирьянова Ю.П., Леонов С.В., Мосоян А.С., Пиголкин Ю.И. Визуализация реконструкции криминального события методом 3D-моделирования. Судебно-медицинская экспертиза. 2018;61(1):52‑54.
Leonova EN, Shakir'janova JuP, Leonov SV, Mosoian AS, Pigolkin YuI. Visualization of the reconstruction of a criminal event by means of 3D-modeling. Forensic Medical Expertise. 2018;61(1):52‑54. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed201861152-54

Рекомендуем статьи по данной теме:

Сотрудники правоохранительных органов при назначении судебно-медицинских экспертиз по факту причинения травм различной локализации нередко ставят перед экспертами задачу по реконструкции ситуации, события преступления, отдельных его обстоятельств на основании представленных материалов уголовного дела и вещественных доказательств.

Реконструкция обстоятельств происшествия по следам широко применяется в зарубежной и отечественной судебно-медицинской практике [1—6]. Значительную роль при этом играют следы крови [1, 3, 5, 6]. При проведении трасологических экспертиз по установлению вида и механизма образования следов крови судебно-медицинские эксперты сталкиваются со значительными трудностями. Это обусловлено тем, что причинение множественных ран сопровождается значительным наружным кровотечением и образованием на месте происшествия многочисленных следов крови. Многообъектность следов дополняется сложностью визуализации места происшествия.

Фототаблицы, как правило, дают представление не о месте происшествия в целом, а об отдельных его участках в двухмерном представлении. По этим участкам сложно позиционировать источник кровотечения в трехмерном пространстве и высказать суждение о его возможных перемещениях. В связи с этим при выполнении таких экспертиз используют виртуальное трехмерное пространство компьютерных программ, что значительно облегчает работу, позволяет сформулировать научно обоснованные, наглядные и доказательные выводы, которые могут оказать помощь сотрудникам прокуратуры в раскрытии особо тяжких преступлений [2, 3].

На примере из нашей экспертной практики показана возможность максимально точной научной визуализации места происшествия в рамках проведения судебно-медицинской экспертизы.

Из обстоятельств дела известно, что «… неустановленное следствием лицо, проникнув в жилое помещение гр-на Д., нанесло ему ножом множественные колото-резаные ранения лица (3), левой ушной раковины (1), туловища (12) и конечностей (13), сопровождающиеся повреждениями подлежащих мягких тканей, магистральных сосудов (наружной и внутренней ветвей сонной артерии слева, наружной левой яремной вены) и легких. Данные повреждения осложнились обильной кровопотерей, что и явилось причиной смерти гр-на Д. После совершения убийства неустановленное лицо покинуло место происшествия…».

При осмотре места происшествия установлено, что «… труп гр-на Д. находится в положении лежа на спине на полу, ногами в сторону входа в санузел, головой по направлению в помещение душевой комнаты. На одежде потерпевшего имеются множественные повреждения линейной формы с относительно ровными краями. Ткань одежды в области повреждений обильно пропитана кровью, а подошвенная поверхность обуви запачкана подсохшим веществом буровато-красного цвета. Кожный покров бледно-серый. На левой боковой поверхности шеи, лица, передней поверхности грудной клетки слева, пальцах кистей на тыльной и ладонной поверхностях имеются наложения подсохшего вещества красно-бурого цвета.

В трех помещениях (душевая комната, санузел и прихожая) на стене и полу — многочисленные следы крови различного размера.

