В связи с применением средств индивидуальной безопасности значительно изменился характер повреждений у лиц, травмированных в салоне автомобиля, что делает актуальным их дальнейшее исследование [1]. Одним из способов судебно-медицинской диагностики местоположения пострадавшего в салоне легкового автомобиля является сравнительный анализ имеющихся у него повреждений. Ранее проведенные исследования [2, 3] повреждений органов брюшной полости показывают перспективность такого сравнительного анализа. В то же время работ, в которых приводится подробный анализ повреждений позвоночника, очень мало [4].
Цель исследования — изучение особенностей повреждений шейного отдела позвоночника у водителя и пассажира переднего сиденья (ППС) при дорожно-транспортном происшествии (ДТП) в салоне легкового автомобиля, оборудованного современными средствами безопасности.
Материал и методы
Исследовали архивные данные судебно-медицинских экспертиз, проведенных в Москве за период с 2005 по 2012 г. Все обстоятельства ДТП и местоположение потерпевших были известны из дела. Исследовали повреждения у 85 водителей и 55 ППС. Половая характеристика потерпевших в данной работе не учитывалась, все потерпевшие были в возрасте 20—65 лет.
Использовали сравнительный и морфометрический методы исследования. Для получения общих сведений о характере переломов позвонков учитывали анатомические особенности переломов тела, дуг, суставных, поперечных и остистых отростков. Повреждение структур шейного отдела позвоночника, расположенных кпереди от задней продольной связки включительно, относили к травмам передней опорной колонны, кзади от нее — к повреждениям задней опорной колонны [5].
Результаты и обсуждение
Повреждения шейных позвонков отметили у всех 85 водителей. Всего выявили 143 перелома: 13 (9%) переломов I позвонка, 21 (15%) — II, 24 (17%) — III, 25 (17%) — IV, 22 (15%) — V, 23 (16%) — VI и 15 (10%) — VII (рис. 1). Одинаково часто (по 38 наблюдений) формировались одиночные и двойные переломы.
Одиночные переломы II позвонка обнаружили в 2 (2%) случаях, III — в 3 (4%), IV — в 6 (7%), V — в 9 (11%), VI — в 10 (12%), VII — в 8 (9%) (рис. 2).
Двойные переломы рядом расположенных I—II позвонков зафиксированы в 7 (8%) случаях, II—III — в 4 (5%), III—IV — в 9 (11%), IV—V вв. 7 (8%), V—VI — в 5 (6%), VI—VII — в 6 (7%) (рис. 3).
Значительно реже формировались тройные переломы позвонков: I—III — в 4 (5%) случаях, II—IV — в 1 (1%), II—III и VI — по 1 (1%), V—VII — в 1 (1%) и множественные переломы рядом расположенных позвонков (I—IV) — в 2 (2%) случаях.
Характер переломов позвонков зависел от их множественности и уровня.
При одиночных переломах II шейного позвонка в 1 из 2 наблюдений наблюдали полный отрыв зуба и перелом дуги позвонка с отрывом фрагмента, включающего верхний суставной отросток слева вместе с поперечным отростком, разрыв передней продольной связки на уровне II шейного позвонка. В другом случае диагностирован разрыв крестообразной связки атланта, перелом в области основания зуба II шейного позвонка; сам зуб вошел в позвоночный канал.
Повреждения III шейного позвонка при одиночных переломах (3 случая) характеризовались переломом тел позвонков. Излом проходил в горизонтальной плоскости от задней поверхности тела позвонка к его передней поверхности. Отмечался разрыв передней продольной связки и межпозвонкового диска между II и III шейными позвонками.
Повреждения IV шейного позвонка при одиночных переломах (6 случаев) были однотипными переломами тела позвонка в передней его части и разрывами нижележащего диска. В 4 случаях диск был размозжен в заднем отделе, в 2 других наблюдениях отмечался перелом дуги позвонка.
Повреждения V шейного позвонка при одиночных переломах (9 случаев) имели вид поперечных переломов тел с разрывами межпозвонковых дисков (С
Повреждения VI шейного позвонка при одиночных переломах (10 случаев) были представлены поперечными переломами тела, смятием губчатого вещества на всем протяжении излома, разрывом передней и задней продольных связок. В 1 случае отмечался перелом поперечного отростка справа (плоскость излома скошена сверху вниз и слева направо), в 6 — вывих VI шейного позвонка кпереди, сопровождавшийся разрывом передней продольной связки, в 1 — выпадение диска между VI и VII позвонками.
Повреждения VII шейного позвонка при одиночных переломах (8 случаев) характеризовались наличием компрессионных переломов тела: передних отделов (2), правых переднебоковых отделов (3), задней трети тела (3). В одном наблюдении был сломан правый поперечный отросток: плоскость перелома расположена поперечно в средней трети отростка, края по передней поверхности мелковолнистые, хорошо сопоставляются, по задней зубчатые, с выкрашиванием. В 3 случаях наблюдали разрыв межпозвонкового диска между VI—VII шейными позвонками, в одном — разрыв этого диска с расхождением краев разрыва до 2 см в сочетании с разрывом передней продольной связки по ходу разрыва.
Двойные повреждения I—II позвонков (7 случаев) представлены разрывом задней атлантозатылочной мембраны и двойным переломом дуги I шейного позвонка, а также переломом тел в области основания зуба II позвонка.
Двойные повреждения II—III позвонков (4 случая) имели вид компрессионных переломов этих позвонков в переднем их отделе с разрывом передней продольной связки и межпозвонкового диска на уровне II и III шейных позвонков, размозжением межпозвонкового диска в заднем отделе без разрыва задней продольной связки позвоночника в этом месте.
