Правительство Российской Федерации, МВД и другие ведомства прилагают значительные усилия по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. К сожалению, число пострадавших в ДТП в Российской Федерации из года в год продолжает расти, превратив по своей актуальности данную проблему в общегосударственную. По официальному заявлению Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, выступившего 14.04.13 на коллегии Министерства труда и социальной защиты РФ, «... в прошлом году количество ДТП выросло на 7,5%, а за 3 мес 2013 г. рост количества аварий составил еще 6,5%». Постоянное ежегодное увеличение числа погибших и пострадавших в ДТП привело к закономерному росту количества судебно-медицинских экспертиз и исследований в ГСЭУ РФ. Доля автомобильной травмы (АТ) в структуре насильственной смерти, по данным ГСЭУ РФ, в 2003 г. составила 11,2%, в 2007 г. - 13,2%, в 2012 г. - 13,9% соответственно, а показатели, отражающие составную часть АТ в структуре механической травмы, в 2003 г. - 27,1%, в 2007 г. - 32,2%, в 2012 г. - 32,9%.
Для изучения реализации перспективных направлений научных исследований в области АТ авторы проанализировали материалы, опубликованные по указанной тематике в журнале «Судебно-медицинская экспертиза» с 1958 г. по настоящее время. За 55-летний период отобранный материал составил 111 статей, который в хронологическом порядке (по пятилеткам) распределили по тематике сообщений, авторскому статусу учреждений, видам проведенных исследований, категориям пострадавших, разделам журнала и др.
Распределение общего количества публикаций с указанием объектов исследования по категориям пострадавших при АТ, а также по количеству проведенных экспертиз трупов, обследований живых лиц, медико-криминалистических (МК) исследований вещественных доказательств (обувь, одежда) по 5-летним периодам представлено в табл. 1.
Среди основных видов АТ 30 (27,02%) статей были посвящены повреждениям, полученным пешеходами и иными участниками дорожного движения (мотоциклисты, водители, пассажиры и др.) в результате их столкновения с движущимся ТС (табл. 2)
Данного вида АТ описана в 8 (7,20%) статьях из экспертной практики, в которых авторы привели случаи столкновения ТС с пешеходами, закончившегося для участников ДТП травматической ампутацией части (-ей) тела и конечностей (го́ловы; обе голени; голень и стопа; части верхних конечностей), а также разделением туловища на две части (А.А. Матышев, 1963; А.П. Игнатенко, 1968; В.В. Легеза, 1968; А.М. Бухмастова, Н.В. Игнатьев, 1970; В.М. Филиппенко, Н.В. Бастуев, Р.А. Хамедов, 1979; В.В. Баканов, Н.В. Бастуев, В.Г. Гнездин, 1986; А.Ш. Артыков, Ю.К. Файзиев, М.Ф. Рахманов, 1992; И.Ю. Петров, В.Д. Хохлов, 1998). В этих статьях приведены подробное описание морфологии повреждений с указанием размерных характеристик ран, переломов, а также изменения внутренних органов при секционном исследовании трупов. Как правило, авторы таких статей сопровождали текстовую часть своих сообщений 1-2 рисунками (фотографиями) с места происшествия (обзорные снимки) либо детальными фотографиями, полученными в ходе исследования трупов в секционном зале. Экспертные выводы в статьях отражали, главным образом, механизм причинения повреждений пострадавшим и в меньшей степени касались характеристик травмирующих предметов.
Положительный опыт комплексного решения сложных экспертных вопросов по актуальным проблемам АТ с участием судебных медиков и специалистов-автотехников Минюста СССР и МВД СССР нашел свое отражение в 2 статьях (Э.Н. Ростошинский, В.Д. Дербенев, 1978; Э.Н. Ростошинский, 1983), в которых авторы устанавливали частные ситуационные вопросы в конкретных обстоятельствах ДТП (стояли или бежали пешеходы до столкновения с ними ТС; в каком направлении двигался велосипедист при наезде на него автомобиля). Во всех случаях авторы статей отмечали, что совместное участие судебных медиков с экспертами-автотехниками существенно расширяет круг решаемых экспертных вопросов.
