Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Джардемов А.А.

Алматинский филиал «Центр судебной медицины МЮ РК», Алматы, Республика Казахстан, 050012

Хасанов Р.М.

Алматинский филиал «Центр судебной медицины МЮ РК», Алматы, Республика Казахстан, 050012

О подготовке экспертных и научно-педагогических кадров для судебно-медицинской службы Республики Казахстан

Авторы:

Джардемов А.А., Хасанов Р.М.

Подробнее об авторах

Прочитано: 615 раз


Как цитировать:

Джардемов А.А., Хасанов Р.М. О подготовке экспертных и научно-педагогических кадров для судебно-медицинской службы Республики Казахстан. Судебно-медицинская экспертиза. 2016;59(6):58‑61.
Dzhardemov AA, Khasanov RM. On the training of the expert and pedagogical personnel for the forensic medical services of the Republic of Kazakhstan. Forensic Medical Expertise. 2016;59(6):58‑61. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed201659658-61

В рамках проводимой модернизации правоохранительной системы начато реформирование экспертной службы с централизацией всех экспертных функций в одном государственном органе — Министерстве юстиции Республики Казахстан (МЮ РК). Это свидетельствует о значимости и важной роли экспертной службы в процессе модернизации, цель которой — создание системы, отвечающей мировым стандартам. В настоящее время экспертным учреждением, осуществляющим данный вид деятельности в сфере судебно-медицинской экспертизы, является Центр судебной медицины (ЦСМ) МЮ РК, а также его филиалы.

Одной из гарантий качественного выполнения функций судебно-медицинской экспертной службы РК, а вместе с этим правильности, объективности заключений экспертов является система подготовки квалифицированных экспертных кадров. Более того, экспертная деятельность требует постоянного повышения уровня профессиональных знаний, что продиктовано рядом объективных факторов, связанных с развитием современного общества. Подготовка экспертных и научных кадров ведется в медицинских вузах Республики. Одно из направлений деятельности ЦСМ — подготовка судебно-медицинских и научных кадров [1, 2].

Проблема кадрового обеспечения ЦСМ отмечена еще в 2005 г.; реальная потребность в увеличении штатной численности уже в то время составляла не менее 880 ед. [3]. Не решен данный вопрос и в настоящий момент, что находит отражение в нормативных актах последнего времени [4].

Цель исследования — оценка состояния сложившейся системы подготовки экспертных и научных кадров республики, определение ее проблем, а также возможных путей их решения. Провели анализ действующего законодательства в сфере подготовки врачебного состава и научных кадров по профилю судебной медицины, а также на примере алматинского филиала «Центра судебной медицины МЮ РК» (АФ ЦСМ) и дали оценку ситуации в сфере подготовки судебно-медицинских кадров, для чего изучили личные дела работающих судебно-медицинских экспертов за последние 5 лет.

В 2010 г. Казахстан присоединился к Болонскому процессу, предусматривающему изменение сложившейся системы высшего образования, а вместе с этим программ обучения, учебных планов, методик преподавания и др. Процесс реформирования системы образования продолжается и в настоящее время [5].

В данной статье подготовка экспертных кадров рассматривается с позиции приказа и.о. министра здравоохранения Республики Казахстан № 791 от 26.11.09 «Об утверждении Квалификационных характеристик должностей работников здравоохранения», согласно которому основные требования к квалификации судебно-медицинского эксперта следующие:

— высшее медицинское образование;

— повышение квалификации по специальности «Судебно-медицинская экспертиза»;

— сертификат специалиста по специальности «Судебно-медицинская экспертиза».

Образовательные программы высшего образования реализуются в высших учебных заведениях с присвоением по их окончании степени «Бакалавр» или квалификации «Специалист» [6]. Лица, завершившие обучение по образовательной программе высшего образования, могут занимать должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования, при этом обязательным условием допуска к клинической практике является освоение профессиональной образовательной программы интернатуры [6]. Перечень клинических специальностей подготовки в интернатуре на текущий момент следующий: терапия, общая врачебная практика, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология, стоматология [7]. Из данного перечня понятно, что подготовка в интернатуре по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» в настоящее время не проводится, хотя в период с 2006 по 2010 г. подобное допускалось на основании заявок местных органов государственного управления здравоохранением или соответствующих организаций здравоохранения при условии заключения трехсторонних договоров [8].