При осмотре места происшествия выявили следующие следы крови:

В прихожей:

— на внутренней поверхности входной двери — «цепочка» следов брызг в виде дуги на высоте 55—65 см, отдельные округлые и эллипсовидные элементы размером от 0,3 до 0,8 см; полосовидный след в виде потека длиной до 65 см;

— на стене, слева от входной двери, на высоте 60—70 см — 2 следа отпечатка правой кисти размером 11×6 см; на высоте 105 см — след в виде мазка-отпечатка, оставленного кистью руки, размером 8×7 см, с периферическим разбрызгиванием; множественные штриховидные следы брызг в виде восклицательных знаков, острым концом и точечным элементом направленным вниз, длиной от 1 до 8 см; короткие потеки с булавовидным утолщением сверху длиной 20 см — «восходящая струя» с элементами последующего смазывания;

— на батарее — следы крови в виде мазков в направлении сверху вниз размером 7×3 см; штриховидные следы брызг с точечным элементом, тонким концом, направленные вниз, длиной до 4 см;

— на полу, рядом с открытой входной дверью — лужа крови неправильной формы с неровным зубчатым и лучистым контуром размером 95×45 см; в центре прихожей — лужа крови треугольной формы с неровным краем размером 105×50 см; в левом углу — лужа крови неправильной формы с неровным, частично размазанным краем размером 85×45 см; на расстоянии 73 см от порога — 2 следа крови в виде отпечатка подошвы обуви с элементами рельефа протектора размером 27×8 см; в 15 см от порога — дуговые дорожки следов округлых капель крови с ровными, волнистыми и зубчатыми краями диаметром от 0,5 до 2,5 см, отдельные следы с элементами вторичного разбрызгивания, другие по краю переходят в линии смазывания; рядом следы в виде полосовидных мазков размером 5,0×1,5 см.

В санузле:

— справа при входе на стене — след крови в виде мазка в направлении справа налево к дверному проему размером 18×8 см; на правой стене — след в виде мазка-отпечатка в направлении сверху вниз размером 22×10 см, от которого вниз отходит дугообразный след в виде потека длиной 19 см; штрихообразные следы брызг длиной от 6 до 8 см;

— на полу — многочисленные следы крови в виде накладывающихся друг на друга отпечатков подошв обуви 3 видов с различными элементами протектора; от входа на полу — дорожка следов в виде округлых капель с ровными и волнистыми краями размером от 1,5 до 2,5 см; множественные отдельные округлые следы капель с ровным и волнистым краем размером от 1,3 до 2,2 см.

В душевой комнате:

— на правой стене, около окна, на участке 100×66 см — следы крови в виде разнонаправленных мазков, состоящие из многочисленных тонких полос, местами сливающихся и переходящих в следы крови в виде потеков длиной до 30 см; на полу от дальнего правого угла к выходу из душевой комнаты — многочисленные следы мазков в виде неравномерных полос общей шириной до 40 см (следы волочения тела).

При осмотре места происшествия провели фотосъемку стен, пола помещений и объектов окружающей обстановки. На основании полученных цифровых фотографий в программе Agisoft PhotoScan создали трехмерные текстурированные модели помещений: прихожей, санузла и душевой комнаты. В программе MicroSmith Poser создали модель мужчины, по антропометрическим характеристикам подобную гр-ну Д.

В соответствии с данными, полученными при судебно-медицинском исследовании трупа, изучении фототаблиц к протоколу осмотра места происшествия, по следам крови поэтапно определили позицию источника кровотечения и его перемещения в трехмерном пространстве. С помощью модели человека восстановили криминальное событие в каждом из помещений.

I этап: неизвестный напал на потерпевшего в прихожей и причинил ему множественные колото-резаные раны с повреждением наружной яремной вены, что привело к выраженному наружному кровотечению и образованию в центре прихожей лужи крови. Потерпевший упал на правый бок слева от двери. Нападавший, продолжая наносить ему повреждения ножом, повредил левую наружную сонную артерию, что привело к образованию на стене «взлетающей» струи и следов брызг крови. В левом углу образовалась еще одна лужа крови (рис. 1, а).

Рис. 1. Реконструкции перемещений потерпевшего Д. в прихожей. а — I этап; б — III этап; в — VI этап; г — VII этап.

II этап: схватившись за батарею, потерпевший Д. начал подниматься: сверху на ребрах батареи образовались следы в виде мазков и брызг крови.