Специалистами кафедр судебной медицины (СМ) Калининского медицинского института (В.С. Савельев, 1978) и Первого Московского медицинского института им. И.М. Сеченова (А.В. Маслов, Л.А. Щербин, С.В. Могутов, В.Б. Шигеев, 1980) на страницах журнала были представлены интересные данные об анализе большой группы экспериментальных повреждений берцовых костей у трупов. Авторы моделировали удары бамперами ТС различных отечественных марок легковых автомобилей. Они установили отличительные групповые признаки, а также ориентировочно определили величину травмирующих сил, вызывающих различные по морфологии повреждения (ссадины, раны, переломы голеней).
Тщательному морфологическому и математическому анализу диагностической роли различных травм органов груди и реберного каркаса (всего 100 признаков повреждений) в установлении условий и обстоятельств столкновения движущегося ТС с пешеходом посвящены две статьи коллектива авторов из практического учреждения - Бюро СМЭ Калининграда и учебного - кафедры СМ РМАПО РФ (В.И. Гайворонская, 1997; А.А. Солохин, В.И. Гайворонская, Ю.И. Баранов, 1997).
Отдельные морфологические признаки повреждений при столкновении ТС с пешеходами рассмотрены в ряде сообщений, в которых авторы акцентировали внимание на следующих повреждениях: разрывы и поверхностные надрывы кожи, возникающие в ней в момент удара ТС от ее перерастяжения (Е.Я. Соколова, Н.М. Коптева, 1968); кровоизлияния в подвздошно-поясничных мышцах (Ю.М. Охват, 1988); непрямые («ложные бампер-переломы») переломы бедренных костей (С.Н. Козлов, А.Г. Юрасов, 1981); открытые проникающие повреждения головы с формированием у пешеходов дырчатых переломов костей черепа (В.М. Литовченко, В.Ф. Мастеров, 1965; Н.Б. Черкавский, А.П. Титов, В.А. Долгобородов, 1970).
Отличительные особенности морфологии повреждений и механизм их образования в результате столкновения пешеходов с грузовыми автомобилями типа «КамАз» представлены в публикации экспертов Полтавского бюро СМЭ (Н.Н. Стрелец, Ю.В. Воробьев, В.П. Шаповалов, 1986).
Подробная статистическая обработка большого массива морфологических данных (переломы и кровоизлияния нижних конечностей, возникающих у пешеходов при фронтальном столкновении с передней частью кузовов автомобилей марки ВАЗ с 1-й по 7-ю модель), различающихся между собой по форме, представлена практическим судебно-медицинским экспертом Тверского Бюро СМЭ к.м.н. С.А. Якуниным (2009).
Экспертные возможности медико-криминалистического исследования обуви на предмет поиска дополнительных признаков повреждений в условиях ДТП рассмотрены в статье Н.С. Таланова (1988). Автор обращает внимание на выявление разрывов союзной части верха обуви при отсутствии на подошвах следов скольжения.
Статьи разных авторов посвящены отдельным тематическим аспектам данного вида АТ: об использовании рентгенологических методов при проведении медико-трасологических экспертиз (И.М. Алпатов, И.Н. Богомолова, 2005); о сложностях судебно-медицинской оценки повреждений, подверженных хирургическому лечению при поступлении пострадавших в ЛПУ, и соответственно достоверного установления механизма их причинения (В.А. Козлов, 1974).
Во всех опубликованных статьях по травмам от столкновения ТС с пешеходами указанные авторами признаки обозначались на рисунках (схемах) или сопровождались детальными фотоснимками с поясняющим авторским текстом. Всего в данном виде АТ авторами использовано 38 рисунков (табл. 4).
