Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Киричёк А.В.

111-й Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Минобороны России, Москва

Шабалина А.Э.

ФГКУ «111-й Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» Минобороны России, Москва, Россия, 105229

Рассинская Л.А.

ФГКУ «111-й Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» Минобороны России, Москва, Россия, 105229

Исследование производных барбитуровой кислоты в застарелых пятнах крови на тканях

Авторы:

Киричёк А.В., Шабалина А.Э., Рассинская Л.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1219

Загрузок: 26


Как цитировать:

Киричёк А.В., Шабалина А.Э., Рассинская Л.А. Исследование производных барбитуровой кислоты в застарелых пятнах крови на тканях. Судебно-медицинская экспертиза. 2017;60(2):27‑29.
Kirichek AV, Shabalina AE, Rassinskaya LA. The identification of barbituric acid derivatives in the old blood stains on textiles. Forensic Medical Expertise. 2017;60(2):27‑29. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed201760227-29

В современной медицинской и ветеринарной практике барбитураты применяются очень широко: в качестве снотворных и седативных препаратов, при лечении эпилепсии, как анестезирующие средства, в качестве антагонистов для подавления действия стимуляторов. За рубежом барбитураты используют в сочетании с миорелаксантами для эвтаназии, а также для исполнения высшей меры наказания — смертельной инъекции [1].

Действие барбитуратов определяется тем, что они являются агонистами ГАМК — одного из основных нейротрансмиттеров. Они оказывают все виды воздействия на центральную нервную систему (ЦНС). В сочетании с другими веществами, воздействующими на ЦНС, особенно алкоголем и наркотиками, развивается большое количество побочных эффектов [1].

В Российской Федерации практически все барбитураты находятся под контролем [2].

Известно, что почти все барбитураты довольно медленно выводятся из организма [2—4]. Сведений о сохраняемости барбитуратов в сухих пятнах крови во внешней среде в доступной литературе найти не удалось. Между тем в некоторых случаях такие исследования востребованы следственными органами. В нашей практике встретилось несколько случаев исследования застарелых пятен крови на одежде и марлевом бинте на наличие наркотических средств и психотропных веществ.

Случай 1. На экспертизу доставлена марлевая салфетка, пропитанная кровью, сохранявшаяся 4 года до повторного исследования. Количество крови, которой пропитана салфетка, неизвестно, но по площади пятна можно предположить, что объем ее около 2 мл. Из обстоятельств дела известно, что гр-н Я., находясь в неадекватном состоянии, стоял на коленях и громко кричал. Подошедшие к нему молодые люди избили его, от полученных травм он скончался в этот же день в лечебном учреждении. Во время вскрытия изъята кровь и высушена на марлевой салфетке.

Представленную на исследование салфетку, пропитанную кровью, измельчили на мелкие фрагменты, поместили в колбу, залили 10 мл дистиллированной воды, подкисленной щавелевой кислотой до рН 2,0—3,0. Настаивали при помешивании и контроле рН в течение 2 ч. Жидкое извлечение слили, а остаток вновь залили дистиллированной водой, подкисленной щавелевой кислотой, и вновь настаивали в течение 1 ч. Оба извлечения объединили и экстрагировали эфиром 3 раза (15; 10; 10 мл). Эфирные экстракты объединили, центрифугировали, фильтровали через слой безводного натрия сульфата. Объем выпарили и довели в мерной пробирке вместимостью 25 мл до метки эфиром. Водный экстракт подщелачивали 25% раствором аммиака до рН 9,0—10,0 и 2 раза экстрагировали хлороформом по 15 мл. Затем подщелачивали 30% раствором натрия гидроксида до рН 13,0 и снова извлекли 15 мл эфира. Щелочные извлечения объединили, центрифугировали 5 мин при 2500 об/мин, фильтровали через слой безводного натрия сульфата, концентрировали при комнатной температуре и количественно переносили в мерную пробирку вместимостью 25 мл. Объем доводили до метки.

Далее извлечения исследовали методами хроматографии в тонком слое сорбента и хромато-масс-спектрометрии. Для исследования отобрали по 10 мл кислого и щелочного экстрактов и выпаривали их до объема 0,1 мл.

Кислое извлечение исследовали методом хроматографии в тонком слое сорбента с использованием стеклянной пластинки HPTLС-Si-60 фирмы «Merck» (Германия) размером 10×12 см в системе хлороформ—ацетон (9:1) после проявления 0,02% раствором дифенилкарбазона в хлороформе, а затем 2% раствором сульфата ртути в серной кислоте. В области нанесения раствора сравнения (гексобарбитал) и в области нанесения исследуемого извлечения проявились пятна сиренево-фиолетового цвета с одинаковым значением Rf=0,56.

При исследовании щелочного извлечения не выявили токсикологически значимых веществ.

Затем исследовали 10 мл выпаренного до объема 0,1 мл кислого экстракта методом хромато-масс-спектрометрии. Обнаружили пик, совпадающий по времени удерживания и набору характеристических ионов с пиком стандартного раствора 0,1 мг/мл в этиловом спирте гексобарбитала (характеристические ионы мол. массой 221, 81,157, 79, 155, 80, 77, 91, 222, 93 Да). В щелочном извлечении пиков наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ не обнаружили. Контрольное исследование фрагментов марлевой салфетки, не пропитанной кровью, дало отрицательный результат.

Таким образом, удалось в крайне малом количестве крови, к тому же высохшей за 4 года до исследования, обнаружить психотропное вещество. Результаты исследования способствовали выявлению новых обстоятельств происшествия, повлекшего смертельный исход.

