В 2017 г. криминалистическая и судебно-экспертная общественность отмечает 95-летие со дня рождения одного из выдающихся криминалистов современности, моего отца и учителя, заслуженного деятеля науки, доктора юридических наук, профессора, почетного академика Российской академии естественных наук, почетного члена Болгарского научного общества судебных медиков и криминалистов, лауреата премии Фонда Кангера (Германия), генерал-майора милиции Рафаила Самуиловича Белкина. Значение его научных трудов для развития отечественной криминалистики и теории судебной экспертизы, других юридических наук трудно переоценить.
Р.С. Белкин родился 11 июля 1922 г. в Чернигове, в 1925 г. вместе с семьей переехал в Москву. Детство Рафаила Белкина прошло в Марьиной роще. В 1940 г. он с золотой медалью окончил среднюю школу и был призван в Красную армию, где проходил службу в 11-м полку связи 25-й армии Дальневосточного округа. В феврале 1941 г. его направили учиться на курсы младших политруков, а 3 июля этого же года курсантов в связи с военным положением выпустили досрочно. Р.С. Белкин получил свое первое назначение на должность заместителя командира минометной роты по политчасти 113-го стрелкового полка 32-й Краснознаменной Саратовской стрелковой дивизии 25-й армии, а затем был переведен на должность секретаря редакции дивизионной газеты «В бой за Родину» формировавшейся на Дальнем Востоке 415-й стрелковой дивизии. В октябре 1941 г. дивизия была переведена на фронт под Москву и уже в начале ноября вступила в бои под Серпуховом, Малоярославцем, Медынью и Юхновым, активно участвуя в обороне, а затем и в наступлении под Москвой.
Рафаил Самуилович прошел в пехоте всю Великую Отечественную войну с 1941 по 1945 г., воевал под Москвой и Ржевом, на Смоленщине и Курской дуге, принимал участие в освобождении Белоруссии, Прибалтики, Варшавы, взятии Берлина. 2 мая 1945 г. 415-я Краснознаменная ордена Суворова Мозырская стрелковая дивизия вышла на Эльбу, где встретилась с войсками союзников.
За боевые заслуги Рафаил Самуилович был награжден двумя орденами Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды, медалями: «За боевые заслуги», «За отвагу», «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и др. Впоследствии был удостоен многих отечественных и иностранных государственных наград, в том числе ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
До июля 1946 г. Р.С. Белкин проходил службу в Группе советских оккупационных войск в Германии, а в августе 1946 г. был принят по конкурсу на учебу в Военно-юридическую академию Советской Армии. Именно там в кружке криминалистики А.И. Винберга — его будущего научного руководителя — начался путь Р.С. Белкина в криминалистику. По окончании в 1951 г. Академии Р.С. Белкин хотел заниматься наукой и поступить в адъюнктуру, но пресловутый 5-й пункт и происходившая тогда сталинская компания «по борьбе с безродными космополитами» этому помешали. Он был направлен на службу в военную прокуратуру 42-й воздушной армии Бакинского округа ПВО, где до конца 1955 г. служил военным следователем, старшим военным следователем, помощником военного прокурора армии по надзору за дознанием и предварительным следствием. Именно в те годы накапливался практический опыт, послуживший впоследствии основой его теоретических и методических построений.
За 2,5 года, обучаясь в заочной адъюнктуре Военно-юридической академии под руководством проф. А.И. Винберга, Р.С. Белкин в начале 1954 г. досрочно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Осмотр места происшествия. Уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты».
В 1955 г. Р.С. Белкин перешел на службу в органы внутренних дел. С этого момента вся его жизнь была неразрывно связана с Высшей школой МВД СССР, впоследствии Академией МВД СССР. Он долгие годы руководил кафедрой криминалистики, несколько лет был заместителем по научной работе начальника Московского филиала юридического заочного обучения, вновь руководил кафедрой уже специального факультета Академии, был профессором Академии управления МВД России.
Через 7 лет после защиты кандидатской диссертации в 1961 г. Рафаил Самуилович подготовил и защитил в совете Всесоюзного института юридических наук докторскую диссертацию на тему «Экспериментальный метод исследования в советском уголовном процессе и криминалистике», где им было определено значение экспериментального метода исследования для судопроизводства и его место в системе методов криминалистики. Официальными оппонентами на защите были член-корр. Академии наук СССР М.С. Строгович, проф. С.П. Митричев и проф. С.И. Тихенко, неофициальным — член-корр. Академии медицинских наук СССР М.И. Авдеев. Защита диссертации, несмотря на острую критику проф. М.С. Строговича по поводу «выхода на место с обвиняемым и свидетелем», что оппонент считал «глубоко ошибочным и незаконным приемом», по общему признанию прошла блестяще. В 1963 г. Р.С. Белкину было присвоено ученое звание профессора, в 1976 г. он стал заслуженным деятелем науки РФ, в 1978 г. — генерал-майором милиции.