Из всей совокупности опубликованных материалов по АТ значительный объем печатного материала - 23 (20,72%) статьи касался вопросов причинения травм пешеходам от переезда колесом движущегося ТС (см. табл. 2). Распределение публикаций по данной тематике по профессиональной принадлежности авторского состава фактически не выявило какого-либо лидерства в среде практических экспертов или специалистов вузов страны. Так, 8 (7,20%) статей были представлены штатными сотрудниками региональных бюро СМЭ и ЦСМЛ МО СССР, 10 (9%) - преподавателями кафедр и курсов СМ, 3 (2,70%) написаны совместно коллективами бюро СМЭ и кафедры СМ Тернопольского мединститута (1967), кафедры СМ Первого Ленинградского медицинского института и бюро СМЭ Ленинградской области (1969), кафедры СМ Рязанского мединститута и бюро СМЭ (1978). Примечательно, что в 2 (1,80%) статьях опубликованы результаты исследования таких случаев АТ, авторы которых не были судебными медиками (В.В. Козлов, кафедра криминалистики Саратовского юридического института, 1963;
З.Л. Лаптев, Тернопольская ГКБ, 1971). Достойно внимания, что бесспорным лидером среди авторов публикаций на данную тематику - 6 (5,40%) персональных журнальных статей на протяжении 11 лет (1978-1989) остается С.Е. Винокурова (кафедра СМ Куйбышевского медицинского института).
Самая распространенная тематика публикаций данного вида АТ была представлена 8 (7,20%) оригинальными статьями и случаями из экспертной практики, в которых авторы описывали случаи переезда ТС пешеходов и других лиц, в результате которых у пострадавших происходило смещение органов и тканей, их разрывы или отрывы (головной мозг, легкие, кишечник, печень и др.) по ходу движения ТС либо перемещение в боковые стороны от травмирующего предмета (Споров, 1961; В.В. Козлов, 1963; А.У. Шафеев, 1966; А.П. Муханов, Н.Н. Григорьев, 1967; В.М. Литовченко, В.Ф. Мастеров, 1967; В.Г. Каукаль, 1971; С.Е. Винокурова, С.С. Мунтян, Г.И. Юрасов, 1978; С.Е. Винокурова, 1978). Указанные статьи также сопровождались подробным описанием морфологии повреждений внутренних органов с указанием размерных характеристик рваных ран, разрывов органов, переломов костей и др., а также картиной изменений во внутренних органах, выявленных при секционном исследовании трупов таких пострадавших. Все указанные статьи иллюстрированы одной-двумя детальными фотографиями, характеризующими признаки смещения и отрывов органов от связочного аппарата, а также сопровождались экспертными выводами, отражающими механизм причинения повреждений пострадавшим (сдавление) и направление движения ТС.
В отличие от предыдущего вида АТ случаи от переезда ТС были представлены в журнале 5 (4,50%) статьями медико-криминалистической направленности. Авторы в них акцентировали внимание на широкие возможности МК-исследований одежды (выявление разрывов, заглаживаний, складчатости и др.) и обуви, включая обнаружение на вещественных доказательствах (ВД) невидимых следов в инфракрасном спектре (С.В. Владимиров-Клячко, 1964; Г.И. Заславский, 1969; В.П. Басов, 1978; С.Е. Винокурова, 1988, 1989).
Подробный анализ выполненных научных исследований по данной тематике на страницах журнала был представлен сотрудниками двух кафедр СМ - Куйбышевского медицинского института (С.В. Винокурова, 1989) и ЦОЛИУВ (РМАПО) МЗ РФ (Р.Х. Абдукаримов, 1991). В них авторы привели обобщающие данные о морфологических признаках переезда ТС по установлению направления движения колеса автомобиля, а также обосновывали необходимость использования экспертами в своей практике математических методов (включая персональные ЭВМ) для выявления максимально значимых диагностических признаков такого вида АТ.