Более того, для лиц с высшим медицинским образованием предусмотрено прохождение образовательных программ послевузовского обучения, а именно резидентуры. Резидентура — форма получения послевузовского углубленного медицинского образования по клиническим специальностям [6]. Данная формулировка предполагает некоторое ее подобие ранее существовавшей клинической ординатуре. Освоение программы резидентуры является обязательным условием допуска к врачебной практике граждан по клиническим специальностям, перечень которых утверждается уполномоченным органом в области здравоохранения; т. е. прохождение резидентуры обязательно для большинства клинических специальностей, за исключением терапии, общей врачебной практики, хирургии, стоматологии [7].

Следующее требование к специалисту в соответствии с законодательством — повышение квалификации по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» [9]. С учетом отсутствия возможности прохождения интернатуры по судебно-медицинской экспертизе более обоснованным было бы наличие пункта о переподготовке по профилю для лиц, окончивших интернатуру по какой-либо другой клинической специальности до 2013 г., что и допускается действующими нормативными актами [10, 11]. Переподготовка осуществляется на соответствующих циклах при освоении от 864 до 1080 ч в зависимости от профиля [10].

Другим требованием к квалификации врача—судебно-медицинского эксперта общеэкспертного исследования является наличие сертификата специалиста по «судебно-медицинской экспертизе». Для лиц, получивших высшее медицинское образование до 2013 г., в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов была возможность получить данный сертификат при прохождении профильной интернатуры либо переподготовки по судебной медицине. С 2014 г. выпускникам медицинских вузов для получения данного сертификата необходимо обязательное прохождение как интернатуры (в том числе непрофильной), так и последующей резидентуры по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» [11]. Подготовка резидентов по нашей специальности осуществляется Медицинским университетом «Астана» (МУА) и Государственным медицинским университетом г. Семей (ГМУ г. Семей). О количестве подготовленных резидентов можно судить по цифрам размещенного государственного заказа в данных университетах (см. таблицу) [12—16].

Количество подготовленных резидентов в 2011—2015 гг.

Таким образом, в рамках государственного заказа за 5 лет выделены места для 22 резидентов. Возникает вопрос: почему при большем числе медицинских университетов подготовка судебно-медицинских экспертов осуществляется лишь в двух из них. Ответ на данный вопрос связан с научно-педагогическими ресурсами Республики Казахстан в сфере судебной медицины. В настоящий момент в системе подготовки экспертных кадров работают лишь два доктора медицинских наук, диссертации которых были защищены по шифру «Судебная медицина». Они ведут педагогическую деятельность в указанных университетах, что, безусловно, недостаточно для потребностей службы. Неохваченными остаются южные и западные регионы Казахстана. Точных данных о количестве кандидатов медицинских наук в области судебной медицины, занятых научно-педагогической деятельностью, в свободных источниках найти не удалось; по данным 2006 г., их количество составляло около 10 [17].

Для реализации Закона Республики Казахстан «О науке» приняты Правила присуждения ученых степеней [17]. Согласно данным Правилам, единственным видом ученой степени, присуждаемой в Республике Казахстан, является степень доктора философии (PhD), доктора по профилю. Кроме того, в настоящее время Законом Республики Казахстан «Об образовании» предусмотрена трехступенчатая модель подготовки кадров: бакалавриат—магистратура—докторантура PhD. Магистратура — послевузовское обучение, образовательные программы которого направлены на подготовку кадров с присуждением степени «Магистр» по соответствующей специальности. Докторантура — послевузовское обучение, образовательные программы которого направлены на подготовку кадров для научной, педагогической и/или профессиональной деятельности, с присуждением степени доктора философии (PhD), доктора по профилю [18]. Подготовка судебно-медицинских экспертов в магистратуре осуществляется по специальности 6М110100—Медицина в течение 2 лет, в докторантуре по специальности 6D110100—Медицина, которая рассчитана на 3 года [19]. Учитывая общие шифры для всех медицинских специальностей, установить количество подготовленных магистров и докторов философии для судебно-медицинской службы на основании данных государственного заказа не удалось, но на официальных сайтах МУА и ГМУ г. Семей имеются данные о подготовке магистрантов и докторантов, темами работ которых является судебная медицина и организация судебно-медицинской службы.

Для фактической оценки состояния в сфере подготовки экспертных кадров изучили личные дела 74 работающих судебно-медицинских экспертов АФ ЦСМ МЮ за последние 5 лет. Получили данные о пройденных циклах переподготовки, повышения квалификации, количестве работников, имеющих академические и ученые степени. Анализ кадровой структуры крупнейшего филиала ЦСМ достаточно показательно иллюстрирует ситуацию в этой сфере. За последние 5 лет только один из них был принят на работу после окончания профильной интернатуры, ни одного после окончания профильной резидентуры по судебной медицине, 10 экспертов зачислены в штат филиала после прохождения циклов переподготовки, 4 из них врачи-совместители. Один судебно-медицинский эксперт химико-токсикологического отдела имеет академическую степень «магистра», 5 сотрудников — ученые степени кандидата медицинских наук, полученные до 2010 г. За последние 5 лет в филиале не подготовлено ни одного эксперта, имеющего ученую степень, и не защищено ни одной научной диссертации.

