Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Фетисов В.А.

ФГБУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" Минздравсоцразвития России, Москва

Смиренин С.А.

ФГБУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" Минздрава России, Москва

Нестеров А.В.

ГОУ ВПО "Белгородский государственный национальный исследовательский университет"

Хабова З.С.

ФГБУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" Минздравсоцразвития России, Москва

Актуальные вопросы транспортной травмы по материалам публикаций в журнале "Судебно-медицинская экспертиза" за период с 1958 по 2012 г.

Авторы:

Фетисов В.А., Смиренин С.А., Нестеров А.В., Хабова З.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 556

Загрузок: 18


Как цитировать:

Фетисов В.А., Смиренин С.А., Нестеров А.В., Хабова З.С. Актуальные вопросы транспортной травмы по материалам публикаций в журнале "Судебно-медицинская экспертиза" за период с 1958 по 2012 г.. Судебно-медицинская экспертиза. 2014;57(1):50‑54.
Fetisov VA, Smirenin SA, Nesterov AV, Khabova ZS. The topical issues of road traffic injury emerging from the publications in the journal Sudebno-meditsinskaya ekspertiza for the period from 1958 to 2012. Forensic Medical Expertise. 2014;57(1):50‑54. (In Russ.)

Экспертиза транспортной травмы относится к одной из актуальных и сложных проблем теории и практики судебной медицины. Ее актуальность обусловлена сохраняющимся на протяжении многих лет большим удельным весом транспортного травматизма и постоянным увеличением числа судебно-медицинских экспертиз, связанных с ним.

По сводным отчетным данным ГСЭУ Российской Федерации, доля транспортной травмы в структуре насильственной смерти в 2003 г. составила 13,7%, в 2007 г. - 15,7%, в 2012 г. - 16,2%; соответственно при этом показатели, отражающие роль транспортной травмы в структуре механической травмы, составили в 2003 г. 33,2%, в 2007 г. - 38,1%, в 2012 г. - 38,5%. Постоянное увеличение числа погибших и пострадавших в ДТП привело в последние годы к закономерному росту производства в ГСЭУ РФ судебно-медицинских экспертиз и исследований. По-прежнему актуальным остается неуклонное возрастание в структуре насильственной смерти транспортной травмы, в первую очередь за счет доли автомобильной травмы, которая в 2003 г. составила 11,2%, в 2007 г. - 11,7%, в 2012 г. - 13,9%.

Изучая реализацию перспективных направлений развития научных исследований в области судебно-медицинской травматологии, мы обратили внимание на материалы, опубликованные в журнале «Судебно-медицинская экспертиза» за период с 1958 г. по настоящее время. В ходе работы осуществили поиск, сортировку и группировку всех изданных в журнале статей по актуальным вопросам транспортной травмы. Для последующего изучения и сопоставления весь отобранный материал структурировали в хронологическом порядке (по пятилеткам).

Собранный материал (165 статей) является, на наш взгляд, достаточным для его изучения с использованием элементов наукометрического анализа - основного инструмента наукометрии - комплексной науки по изучению любой научной деятельности с целью повышения эффективности научно-исследовательской работы [1, 2]. Основным каналом информационного обеспечения научных исследований судебных медиков нашей страны является журнал «Судебно-медицинская экспертиза». В нем уже на протяжении 55 лет публикуются в достаточном объеме и с хорошими иллюстрациями многочисленные статьи судебно-медицинской, медико-криминалистической, токсикологической направленности. Журнал представляет собой главное научно-практическое издание, входящее в список ВАК Минобрнауки Российской Федерации.

Для изучения тенденций развития научных и практических исследований в области транспортной травмы мы сочли целесообразным проанализировать как можно большее число публикаций за практически весь период существования журнала. По нашему мнению, изложенные материалы достойны специального исследования и могут быть полезны широкому кругу практических экспертов ГСЭУ РФ, сотрудников и преподавателей кафедр судебной медицины медицинских вузов, медицинских криминалистов, юристов, экспертов-автотехников и др., всем, кто интересуется вопросами отечественной и зарубежной экспертной практики, казуистикой и направлениями научного поиска отечественных судебных медиков по данной тематике.

