До 1958 г. в Алтайском крае организованной судебно-медицинской службы не существовало. В Барнауле и крупных городах эти функции выполняли несколько экспертов. Краевое бюро СМЭ, как и на других территориях Сибири и Дальнего Востока, было создано 20 октября 1958 г. в соответствии с приказом МЗ РСФСР №643 от 14.07.51 «О реорганизации судебно-медицинской экспертизы».
Следует отметить, что, несмотря на образование такого бюро, его кадровый состав был представлен практическими экспертами, не имеющими необходимой профессиональной подготовки, что не могло обеспечить достаточный уровень проведения судебно-медицинских экспертиз. Это подтверждают результаты проверки службы, проведенной по поручению МЗ РСФСР проф. А.И. Законовым. Они были неутешительными: оказалось, что судебно-медицинская экспертиза в Алтайском крае находится на «низком уровне».
В связи с решением Правительства и ЦК КПСС об освоении целинных и залежных земель, Алтайский край и Барнаул в 1954 г. с рабочей поездкой посетил Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев. Во время поездки краевые власти попросили разрешение открыть в Барнауле медицинский институт для подготовки собственных врачебных кадров, в которых остро нуждались приехавшие на освоение целинных земель десятки тысяч добровольцев. Вопрос был решен положительно и уже в сентябре 1954 г. в Алтайский медицинский институт приняли студентов на 1-й курс.
В 1958 г. для организации кафедры судебной медицины после окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации во 2-м МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова решением МЗ РСФСР был направлен Виталий Николаевич Крюков. Это событие стало началом зарождения и становления научной и практической школы судебной медицины на Алтае (рис. 1).
Первый этап деятельности В.Н. Крюкова предполагал подготовку научно-педагогических кадров, которых отбирали из первых выпускников вуза. Подготовка кадров проводилась целенаправленно через клиническую ординатуру и аспирантуру. Кадры готовили не только для Алтайского края, но и для всех регионов Сибири, что делало кафедру общепризнанным межрегиональным центром подготовки высококвалифицированных судебно-медицинских кадров. Это позволило устранить существующий острый кадровый дефицит на Алтае и в отдаленных сибирских территориях.
До приезда В.Н. Крюкова в Барнаул судебно-медицинская костная травматология в стране находилась в «зачаточном» состоянии. Отсутствие объективных критериев механизмов и условий образования переломов костей скелета при травме твердыми тупыми предметами не позволяло практическим судебно-медицинским экспертам проводить экспертизы на высоком профессиональном уровне.
В связи с этим в основу программы исследования Алтайской научной школы судебных медиков В.Н. Крюков заложил проблему своей кандидатской диссертации, посвященной механизмам образования переломов длинных трубчатых костей.
Начиная с 60-х и до конца 70-х годов прошлого века на кафедре изучали механогенез, морфологические особенности и условия образования переломов костей и костных комплексов скелета при однократных ударах и сдавлении твердыми тупыми предметами: плоских и трубчатых костей - В.Н. Крюков; костей таза - В.С. Семенников; грудной клетки - Г.Т. Бугуев, А.М. Кашулин, А.Е. Тупиков, А.Ф. Бадалян; длинных трубчатых костей - Г.И. Копылов, О.Н. Черненко, В.Э. Янковский, Б.А. Саркисян; коротких трубчатых костей - Т.Д. Байбулатов; позвоночника - П.П. Горобец, В.О. Плаксин, А.И. Коновалов; черепа - Ж.Д. Мищенко, В.Ф. Жуков, А.Я. Тайченачев, Е.А. Аникеева, А.О. Колесников, А.М. Шемякин, В.В. Остробородов, А.Б. Шадымов.
Для формирования теоретической базы, объясняющей основы общих закономерностей деформации костей и их последующего разрушения, проводимые широкоформатные научные исследования включали оценку разнообразного экспертного материала, результаты экспериментального моделирования, а также установление влияния на характер переломов анатомических особенностей повреждаемых костей и костных комплексов. В дополнение к этому впервые в отечественной судебно-медицинской травматологии применяли методы исследования из многих технических дисциплин: сопротивления и разрушения материалов, строительной механики и др. Для обоснования достоверности локализации и морфологии формирующихся переломов впервые Алтайской школой судебных медиков была использована электротензометрия. Все это позволило объединить полученные данные об особенностях разрушения костей и подвести строго научную теоретическую базу, ставшую основой учения о переломах костей.