Случай 2. Детали верхней одежды (свитер, джинсы) доставлены на исследование стороной защиты. Со слов адвоката, подзащитному гр-ну Ц. давали неизвестные препараты, которые вызывали сначала резкое возбуждение, сильнейшее желание разговаривать и общаться, после чего наступали слабость, апатия, полуобморочные состояния. В один из дней после очередного воздействия препаратов подзащитный совершил попытку самоубийства (вскрыл вены). При совершении попытки суицида на одежде подзащитного осталась его кровь. От данного события до исследования прошло 5 лет.

Фрагменты ткани, пропитанные кровью, от свитера и джинсов вырезали, определили массу: она составила 15 и 20 г соответственно. Для контрольного исследования вырезали такие же по массе фрагменты одежды, не пропитанные кровью. Изолирование проводили по модифицированной методике Поповой [1]. Фрагменты одежды раздельно поместили в колбы, залили водой до образования «зеркала», настаивали в течение 15 ч. Затем объекты обработали в ультразвуковой ванне в течение 1 ч. Далее фрагменты ткани удалили, к растворам прибавили по 25 мл смеси для осаждения белков (состав: 100 мл 10% раствора натрия вольфрамата, 100 мл 0,66 н. раствора серной кислоты, 300 мл дистиллированной воды), встряхивали в течение 10 мин и центрифугировали 15 мин при 3000 об/мин. Надосадочную жидкость слили, подкислили 25% раствором серной кислоты до рН 2,0—3,0 (по универсальному индикатору) и 3 раза экстрагировали эфиром (10; 5; 5 мл). Эфирные экстракты из кислого раствора центрифугировали в течение 5 мин при 2500 об/мин, фильтровали через безводный натрия сульфат в мерную пробирку вместимостью 25 мл и довели до метки 15 мл эфиром. Водное извлечение подщелачивали 25% раствором аммиака до рН 9,0—10,0 и 2 раза экстрагировали хлороформом по 10 мл. Затем подщелачивали 30% раствором натрия гидроксида до рН 13,0 и снова экстрагировали 5 мл эфира. Экстракты из щелочной среды объединили, центрифугировали 5 мин при 2500 об/мин, фильтровали через безводный натрия сульфат, концентрировали до объема 0,1 мл. Далее проводили хроматографию в тонком слое сорбента в системе, описанной ранее, и газовую хромато-масс-спектрометрию.

В зонах нанесения экстрактов из крови с объектов исследования на хроматографической пластине проявились пятна сиренево-фиолетового цвета с Rf=0,35 (фенобарбитал).

Пики фенобарбитала обнаружили также на хроматограммах экстрактов ткани из свитера и джинсов при исследовании методом хромато-масс-спектрометрии. Контрольное исследования фрагментов ткани, не пропитанной кровью, дало отрицательный результат.

В приведенных случаях из практики исследования проводили только с целью качественного обнаружения токсикантов. Для количественного определения необходимо знать как минимум количество крови, которой были пропитаны ткани. Кроме того, полученные результаты не исключают, что изначально в крови могли также находиться и другие токсиканты, но они были химически неустойчивы во внешней среде и на момент исследования подверглись деструкции.

Случай 3. На исследование были доставлены брюки родственником потерпевшего, который пояснил, что произошла драка, в результате которой пострадавшему была причинена травма носа; из носа кровь попала на брюки. Потерпевшего обвиняли в употреблении наркотиков. С момента события прошло 8 мес.

Для исследования вырезали фрагменты ткани брюк, пропитанные кровью, а для контрольного исследования — фрагменты ткани, не пропитанные кровью, но близко расположенные к участкам со следами крови.

Изолирование проводили по модифицированной методике Поповой, описанной ранее. Фрагменты брюк раздельно поместили в колбы, залили водой до образования «зеркала», настаивали в течение 15 ч. Затем объекты обработали в ультразвуковой ванне в течение 1 ч, проводили экстракцию в соответствующие растворители.

В экстрактах из кислой среды каких-либо токсикантов не обнаружили. В экстрактах из щелочной среды как исследуемого объекта, так и контрольного объекта методом хроматографии в тонком слое сорбента выявили кофеин. При исследовании методом газовой хромато-масс-спектрометрии в экстрактах из щелочной среды исследуемого и контрольного объектов обнаружили наркотические средства — 6-моноацетилморфин и героин, а также меторфан и кофеин. Последние — меторфан и кофеин — часто используют при разбавлении «уличного» героина. Таким образом, имелось место загрязнение джинсов нативным наркотическим средством, попавшим на джинсы, по-видимому, при фасовке наркотического средства, перевозке и др. В данном случае сделать вывод о том, что в крови потерпевшего также присутствуют обнаруженные наркотические средства, не представилось возможным.

В данном экспертном исследовании подчеркивается необходимость обязательного контрольного исследования ткани без крови во избежания ошибочной трактовки полученных результатов.

Проведенными исследованиями застарелых пятен крови на тканях подтверждается факт длительного сохранения в них некоторых барбитуратов (гексобарбитал, фенобарбитал). Подчеркивается необходимость исследования контрольного образца ткани, не пропитанного кровью, для исключения получения ложноположительного результата и неправильной интерпретации полученных данных. Полученные результаты позволяют рекомендовать специалистам в области судебной химии проводить исследования застарелых пятен крови на одежде в тех случаях, когда у следственных органов было подозрение на прижизненный прием барбитуратов.

Конфликт интересов: авторы статьи подтвердили отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.