Неуклонное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) со смертельными исходами, установление механизмов образования повреждений внутри салона легкового транспортного средства (ТС) при использовании средств безопасности и определение места нахождения пострадавших в ДТП экспертным путем до сих пор не получили исчерпывающего научно-практического разрешения. Использование комплекса средств индивидуальной безопасности в современных легковых автомобилях: конструктивные особенности интерьера салона, расположение кресел и в связи с этим посадка водителя и пассажиров - изменило характер повреждений у пострадавших в салоне ТС. Все это делает актуальным исследование данного вида автомобильной травмы [1, 2].
Сравнительный анализ морфологии, локализации и объема причиненных повреждений традиционно используется для судебно-медицинской диагностики места положения участников ДТП в салоне легкового автомобиля на протяжении нескольких последних десятилетий [3-11]. Проведенные многочисленные исследования ряда авторов [12-25] показали и доказали перспективность такого подхода в решении данной проблемы. В то же время работ, в которых приводится подробный анализ повреждений различных отделов позвоночника у пострадавших в ДТП, крайне мало [26].
Цель работы - изучить особенности повреждений трех отделов позвоночника у пострадавших при ДТП, находящихся в салоне современного легкового автомобиля, оборудованного средствами безопасности (ремни и подушки безопасности для водителя и пассажира переднего сиденья), в случаях фронтальных столкновений.
Материал и методы
Материалом исследования явились архивные данные заключения судебно-медицинских экспертиз и акты судебно-медицинских исследований, проведенные в бюро СМЭ Департамента здравоохранения Москвы в период с 2005 по 2012 г. в отношении пострадавших внутри салона легковых автомобилей при ДТП. Все обстоятельства происшествий и положение погибших были известны из материалов дела.
В работе использовали сравнительный и морфометрический методы исследования, которые учитывали количество и частоту переломов тел, дуг и отростков шейных, грудных и поясничных позвонков, разрывы связочного аппарата позвоночника, степень их выраженности и характер.
Исследовали данные о 187 пострадавших: 85 водителей, 55 пассажиров переднего сиденья (ППС), 15 пассажиров заднего сиденья слева (ПЗС-Л), 18 пассажиров центрального заднего сиденья (ПЗС-Ц) и 14 пассажиров, находившихся на правом заднем сиденье (ПЗС-П). Половая характеристика потерпевших не учитывалась. Все погибшие были в возрасте 20-65 лет.
Результаты и обсуждение
1. Количественная характеристика повреждений позвонков
У 85 водителей было повреждено 278 позвонков
(в среднем 3,3 на 1 наблюдение), У 55 ППС - 63 ( в среднем 1,1), у 15 ПЗС-Л - 20 (в среднем 1,3), у 18 ПЗС-Ц - 23 (в среднем 1,3), у 14 ПЗС-П - 14 позвонков (в среднем 1). Таким образом, при фронтальных столкновениях легковых ТС наиболее часто переломы позвонков отмечали у водителя, а реже - у ППС и сидящего за ним ПЗС-П (рис. 1
2. Сравнительная характеристика частоты травмирования позвонков различных отделов позвоночного столба
Изучали частоту повреждений 3 отделов позвоночника и соответствующее число переломов позвонков (рис. 2
У всех 85 (100%) водителей ТС отметили повреждения шейного отдела позвоночника и 142 перелома I-VII шейных позвонков, у 75 (88%) - трвмы грудного отдела и 105 переломов грудных (I-XII) позвонков, у 27 (32%) - травмы поясничного отдела и 31 перелом I-V поясничных позвонков.
У 30 (55%) ППС выявили 38 переломов шейных позвонков, у 20 (36%) - 20 грудных позвонков и у 5 (9%) -
5 поясничных позвонков.
Из 15 ПЗС-Л у 10 (67%) было 13 переломов шейных позвонков, у 2 (13%) - 2 перелома грудных позвонков и у 3 (20%) - 3 перелома поясничных позвонков.
У 7 (39%) из 18 ПЗС-Ц наблюдали 11 переломов шейных позвонков, у 10 (56%) -11 переломов грудных позвонков и у 1 (5%) перелом одного поясничного позвонка.
Переломы шейных и грудных позвонков отсутствовали у ПЗС-П, при этом у всех 14 (100%) было 14 переломов поясничных позвонков.
Таким образом, повреждения различных отделов позвоночника у водителя ТС встречались чаще, чем у ППС, однако этого признака недостаточно для объективного установления места расположения пострадавшего в салоне автомобиля. Для ПЗС-Л характерна меньшая частота травматизации грудного отдела и большая - шейного и поясничного отделов, чем для ПЗС-Ц, у которых значительно чаще травматируется грудной отдел. У ПЗС-П в отличие от других пострадавших возникают травмы преимущественно поясничного отдела позвоночного столба.