Разумеется, осуществив поиск и интеллектуальный анализ данных (data mining), авторы статьи не претендуют на полноту и завершенность в освещении всех важных граней затронутых проблем в отношении транспортной травмы. Выполненная работа - это скорее всего лишь отражение фиксации диапазона экспертных взглядов и позиций по актуальным аспектам указанной темы за более чем полувековой период. Кроме того, авторы данного исследования ни в коей мере не ставили своей целью оценить и каким-то образом специально выделить деятельность отдельных научных работников, практических экспертов или творческих коллективов.

В общей структуре транспортной травмы, освещенной в журнале «Судебно-медицинская экспертиза», более чем за полувековой период доминировали публикации по актуальным проблемам автомобильной травмы, что составило 111 (67,27%) статей. Остальные публикации в структуре транспортной травмы распределились следующим образом: проблемы авиационной травмы - 21 (12,73%) статья, рельсовой травмы - 9 (5,45%), мотоциклетной травмы - 9 (5,45%), травмы на водном транспорте - 6 (3,64%), гусеничной травмы - 5 (3,03%); в 4 (2,42%) сообщениях представлены смежные вопросы (табл. 1).

Как следует из данных табл. 1, с конца 60-х и до начала 90-х годов прошлого века (исключение составил период 1973-1977 гг.) по тематике транспортного травматизма в журнале ежегодно издавалось от 3 до 6 статей.

Авторами 64 (38,78%) статей о различных аспектах транспортной травмы выступали сотрудники и преподаватели кафедр (курсов) судебной медицины различных вузов СССР и Российской Федерации. Несколько меньшую группу, но также достаточно значимую по объему публикаций, составили авторы практических экспертных учреждений из бюро СМЭ и судебно-медицинских лабораторий МО СССР (Минобороны России) - 59 (35,75%) статей. Коллективных (совместных) статей, написанных с участием как представителей учебных (научных), так и практических учреждений одного города и нескольких городов, оказалось - 22 (13,33%) (табл. 2).

При изучении географии авторов публикаций установили, что 43 (22,06%) статьи были написаны московскими специалистами (кафедральными сотрудниками - 17, практическими экспертами - 12, специалистами неэкспертных учреждений - 11, совместная работа - 2 и 1 - без указания учреждения), 18 (10,9%) статей представлены авторами из Санкт-Петербурга (Ленинград), 12 (7,27%) - сотрудниками из Самары (Куйбышев), 6 (3,63%) - авторами из Твери (Калинин), по 5 (3,03%) статей - авторами из Красноярска, Таллина, Тернополя и Челябинска, по 3 (1,81%) статьи - коллективами авторов из Барнаула, Нижнего Новгорода (Горький), Львова, Новосибирска и Чимкента.

Распределение тематики публикаций по основным видам транспортной травмы и авторским коллективам в зависимости от статуса учреждения представлено в табл. 3.

За исследуемый период из 59 сообщений специалистов практических экспертных учреждений в 4 статьях были опубликованы результаты исследований специалистов Челябинского бюро СМЭ (А.М. Бухмастова, Н.В. Игнатьев, 1970; Н.В. Игнатьев, Н.К. Петренко, 1971; Н.В. Игнатьев, 1972, 1976); судебно-медицинской лаборатории Московского военного округа МО СССР (А.А. Солохин, 1974, 1976; Э.Н. Ростошинский, В.Д. Дербенев, 1978; Э.Н. Ростошинский, 1983) и 111-го Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Минобороны России, ЦСМЛ МО СССР (С.В. Владимиров-Клячко, 1964; В.В. Томилин, Б.М. Пиковский, 1974; В.В. Томилин, 1981; В.В. Колкутин, Ю.И. Соседко, В.В. Самчук, А.А. Болдарян, 2002); в 3 статьях представлены экспертные случаи специалистов Чимкентского бюро СМЭ (В.М. Филиппенко, А.П. Игнатенко, Н.В. Бастуев, 1978; А.П. Игнатенко, В.М. Филиппенко, 1979; В.М. Филиппенко, Н.В. Бастуев, Р.А. Хамедов, 1979); в 2 статьях - результаты работы экспертов бюро СМЭ Белгорода, Красноярска, Мозыря, Москвы, Московской области, Полтавы, Ульяновска и Харькова.

