В рамках проводимой модернизации правоохранительной системы начато реформирование экспертной службы с централизацией всех экспертных функций в одном государственном органе — Министерстве юстиции Республики Казахстан (МЮ РК). Это свидетельствует о значимости и важной роли экспертной службы в процессе модернизации, цель которой — создание системы, отвечающей мировым стандартам. В настоящее время экспертным учреждением, осуществляющим данный вид деятельности в сфере судебно-медицинской экспертизы, является Центр судебной медицины (ЦСМ) МЮ РК, а также его филиалы.
Одной из гарантий качественного выполнения функций судебно-медицинской экспертной службы РК, а вместе с этим правильности, объективности заключений экспертов является система подготовки квалифицированных экспертных кадров. Более того, экспертная деятельность требует постоянного повышения уровня профессиональных знаний, что продиктовано рядом объективных факторов, связанных с развитием современного общества. Подготовка экспертных и научных кадров ведется в медицинских вузах Республики. Одно из направлений деятельности ЦСМ — подготовка судебно-медицинских и научных кадров [1, 2].
Проблема кадрового обеспечения ЦСМ отмечена еще в 2005 г.; реальная потребность в увеличении штатной численности уже в то время составляла не менее 880 ед. [3]. Не решен данный вопрос и в настоящий момент, что находит отражение в нормативных актах последнего времени [4].
Цель исследования — оценка состояния сложившейся системы подготовки экспертных и научных кадров республики, определение ее проблем, а также возможных путей их решения. Провели анализ действующего законодательства в сфере подготовки врачебного состава и научных кадров по профилю судебной медицины, а также на примере алматинского филиала «Центра судебной медицины МЮ РК» (АФ ЦСМ) и дали оценку ситуации в сфере подготовки судебно-медицинских кадров, для чего изучили личные дела работающих судебно-медицинских экспертов за последние 5 лет.
В 2010 г. Казахстан присоединился к Болонскому процессу, предусматривающему изменение сложившейся системы высшего образования, а вместе с этим программ обучения, учебных планов, методик преподавания и др. Процесс реформирования системы образования продолжается и в настоящее время [5].
В данной статье подготовка экспертных кадров рассматривается с позиции приказа и.о. министра здравоохранения Республики Казахстан № 791 от 26.11.09 «Об утверждении Квалификационных характеристик должностей работников здравоохранения», согласно которому основные требования к квалификации судебно-медицинского эксперта следующие:
— высшее медицинское образование;
— повышение квалификации по специальности «Судебно-медицинская экспертиза»;
— сертификат специалиста по специальности «Судебно-медицинская экспертиза».
Образовательные программы высшего образования реализуются в высших учебных заведениях с присвоением по их окончании степени «Бакалавр» или квалификации «Специалист» [6]. Лица, завершившие обучение по образовательной программе высшего образования, могут занимать должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования, при этом обязательным условием допуска к клинической практике является освоение профессиональной образовательной программы интернатуры [6]. Перечень клинических специальностей подготовки в интернатуре на текущий момент следующий: терапия, общая врачебная практика, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология, стоматология [7]. Из данного перечня понятно, что подготовка в интернатуре по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» в настоящее время не проводится, хотя в период с 2006 по 2010 г. подобное допускалось на основании заявок местных органов государственного управления здравоохранением или соответствующих организаций здравоохранения при условии заключения трехсторонних договоров [8].
Более того, для лиц с высшим медицинским образованием предусмотрено прохождение образовательных программ послевузовского обучения, а именно резидентуры. Резидентура — форма получения послевузовского углубленного медицинского образования по клиническим специальностям [6]. Данная формулировка предполагает некоторое ее подобие ранее существовавшей клинической ординатуре. Освоение программы резидентуры является обязательным условием допуска к врачебной практике граждан по клиническим специальностям, перечень которых утверждается уполномоченным органом в области здравоохранения; т. е. прохождение резидентуры обязательно для большинства клинических специальностей, за исключением терапии, общей врачебной практики, хирургии, стоматологии [7].