Переломы костей скелета от неоднократных внешних воздействий составляют большую часть экспертной практики, связанной с исследованием механических повреждений. Эти аспекты судебно-медицинской травматологии включают не только множественные удары твердыми тупыми предметами с ограниченной травмирующей поверхностью, но и различные фазы транспортной травмы, падений с высоты и др.
Следующим этапом исследования сотрудников кафедры стало изучение переломов костей и костных комплексов при неоднократных воздействиях твердыми тупыми предметами (два удара, два сдавления, удар и сдавление). Полученные результаты впервые в судебно-медицинской травматологии позволили объективно устанавливать кратность и последовательность внешних воздействий. Основу такой диагностики составили морфологические признаки, получившие широкую известность как признаки повторной травматизации (грудная клетка - Д.Т. Бугуев, В.А. Клевно; таз - Б.А. Саркисян; череп - В.О. Плаксин).
Перечисленные исследования проводили без учета возрастных особенностей костной ткани. Изучение влияния возраста пострадавших на характер переломов стало очередным этапом научных исследований на Алтае. В результате этих исследований выявили морфологические особенности переломов костей и костных комплексов в детском, пожилом и старческом возрасте (длинных трубчатых костей у детей - Е.А. Кочетков, М.П. Филиппов, в пожилом и старческом возрасте - А.С. Хачатрян; черепа в пожилом и старческом возрасте - О.Ю. Чирков; таза в пожилом и старческом возрасте - О.В. Лысенко).
В этот же период для анализа и доказательности экспертных выводов впервые в судебно-медицинскую травматологию были внедрены из технических наук фрактология и фрактография, позволившие выявить особенности разрушения кости с учетом вида и направления внешнего воздействия и дать их графическое изображение. Также впервые удалось по особенностям микроразрушений костной ткани в зонах растяжения и сжатия определить вид внешнего воздействия (удар, сдавление): длинные трубчатые кости - А.С. Хачатрян, О.П. Горяинов; ребра - В.А. Клевно; плоские кости - А.Б. Шадымов.
Накопленные знания позволили изучить и сформировать подход к комплексной оценке различных переломов костей и костных комплексов, возникающих при разных видах травмы, в том числе многофазной. Эксперты получили возможность не только объективно определять механизмы и условия образования переломов в отдельности и в комплексе, но и оценивать обстоятельства происшествия, подтверждая или исключая конкретные условия травмирования (автотравма - И.В. Паньков, А.С. Новоселов; различные виды тупой травмы - А.Б. Шадымов).
Кроме травмы твердыми тупыми предметами, в середине 80-х годов прошлого столетия изучали огнестрельную травму из различных видов нарезного оружия (А.Б. Шадымов). Были получены новые данные о механизмах образования пулевых повреждений в зависимости от навески пороха (скорость полета пули) и особенностей огнестрельного снаряда; установлены морфологические отличия пулевых повреждений костей свода черепа и переломов твердыми тупыми предметами. Население страны широко использует различные виды травматического оружия. В связи с этим на Алтае проводятся исследования особенностей повреждений тканей тела человека короткоствольным и длинноствольным травматическим оружием в зависимости от вида боеприпасов. Предварительные результаты свидетельствуют о перспективности этих исследований.
Одновременно с изучением костной травмы в 70-80-е годы прошлого века впервые в судебной медицине на Алтае проведен комплекс исследовательских работ, посвященных определению прижизненности и давности механических и термических повреждений мягких тканей тела человека (кожа, подкожная основа, сосуды, мышцы) в полях СВЧ-радиоволн диапазона 10 см. Прижизненность и давность повреждений устанавливали по комплексной относительной диэлектрической проницаемости (КОДП) и проводимости. По динамике КОДП в посттравматическом периоде стало возможным установить давность прижизненного повреждения в течение первых суток с точностью до 1 ч. В посмертном периоде это соотношение в прижизненно травмированных и неповрежденных мягких тканях возможно в течение 30 сут (механические повреждения мышечной ткани - В.Ф. Мазур, магистральных сосудов - Ю.Н. Литвинова, Ю.В. Кузнецов, головного мозга - А.А. Теньков, кожи - Н.В. Гребенникова; термических повреждений мягких тканей - А.И. Зорькин, А.А. Сиряцкий; изменение механических повреждений под действием поздних трупных явлений - Л.А. Томилина). К сожалению, этот метод, как и многие другие аппаратные методы исследования, не нашел широкого использования в судебной медицине.