В 48 публикациях преподавателей и сотрудников кафедр судебной медицины по данной тематике показательны 11 статей преподавателей кафедры судебной медицины Куйбышевского медицинского института (Г.И. Юрасов, 1965; С.С. Мунтян, 1973; С.Е. Винокурова, 1978; С.Е. Винокурова, С.С. Мунтян, Г.И. Юрасов, 1978; С.Е. Винокурова, 1980; С.Н. Козлов, А.Г. Юрасов, 1981; А.П. Ардашкин, Г.И. Юрасов, 1983; А.П. Ардашкин, 1984; С.Е. Винокурова, 1984, 1988, 1989); весьма отличительны 8 статей специалистов НИИ судебной медицины Минздрава СССР, ФГБУ РЦСМЭ Минздрава РФ (Г.К. Герсамия, 1961; В.И. Прозоровский, 1962; М.Я. Баранова, 1980; В.С. Тишин, Н.М. Кристин, 1984; В.К. Иванов, Ю.С. Сидоров, 1991; В.К. Иванов, 1995; В.Н. Звягин, И.М. Алпатов, 2005; И.М. Алпатов, И.Н. Богомолова, 2005); заметную роль оказали 7 статей сотрудников кафедры судебной медицины Института усовершенствования врачей Минздрава СССР, ЦОЛИВ МЗ СССР, РМАПО РФ (А.А. Солохин, 1978; Н.Н. Тарловский, 1978; А.А. Солохин, Н.Н. Тарловский, 1979; А.А. Салохин, 1984; А.А. Солохин, Р.Х. Абдукаримов, 1991; Р.Х. Абдукаримов, 1991; А.А. Солохин, А.А. Тхакахов, 1996); академичными явились 7 статей сотрудников кафедры судебной медицины Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (А.А. Матышев, 1963, 1964, 1966 (2), 1969; В.А. Козлов, 1974; В.Л. Попов, 1982). Необходимо отметить, что тематика публикаций по отдельным видам транспортной травмы отражена также в 22 совместных сообщениях авторов - сотрудников как практических (бюро СМЭ), так и учебно-научных учреждений (институты, университеты, академии). Из 22 8 статей написаны авторами из Ленинграда, Санкт-Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода (Л.С. Свердлов, Г.К. Тхапсаев, 1966; Г.И. Заславский, 1969; Г.А. Новиков, 1972; Т.М. Великоруссова, 1978; Ф.В. Баллюзек, Г.И. Заславский, А.А. Матышев, 1982; И.Ю. Петров, В.Д. Хохлов, 1998; А.А. Матышев, А.А. Солохин, С.И. Христофоров, В.А. Сафронов, 1968; И.Ю. Петров, Л.М. Фридман, 1991).

Следует отметить, что материалы 16 публикаций от специалистов неэкспертных судебно-медицинских учреждений касались, главным образом, вопросов авиационной травмы, представленных 11 статьями сотрудников службы безопасности полетов главного штаба ВВС СССР, НИИ авиационной и космической медицины РФ (И.М. Алпатов, 1979 (2), 1982 (2), 1986; И.М. Алпатов, В.И. Невинчаный, А.Г. Ластовецкий, 1982; А.В. Клюев, В.Н. Артемов, 1982, 1983; В.А. Свешников, А.В. Клюев, 1983; И.М. Алпатов, В.П. Ступницкий, А.Г. Ластовецкий, 1986; В.Е. Ястребов, 1989). Кроме того, отдельные вопросы автомобильной травмы на страницах журнала освещали клинические специалисты (ГКБ Когалыма (ХМАО): Н.В. Бастуев, Ю.В. Шубин, И.В. Паньков, 1999; Тернопольской ГКБ: З.Л. Лаптев, 1971; ЦРБ Новосибирска: В.П. Новоселов, 1972; лаборатории патоморфологии Института экспериментальной биологии и медицины Сибирского отделения Академии наук СССР: Г.В. Ковалевский, 1962, и сотрудник кафедры криминалистики Саратовского юридического института: В.В. Козлов, 1963).

Качество, полнота экспертных выводов и иллюстративность опубликованных материалов определялись в основном творческой активностью самих авторов статей, а также существующими в разные годы специальными требованиями редакционных групп к поступающим статьям. Большая часть сообщений сопровождалась рисунками (фотографиями) и обобщающими таблицами. Объемы опубликованных статей в подавляющем большинстве случаев составили от 1-2 до 5-7 страниц.