Рафаил Самуилович прошел большой путь, и каждый этап этого пути был ознаменован выходом фундаментальных монографических трудов. Так, его монография «Теория и практика следственного эксперимента» [1] вышла в 1959 г. накануне принятия нового УПК РСФСР (1960), в который впервые вошло следственное действие — следственный эксперимент.
Занимаясь далее проблемами эксперимента в уголовном судопроизводстве, в монографии «Эксперимент в следственной судебной и экспертной практике» [2], Р.С. Белкин рассматривал эту тему в расширенном плане общей теории познания, что обусловило логический переход к проблемам познания, связанным с вопросами доказывания. В 1966 г. он пишет книгу «Собирание, исследование и оценка доказательств. Сущность и методы» [3], в которой было положено начало методологии отечественной криминалистики. С выходом этой работы изложение методов криминалистики в монографической и учебной литературе получило прочную научную основу и уже не ограничивалось главным и фактически единственным в те годы методом марксистско-ленинского диалектического материализма. Продолжением этой темы стал и следующий большой труд Р.С. Белкина (в соавторстве с его учителем проф. А.И. Винбергом) «Криминалистика и доказывание» [4].
В 1967 г. Рафаил Самуилович сформулировал новое представление о предмете криминалистики, которое затем уточнил и конкретизировал в своих последующих работах. Это определение легло в основу предложенной Р.С. Белкиным концепции общей теории криминалистики, полностью базирующейся на философском понятии отражения.
В 1977—1979 гг. вышел в свет первый в отечественной науке фундаментальный трехтомный «Курс советской криминалистики» [5], до сих пор не имеющий аналогов по глубине и широте охвата проблем. В «Курсе» получили дальнейшее развитие положения общей теории криминалистики, такие ее разделы, как учение о методах, систематике и языке криминалистики, учение о признаках и др., были сформулированы основные положения частных криминалистических теорий: теории причинности, розыска, механизма преступления, криминалистической регистрации, криминалистического прогнозирования, временных связей и отношений и т. п.
Идеи и концепции «Курса» получили дальнейшее развитие в работах Р.С. Белкина в 1986—1988 гг. «Общая теория советской криминалистики» [6]; «Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы» т.1, 2 [7]. В этих трудах Р.С. Белкин детально разрабатывает общую теорию криминалистики, в особенности такие ее разделы, как учение о методах, систематике и языке криминалистики, а также формулирует основные положения ряда частных криминалистических теорий: криминалистической теории причинности, розыска, механизма преступления, криминалистической регистрации, криминалистического прогнозирования, выдвигает идею разработки криминалистической теории временных связей и отношений и др. Им выявлены и описаны законы развития криминалистики в аспекте общих законов развития научного знания. Предложено пополнить структуру криминалистики еще одним, четвертым, разделом — общей теорией науки.
В последующие годы Р.С. Белкин уделил большое внимание исследованиям концептуальных основ криминалистической тактики [8], таким ее категориям, как тактический прием и тактическая комбинация, следственная ситуация, фактор внезапности и др. Вышли в свет 2-е и 3-е издания «Курса криминалистики» [9, 10], дополненные новыми материалами, имеющими не только научную, но и практическую направленность. Значительным событием в жизни юридической общественности явились изданные Р.С. Белкиным «Криминалистические энциклопедии» [11], Словарь-справочник по криминалистике [12]. Уникален его труд «История отечественной криминалистики» [13].
В 3-м дополненном издании «Курса криминалистики» проф. Р.С. Белкиным намечены основные тенденции развития криминалистической науки в современных условиях. Глубокому изучению подверглись проблемы методологии криминалистической науки. Разработанная Р.С. Белкиным система методов криминалистики с незначительными модификациями в настоящее время является общепринятой и постоянно пополняется все новыми и новыми специальными методами за счет интеграции и дифференциации научного знания. Она служит также методологической основой системы методов теории судебной экспертизы (судебная экспертология).
Серьезное внимание в трудах Р.С. Белкина уделено проблемам и тенденциям развития криминалистической техники. Многие годы он в печати отстаивал научность теперь уже признанного большинством криминалистов ольфакторного (одорологический) метода, боролся за возможность использования полиграфа в розыске преступников.
Но значительно большим был его вклад в разработку научных основ судебной экспертизы. В 1985 г. в возрасте 63 лет Р.С. Белкин подал рапорт об отставке по возрасту и выслуге лет (в пенсионной книжке его стаж службы в армии и МВД с учетом лет, проведенных на фронте, был определен в 51 год), переходит на заведование сектором теории во Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз Минюста СССР.
Вклад Р.С. Белкина в разработку теоретических, процессуальных и организационных проблем судебной экспертизы трудно переоценить. Во 2-м и 3-м изданиях «Курса криминалистики» [9, 10] большое внимание было уделено проблемам судебной экспертизы. В главе «Криминалистическая экспертиза и криминалистическая теория» были рассмотрены идея науки об экспертизе, история ее возникновения и развития; общие принципы методики криминалистических экспертных исследований как частная криминалистическая теория; предмет и объект криминалистической экспертизы; классификация видов криминалистической экспертизы, проблема новых видов криминалистической экспертизы, а также представлены рассуждения о внутреннем убеждении судебного эксперта и экспертных ошибках.
