Пиголкин Ю.И.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Дубровин И.А.

Кафедра госпитальной хирургии ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Седых Е.П.

Кафедра судебной медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, Москва, Россия, 119992

Мосоян А.С.

Кафедра судебной медицины СПбГМУ им. И.П. Павлова

Судебно-медицинская оценка повреждений шейного отдела позвоночника у водителя и пассажира переднего сидения современного легкового автомобиля при фронтальном столкновении

Авторы:

Пиголкин Ю.И., Дубровин И.А., Седых Е.П., Мосоян А.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2213

Загрузок: 80


Как цитировать:

Пиголкин Ю.И., Дубровин И.А., Седых Е.П., Мосоян А.С. Судебно-медицинская оценка повреждений шейного отдела позвоночника у водителя и пассажира переднего сидения современного легкового автомобиля при фронтальном столкновении. Судебно-медицинская экспертиза. 2015;58(6):24‑27.
Pigolkin YuI, Dubrovin IA, Sedykh EP, Mosoian AS. The forensic medical evaluation of the injuries to the cervical spine in the driver and the front-seat passenger of a modern motor vehicle after the frontal crash. Forensic Medical Expertise. 2015;58(6):24‑27. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed201558624-27

В связи с применением средств индивидуальной безопасности значительно изменился характер повреждений у лиц, травмированных в салоне автомобиля, что делает актуальным их дальнейшее исследование [1]. Одним из способов судебно-медицинской диагностики местоположения пострадавшего в салоне легкового автомобиля является сравнительный анализ имеющихся у него повреждений. Ранее проведенные исследования [2, 3] повреждений органов брюшной полости показывают перспективность такого сравнительного анализа. В то же время работ, в которых приводится подробный анализ повреждений позвоночника, очень мало [4].

Цель исследования — изучение особенностей повреждений шейного отдела позвоночника у водителя и пассажира переднего сиденья (ППС) при дорожно-транспортном происшествии (ДТП) в салоне легкового автомобиля, оборудованного современными средствами безопасности.

Материал и методы

Исследовали архивные данные судебно-медицинских экспертиз, проведенных в Москве за период с 2005 по 2012 г. Все обстоятельства ДТП и местоположение потерпевших были известны из дела. Исследовали повреждения у 85 водителей и 55 ППС. Половая характеристика потерпевших в данной работе не учитывалась, все потерпевшие были в возрасте 20—65 лет.

Использовали сравнительный и морфометрический методы исследования. Для получения общих сведений о характере переломов позвонков учитывали анатомические особенности переломов тела, дуг, суставных, поперечных и остистых отростков. Повреждение структур шейного отдела позвоночника, расположенных кпереди от задней продольной связки включительно, относили к травмам передней опорной колонны, кзади от нее — к повреждениям задней опорной колонны [5].

Результаты и обсуждение

Повреждения шейных позвонков отметили у всех 85 водителей. Всего выявили 143 перелома: 13 (9%) переломов I позвонка, 21 (15%) — II, 24 (17%) — III, 25 (17%) — IV, 22 (15%) — V, 23 (16%) — VI и 15 (10%) — VII (рис. 1). Одинаково часто (по 38 наблюдений) формировались одиночные и двойные переломы.

Рис. 1. Частота формирования переломов шейных позвонков у водителя и пассажира переднего сиденья (ППС).

Одиночные переломы II позвонка обнаружили в 2 (2%) случаях, III — в 3 (4%), IV — в 6 (7%), V — в 9 (11%), VI — в 10 (12%), VII — в 8 (9%) (рис. 2).

Рис. 2. Частота формирования одиночных переломов шейных позвонков у водителя и пассажира переднего сиденья.

Двойные переломы рядом расположенных I—II позвонков зафиксированы в 7 (8%) случаях, II—III — в 4 (5%), III—IV — в 9 (11%), IV—V вв. 7 (8%), V—VI — в 5 (6%), VI—VII — в 6 (7%) (рис. 3).

Рис. 3. Частота формирования двойных переломов шейных позвонков у водителя и пассажира переднего сиденья.

Значительно реже формировались тройные переломы позвонков: I—III — в 4 (5%) случаях, II—IV — в 1 (1%), II—III и VI — по 1 (1%), V—VII — в 1 (1%) и множественные переломы рядом расположенных позвонков (I—IV) — в 2 (2%) случаях.

Характер переломов позвонков зависел от их множественности и уровня.