О морфологических особенностях повреждений при переезде ТС детей и подростков со сдавлением таза и груди пострадавших опубликованы две работы (В.С. Семенников, 1963; Н.В. Игнатьев, 1976). Авторы указали морфологические признаки таких повреждений и отметили относительно небольшой объем переломов вследствие возрастной эластичности костных структур.
Новаторской и оригинальной является публикация коллектива авторов - судебно-медицинских экспертов клинической больницы №122 ФМБА России (Санкт-Петербург) и бюро СМЭ Санкт-Петербурга (С.Ю. Сашко, В.Д. Исаков, А.В. Дробленков, 2011). Эксперты продемонстрировали возможности (на экспериментальном материале) качественно оценить объем повреждений мягких тканей бедра при переезде ТС разной массы, используя для этого стандартные судебно-гистологические методики.
Исследование показало, что данный вид АТ практически во всех публикациях был широко представлен иллюстративной частью, включающей 28 рисунков (детальные фотоснимки), отображавших классические особенности механизма переезда ТС в виде перемещения, отрывов и разрывов внутренних органов (см. табл. 4). В ряде статей приведены экспертные выводы, объясняющие условия наезда и переезда ТС (скорость, сила сдавления и направление воздействия колеса).
Анализ опубликованных статей показал, что травма от воздействий внутренних частей салона ТС, или внутрисалонная травма, стоит на 3-м месте по частоте встречаемости среди публикаций по основным видам АТ (см. табл. 2). Данному виду АТ за исследуемый период на страницах журнала были посвящены 19 (17,11%) статей. Заметную авторскую активность - 9 (8,10%) публикаций по данной тематике проявили преподаватели учебных (научных) учреждений кафедр СМ различных медицинских вузов СССР и Российской Федерации, НИИ СМ СССР (РЦСМЭ МЗ РФ). Кроме того, 6 (5,40%) статей стали результатом исследования авторских коллективов (см. табл. 3) из практических и учебных заведений (Бюро СМЭ Ленинграда, кафедра СМ Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института и Бюро СМЭ Нижнего Новгорода, 1991; РЦСМЭ МЗ РФ и кафедры СМ ММА им. И.М. Сеченова, 2002; Тверское бюро СМЭ и кафедры СМ ММА им. И.М.Сеченова, 2007 [3]; РЦСМЭ МЗ и СР РФ и Хабаровского краевого Бюро СМЭ, 2009).
Данные об исследовании пределов дозированной нагрузки на шейный отдел позвоночника (экспериментальная модель хлыстообразных повреждений спинного мозга при внутрисалонной травме) приведены в статье коллектива авторов (А.П. Козловский, Н.П. Пырлина, В.Н. Лебедев, В.А. Эливанов, 1979). Авторы привели анализ результатов экспериментов на 39 биоманекенах и 30 подопытных животных по установлению прочности шейного отдела позвоночника, связок, сосудов и др. Аналогичной проблематике посвящена статья В.К. Иванова и Ю.С. Сидорова (1991), в которой описано совместное с сотрудниками АЗЛК (Москва) исследование результатов кинематики движения манекена человека при имитации встречных столкновений ТС.
Цикл проблемных тематических публикаций по данному виду АТ берет свое начало с 1978 г., в которых авторы обращают внимание на сложности экспертных решений в установлении водителя и пассажира переднего сиденья (И.Я. Купов, П.М. Жариков, А.Х. Еникеева, И.В. Белова, Ю.П. Сысоев, 1978). Поиск дифференциальных признаков и достаточно скудных морфологических отличий в повреждениях у водителя и пассажира ТС (их вид, локализация, форма, размеры и др.) продолжается по настоящее время.
Об особенностях двухэтапного механизма перелома бедренной кости у водителя на страницах журнала писали А.П. Ардашкин и Г.И. Юрасов (кафедра СМ Куйбышевского медицинского института, 1981).
В опубликованной статье Л.Б. Колыш (кафедра СМ Горьковского медицинского института, 1983) описаны повреждения остистых отростков поясничных позвонков у водителя ТС (как признак давления спиной на сиденье при переворачивании автомобиля).