Как показало изучение собранного материала, в большинстве опубликованных статей отражены особенности и возможности практического применения накопленного опыта самых разных специалистов для решения основных экспертных вопросов в судебно-медицинской травматологии: поиск признаков, максимально характеризующих особенности травмирующего предмета и условий (механизма) причинения травмы, направленных на уточнение обстоятельств транспортного происшествия. В 101 (61,21%) публикации авторы обосновывали механизм воздействия орудия травмы (травмирующие предметы), при этом в 36 (21,81%) и 32 (19,39%) статьях описывались только места приложения и направления травмирующих воздействий соответственно, а в 47 (28,48%) сообщениях дана характеристика самих травмирующих предметов. В 53 (32,12%) статьях авторы анализировали и другие немаловажные аспекты общего механизма травмы: сила травмирующих воздействий, их количество и последовательность, а также важные вопросы установления обстоятельств самих происшествий, в том числе соответствие повреждений пострадавших и на их одежде, наличие алкоголя в крови у соучастников происшествий и др.

Ряд публикаций по проблематике транспортной травмы - 119 (72,12%) статей, вошедшие в такие тематические разделы журнала, как «Экспертная практика» - 67 (40,60%) статей, «Оригинальные статьи» - 84 (50,90%) статьи и «Обмен опытом» - 7 (4,24%) статей, содержали достаточно подробное описание случаев из экспертной практики, многие из которых были проиллюстрированы 156 фотографиями и схематическими рисунками (табл. 4).

Как показало изучение собранного материала, распределение статей по количеству описанных случаев из экспертной практики выявило заметное преобладание статей с описанием только 1 случая (57 сообщений) или 2 случаев (23 сообщения), похожих между собой по механизму причинения травмы или обстоятельствам происшествия. Кроме того, на страницах журнала опубликовано 85 статей с описанием до 10 случаев; от 10 до 50 случаев - 16 статей; от 50 до 100 случаев - 7 статей; более 100 случаев - 5 статей (Г.К. Герсамия - НИИ СМ МЗ СССР, 1961; Г.И. Юрасов - кафедра СМ Куйбышевского медицинского института, 1965; В.С. Савельев - кафедра СМ Калининского медицинского института, 1978; А.А. Солохин, Н.Н. Тарловский - кафедра СМ Института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ) МЗ СССР, 1979; С.Е. Винокурова - кафедра СМ Куйбышевского медицинского института, 1989); более 200 случаев - 2 статьи (А.Х. Завальнюк - курс СМ Тернопольского медицинского института, 1993; С.А. Якунин, М.С. Калашников - Тверское областное бюро СМЭ и кафедра СМ ММА им. И.М. Сеченова, 2007); более 300 случаев - 2 статьи (А.В. Пермяков - курс СМ Ижевского медицинского института, 1967; А.А. Солохин, А.А. Тхакахов - кафедра СМ РМАПО, 1996); более 400 случаев - 1 статья (В.М. Моисеев - Харьковское бюро СМЭ, 1964) и 5000 случаев -1 статья (В.Н. Крюков, З.М. Лунева, А.А. Леньков - кафедра СМ 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова и кафедра СМ Курского медицинского института, 1983).

Объектами исследования авторов представленных статей были, главным образом, трупы людей, погибших в результате различных обстоятельств транспортных происшествий, изложенных в 90 (54,54%) статьях. В основном это сообщения об автомобильной травме - 49 (29,69%) статей. Летальный исход 1 человека описан в 46 (27,87%) статьях, результаты исследований от 2 до 10 трупов - в 21 (12,72%), от 11 до 50 - в 11 (6,66%), от 50 до 100 - в 6 (3,63%), от 101 до 200 - в 4 (2,42%) статьях; описание и обобщение результатов 265 и 307 секционных исследований представлено в отдельных статьях (С.А. Якунин, М.С. Калашников, 2007 - Тверское Бюро СМЭ и кафедра СМ ММА им. И.М. Сеченова; А.А. Солохин, А.А. Тхакахов, 1996 - кафедра СМ РМАПО МЗ РФ соответственно).