Следует отметить диссертационную работу И.Б. Колядо, в которой показано, как без специальной аппаратуры и реактивов определять прижизненность и давность переломов ребер по изменениям компактной пластинки в зоне растяжения. Автор установил, что в основе этих изменений лежит эффект трения-скольжения концов отломков ребер. Предложение И.Б. Колядо получило широкое распространение в экспертной практике.
Еще одно направление научных исследований Алтайской школы - цикл работ по определению длины тела, пола и возраста. Изучали длинные и короткие трубчатые кости, позвонки. Эти исследования были направлены на решение вопросов обще- и внутригрупповой идентификации по целым костям и их фрагментам (А.И. Стерлин, В.В. Суворов, Л.А. Болгова, В.Ф. Маленков, Э.Р. Эрлих, О.А. Быкова, С.В. Пятчук, С.А. Фоминых).
В последние годы в сферу своих интересов Алтайская научная школа судебных медиков включила травму острыми объектами. Результаты экспериментального моделирования, подтвержденные экспертными наблюдениями, позволили не только уточнить механизм образования, но и выявить новые морфологические признаки общевнутригрупповой и индивидуальной идентификации острого орудия (предмета). При выполнении этих работ из технических наук использовали основные моменты теории резания различных материалов. Защищены и внедрены в практику результаты исследований по колото-резаным (Д.А. Карпов), резаным (А.Л. Кочоян), пиленым (П.А. Азаров), колото-рубленым (М.В. Брескун) повреждениям, по повреждениям ребрами острых и тупых предметов (А.В. Решетов). Исследования по этой тематике продолжаются.
В настоящее время большое внимание на Алтае уделяется изучению «незаслуженно забытых» в последние десятилетия следов крови. В научных работах рассматриваются особенности следообразования на современных материалах с учетом их следовоспринимающих свойств и различных условий формирования этих следов.
В Алтайской школе судебных медиков повысили профессиональные навыки не только выпускники Алтайского медицинского университета, но и значительное число экспертов - выпускники других вузов страны.
Они проходили подготовку через аспирантуру и клиническую ординатуру. Наиболее состоявшиеся из них в дальнейшем сделали успешную профессиональную карьеру, возглавив кафедры судебной медицины бывшего СССР и России. В.С. Семенников заведовал кафедрами судебной медицины в Казанском, Калининском и Запорожском медицинских институтах, О.Н. Черненко - в Благовещенском медицинском институте, Ж.Д. Мищенко - в Черновицком медицинском институте, А.А. Теньков - в Курском медицинском институте. В 1979 г. заведовать кафедрой судебной медицины 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова был приглашен проф. В.Н. Крюков. После В.Н. Крюкова кафедрой до 2009 г. заведовал один из первых его учеников проф. В.Э. Янковский, а с 2009 г. кафедру возглавляет проф. А.Б. Шадымов. В 1999 г. В.Н. Крюков передал кафедру своему ученику, выпускнику нашего института и кафедры проф. В.О. Плаксину. Заведующим курсом судебной медицины при кафедре криминалистики Тюменского филиала Омской высшей школы МВД, а затем и начальником кафедры криминалистики был доц. А.И. Коновалов. Д.Т. Бугуев заведовал курсом судебной медицины на медицинском факультете Кабардино-Балкарского университета. Кафедрой патологической анатомии и судебной медицины Ханты-Мансийского медицинского института заведует доц. И.В. Паньков. Кроме того, некоторые сотрудники кафедры работают в различных вузах страны в должности профессоров, доцентов и ассистентов (С.Л. Парилов, А.Ф. Бадалян, А.Л. Кочоян, М.В. Брескун, Д.Ю. Шевчук), а также доктор Э.Р. Эрлих, который вначале работал в должности ассистента Института судебной медицины при Свободном университете Берлина. В настоящее время он - государственный эксперт-специалист по судебной медицине Института судебной медицины при Берлинском сенате.
Часть бывших аспирантов и ординаторов кафедры возглавили территориальные бюро СМЭ: к.м.н. Г.Т. Бугуев - Алтайское краевое бюро; к.м.н. В.Ф. Мазур - Мурманское, затем Калининградское областное бюро; к.м.н. П.П. Горобец - Иркутское областное бюро; Ю.Н. Гусев - Мурманское областное бюро; Ю.Л. Лопатин - Владимирское областное бюро; И.В. Маслаков - Сочинское городское бюро; В.А. Башмаков - Алтайское краевое бюро. Начальниками Бюро СМЭ Горно-Алтайской автономной области, а затем Республики Алтай были ученики кафедры М.Б. Ан, И.Э. Яимов и Ю.А. Сабашкин.