Научные сотрудники НИИ СМ МЗ СССР и ВНИИ судебных экспертиз Минюста СССР (В.С. Тишин, Н.М. Кристин, 1984) - авторы большой проблемной статьи, в которой подробно изложен комплексный подход решения данного вопроса и предложена унифицированная система учета целого комплекса признаков (отдельно для судебных медиков, отдельно для автотехников) при производстве комплексных экспертиз по установлению водителя ТС и пассажира переднего сиденья.
О сохранении методологических принципов и подходах в медико-трасологических и биомеханических исследованиях при производстве таких экспертиз указано в статье И.М. Алпатова и Е.В. Никитиной (РЦСМЭ МЗ РФ и кафедра СМ ММА им. И.М.Сеченова, 2002) и И.И. Язвинского и Г.О. Бурак (Бюро СМЭ, г. Минск, 1977).
Подробный анализ экспертных ошибок, допускаемых при производстве повторных комплексных медико-автотехнических экспертиз по установлению водителя ТС и пассажира переднего сиденья в момент ДТП, изложен в статье И.А. Гедыгушева и Э.Н. Ростошинского (1994).
Вопросы роли и степени влияния ремней безопасности на морфологию повреждений у водителя, а также результаты спектрального исследования как повреждений, так и одежды рассмотрены в статьях И.Ю. Петрова и Л.М. Фридмана (1991), В.К. Иванова (1995).
Подробная статистическая оценка наиболее часто встречающихся повреждений у водителей и пассажиров передних сидений ТС с левым расположением руля (с использованием ремней безопасности) представлена С.А. Якуниным и М.С. Калашниковым (Тверское бюро СМЭ и кафедра СМ ММА им. И.М. Сеченова, 2007). Авторы не нашли достоверного подтверждения признаку преобладания повреждений у водителей на левой, а у пассажиров на правой стороне тела. Они обращают внимание на значительное преобладание повреждений лобковой области, включая переломы лобковых костей, у пассажиров по сравнению с водителями ТС.
Сотрудниками кафедры СМ с основами права Алтайского медицинского университета проф. А.Б. Шадымовым, А.С. Новоселовым и А.Н. Науменко в 2009 г. опубликованы две статьи, в одной из которых также рассмотрены возможности практического решения данного вопроса по следам на ремнях безопасности. В другой статье представлены результаты диссертационного исследования А.С. Новоселова. Автор привел подробные сведения о проведенных 30 экспериментах и 45 практических экспертизах, позволяющих дифференцировать водителя ТС и пассажира переднего сиденья по локализации и объему повреждений на конечностях (в условиях фронтального столкновения ТС).
Подробная характеристика систем активной и пассивной безопасности, устанавливаемых на ТС иностранного производства, существенно изменяющих характер классической внутрисалонной АТ, представлена в статье к.м.н. С.А. Якунина (2007). Автор указывает на снижение размеров и частоты встречаемости специфических и характерных повреждений, что требует нового подхода к экспертной оценке указанных травм с применением вычислительных теорий вероятности. В другой статье этого же автора (2007) приведены результаты краш-тестов, применяемых в зарубежном и отечественном автомобилестроении, которые раскрывают некоторые возможности использования полученных данных в судебно-медицинской практике.
Анализ результатов экспериментального моделирования АТ у водителей легковых ТС типа «седан», «минивэн» и «джип» в зависимости от условий их нахождения в салоне ТС (поза, высота водительского кресла и др.) рассмотрены в статье В.В. Колкутина, С.В. Леонова и А.В. Нестерова (2009). Авторы указали на формирование различных комплексов повреждений в зависимости от позы водителя, обусловленной типом ТС.
