Фетисов В.А.

ФГБУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" Минздравсоцразвития России, Москва

Смиренин С.А.

ФГБУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" Минздрава России, Москва

Нестеров А.В.

ГОУ ВПО "Белгородский государственный национальный исследовательский университет"

Хабова З.С.

ФГБУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" Минздравсоцразвития России, Москва

Актуальные вопросы транспортной травмы по материалам публикаций в журнале "Судебно-медицинская экспертиза" за период с 1958 по 2012 г.

Авторы:

Фетисов В.А., Смиренин С.А., Нестеров А.В., Хабова З.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 541

Загрузок: 18


Как цитировать:

Фетисов В.А., Смиренин С.А., Нестеров А.В., Хабова З.С. Актуальные вопросы транспортной травмы по материалам публикаций в журнале "Судебно-медицинская экспертиза" за период с 1958 по 2012 г.. Судебно-медицинская экспертиза. 2014;57(1):50‑54.
Fetisov VA, Smirenin SA, Nesterov AV, Khabova ZS. The topical issues of road traffic injury emerging from the publications in the journal Sudebno-meditsinskaya ekspertiza for the period from 1958 to 2012. Forensic Medical Expertise. 2014;57(1):50‑54. (In Russ.)

Экспертиза транспортной травмы относится к одной из актуальных и сложных проблем теории и практики судебной медицины. Ее актуальность обусловлена сохраняющимся на протяжении многих лет большим удельным весом транспортного травматизма и постоянным увеличением числа судебно-медицинских экспертиз, связанных с ним.

По сводным отчетным данным ГСЭУ Российской Федерации, доля транспортной травмы в структуре насильственной смерти в 2003 г. составила 13,7%, в 2007 г. - 15,7%, в 2012 г. - 16,2%; соответственно при этом показатели, отражающие роль транспортной травмы в структуре механической травмы, составили в 2003 г. 33,2%, в 2007 г. - 38,1%, в 2012 г. - 38,5%. Постоянное увеличение числа погибших и пострадавших в ДТП привело в последние годы к закономерному росту производства в ГСЭУ РФ судебно-медицинских экспертиз и исследований. По-прежнему актуальным остается неуклонное возрастание в структуре насильственной смерти транспортной травмы, в первую очередь за счет доли автомобильной травмы, которая в 2003 г. составила 11,2%, в 2007 г. - 11,7%, в 2012 г. - 13,9%.

Изучая реализацию перспективных направлений развития научных исследований в области судебно-медицинской травматологии, мы обратили внимание на материалы, опубликованные в журнале «Судебно-медицинская экспертиза» за период с 1958 г. по настоящее время. В ходе работы осуществили поиск, сортировку и группировку всех изданных в журнале статей по актуальным вопросам транспортной травмы. Для последующего изучения и сопоставления весь отобранный материал структурировали в хронологическом порядке (по пятилеткам).

Собранный материал (165 статей) является, на наш взгляд, достаточным для его изучения с использованием элементов наукометрического анализа - основного инструмента наукометрии - комплексной науки по изучению любой научной деятельности с целью повышения эффективности научно-исследовательской работы [1, 2]. Основным каналом информационного обеспечения научных исследований судебных медиков нашей страны является журнал «Судебно-медицинская экспертиза». В нем уже на протяжении 55 лет публикуются в достаточном объеме и с хорошими иллюстрациями многочисленные статьи судебно-медицинской, медико-криминалистической, токсикологической направленности. Журнал представляет собой главное научно-практическое издание, входящее в список ВАК Минобрнауки Российской Федерации.

Для изучения тенденций развития научных и практических исследований в области транспортной травмы мы сочли целесообразным проанализировать как можно большее число публикаций за практически весь период существования журнала. По нашему мнению, изложенные материалы достойны специального исследования и могут быть полезны широкому кругу практических экспертов ГСЭУ РФ, сотрудников и преподавателей кафедр судебной медицины медицинских вузов, медицинских криминалистов, юристов, экспертов-автотехников и др., всем, кто интересуется вопросами отечественной и зарубежной экспертной практики, казуистикой и направлениями научного поиска отечественных судебных медиков по данной тематике.