При одиночных переломах II шейного позвонка в 1 из 2 наблюдений наблюдали полный отрыв зуба и перелом дуги позвонка с отрывом фрагмента, включающего верхний суставной отросток слева вместе с поперечным отростком, разрыв передней продольной связки на уровне II шейного позвонка. В другом случае диагностирован разрыв крестообразной связки атланта, перелом в области основания зуба II шейного позвонка; сам зуб вошел в позвоночный канал.

Повреждения III шейного позвонка при одиночных переломах (3 случая) характеризовались переломом тел позвонков. Излом проходил в горизонтальной плоскости от задней поверхности тела позвонка к его передней поверхности. Отмечался разрыв передней продольной связки и межпозвонкового диска между II и III шейными позвонками.

Повреждения IV шейного позвонка при одиночных переломах (6 случаев) были однотипными переломами тела позвонка в передней его части и разрывами нижележащего диска. В 4 случаях диск был размозжен в заднем отделе, в 2 других наблюдениях отмечался перелом дуги позвонка.

Повреждения V шейного позвонка при одиночных переломах (9 случаев) имели вид поперечных переломов тел с разрывами межпозвонковых дисков (СIV—СV) и передней продольной связки, в одном наблюдении — с разрывом желтой связки между V и VI шейными позвонками.

Повреждения VI шейного позвонка при одиночных переломах (10 случаев) были представлены поперечными переломами тела, смятием губчатого вещества на всем протяжении излома, разрывом передней и задней продольных связок. В 1 случае отмечался перелом поперечного отростка справа (плоскость излома скошена сверху вниз и слева направо), в 6 — вывих VI шейного позвонка кпереди, сопровождавшийся разрывом передней продольной связки, в 1 — выпадение диска между VI и VII позвонками.

Повреждения VII шейного позвонка при одиночных переломах (8 случаев) характеризовались наличием компрессионных переломов тела: передних отделов (2), правых переднебоковых отделов (3), задней трети тела (3). В одном наблюдении был сломан правый поперечный отросток: плоскость перелома расположена поперечно в средней трети отростка, края по передней поверхности мелковолнистые, хорошо сопоставляются, по задней зубчатые, с выкрашиванием. В 3 случаях наблюдали разрыв межпозвонкового диска между VI—VII шейными позвонками, в одном — разрыв этого диска с расхождением краев разрыва до 2 см в сочетании с разрывом передней продольной связки по ходу разрыва.

Двойные повреждения I—II позвонков (7 случаев) представлены разрывом задней атлантозатылочной мембраны и двойным переломом дуги I шейного позвонка, а также переломом тел в области основания зуба II позвонка.

Двойные повреждения II—III позвонков (4 случая) имели вид компрессионных переломов этих позвонков в переднем их отделе с разрывом передней продольной связки и межпозвонкового диска на уровне II и III шейных позвонков, размозжением межпозвонкового диска в заднем отделе без разрыва задней продольной связки позвоночника в этом месте.

Двойные повреждения III—IV позвонков (9 случаев) представляли собой однотипные переломы их тел, плоскость которых в задней и средней частях тела позвонка располагалась поперечно, в передней трети — косо спереди назад, снизу вверх. В 3 случаях имелся разрыв передней продольной связки.

Двойные повреждения IV—V позвонков (7 случаев) отличались вывихом и задним смещением тела IV шейного позвонка, переломом остистых отростков IV и V шейных позвонков (6), двусторонним переломом дуги IV шейного позвонка (5), разрывом межпозвонкового диска между IV и V грудными позвонками (6), разрывом передней и задней продольных связок (7), а также надостистой связки на уровне IV—V шейных позвонков (4).

Двойные повреждения V—VI позвонков (5 случаев) характеризовались поперечным переломом тела V позвонка, разрывом передней продольной связки на этом уровне и межпозвонкового диска между VI—VII шейными позвонками с расхождением краев разрыва, переломом верхних суставных отростков VII шейного позвонка.

Двойные повреждения VI—VII позвонков (6 случаев) представлены вывихом с передним смещением VI шейного позвонка, поперечным переломом тела VI позвонка, переломом поперечного отростка VII шейного позвонка слева и разрывом межпозвонкового диска СVI—СVII.

Тройные повреждения I—III позвонков (4 случая) характеризовались двойным переломом дуг I шейного позвонка, переломом в области основания зуба II позвонка, поперечным переломом тела III позвонка и разрывом межпозвонкового диска СII—СIII, а также разрывом передней продольной связки.