Частным вариантам данного вида АТ, при которых причинялись различные травмы в виде ампутации ноги у водителя, расчленение пассажира грузом другого ТС, вошедшего в салон автомобиля, травмы левого локтевого сустава у водителей ТС, повреждения ног пассажира, посвящены статьи Н.В. Игнатьева (1972), А.П. Игнатенко и В.М. Филиппенко (1979), А.П. Ардашкина (1984) и Н.В. Бастуева, Ю.В. Шубина и И.В. Панькова (1999).
Большая часть статей по данному виду АТ содержала детальные или обзорные фотографии (всего 16) с поясняющим авторским текстом (см. табл. 4). В ряде публикаций не было экспертных выводов и авторских комментариев относительно свойств травмирующих предметов и механизма образования повреждений.
Автомобильные травмы, полученные пострадавшими в результате их выпадения из ТС, а также от сдавления их тел между ТС и преградой, представлены за весь исследуемый период всего 5 (4,50%) статьями, отражающими главным образом случаи из экспертной практики (Д.Е. Джемс-Леви, С.Д. Скурлатов, Н.Д. Панина, 1969; В.М. Антипов, М.Я. Зингерман, Т.М. Шапортова, 1983; А.Х. Завальнюк, 1982; Ю.Б. Лысенко, 1983; И.И. Экгардт, 1987). Указанные публикации - освещение экспертных решений при казуистических несчастных случаях, в которых решались самые разные вопросы: о направлении движения ТС по следам-трассам на предметах одежды; установление марки ТС, причинившего смертельную травму; определение конкретных механизмов и узлов ТС, выступавших в качестве травмирующих предметов. Отличительной особенностью данных публикаций был хорошо подобранный иллюстративный материал (всего 12 фотографий), подробно изображавший особенности морфологии выявленных повреждений. Кроме того, данные статьи сопровождались достаточно подробными авторскими комментариями и аргументированными экспертными выводами.
Публикации в журнале, отражающие экспертные случаи комбинированных вариантов АТ, представлены 16 (14,41%) статьями (см. табл. 2). Преобладало авторство сотрудников кафедр СМ медицинских вузов различных регионов Советского Союза и Российской Федерации (см. табл. 4), опубликовавших на страницах журнала 9 (8,10%) статей. Тематика указанных статей была самой разнообразной, главным образом это случаи из экспертной практики. Приводили и казуистические случаи травм, отличающиеся от обычных видов АТ: столкновение и выпадение водителя грузового ТС с разделением его туловища при опрокидывании автомобиля (В.М. Зеленгуров, Р.А. Галайко, 1967); наезд, волочение и сдавление пешехода (В.М. Филиппенко, А.П. Игнатенко, Н.В. Бастуев, 1978); столкновение и выпадение пассажира из салона ТС с последующим переездом его другим ТС (В.С. Кириллина, 1970); столкновение двух ТС с выпадением водителя одного из автомобилей (Н.П. Варшавец, 2000). Большинство статей по данной тематике, как и по другим видам АТ, содержали хороший иллюстративный материал (всего 10 фотографий) с подробным описанием выявленных повреждений и экспертными выводами, обосновывающими обстоятельства каждого случая ДТП и механизма причинения повреждений.
Проблемные статьи обобщающего характера по всем разновидностям АТ были представлены на страницах журнала 18 (16,21%) статьями (см. табл. 2). Авторы 5 (4,5%) статей - штатные сотрудники ГСЭУ Куйбышева, Горького, Москвы, Ленинграда, Твери. Другие статьи написаны коллективами научных работников и преподавателями кафедр СМ медицинских вузов Самары, Москвы, Нижнего Новгорода, Ленинграда, а также сотрудниками НИИ СМ МЗ СССР, ЦОУЛИВ МЗ СССР (РМАПО МЗ РФ). По проблемным вопросам АТ опубликовано 8 (7,20%) статей (см. табл. 4). В результате совместной авторской работы и проведения анализа большого и многолетнего массива экспертного материала опубликовано 4 (3,60%) статьи.