Разумеется, осуществив поиск и интеллектуальный анализ данных (data mining), авторы статьи не претендуют на полноту и завершенность в освещении всех важных граней затронутых проблем в отношении транспортной травмы. Выполненная работа - это скорее всего лишь отражение фиксации диапазона экспертных взглядов и позиций по актуальным аспектам указанной темы за более чем полувековой период. Кроме того, авторы данного исследования ни в коей мере не ставили своей целью оценить и каким-то образом специально выделить деятельность отдельных научных работников, практических экспертов или творческих коллективов.

В общей структуре транспортной травмы, освещенной в журнале «Судебно-медицинская экспертиза», более чем за полувековой период доминировали публикации по актуальным проблемам автомобильной травмы, что составило 111 (67,27%) статей. Остальные публикации в структуре транспортной травмы распределились следующим образом: проблемы авиационной травмы - 21 (12,73%) статья, рельсовой травмы - 9 (5,45%), мотоциклетной травмы - 9 (5,45%), травмы на водном транспорте - 6 (3,64%), гусеничной травмы - 5 (3,03%); в 4 (2,42%) сообщениях представлены смежные вопросы (табл. 1).

Как следует из данных табл. 1, с конца 60-х и до начала 90-х годов прошлого века (исключение составил период 1973-1977 гг.) по тематике транспортного травматизма в журнале ежегодно издавалось от 3 до 6 статей.

Авторами 64 (38,78%) статей о различных аспектах транспортной травмы выступали сотрудники и преподаватели кафедр (курсов) судебной медицины различных вузов СССР и Российской Федерации. Несколько меньшую группу, но также достаточно значимую по объему публикаций, составили авторы практических экспертных учреждений из бюро СМЭ и судебно-медицинских лабораторий МО СССР (Минобороны России) - 59 (35,75%) статей. Коллективных (совместных) статей, написанных с участием как представителей учебных (научных), так и практических учреждений одного города и нескольких городов, оказалось - 22 (13,33%) (табл. 2).

При изучении географии авторов публикаций установили, что 43 (22,06%) статьи были написаны московскими специалистами (кафедральными сотрудниками - 17, практическими экспертами - 12, специалистами неэкспертных учреждений - 11, совместная работа - 2 и 1 - без указания учреждения), 18 (10,9%) статей представлены авторами из Санкт-Петербурга (Ленинград), 12 (7,27%) - сотрудниками из Самары (Куйбышев), 6 (3,63%) - авторами из Твери (Калинин), по 5 (3,03%) статей - авторами из Красноярска, Таллина, Тернополя и Челябинска, по 3 (1,81%) статьи - коллективами авторов из Барнаула, Нижнего Новгорода (Горький), Львова, Новосибирска и Чимкента.

Распределение тематики публикаций по основным видам транспортной травмы и авторским коллективам в зависимости от статуса учреждения представлено в табл. 3.

За исследуемый период из 59 сообщений специалистов практических экспертных учреждений в 4 статьях были опубликованы результаты исследований специалистов Челябинского бюро СМЭ (А.М. Бухмастова, Н.В. Игнатьев, 1970; Н.В. Игнатьев, Н.К. Петренко, 1971; Н.В. Игнатьев, 1972, 1976); судебно-медицинской лаборатории Московского военного округа МО СССР (А.А. Солохин, 1974, 1976; Э.Н. Ростошинский, В.Д. Дербенев, 1978; Э.Н. Ростошинский, 1983) и 111-го Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Минобороны России, ЦСМЛ МО СССР (С.В. Владимиров-Клячко, 1964; В.В. Томилин, Б.М. Пиковский, 1974; В.В. Томилин, 1981; В.В. Колкутин, Ю.И. Соседко, В.В. Самчук, А.А. Болдарян, 2002); в 3 статьях представлены экспертные случаи специалистов Чимкентского бюро СМЭ (В.М. Филиппенко, А.П. Игнатенко, Н.В. Бастуев, 1978; А.П. Игнатенко, В.М. Филиппенко, 1979; В.М. Филиппенко, Н.В. Бастуев, Р.А. Хамедов, 1979); в 2 статьях - результаты работы экспертов бюро СМЭ Белгорода, Красноярска, Мозыря, Москвы, Московской области, Полтавы, Ульяновска и Харькова.