Следующее требование к специалисту в соответствии с законодательством — повышение квалификации по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» [9]. С учетом отсутствия возможности прохождения интернатуры по судебно-медицинской экспертизе более обоснованным было бы наличие пункта о переподготовке по профилю для лиц, окончивших интернатуру по какой-либо другой клинической специальности до 2013 г., что и допускается действующими нормативными актами [10, 11]. Переподготовка осуществляется на соответствующих циклах при освоении от 864 до 1080 ч в зависимости от профиля [10].
Другим требованием к квалификации врача—судебно-медицинского эксперта общеэкспертного исследования является наличие сертификата специалиста по «судебно-медицинской экспертизе». Для лиц, получивших высшее медицинское образование до 2013 г., в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов была возможность получить данный сертификат при прохождении профильной интернатуры либо переподготовки по судебной медицине. С 2014 г. выпускникам медицинских вузов для получения данного сертификата необходимо обязательное прохождение как интернатуры (в том числе непрофильной), так и последующей резидентуры по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» [11]. Подготовка резидентов по нашей специальности осуществляется Медицинским университетом «Астана» (МУА) и Государственным медицинским университетом г. Семей (ГМУ г. Семей). О количестве подготовленных резидентов можно судить по цифрам размещенного государственного заказа в данных университетах (см. таблицу) [12—16].
Таким образом, в рамках государственного заказа за 5 лет выделены места для 22 резидентов. Возникает вопрос: почему при большем числе медицинских университетов подготовка судебно-медицинских экспертов осуществляется лишь в двух из них. Ответ на данный вопрос связан с научно-педагогическими ресурсами Республики Казахстан в сфере судебной медицины. В настоящий момент в системе подготовки экспертных кадров работают лишь два доктора медицинских наук, диссертации которых были защищены по шифру «Судебная медицина». Они ведут педагогическую деятельность в указанных университетах, что, безусловно, недостаточно для потребностей службы. Неохваченными остаются южные и западные регионы Казахстана. Точных данных о количестве кандидатов медицинских наук в области судебной медицины, занятых научно-педагогической деятельностью, в свободных источниках найти не удалось; по данным 2006 г., их количество составляло около 10 [17].
Для реализации Закона Республики Казахстан «О науке» приняты Правила присуждения ученых степеней [17]. Согласно данным Правилам, единственным видом ученой степени, присуждаемой в Республике Казахстан, является степень доктора философии (PhD), доктора по профилю. Кроме того, в настоящее время Законом Республики Казахстан «Об образовании» предусмотрена трехступенчатая модель подготовки кадров: бакалавриат—магистратура—докторантура PhD. Магистратура — послевузовское обучение, образовательные программы которого направлены на подготовку кадров с присуждением степени «Магистр» по соответствующей специальности. Докторантура — послевузовское обучение, образовательные программы которого направлены на подготовку кадров для научной, педагогической и/или профессиональной деятельности, с присуждением степени доктора философии (PhD), доктора по профилю [18]. Подготовка судебно-медицинских экспертов в магистратуре осуществляется по специальности 6М110100—Медицина в течение 2 лет, в докторантуре по специальности 6D110100—Медицина, которая рассчитана на 3 года [19]. Учитывая общие шифры для всех медицинских специальностей, установить количество подготовленных магистров и докторов философии для судебно-медицинской службы на основании данных государственного заказа не удалось, но на официальных сайтах МУА и ГМУ г. Семей имеются данные о подготовке магистрантов и докторантов, темами работ которых является судебная медицина и организация судебно-медицинской службы.
Для фактической оценки состояния в сфере подготовки экспертных кадров изучили личные дела 74 работающих судебно-медицинских экспертов АФ ЦСМ МЮ за последние 5 лет. Получили данные о пройденных циклах переподготовки, повышения квалификации, количестве работников, имеющих академические и ученые степени. Анализ кадровой структуры крупнейшего филиала ЦСМ достаточно показательно иллюстрирует ситуацию в этой сфере. За последние 5 лет только один из них был принят на работу после окончания профильной интернатуры, ни одного после окончания профильной резидентуры по судебной медицине, 10 экспертов зачислены в штат филиала после прохождения циклов переподготовки, 4 из них врачи-совместители. Один судебно-медицинский эксперт химико-токсикологического отдела имеет академическую степень «магистра», 5 сотрудников — ученые степени кандидата медицинских наук, полученные до 2010 г. За последние 5 лет в филиале не подготовлено ни одного эксперта, имеющего ученую степень, и не защищено ни одной научной диссертации.
