Показатель смертности — это наиболее достоверный показатель характеристики здоровья населения, так как статистически регистрируемый уровень заболеваемости не в полной мере отражает подлинную распространенность различных видов патологий. Постоянный мониторинг основных причин летальных исходов помогает проанализировать, обобщить и повысить эффективность мероприятий по профилактике заболеваемости, улучшению качества медицинской помощи и снижению абсолютного числа умерших как от насильственных, так и ненасильственных причин смерти.
Проблемы высокой заболеваемости и, как следствие, смертности среди заключенных существовали всегда. Так, в начале XIX века смертность заключенных в британских тюрьмах в 5 раз превышала таковую населения страны [1]. В тот же период была выявлена колоссальная разница в смертности заключенных в зависимости от условий их содержания. Например, в 1815—1818 гг. показатель смертности заключенных в различных тюрьмах Франции составлял от 24,5 до 251,9 на 1000 осужденных [2].
Ситуация не претерпела значительных изменений и с наступлением более цивилизованного XX века. Как свидетельствует М. Хьюттон [3], в 1972 г. смертность в исправительных учреждениях американского штата Теннесси почти в 20 раз превысила данный показатель для всего населения США. В Канаде в конце ХХ века смертность в исправительных учреждениях была в 2 раза больше среднего национального показателя для мужчин того же возраста [4]. Для исправительных учреждений большинства индустриально развитых стран в структуре смертности преобладают внешние причины [5, 6]. Так, S. Volwey и соавт. [4] установили, что более половины всех случаев смерти в американских тюрьмах обусловлены насильственными причинами: самоубийствами, отравлениями (чаще при передозировке наркотиков) и убийствами. В федеральных исправительных учреждениях Канады смерть от отравлений встречается в 50 раз, а самоубийства в 10 раз чаще, чем среди всего населения страны. В конце XX века в США на первое место среди причин смерти в местах лишения свободы вышел СПИД [7, 8]. Это позволило предоставить американским заключенным высокоактивную антиретровирусную терапию, в результате чего смертность от ВИЧ-ассоциированных заболеваний резко снизилась [9].
В последние годы особое внимание зарубежных исследователей сосредоточено на повышенной смертности лиц, освободившихся из пенитенциарных учреждений [10], причем большее количество смертей регистрируется в течение 1-й недели после освобождения от передозировки психоактивных веществ. Это, вероятно, объясняется снижением толерантности осужденных к опиатам в период лишения свободы и возобновлением ими приема наркотиков после выхода на свободу [11—13]. В ряде работ приводятся более низкие показатели смертности заключенных по сравнению с общенациональными цифрами за счет сокращения смертности от тех причин, которые превалируют в социально-демографических группах. Так, несмотря на высокий уровень насилия в пенитенциарных учреждениях, в 1994 г. смертность от убийств в тюрьмах США (4,7 на 100 тыс. осужденных) была в 2 раза меньше, чем среди населения (9,7 на 100 тыс.) страны [14].
В России смертность от внешних причин (212,7 на 100 тыс.) находится на втором месте в общей структуре смертности населения. В целом по стране насильственные причины смерти, включая убийства (28,3 на 100 тыс.) и суициды (39,3 на 100 тыс.), составляют 1/3 среди смертности населения от внешних причин (67,6 на 100 тыс.), что в 3 раза превышает среднемировые показатели насильственной смертности [15]. Даже простая экстраполяция этих цифр на «тюремное население» России, без учета повышенного риска, типичного для пенитенциарных учреждений, предполагает, что ежегодно в таких учреждениях РФ можно ожидать более 300 самоубийств заключенных.
В период с 1991 по 1997 г. в исправительных колониях РФ смертность осужденных увеличилась в 3,2 раза (с 323 до 1027,3 на 100 тыс.), при этом смертность от травм резко снизилась за счет общего падения производства. К середине 90-х годов XX века в структуре смертности ведущие позиции заняли инфекционные (туберкулез) и паразитарные болезни (49,2%), а также болезни сердечно-сосудистой системы (18,2%). За период с 1998 по 2002 г. заметно снизилась смертность заключенных от туберкулеза (327,8 на 100 тыс.).