При тройном переломе II—IV позвонков (1 случай) диагностировали переломы дуги II позвонка, поперечный перелом тела III позвонка с разрывом межпозвонкового диска между III и IV позвонками и вывихом с задним смещением III позвонка, переломы верхних остистых отростков IV позвонка, разрыв передней продольной связки на уровне СII—СIV.

Тройной перелом V—VII шейных позвонков (1 случай) отличался наличием вывиха с передним смещением VI позвонка, поперечного перелома тела VI позвонка, перелома дужек V и VII позвонков, разрыва передней продольной связки на уровне VI позвонка, разрыва межпозвонкового диска между VI и VII шейными позвонками.

При тройном переломе II, III и VI шейных позвонков (1 случай) имелись переломы II позвонка, проходящие справа вдоль основания зуба и справа от остистого отростка с формированием фрагмента, включающего правые суставные и поперечные отростки, разрыв передней продольной связки на уровне СII—CIII, поперечный перелом тела III позвонка, компрессионно-оскольчатый перелом тела VI позвонка, разрыв диска между VI и VII позвонками, разрыв задней продольной связки в проекции VI позвонка.

Отметили множественные переломы I—IV позвонков (2 случая): перелом задней дуги I позвонка, оскольчатый перелом II позвонка, поперечный перелом тела III позвонка и разрыв межпозвоночного диска СII—CIII, перелом верхних остистых отростков IV позвонка, а также разрыв передней продольной связки на уровне СIII—CIV.

При фронтальном столкновении у 30 из 55 ППС отметили 38 переломов: IV позвонка — 12 (32%), V — 14 (37%), VI — 11 (29%) и VII — 1 (3%) (см. рис. 1). Одиночные переломы IV позвонка выявили в 5 (9%) случаях, V — в 7 (13%), VI — в 10 (18%) (см. рис. 2). Двойные переломы рядом расположенных IV и V позвонков обнаружили в 7 (13%), VI—VII — в 1 (2%) случае (см. рис. 3). Характер переломов шейных позвонков зависел от их множественности и уровня.

Повреждения IV шейного позвонка при одиночных переломах (5 случаев) характеризовались переломом его дужки, вывихом его с передним смещением, разрывом нижележащего диска.

Повреждения V шейного позвонка при одиночных переломах (7 случаев) представлены переломом его дужек, вывихом позвонка с задним смещением и разрывом межпозвонкового диска между IV и V позвонками.

Повреждения VI шейного позвонка при одиночных переломах (10 случаев) отличались наличием компрессионного перелома и вывиха позвонка кпереди с разрывом межпозвонкового диска между VI и VII шейными позвонками, разрывом передней продольной связки в месте разрыва диска.

Двойные повреждения IV—V позвонков (7 случаев) имели вид компрессионных переломов их тел и разрывов передней продольной связки.

Двойные повреждения VI и VII позвонков (1 случай) представлены вывихом с передним смещением VI шейного позвонка, компрессионным переломом его тела и поперечного отростка VII шейного позвонка слева и разрывом межпозвонкового диска СVI—CVII.

Сравнительный анализ частоты повреждений структур передней и задней опорных колонн шейного отдела позвоночного столба показал существенные различия их характера у водителя и ППС (рис. 4). Так, у водителя преимущественно повреждалась передняя опорная колонна, значительно реже передняя и задняя, при этом изолированные повреждения задней опорной колонны были единичными. У ППС также наиболее часто отмечали повреждение передней и несколько реже задней опорных колонн. Одновременное повреждение передней и задней колонн было нетипичным для травмы шейного отдела у ППС.

Рис. 4. Частота формирования повреждений структур опорных колонн шейного отдела позвоночника у водителя и пассажира переднего сиденья.

Заключение

Таким образом, у водителя современного легкового автомобиля при внутрисалонной травме образуются сгибательно-разгибательные переломы шейных позвонков. Наиболее часто формируются множественные переломы II—VI позвонков. Преимущественно повреждается передняя опорная колонна, значительно реже — одновременно передняя и задняя и в единичных случаях только задняя опорная колонна.

У ППС современного легкового автомобиля при внутрисалонной травме, как и у водителя, образуются сгибательно-разгибательные переломы шейных позвонков. Наиболее часто возникают переломы IV—VI позвонков. Отмечено преимущественно изолированное повреждение передней либо задней опорной колонны шейных позвонков.

Конфликт интересов отсутствует.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.