Одним из ключевых факторов повышения качества проводимых судебно-медицинских экспертиз является уровень профессиональной подготовки специалистов по направлению «Судебно-медицинская экспертиза».
Цель данной работы — разработка и внедрение образовательной программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза для соблюдения и сохранения единого системного подхода к обучению в рамках новых действующих регламентирующих документов в учреждениях Российской Федерации, осуществляющих профессиональную последипломную деятельность.
Материал и методы
Материалами настоящей работы явились Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.12 (с изменениями 2016—2017 гг.) «Об образовании в Российской Федерации» [1] и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1052 от 25.08.14 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» [2].
В качестве методов исследования были использованы методы анализа и синтеза, дедуктивный метод и метод мыслительного моделирования.
Результаты и обсуждение
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза (уровень подготовки кадров высшей квалификации) [2] — главного инструмента для формирования единого образовательного пространства в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.12 (с изменениями 2016—2017 гг.) «Об образовании в Российской Федерации» [1] — в Российском центре судебно-медицинской экспертизы была подготовлена Программа подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза (далее — Программа ординатуры (рабочая программа) [3].
Подготовка обучающихся по Программе ординатуры в рамках ст. 82 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.12 (с изменениями 2016—2017 гг.) «Об образовании в Российской Федерации» [1] обеспечивает формирование уровня знаний, умений и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления всех видов профессиональной деятельности. Кроме того, обучение по Программе ординатуры по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» направлено на приобретение специальных знаний, умений и навыков, позволяющих занимать определенные должности в структуре государственных судебно-медицинских экспертных учреждений.
В соответствии с разделом VI «Требования к структуре программы ординатуры» федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза (уровень подготовки кадров высшей квалификации) [2]. Программа ординатуры имеет блочную структуру и включает базовую (обязательную) и вариативную части.
В основе Программы ординатуры лежат модульный принцип, позволяющий гибко перестраивать программу; междисциплинарный принцип, направленный на объединение образовательных дисциплин различных специальностей (медицинских и немедицинских) и компетентностный подход, отраженный в Рабочей программе ординатуры, особенно в разделе «Практики» и «Обучающий симуляционный курс» (см. таблицу
С нового 2017/2018 учебного года расширяется вариативная часть Рабочей программы ординатуры, и обучающимся Российского центра судебно-медицинской экспертизы предоставляется возможность более широкого изучения материала по избранным вопросам судебной медицины и криминалистики.
Так, в частности, вводится дополнительный курс лекций и семинарских занятий по модулям факультативных дисциплин:
— «Уголовно-процессуальные основы судебной экспертизы в Российской Федерации»;
— «Участие специалиста в следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях»;
— «Основы криминалистического оружиеведения. Предмет, объекты и задачи судебно-баллистической экспертизы» [4, 5];
— «Основы криминалистического учения о холодном оружии. Методика исследования клинкового холодного оружия»;
— «Предмет, задачи, система и методы трасологии и трасологической экспертизы»;
— «Основы трасологической диагностики. Ситуалогическая экспертиза места происшествия»;
— «Экспертиза следов зубов, ногтей и следов кожных покровов человека, не имеющих папиллярных линий».
Целью внедрения модулей факультативных дисциплин вариативной части Программы ординатуры является качественное улучшение образовательного процесса в частности, и всей системы подготовки кадров высшей квалификации по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» в целом, а также возможности приобретения системы интегрированных теоретических судебных и экспертных знаний, умений и навыков для повышения уровня профессионализма при производстве комплексных судебных экспертиз.
Объем Программы ординатуры составляет 120 зачетных единиц вне зависимости от применяемых образовательных технологий [2], форм обучения (по индивидуальному или ускоренному плану) с обязательным учетом каникулярного периода обучающихся. Российский центр судебно-медицинской экспертизы, реализующий Программу ординатуры, самостоятельно определяет сроки проведения практики (базовой и вариативной части), а также форму контроля [3].
Заключение
Таким образом, в ходе модернизации системы здравоохранения определено, что большое внимание уделяется вопросам подготовки медицинских кадров и развития медицинского профессионального образования, и главным объединяющим критерием служит выполнение образовательных стандартов, сопряженных с профессиональными компетенциями, в том числе в области судебно-медицинской экспертизы.
В этой связи высшая школа профессиональной последипломной подготовки, включая Российский центр судебно-медицинской экспертизы, переориентирована на изменяющиеся потребности общества, конкурентоспособность на рынке труда, что привело к формированию единого образовательного пространства, соблюдению принципов единого системного подхода к эффективной подготовке кадров высшей квалификации по специальности «Судебно-медицинская экспертиза».
Оптимизация образовательного процесса направлена на достижение конечной цели подготовки ординаторов — совершенствование теоретических базовых знаний, формирование профессиональных умений и овладение специализированными компетенциями, необходимыми для самостоятельной экспертной работы в судебно-экспертных учреждениях, а также повышения уровня врачебной квалификации в системе непрерывного медицинского образования.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.