В настоящее время в структуре смертности осужденных преобладают сердечно-сосудистые заболевания (32%), инфекционные болезни (27%) и внешние причины смерти (14%). По данным фонда «В защиту прав заключенных», количество летальных исходов заключенных (n=2640) в 2014 г. незначительно снизилось по сравнению с 2013 г. (n=2681) [16]. Причинами смерти среди заключенных стали ВИЧ-инфекции (37%), заболевания системы кровообращения (33%), онкозаболевания (11%) и ВИЧ-инфекции в сочетании с туберкулезом (8%).
Цель исследования — анализ статистических данных обстоятельств и причин смерти осужденных в местах лишения свободы на территории Республики Татарстан (РТ) для создания наиболее эффективной системы профилактики смертности среди данной категории граждан.
Материал и методы
Использованы официальные отчетные статистические данные медицинской службы учреждений исправительной системы (УИС) по РТ о причинах и обстоятельствах смерти осужденных, отбывающих наказание на территории РТ, за период с 2008 по 2014 г.
Результаты и обсуждение
Анализ представленных сведений показал, что наименьшее количество летальных исходов (68 случаев) среди заключенных зафиксировано в 2012 г., наибольшее (113 случаев) — в 2010 г., при этом доля умерших от заболеваний и травм составила от 81 до 93%.
Динамика числа умерших в пересчете на 1000 осужденных (коэффициент смертности) за исследуемый период представлена на рисунке. Основными причинами смерти осужденных в 2014 г. были инфекционные болезни (34,8%), болезни системы кровообращения (16,7%) и органов дыхания (16,2%); травмы (14,6%), онкологические заболевания (12,9%) и болезни органов пищеварения (4,8%). В период 2011—2013 гг. отмечено значительное снижение уровня ведущих причин смерти осужденных — инфекционных болезней, показатели которых сравнялись с уровнем смертности от болезней системы кровообращения (по 1,15‰). Новый рост инфекционных болезней в 2014 г. (2,1‰) позволил по-прежнему доминировать этим заболеваниям среди причин смерти данной категории людей. Болезни органов дыхания (0,98‰) в 2014 г. заняли 3-е место среди основных причин смерти осужденных. Рост смертности от инфекционных болезней в период 2012—2014 гг. был обусловлен главным образом ВИЧ-инфекциями (60%) и туберкулезом (40%).
Сопоставление заболеваний и травм среди причин осужденных и мужского трудоспособного населения РТ в 2014 г. представлено в таблице.
Анализ статистических форм отчетности за 2014 г. показал, что количество умерших осужденных от инфекционных болезней (ВИЧ, туберкулез) было в 750 раз больше, чем умерших от данных причин среди гражданского трудоспособного населения Р.Т. Аналогичные данные получены и в отношении болезней органов дыхания, которых было в 2 раза больше у спецконтингента УИС РТ.
Заключение
Результаты анализа с уверенностью позволяют констатировать, что уровень смертности заключенных значительно превышает показатели среди обычного населения. Это объясняется концентрацией в пенитенциарной системе социально дезадаптированной части населения, наличием в тюрьмах условий, облегчающих распространение некоторых инфекционных заболеваний, и другими факторами, отрицательно влияющими на состояние здоровья осужденных.
Одним из инструментов, способствующих дальнейшей реализации мероприятий, направленных на оптимизацию деятельности медицинской службы в органах УИС, является создание эффективной работы системы мониторинга смертности, с помощью которого специалисты в области судебной медицины выясняют причины и обстоятельства каждого случая смерти в УИС, дают оценку качеству оказанной медицинской помощи, а также оперативности информирования соответствующих служб УИС для выработки и принятия необходимых профилактических мер, направленных на снижение уровня смертности. Система мониторинга смертности позволяет скоординировать деятельность медицинских учреждений УИС по профилактике туберкулеза, ВИЧ-инфекций и других заболеваний и выявить ряд особенностей в организации их диагностики и лечения, решать поставленные задачи системно, комплексно, с использованием современных медицинских технологий. Для снижения уровня смертности крайне важно обеспечить тесную связь между пенитенциарным и общественным здравоохранением. Необходимы рекомендации в отношении профилактических мер на всех уровнях системы правосудия, анализ структуры видов и классификация причин смертности. Владея в полной мере такой информацией, можно планировать профилактическую работу в пенитенциарной системе.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.