С 1984 по 1994 г. Республиканским бюро СМЭ успешно руководил доц. В.О. Плаксин, а заведующей общим отделом этого бюро была к.м.н. Л.А. Томилина. Российским центром судебно-медицинской экспертизы в период 2004-2009 гг. руководил проф. В.А. Клевно, возглавивший в 2012 г. Бюро СМЭ Московской области.
Немалая часть выпускников кафедры успешно работают в судебно-медицинских учреждениях в различных должностях (Р.Н. Каськов, к.м.н. А.Е. Тупиков, к.м.н. А.С. Хачатрян, к.м.н. В.Ф. Жуков, к.м.н. Г.И. Копылов, к.м.н. А.М. Шемякин и др.).
Эффективность и результативность научных исследований на Алтае объясняются не только актуальностью вопросов судебно-медицинской травматологии, но и удачным подбором научно-педагогических кадров, достаточно успешным научным руководством этими кадрами. Одновременно с этим положительную роль сыграл и тот факт, что в течение более чем двух десятилетий при Алтайском медицинском институте (университете) функционировал Совет по защите кандидатских диссертаций по судебной медицине. Наличие такого Совета стимулировало научный интерес не только алтайских экспертов, но и эспертов других территорий Сибири и Дальнего Востока.
До середины 80-х годов прошлого века в Советском Союзе последипломная подготовка экспертов общего профиля осуществлялась на кафедрах судебной медицины ЦОЛИУВ (Москва) и ГИДУВ (Ленинград). Возможности этих кафедр в количественной подготовке были достаточно ограничены, поэтому судебные медики Сибири и Дальнего Востока могли в лучшем случае обучаться 1 раз в 10-15 лет. В связи с этим в указанное время назрела крайняя необходимость в организации еще одной кафедры в Сибирском регионе.
Учитывая накопленный научно-практический опыт и высококвалифицированный кадровый состав Алтайской судебно-медицинской школы, приказом МЗ РСФСР №97/431 от 19.06.86 на факультете усовершенствования врачей была организована кафедра судебной медицины, которой многие годы заведует проф. Б.А. Саркисян. Таким образом, Алтайский медицинский институт (университет) до сих пор остается единственным вузом РФ, в котором одновременно функционируют две кафедры судебной медицины: для обучения студентов и последипломной подготовки практических экспертов.
Кафедра успешно проводит подготовку клинических интернов и судебно-медицинских экспертов по программам последипломного и дополнительного профессионального образования. За 27 лет обучения на кафедре прошли подготовку более 3000 экспертов не только Сибири и Дальнего Востока, но и многих территорий России и некоторых стран ближнего зарубежья. Благодаря этому стало возможным не только обучение, но широкое применение в экспертной практике региональных бюро СМЭ Российской Федерации всех достижений Алтайской школы судебных медиков (рис. 2).
Широкое внедрение научных достижений происходит не только за счет учебно-организационных мероприятий, но и благодаря активной издательской деятельности. Эксперты имеют возможность повысить свой профессиональный уровень, приобщаясь к результатам научных исследований через изданные монографии, руководства и пособия по актуальным вопросам судебной медицины.
Своеобразным итогом плодотворной научной, педагогической и практической деятельности Алтайской школы судебных медиков стали инициатива и активное участие ее представителей в организации в 1993 г. первой в России межрегиональной ассоциации «Судебные медики Сибири», объединившей большинство бюро и кафедр медицинских вузов Сибири и Дальнего Востока. Одним из видов деятельности в рамках ассоциации является выпуск сборников «Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики», в формировании которых активное участие принимают сотрудники кафедр Алтайского медицинского университета. Следует отметить, что такие сборники регулярно выпускались на Алтае и до создания ассоциации.
После отъезда проф. В.Н. Крюкова в Москву научные традиции подготовленной им Алтайской школы судебных медиков не только не угасли, но были сохранены и получили свое дальнейшее развитие благодаря его ученикам и последователям, заведовавшим и в настоящее время возглавляющим обе кафедры судебной медицины Алтайского медицинского университета. Результаты их плодотворной работы вселяют твердую уверенность и надежду, что у этой школы есть будущее (рис. 3).