В 48 публикациях преподавателей и сотрудников кафедр судебной медицины по данной тематике показательны 11 статей преподавателей кафедры судебной медицины Куйбышевского медицинского института (Г.И. Юрасов, 1965; С.С. Мунтян, 1973; С.Е. Винокурова, 1978; С.Е. Винокурова, С.С. Мунтян, Г.И. Юрасов, 1978; С.Е. Винокурова, 1980; С.Н. Козлов, А.Г. Юрасов, 1981; А.П. Ардашкин, Г.И. Юрасов, 1983; А.П. Ардашкин, 1984; С.Е. Винокурова, 1984, 1988, 1989); весьма отличительны 8 статей специалистов НИИ судебной медицины Минздрава СССР, ФГБУ РЦСМЭ Минздрава РФ (Г.К. Герсамия, 1961; В.И. Прозоровский, 1962; М.Я. Баранова, 1980; В.С. Тишин, Н.М. Кристин, 1984; В.К. Иванов, Ю.С. Сидоров, 1991; В.К. Иванов, 1995; В.Н. Звягин, И.М. Алпатов, 2005; И.М. Алпатов, И.Н. Богомолова, 2005); заметную роль оказали 7 статей сотрудников кафедры судебной медицины Института усовершенствования врачей Минздрава СССР, ЦОЛИВ МЗ СССР, РМАПО РФ (А.А. Солохин, 1978; Н.Н. Тарловский, 1978; А.А. Солохин, Н.Н. Тарловский, 1979; А.А. Салохин, 1984; А.А. Солохин, Р.Х. Абдукаримов, 1991; Р.Х. Абдукаримов, 1991; А.А. Солохин, А.А. Тхакахов, 1996); академичными явились 7 статей сотрудников кафедры судебной медицины Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (А.А. Матышев, 1963, 1964, 1966 (2), 1969; В.А. Козлов, 1974; В.Л. Попов, 1982). Необходимо отметить, что тематика публикаций по отдельным видам транспортной травмы отражена также в 22 совместных сообщениях авторов - сотрудников как практических (бюро СМЭ), так и учебно-научных учреждений (институты, университеты, академии). Из 22 8 статей написаны авторами из Ленинграда, Санкт-Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода (Л.С. Свердлов, Г.К. Тхапсаев, 1966; Г.И. Заславский, 1969; Г.А. Новиков, 1972; Т.М. Великоруссова, 1978; Ф.В. Баллюзек, Г.И. Заславский, А.А. Матышев, 1982; И.Ю. Петров, В.Д. Хохлов, 1998; А.А. Матышев, А.А. Солохин, С.И. Христофоров, В.А. Сафронов, 1968; И.Ю. Петров, Л.М. Фридман, 1991).

Следует отметить, что материалы 16 публикаций от специалистов неэкспертных судебно-медицинских учреждений касались, главным образом, вопросов авиационной травмы, представленных 11 статьями сотрудников службы безопасности полетов главного штаба ВВС СССР, НИИ авиационной и космической медицины РФ (И.М. Алпатов, 1979 (2), 1982 (2), 1986; И.М. Алпатов, В.И. Невинчаный, А.Г. Ластовецкий, 1982; А.В. Клюев, В.Н. Артемов, 1982, 1983; В.А. Свешников, А.В. Клюев, 1983; И.М. Алпатов, В.П. Ступницкий, А.Г. Ластовецкий, 1986; В.Е. Ястребов, 1989). Кроме того, отдельные вопросы автомобильной травмы на страницах журнала освещали клинические специалисты (ГКБ Когалыма (ХМАО): Н.В. Бастуев, Ю.В. Шубин, И.В. Паньков, 1999; Тернопольской ГКБ: З.Л. Лаптев, 1971; ЦРБ Новосибирска: В.П. Новоселов, 1972; лаборатории патоморфологии Института экспериментальной биологии и медицины Сибирского отделения Академии наук СССР: Г.В. Ковалевский, 1962, и сотрудник кафедры криминалистики Саратовского юридического института: В.В. Козлов, 1963).

Качество, полнота экспертных выводов и иллюстративность опубликованных материалов определялись в основном творческой активностью самих авторов статей, а также существующими в разные годы специальными требованиями редакционных групп к поступающим статьям. Большая часть сообщений сопровождалась рисунками (фотографиями) и обобщающими таблицами. Объемы опубликованных статей в подавляющем большинстве случаев составили от 1-2 до 5-7 страниц.