Глава «Судебная экспертиза и процессуальный закон» была посвящена дискуссионным вопросам теории и практики судебной экспертизы, в том числе назначению экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела; правовому статусу руководителя судебно-экспертного учреждения, регламентации статуса субъектов экспертного исследования, проблемам комплексной экспертизы, экспертной инициативы, оптимизации формы и содержания экспертных заключений, а также организационно-правовым и нравственным проблемам экспертной деятельности.
Хотя в 1988 г. Р.С. Белкин вернулся на работу в Академию МВД СССР на должность проф. кафедры криминалистики, а затем криминалистического обеспечения деятельности ОВД Академии, его научный интерес к исследованию проблем теории и практики судебной экспертизы не ослабевал. Он является одним из создателей общей теории судебной экспертизы. Опираясь на фундаментальные труды Р.С. Белкина, сформулировали свои концепции теории судебной экспертизы, учения о методах этой теории и практической экспертной деятельности И.А. Алиев, Н.П. Майлис, Т.В. Аверьянова, Е.Р. Россинская, С.Ф. Бычкова, Е.И. Майорова и многие другие.
Многие проблемы теории судебной экспертизы и судебно-экспертной деятельности, затронутые в трудах Р.С. Белкина, получили в последние годы законодательное разрешение1.
Это, во-первых, процессуальная регламентация производства комплексных судебных экспертиз, определение статуса руководителя государственного судебно-экспертного учреждения и вообще разграничение на законодательном уровне судебных и прочих экспертиз.
Некоторые предложения проф. Р.С. Белкина внедрены в уголовно-процессуальное законодательство. Так, например, ч. 4 ст. 195 УПК РФ дополнена в настоящее время возможностью назначения и производства судебной экспертизы до возбуждения уголовного дела, о чем многократно писал Рафаил Самуилович в своих трудах.
Однако наиболее близки проф. Р.С. Белкину, начиная с ранних работ, посвященных следственному эксперименту, и до последнего 3-го издания «Курса криминалистики», всегда были проблемы криминалистической тактики. Широкую известность приобрели его труды в области таких категорий криминалистической тактики, как тактический прием, тактическая комбинация, следственная ситуация. Одним из первых он исследовал пути и формы использования в расследовании фактора внезапности. В 3-м дополненном издании «Курса криминалистики» Р.С. Белкиным намечены тенденции развития криминалистической тактики. Верность его прогнозов и здесь блестяще подтвердилась дальнейшим развитием криминалистической науки.
Разработка тактических комбинаций неразрывно связана с решением «этических проблем криминалистики», хотя в ряде случаев они являются этическими проблемами не только и, может быть, не столько криминалистической науки, сколько уголовного судопроизводства. Р.С. Белкин полагал, что судебная этика включает не только общие нравственные нормы, но и специфические нравственные начала, присущие деятельности следователя, судьи, адвоката, дополняющие общие моральные принципы, а в некоторых случаях и ограничивающие их.
Проф. Р.С. Белкин оставил нам более 300 научных трудов, индекс цитирования которых — один из самых высоких среди ученых-криминалистов. Многие работы Р.С. Белкина издавались на немецком, английском, венгерском, польском, чешском и болгарском языках. Среди них: «Теория и практика следственного эксперимента» на немецком языке (1961); советско-болгарский учебник «Криминалистика» (1972); советско-чехословацкий учебник «Криминалистика» в 3 томах (1985); «Основы криминалистики» на английском языке [14] и др.
Прирожденный педагог, блестящий лектор Р.С. Белкин был, что называется, преподавателем «милостью божьей». Его лекции и выступления обычно собирали большие аудитории слушателей, нередко приходивших на конференции или криминалистические чтения именно для того, чтобы послушать его содержательную, яркую и остроумную речь. За 45 лет педагогической деятельности он воспитал не одно поколение замечательных специалистов в области криминалистики, оперативно-розыскной деятельности, судебной экспертизы, под его руководством защитили докторские и кандидатские диссертации более 120 учеников и последователей, он читал лекции в различных университетах, институтах и академиях нашей страны, Берлинском, Софийском, Пражском и других зарубежных университетах, в Институте уголовной полиции Китая.
Рафаил Самуилович был талантливым публицистом, популяризатором своей любимой науки. Несколько поколений будущих юристов узнали о криминалистике из его книг «Ведется расследование» (1976); «Не преступи черту» (1979); «Сквозь завесу тайны» (1989); «Репортаж из мастерской следователя» (1998). Он написал даже «Криминалистический букварь» (1997) для школьников младших классов.
Обширное научное наследие проф. Р.С. Белкина еще долго будет объектом пристального изучения российских и зарубежных криминалистов.
1См. Федеральный закон № 73-ФЗ от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»; ряд статей УПК РФ.