3. Сравнительная характеристика особенностей травмирования различных отделов позвоночного столба
Число одиночных и множественных (от 2 до 4) переломов шейных позвонков, формирующихся изолированно только в шейном отделе позвоночника (1-й уровень), а также сочетание их с переломами грудных (2-й уровень) позвонков или одновременно шейных, грудных и поясничных (3-й уровень) позвонков, представлено в таблице
Из данных таблицы
4. Морфологические особенности переломов позвонков
Для выявления основных морфологических различий в переломах позвонков, исследовали их особенности (локализация, симметричность, множественность), количество и уровень травматизации относительно отдела позвочного столба.
Повреждения у водителя. Особенность повреждения шейного отдела позвоночника у водителей заключалась в формировании множественных сгибательно-разгибательных переломов II-VI шейных позвонков.
Травмы грудного отдела проявлялись преимущественно переломами верхних (I-IV) и средних (V-IX) грудных позвонков. Двойные переломы верхних грудных позвонков (32 случая) формировались несколько чаще одиночных (29); в 1 случае отметили тройной перелом. Переломы средних грудных позвонков в 16 случаях были одиночными и в 22 - двойные. Одиночные травмы X-XII нижних грудных позвонков отметили в 2 случаях, двойные - в 3. Повреждения I-IV верхних грудных позвонков характеризовались компрессионными переломами тел (чаще III и несколько реже II грудного позвонков) с разрывами межпозвоночных дисков, преимущественно между II, III и IV позвонками, а также разрывом передней продольной связки. Повреждения средних грудных позвонков были представлены компрессионными переломами тел T
Морфологические особенности выявленных повреждений верхних и средних грудных позвонков были связаны с вертикальной нагрузкой и сгибанием туловища водителя ТС при ДТП кпереди в сагиттальной плоскости, а характер переломов тел нижних грудных позвонков указывал на сгибательно-разгибательный механизм [26].
Повреждения поясничного отдела позвоночника сопровождались преимущественными переломами тел L
Повреждения у пассажира переднего сиденья. Как правило, при травме внутри салона легкового автомобиля у ППС образуются одиночные сгибательно-разгибательные переломы шейного отдела позвоночника, чаще всего тел C
Повреждения грудного отдела были одноуровневыми, характеризовались компрессионными переломами тел T
Повреждения поясничных позвонков были единичными в виде переломов остистых и чаще поперечных отростков. Эти повреждения сочетались с травмой таза и нижних конечностей, что свидетельствует о чрезмерном сгибании или разгибании поясничного отдела позвоночника [26].
Повреждения у пассажира левого заднего сиденья. Анализ полученных данных показал, что у ПЗС-Л преобладали одиночные повреждения шейного отдела позвоночника с фрагментарными переломами тела C
У 2 ПЗС-Л отметили компрессионные переломы тел T
Повреждения поясничных позвонков (3 случая) сопровождались переломами остистых отростков L
Повреждения у пассажиров центрального заднего сиденья. У ПЗС-Ц чаще формировались двойные повреждения смежных позвонков шейного отдела. У 5 из 7 ПЗС-Ц они имели вид многооскольчатых переломов всех дужек и отростков C
При повреждениях грудных позвонков наблюдали компрессионные переломы тел верхних и нижних грудных позвонков. На уровне T
Перелом остистого отростка L
Выявленные морфологические особенности переломов у ПЗС-Ц указывали на значительную вертикальную нагрузку, сочетающуюся с чрезмерным сгибанием позвоночника в сагиттальной плоскости [26].
Повреждения у пассажиров правого заднего сиденья.
У ПЗС-П повреждения поясничных позвонков были одноуровневыми и одиночными. Характерны переломы остистых отростков чаще всего L
Заключение
Анализ архивных актов и заключений за период с 2005 по 2012 г. показал, что в случаях смертельных травм внутри салона легкового автомобиля у водителя ТС преобладает частота переломов шейных, грудных и поясничных позвонков. У пассажиров переднего и заднего правого сидений такие повреждения выражены в минимальной степени.
Многоуровневость и множественность переломов различных отделов позвоночника у водителя ТС связана с более интенсивным сгибанием и разгибанием позвоночника при данном виде травмы.
У ППС чаще встречались переломы нижних шейных позвонков, а у ПЗС-Л чаще травмировались верхние шейные позвонки.
Для пассажиров ПЗС-Л характерна меньшая частота травматизации грудного отдела и большая частота травм шейного и поясничного отделов позвоночника.
У ПЗС-Ц при внутрисалонной травме значительно чаще травмируется грудной, а у ПЗС-П - поясничный отдел позвоночника.
Конфликт интересов отсутствует.