Как показало изучение собранного материала, в большинстве опубликованных статей отражены особенности и возможности практического применения накопленного опыта самых разных специалистов для решения основных экспертных вопросов в судебно-медицинской травматологии: поиск признаков, максимально характеризующих особенности травмирующего предмета и условий (механизма) причинения травмы, направленных на уточнение обстоятельств транспортного происшествия. В 101 (61,21%) публикации авторы обосновывали механизм воздействия орудия травмы (травмирующие предметы), при этом в 36 (21,81%) и 32 (19,39%) статьях описывались только места приложения и направления травмирующих воздействий соответственно, а в 47 (28,48%) сообщениях дана характеристика самих травмирующих предметов. В 53 (32,12%) статьях авторы анализировали и другие немаловажные аспекты общего механизма травмы: сила травмирующих воздействий, их количество и последовательность, а также важные вопросы установления обстоятельств самих происшествий, в том числе соответствие повреждений пострадавших и на их одежде, наличие алкоголя в крови у соучастников происшествий и др.

Ряд публикаций по проблематике транспортной травмы - 119 (72,12%) статей, вошедшие в такие тематические разделы журнала, как «Экспертная практика» - 67 (40,60%) статей, «Оригинальные статьи» - 84 (50,90%) статьи и «Обмен опытом» - 7 (4,24%) статей, содержали достаточно подробное описание случаев из экспертной практики, многие из которых были проиллюстрированы 156 фотографиями и схематическими рисунками (табл. 4).

Как показало изучение собранного материала, распределение статей по количеству описанных случаев из экспертной практики выявило заметное преобладание статей с описанием только 1 случая (57 сообщений) или 2 случаев (23 сообщения), похожих между собой по механизму причинения травмы или обстоятельствам происшествия. Кроме того, на страницах журнала опубликовано 85 статей с описанием до 10 случаев; от 10 до 50 случаев - 16 статей; от 50 до 100 случаев - 7 статей; более 100 случаев - 5 статей (Г.К. Герсамия - НИИ СМ МЗ СССР, 1961; Г.И. Юрасов - кафедра СМ Куйбышевского медицинского института, 1965; В.С. Савельев - кафедра СМ Калининского медицинского института, 1978; А.А. Солохин, Н.Н. Тарловский - кафедра СМ Института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ) МЗ СССР, 1979; С.Е. Винокурова - кафедра СМ Куйбышевского медицинского института, 1989); более 200 случаев - 2 статьи (А.Х. Завальнюк - курс СМ Тернопольского медицинского института, 1993; С.А. Якунин, М.С. Калашников - Тверское областное бюро СМЭ и кафедра СМ ММА им. И.М. Сеченова, 2007); более 300 случаев - 2 статьи (А.В. Пермяков - курс СМ Ижевского медицинского института, 1967; А.А. Солохин, А.А. Тхакахов - кафедра СМ РМАПО, 1996); более 400 случаев - 1 статья (В.М. Моисеев - Харьковское бюро СМЭ, 1964) и 5000 случаев -1 статья (В.Н. Крюков, З.М. Лунева, А.А. Леньков - кафедра СМ 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова и кафедра СМ Курского медицинского института, 1983).

Объектами исследования авторов представленных статей были, главным образом, трупы людей, погибших в результате различных обстоятельств транспортных происшествий, изложенных в 90 (54,54%) статьях. В основном это сообщения об автомобильной травме - 49 (29,69%) статей. Летальный исход 1 человека описан в 46 (27,87%) статьях, результаты исследований от 2 до 10 трупов - в 21 (12,72%), от 11 до 50 - в 11 (6,66%), от 50 до 100 - в 6 (3,63%), от 101 до 200 - в 4 (2,42%) статьях; описание и обобщение результатов 265 и 307 секционных исследований представлено в отдельных статьях (С.А. Якунин, М.С. Калашников, 2007 - Тверское Бюро СМЭ и кафедра СМ ММА им. И.М. Сеченова; А.А. Солохин, А.А. Тхакахов, 1996 - кафедра СМ РМАПО МЗ РФ соответственно).