Анализ автомобильного травматизма в стране, поиск путей совершенствования экспертизы АТ, разбор экспертных ошибок и определение перспективных научных исследований по данной проблеме представлен более чем полвека назад в статье директора НИИ СМ МЗ СССР В.И. Прозоровского (1962).
В ряде статей проф. А.А. Матышева (кафедра СМ Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, Ленинград) рассмотрены проблемные вопросы о терминологии и существовавших ранее классификаций АТ с обоснованием авторских позиций по данной тематике, предложены новая классификация АТ (1964), а также пути решения организационно-методических задач при производстве судебно-медицинских экспертиз АТ с анализом экспертных возможностей и разбором экспертных ошибок при назначении повторных экспертиз (1966, 1969). Следует отметить, что предложенная классификация и организационно-методические рекомендация не теряют своей актуальности и в настоящее время.
Большая развернутая статья о терминологии и классификации АТ представлена на страницах журнала коллективом военных судебных медиков из Москвы и Ленинграда (А.А. Матышев, А.А. Солохин, С.И. Христофоров, В.А. Сафронов, 1968). Авторы в развернутой форме обосновали основные виды АТ, их основные фазы и механизмы образования повреждений.
Проблемные стороны организации и производства СМЭ АТ неоднократно на страницах журнала максимально широко освещал проф. А.А. Солохин (1974, 1976, 1978, 1979, 1996). В своих обзорных статьях он раскрывал экспертные ошибки и причины их возникновения; формулировал задачи, которые необходимо решать руководящему звену ГСЭУ по совершенствованию экспертизы АТ в регионах; останавливался на важных и перспективных научных направлениях и исследованиях по данной проблеме; указывал на кадровые сложности в вопросах преподавания судебной медицины в вузах страны. В совместной статье с А.П. Загрядской и Л.М. Фридманом (1985) представлены основные вопросы установления механизма АТ и широких объективных возможностей СМЭ при решении практических вопросов.
Большая аналитическая статья, раскрывающая эпидемиологические особенности автомобильного травматизма в России и за рубежом, опубликована С.А. Якуниным (2007). Автором представлен анализ причин лидирующих позиций России в дорожно-транспортном травматизме по сравнению с другими странами и раскрыты факторы, обусловливающие такое «превосходство».
Проведенный нами наукометрический анализ публикаций по актуальным вопросам АТ, представленных в журнале «Судебно-медицинская экспертиза» за 55-летний период, выявил заметное преобладание статей в разделе «Оригинальные статьи» - 58 (52,25%) публикаций и в разделе «Экспертная практика» - 40 (36,03%) статей (табл. 5).
В опубликованных журнальных сообщениях авторы публикаций ссылались на тезисы или статьи в региональных сборниках (148, или 36,72%), на журнальные статьи из списка, утвержденного ВАК Минобрнауки РФ (47, или 11,66%), на известные отечественные монографии (80, или 19,85%), на результаты диссертационных исследований (81, или 20,10%), на зарубежные издания (32, или 7,94%). Наибольшее количество авторских ссылок - 10 выявили на диссертацию А.А. Матышева (1963),
по 7 ссылок - на диссертации В.К. Стешица (1955), П.П. Щеголева (1955), А.А. Солохина (1960), А.П. Ардашкина (1987); по 5 ссылок - на научные работы В.М. Зеленгурова (1961), А.А. Солохина (1972), А.А. Матышева (1975), И.В. Панькова (2002). Необходимо отметить неугасимую публикационную активность проф. А.А. Солохина (Москва), проф. А.А. Матышева (Ленинград) и д.м.н. С.Е. Винокуровой (Самара), которые на протяжении многих лет освещали на страницах центрального журнала судебных медиков нашей страны результаты своих диссертационных исследований (кандидатских и докторских). Этот положительный опыт является ярким примером для всех категорий читателей журнала «Судебно-медицинская экспертиза», который цитируется и индексируется в электронных поисковых системах и базах данных: Google Scholar, Index Medicus, Scopus и РИНЦ (Российский индекс научного цитирования).