В период с 2011 по 2015 г. 74 судебно-медицинскими экспертами пройдено 157 циклов переподготовки, повышения квалификации; среднее количество пройденных циклов одним экспертом 2,21 при средней продолжительности одного цикла 216,6 ч.

Интерес представляют данные о месте прохождения цикла повышения квалификации: 93 (59,2%) в Казахском медицинском университете непрерывного образования; 31 (19,7%) в Казахстанско-Российском медицинском университете; 9 (5,7%) в Медицинском университете «Астана», 14 (8,9%) в других учебных заведениях Казахстана (другие медицинские вузы, НИИ и т. д.); 8 (5,1%) в учебных заведениях СНГ (Республика Беларусь, Минск; Российская Федерация, Барнаул, Омск) 2 (1,3%) в странах дальнего зарубежья (Турция, Литва) (см. рисунок).

Пройденные циклы повышения квалификации сотрудниками Алматинского филиала ЦСМ МЮ РК (2011—2015 гг.)

Таким образом, в структуре последипломного образования значительно преобладало прохождение обучения в медицинских университетах Алматы, крайне небольшой процент обучался за рубежом. Это при недостаточном количестве научных и педагогических кадров в области судебной медицины в самой республике не может положительно сказаться на развитии судебно-медицинской службы г. Алматы.

Анализ пройденных экспертами циклов повышения квалификации выявил часто формальное отношение к их прохождению: неоднократное прохождение ранее пройденных или близких по смыслу тем у некоторого числа судебно-медицинских экспертов.

Комплексный анализ системы подготовки экспертных и научно-педагогических кадров для судебно-медицинской службы Республики Казахстан на основе изучения правовых норм и фактической ситуации на примере алматинского филиала показал наличие как положительных, так и отрицательных проблемных сторон.

К положительным сторонам, как мы считаем, стоит отнести проводимое реформирование системы образования и науки, в том числе в области судебной медицины, в рамках присоединения к Болонскому процессу, а значит и ко всей европейской системе образования. Другим безусловным плюсом стоит считать сохранение научно-педагогических кадров для подготовки судебно-медицинских кадров, а также наличие самой системы подготовки судебно-медицинских экспертов.

Негативными сторонами в системе подготовки кадров для судебно-медицинской службы, по нашему мнению, является излишняя затянутость сроков в подготовке кадров, которая при полном прохождении программ бакалавриата, интернатуры и резидентуры будет составлять не менее 9 лет, а также отсутствие возможности прохождения переподготовки для лиц, получивших высшее медицинское образование после 2013 г. по другим специальностям. Эти 2 фактора в условиях текущего кадрового дефицита в ближайшей перспективе могут привести к еще большим трудностям при укомплектовании штатов структурных подразделений ЦСМ МЮ Р.К. Сохранение имеющихся научно-педагогических кадров в Республике Казахстан отнесено к плюсам существующей системы подготовки экспертов, однако нельзя не отметить их недостаточность в целом по стране. Другая немаловажная проблема — отсутствие единой централизованной структуры для проведения системной работы в сфере подготовки научных и экспертных кадров и определения направлений развития судебно-медицинской науки с последующим внедрением достижений науки в экспертную практику. Данные функции законодательно были возложены на ЦСМ, но фактически в полной мере им в последние годы не выполнялись [1, 2].

Для решения выявленных проблем считаем необходимым следующее:

— пересмотреть ряд норм законодательства в сфере подготовки судебно-медицинских кадров, в том числе с использованием опыта стран СНГ, других участников Болонского процесса: Российской Федерации, Белоруссии;

— начать подготовку достаточного числа высококвалифицированных экспертных и научно-педагогических кадров в области судебной медицины, в том числе в странах ближнего и дальнего зарубежья. Для подготовки кадров в Республике Казахстан усилить сотрудничество с Казахским медицинским университетом непрерывного образования, расположенным в Алматы, для охвата южных регионов Казахстана;

— создать научно-практический центр на базе АФ ЦСМ с передачей ему части полномочий ЦСМ в вопросах подготовки экспертных и научных кадров, организационно-методической работы в сфере развития судебно-медицинской науки Казахстана. Обязательно рассмотреть вопрос об укреплении материально-технической базы, приведении ее в соответствие с требованиями учебных программ и государственных стандартов.

Конфликт интересов отсутствует.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.