III этап: потерпевший Д., опершись головой и правой рукой о стену, зажимая повреждения на шее левой рукой, продолжил подниматься, на стене образовались следы крови в виде мазков от волос головы и мазков-отпечатков ладонной поверхности правой кисти. За счет того, что ладонная поверхность была обильно смочена кровью, около следа в виде мазка-отпечатка образовалось периферическое разбрызгивание (см. рис. 1, б).

IV этап: продолжая перемещаться, потерпевший оставил на стене следы крови в виде мазков-отпечатков правой ладони; левой кистью он зажимал раны на шее.

V этап: добравшись до двери, потерпевший опустился на колени и на входной двери образовались цепочки брызг крови в виде «падающей» струи, а у порога — лужа крови, которая свидетельствует о том, что потерпевший находился здесь какое-то время.

VI этап: потерпевший поднялся и перешел от входной двери ко входу в санузел. На полу по ходу его движения образовалась «дорожка» следов от падения капель крови и остались отпечатки подошв обуви. Кроме того, на полу имеются отпечатки протектора обуви постороннего лица (см. рис. 1, в).

VII этап: дойдя до входа в санузел, потерпевший схватился кистью правой руки за наличник дверного проема, а рукавом одежды, пропитанной кровью, провел по стене — образовался след крови в виде мазка (см. рис. 1, г).

VIII этап: войдя в санузел, потерпевший, удерживая вертикальное положение, схватился кистью правой руки за косяк справа, что привело к образованию следа крови в виде мазка-отпечатка, так как ладонная поверхность была обильно смочена кровью. Дополнительно от мазка-отпечатка образовались вертикальный след в виде потека и брызг крови (рис. 2, а).

Рис. 2. Реконструкции перемещений потерпевшего Д. в санузле. а — VIII этап; б — IX этап.

IX этап: через санузел потерпевший прошел ко входу в душевую комнату. На полу образовались следы в виде многочисленных отпечатков подошв обуви и «дорожки» следов от падения капель крови. При входе в душевую комнату потерпевший коснулся кистью правой руки стены справа — образовался след крови в виде мазка. На полу душевой комнаты следы крови в виде отпечатков подошв обуви трех разных видов (см. рис. 2, б).

X этап: потерпевший дошел до правого угла душевой комнаты и оперся спиной о стену, на которой остались многочисленные следы в виде мазков от контакта с запачканной кровью одеждой (рис. 3, а).

Рис. 3. Реконструкции перемещений потерпевшего Д. в душевой комнате. а — X этап; б — XII этап.

XI этап: теряя силы, потерпевший Д. сполз по кафельной стене душевой комнаты. На стене от контакта с одеждой и волосами головы, пропитанными кровью, образовались разнонаправленные мазки и отпечатки волос головы.

XII этап: неизвестный за ноги тянул тело потерпевшего из душевой комнаты в санузел, при этом на полу образовались следы в виде широких мазков — следы «волочения тела» (см. рис. 3, б).

Заключение

В ходе проведения судебно-медицинской экспертизы была реконструирована картина произошедшего, установлены возможность и последовательность перемещения гр-на Д. по помещениям квартиры после причинения ему повреждений неизвестным лицом.

Точная визуализация места происшествия достигнута с помощью программ MicroSmith Poser и Agisoft PhotoScan. Использование компьютерных программных сред позволило получить трехмерные модели каждого из помещений, отметить в них обнаруженные следы крови и с помощью модели человека визуализировать этапы криминального события. Полученные данные помогли сотрудникам полиции в раскрытии данного преступления и формировании доказательной базы обвинения.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

1е-mail: aleonoff-1965@mail.ru;
ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0152-3113

2,3е-mail: sleonoff@inbox.ru;
ORCID: http://orcid.org/0000-0003-04228-8973

4е-mail: mas03@yandex.ru;
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7511-8690

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.