Двойные повреждения III—IV позвонков (9 случаев) представляли собой однотипные переломы их тел, плоскость которых в задней и средней частях тела позвонка располагалась поперечно, в передней трети — косо спереди назад, снизу вверх. В 3 случаях имелся разрыв передней продольной связки.
Двойные повреждения IV—V позвонков (7 случаев) отличались вывихом и задним смещением тела IV шейного позвонка, переломом остистых отростков IV и V шейных позвонков (6), двусторонним переломом дуги IV шейного позвонка (5), разрывом межпозвонкового диска между IV и V грудными позвонками (6), разрывом передней и задней продольных связок (7), а также надостистой связки на уровне IV—V шейных позвонков (4).
Двойные повреждения V—VI позвонков (5 случаев) характеризовались поперечным переломом тела V позвонка, разрывом передней продольной связки на этом уровне и межпозвонкового диска между VI—VII шейными позвонками с расхождением краев разрыва, переломом верхних суставных отростков VII шейного позвонка.
Двойные повреждения VI—VII позвонков (6 случаев) представлены вывихом с передним смещением VI шейного позвонка, поперечным переломом тела VI позвонка, переломом поперечного отростка VII шейного позвонка слева и разрывом межпозвонкового диска С
Тройные повреждения I—III позвонков (4 случая) характеризовались двойным переломом дуг I шейного позвонка, переломом в области основания зуба II позвонка, поперечным переломом тела III позвонка и разрывом межпозвонкового диска С
При тройном переломе II—IV позвонков (1 случай) диагностировали переломы дуги II позвонка, поперечный перелом тела III позвонка с разрывом межпозвонкового диска между III и IV позвонками и вывихом с задним смещением III позвонка, переломы верхних остистых отростков IV позвонка, разрыв передней продольной связки на уровне С
Тройной перелом V—VII шейных позвонков (1 случай) отличался наличием вывиха с передним смещением VI позвонка, поперечного перелома тела VI позвонка, перелома дужек V и VII позвонков, разрыва передней продольной связки на уровне VI позвонка, разрыва межпозвонкового диска между VI и VII шейными позвонками.
При тройном переломе II, III и VI шейных позвонков (1 случай) имелись переломы II позвонка, проходящие справа вдоль основания зуба и справа от остистого отростка с формированием фрагмента, включающего правые суставные и поперечные отростки, разрыв передней продольной связки на уровне С
Отметили множественные переломы I—IV позвонков (2 случая): перелом задней дуги I позвонка, оскольчатый перелом II позвонка, поперечный перелом тела III позвонка и разрыв межпозвоночного диска С
При фронтальном столкновении у 30 из 55 ППС отметили 38 переломов: IV позвонка — 12 (32%), V — 14 (37%), VI — 11 (29%) и VII — 1 (3%) (см. рис. 1). Одиночные переломы IV позвонка выявили в 5 (9%) случаях, V — в 7 (13%), VI — в 10 (18%) (см. рис. 2). Двойные переломы рядом расположенных IV и V позвонков обнаружили в 7 (13%), VI—VII — в 1 (2%) случае (см. рис. 3). Характер переломов шейных позвонков зависел от их множественности и уровня.
Повреждения IV шейного позвонка при одиночных переломах (5 случаев) характеризовались переломом его дужки, вывихом его с передним смещением, разрывом нижележащего диска.
Повреждения V шейного позвонка при одиночных переломах (7 случаев) представлены переломом его дужек, вывихом позвонка с задним смещением и разрывом межпозвонкового диска между IV и V позвонками.
Повреждения VI шейного позвонка при одиночных переломах (10 случаев) отличались наличием компрессионного перелома и вывиха позвонка кпереди с разрывом межпозвонкового диска между VI и VII шейными позвонками, разрывом передней продольной связки в месте разрыва диска.
Двойные повреждения IV—V позвонков (7 случаев) имели вид компрессионных переломов их тел и разрывов передней продольной связки.
Двойные повреждения VI и VII позвонков (1 случай) представлены вывихом с передним смещением VI шейного позвонка, компрессионным переломом его тела и поперечного отростка VII шейного позвонка слева и разрывом межпозвонкового диска С
Сравнительный анализ частоты повреждений структур передней и задней опорных колонн шейного отдела позвоночного столба показал существенные различия их характера у водителя и ППС (рис. 4). Так, у водителя преимущественно повреждалась передняя опорная колонна, значительно реже передняя и задняя, при этом изолированные повреждения задней опорной колонны были единичными. У ППС также наиболее часто отмечали повреждение передней и несколько реже задней опорных колонн. Одновременное повреждение передней и задней колонн было нетипичным для травмы шейного отдела у ППС.
Заключение
Таким образом, у водителя современного легкового автомобиля при внутрисалонной травме образуются сгибательно-разгибательные переломы шейных позвонков. Наиболее часто формируются множественные переломы II—VI позвонков. Преимущественно повреждается передняя опорная колонна, значительно реже — одновременно передняя и задняя и в единичных случаях только задняя опорная колонна.
У ППС современного легкового автомобиля при внутрисалонной травме, как и у водителя, образуются сгибательно-разгибательные переломы шейных позвонков. Наиболее часто возникают переломы IV—VI позвонков. Отмечено преимущественно изолированное повреждение передней либо задней опорной колонны шейных позвонков.
Конфликт интересов отсутствует.