Для анализа качественной оценки опубликованных сообщений были выбраны следующие критерии: формулировка актуальности решаемых проблем, постановка цели и задач в проводимых исследованиях, отражение их хода и последовательности (алгоритм), обсуждение полученных результатов, их критическая оценка, формулирование и обоснование выводов, представление в статье источников литературы.

Актуальность решаемых проблем авторами публикаций была указана в 113 (68,48%) статьях, главным образом в разделах «Оригинальные статьи» (79) и «Экспертная практика» (23). Цели исследования с постановкой задач сформулированы только в 39 (23,63%) сообщениях, в основном в 34 (20,60%) оригинальных и 4 (2,42%) обзорных статьях. Описание условий проведенных исследований с характеристикой использованных авторами методов и частных методик отражено в 33 (20%) статьях, при этом в основном массиве статей - в 136 (82,42%) - авторами приведена достаточно полная и подробная оценка полученных данных с критическим обсуждением результатов исследования. Отсутствие в опубликованных сообщениях каких-либо выводов выявили менее чем в половине случаев - в 62 (37,57%) статьях, среди которых почти 1/4 составили 40 (24,24%) обзорных. Полные и обоснованные выводы представлены только в 7 (4,24%) статьях; выводы с частичным обоснованием свойств травмирующего предмета и механизма травмирующего воздействия - в 68 (41,21%) статьях; выводы, содержащие неполные, частичные и отрывочные аргументы, - в 28 (16,96%) публикациях. Использование авторами литературных источников представлено в 64 (38,78%) статьях, из них до 10 источников - в 42 (25,45%), от 11 до 20 - в 15 (9,09%), от 21 до 30 - в 5 (3,03%) статьях; в 2 статьях приведены 37 и 54 литературные ссылки (А.А. Солохин, 1976 - судебно-медицинская лаборатория Московского военного округа МО СССР; А.А. Матышев - кафедра СМ Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института им. И.И. Мечникова). Более половины авторов, использующих в своих публикациях литературные ссылки, составили преподаватели вузов - 35 (21,21%) статей, что практически в 3 раза превысило аналогичные показатели среди экспертов практических учреждений (бюро СМЭ, лаборатории Минобороны СССР и РФ), - 9 (5,45%) статей. На тезисы или статьи в региональных сборниках ссылались авторы 54 (32,72%) статей, на журнальные статьи из списка, утвержденного ВАК Минобрнауки РФ, - 31 (18,78%), на известные отечественные монографии - 49 (29,69%), на результаты диссертационных исследований - авторы 31 (18,78%) статьи. Из диссертаций доминировала работа А.А. Матышева (1963) - наибольшее количество авторских ссылок - 10, по 7 ссылок встретилось в диссертации В.К. Стешица (1955), П.П. Щеголева (1955), А.А. Солохина (1960), А.П. Ардашкина (1987); по 5 ссылок - на научные работы В.М. Зеленгурова (1961), А.А. Солохина (1972), А.А. Матышева (1975), И.В. Панькова (2002).

Следует отметить, что на страницах журнала «Судебно-медицинская экспертиза» не нашли своего отражения результаты научных диссертационных работ, посвященных транспортной травме как в период проведения собственных исследований, так и после защиты диссертаций, выполненных Э.И. Багбан-Заде, 1960; Ю.А. Осенко, 1964; А.Р. Рахимовым, 1966; Л.Е. Роенко, 1970; В.Д. Поповым, 1971; В.Г. Поповым, 1971; В.К. Стешицем, 1973; Н.Н. Тагаевым, 1982; А.И. Щвец, 1989; Н.Н. Дебоем, 1990; И.Е. Лобаном, 1992 и Е.В. Фокиной, 2009.

Авторы данного сообщения дали характеристику общих особенностей публикаций и исследований по актуальным вопросам транспортной травмы на страницах журнала «Судебно-медицинская экспертиза» за период с 1958 по 2012 г. Они отмечают, что «пик авторского интереса» и наибольшее число публикаций, безусловно, были связаны с главным ее сектором - автомобильной травмой. Проведенный наукометрический анализ, основанный на всестороннем изучении полученной библиометрической информации об автомобильной, авиационной и рельсовой травмах, будет предоставлен авторами настоящей публикации читателям журнала «Судебно-медицинская экспертиза» в последующих статьях.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.