Для анализа качественной оценки опубликованных сообщений были выбраны следующие критерии: формулировка актуальности решаемых проблем, постановка цели и задач в проводимых исследованиях, отражение их хода и последовательности (алгоритм), обсуждение полученных результатов, их критическая оценка, формулирование и обоснование выводов, представление в статье источников литературы.

Актуальность решаемых проблем авторами публикаций была указана в 113 (68,48%) статьях, главным образом в разделах «Оригинальные статьи» (79) и «Экспертная практика» (23). Цели исследования с постановкой задач сформулированы только в 39 (23,63%) сообщениях, в основном в 34 (20,60%) оригинальных и 4 (2,42%) обзорных статьях. Описание условий проведенных исследований с характеристикой использованных авторами методов и частных методик отражено в 33 (20%) статьях, при этом в основном массиве статей - в 136 (82,42%) - авторами приведена достаточно полная и подробная оценка полученных данных с критическим обсуждением результатов исследования. Отсутствие в опубликованных сообщениях каких-либо выводов выявили менее чем в половине случаев - в 62 (37,57%) статьях, среди которых почти 1/4 составили 40 (24,24%) обзорных. Полные и обоснованные выводы представлены только в 7 (4,24%) статьях; выводы с частичным обоснованием свойств травмирующего предмета и механизма травмирующего воздействия - в 68 (41,21%) статьях; выводы, содержащие неполные, частичные и отрывочные аргументы, - в 28 (16,96%) публикациях. Использование авторами литературных источников представлено в 64 (38,78%) статьях, из них до 10 источников - в 42 (25,45%), от 11 до 20 - в 15 (9,09%), от 21 до 30 - в 5 (3,03%) статьях; в 2 статьях приведены 37 и 54 литературные ссылки (А.А. Солохин, 1976 - судебно-медицинская лаборатория Московского военного округа МО СССР; А.А. Матышев - кафедра СМ Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института им. И.И. Мечникова). Более половины авторов, использующих в своих публикациях литературные ссылки, составили преподаватели вузов - 35 (21,21%) статей, что практически в 3 раза превысило аналогичные показатели среди экспертов практических учреждений (бюро СМЭ, лаборатории Минобороны СССР и РФ), - 9 (5,45%) статей. На тезисы или статьи в региональных сборниках ссылались авторы 54 (32,72%) статей, на журнальные статьи из списка, утвержденного ВАК Минобрнауки РФ, - 31 (18,78%), на известные отечественные монографии - 49 (29,69%), на результаты диссертационных исследований - авторы 31 (18,78%) статьи. Из диссертаций доминировала работа А.А. Матышева (1963) - наибольшее количество авторских ссылок - 10, по 7 ссылок встретилось в диссертации В.К. Стешица (1955), П.П. Щеголева (1955), А.А. Солохина (1960), А.П. Ардашкина (1987); по 5 ссылок - на научные работы В.М. Зеленгурова (1961), А.А. Солохина (1972), А.А. Матышева (1975), И.В. Панькова (2002).

Следует отметить, что на страницах журнала «Судебно-медицинская экспертиза» не нашли своего отражения результаты научных диссертационных работ, посвященных транспортной травме как в период проведения собственных исследований, так и после защиты диссертаций, выполненных Э.И. Багбан-Заде, 1960; Ю.А. Осенко, 1964; А.Р. Рахимовым, 1966; Л.Е. Роенко, 1970; В.Д. Поповым, 1971; В.Г. Поповым, 1971; В.К. Стешицем, 1973; Н.Н. Тагаевым, 1982; А.И. Щвец, 1989; Н.Н. Дебоем, 1990; И.Е. Лобаном, 1992 и Е.В. Фокиной, 2009.

Авторы данного сообщения дали характеристику общих особенностей публикаций и исследований по актуальным вопросам транспортной травмы на страницах журнала «Судебно-медицинская экспертиза» за период с 1958 по 2012 г. Они отмечают, что «пик авторского интереса» и наибольшее число публикаций, безусловно, были связаны с главным ее сектором - автомобильной травмой. Проведенный наукометрический анализ, основанный на всестороннем изучении полученной библиометрической информации об автомобильной, авиационной и рельсовой травмах, будет предоставлен авторами настоящей публикации читателям журнала «Судебно-медицинская экспертиза» в последующих статьях.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.