В период с 2011 по 2015 г. 74 судебно-медицинскими экспертами пройдено 157 циклов переподготовки, повышения квалификации; среднее количество пройденных циклов одним экспертом 2,21 при средней продолжительности одного цикла 216,6 ч.
Интерес представляют данные о месте прохождения цикла повышения квалификации: 93 (59,2%) в Казахском медицинском университете непрерывного образования; 31 (19,7%) в Казахстанско-Российском медицинском университете; 9 (5,7%) в Медицинском университете «Астана», 14 (8,9%) в других учебных заведениях Казахстана (другие медицинские вузы, НИИ и т. д.); 8 (5,1%) в учебных заведениях СНГ (Республика Беларусь, Минск; Российская Федерация, Барнаул, Омск) 2 (1,3%) в странах дальнего зарубежья (Турция, Литва) (см. рисунок).
Таким образом, в структуре последипломного образования значительно преобладало прохождение обучения в медицинских университетах Алматы, крайне небольшой процент обучался за рубежом. Это при недостаточном количестве научных и педагогических кадров в области судебной медицины в самой республике не может положительно сказаться на развитии судебно-медицинской службы г. Алматы.
Анализ пройденных экспертами циклов повышения квалификации выявил часто формальное отношение к их прохождению: неоднократное прохождение ранее пройденных или близких по смыслу тем у некоторого числа судебно-медицинских экспертов.
Комплексный анализ системы подготовки экспертных и научно-педагогических кадров для судебно-медицинской службы Республики Казахстан на основе изучения правовых норм и фактической ситуации на примере алматинского филиала показал наличие как положительных, так и отрицательных проблемных сторон.
К положительным сторонам, как мы считаем, стоит отнести проводимое реформирование системы образования и науки, в том числе в области судебной медицины, в рамках присоединения к Болонскому процессу, а значит и ко всей европейской системе образования. Другим безусловным плюсом стоит считать сохранение научно-педагогических кадров для подготовки судебно-медицинских кадров, а также наличие самой системы подготовки судебно-медицинских экспертов.
Негативными сторонами в системе подготовки кадров для судебно-медицинской службы, по нашему мнению, является излишняя затянутость сроков в подготовке кадров, которая при полном прохождении программ бакалавриата, интернатуры и резидентуры будет составлять не менее 9 лет, а также отсутствие возможности прохождения переподготовки для лиц, получивших высшее медицинское образование после 2013 г. по другим специальностям. Эти 2 фактора в условиях текущего кадрового дефицита в ближайшей перспективе могут привести к еще большим трудностям при укомплектовании штатов структурных подразделений ЦСМ МЮ Р.К. Сохранение имеющихся научно-педагогических кадров в Республике Казахстан отнесено к плюсам существующей системы подготовки экспертов, однако нельзя не отметить их недостаточность в целом по стране. Другая немаловажная проблема — отсутствие единой централизованной структуры для проведения системной работы в сфере подготовки научных и экспертных кадров и определения направлений развития судебно-медицинской науки с последующим внедрением достижений науки в экспертную практику. Данные функции законодательно были возложены на ЦСМ, но фактически в полной мере им в последние годы не выполнялись [1, 2].
Для решения выявленных проблем считаем необходимым следующее:
— пересмотреть ряд норм законодательства в сфере подготовки судебно-медицинских кадров, в том числе с использованием опыта стран СНГ, других участников Болонского процесса: Российской Федерации, Белоруссии;
— начать подготовку достаточного числа высококвалифицированных экспертных и научно-педагогических кадров в области судебной медицины, в том числе в странах ближнего и дальнего зарубежья. Для подготовки кадров в Республике Казахстан усилить сотрудничество с Казахским медицинским университетом непрерывного образования, расположенным в Алматы, для охвата южных регионов Казахстана;
— создать научно-практический центр на базе АФ ЦСМ с передачей ему части полномочий ЦСМ в вопросах подготовки экспертных и научных кадров, организационно-методической работы в сфере развития судебно-медицинской науки Казахстана. Обязательно рассмотреть вопрос об укреплении материально-технической базы, приведении ее в соответствие с требованиями учебных программ и государственных стандартов.
Конфликт интересов отсутствует.