Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Звягин В.Н.

ФГБУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" Минздравсоцразвития России

Галицкая О.И.

Кафедра антропологии биолого-почвенного факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Негашева М.А.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», Москва, Россия

Биометрический способ описания головы неопознанного трупа с целью индивидуализации и идентификации личности

Авторы:

Звягин В.Н., Галицкая О.И., Негашева М.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1214

Загрузок: 32


Как цитировать:

Звягин В.Н., Галицкая О.И., Негашева М.А. Биометрический способ описания головы неопознанного трупа с целью индивидуализации и идентификации личности. Судебно-медицинская экспертиза. 2012;55(5):27‑33.
Zviagin VN, Galitskaia OI, Negasheva MA. The use of the biometric method for the description of the head of an unrecognized corpse for the purpose of personality individualization and identification. Forensic Medical Expertise. 2012;55(5):27‑33. (In Russ.)

Объективные критерии оценки размерных характеристик головы человека для биометрического описания внешности неопознанного человека и последующей его идентификации в антропологической и криминалистической литературе отсутствуют. Исходя из изложенного, впервые предлагается способ биометрической оценки внешности неопознанного тела по категориям величины измерительных признаков головы, который полностью свободен от субъективизма, характерного для традиционной методики «словесного портрета» [1—3] и в отличие от компьютерной методики «Количественного словесного портрета (Verbal 2.0)» [4] полностью снимает проблему масштабирования.

Материал и методы

Использованы индивидуальные базы измерительных признаков головы по следующим сериям:

— серия 1 — студенты МГУ русской национальности (1108 мужчин и 1153 женщины) в возрасте от 17 до 22 лет (период обследования 2002—2003 гг.). Признаки: продольный и поперечный диаметры головы; лобный, скуловой и нижнечелюстной диаметры, физиономическая и морфологическая высота лица, лба, носа, верхней губы, ротоподбородка и подбородка, толщина губ; ширина носа и рта [5, 6];

— серия 2 — студенты МГУ русской национальности (213 мужчин и 281 женщина) в возрасте от 17 до 23 лет (дата обследования 2007—2008 гг.). Признаки: помимо перечисленных выше, исследованы длина глазной щели и наружно-глазная ширина, межзрачковая, межглазная, наружно-орбитальная и межорбитная ширина. Последние два признака (9а,10а) введены нами впервые (табл. 1);

— серия 3 — русские (231 мужчина и 100 женщин) в возрасте от 17 до 60 лет, проживавшие на территории Рязанской губернии [7]. Признаки: длина и ширина уха, истинная высота уха, длина основания и хрящевой части уха, длина мочки уха.

На материале серий 1—3 дополнительно рассчитаны указатели пропорций элементов головы.

В разработку включены также статистические материалы (M, SD, n) по четырем группам русского населения (592 мужчины и 249 женщин) с период обследования 1956—1995 гг. по программе признаков серии 1 [8], а также отдельные кефалометрические признаки (ушная высота, высота головы в целом, окружность головы) из публикаций по студентам Москвы (166 мужчин и 207 женщин в возрасте 18—22 года) и плавсоставу Минморфлота СССР (1141 мужчина в возрасте 20—25 лет), обследованных в 80-х годах XX века [9, 10].

Эктокантионный угол (Еk˄) и угол выступания носа (Na˄) заимствованы из краниометрической программы. Вершина Еk˄ находится в точке назион, а стороны — в экзоорбитальных точках. Na˄ определяется разностью углов линий назион-простион минус назион-пронозале при фиксированном вертикальном или горизонтальном положении головы.

Методика измерения и нумерация признаков в основном соответствуют программе [11] в редакции [12].

Необходимое оборудование — стандартный серийно выпускаемый набор антропометрических инструментов («Siber Hegner&Co LTD», Швейцария); официальный представитель фирмы DKSH в России — ООО «Аргентиум 107».

Методы статистического анализа. Использован пакет компьютерных программ SPSS 15.0.

Все расчеты, в том числе указателей и основных статистических характеристик, проведены по наблюдениям, входящим в серии 1—3. Одноименные признаки по всему объему материалов объединены.

Результаты и обсуждение

По способу [13] рассчитаны 5 категорий размеров головы( 1 и 5 — очень малый и очень большой, 2 и 4 — малый и большой, 3 — средний) с частотой встречаемости соответственно по 11,5, 22 и 33%.

В табл. 1 и 2

даны категории абсолютных размеров и пропорций головы отдельно для мужчин и женщин. Признаки № 9, 15, 30, Еk˄, 15:1 и 4:3 не обладают половыми различиями. Признак тем индивидуальнее, чем дальше отстоят его размеры от средней категории (3). Так, наибольшую индивидуальность будут иметь признаки, попадающие в интервалы «очень малый» (1) или «очень большой» (5). Эксперту это дает следующую информацию:

— при попадании большинства размеров мужской или женской головы в категорию «очень малый» или «очень большой» уместно мнение об относительной ее грациальности (небольших размерах) или гиперморфности (крупных размерах);

— при попадании большинства высотных размеров в категорию «очень большой», если широтные размеры не сильно отклоняются от среднего или имеют малые величины, допустим вывод об общей долихоморфности головы и лица (узкое и длинное). Это же справедливо и при очень малых значениях поперечно-продольного (3:1) и морфологического лицевого (18:6) указателей;

— очень малые значения высотно-продольного (15:1) указателя мозгового отдела или, например, лобно-продольного (24:17) и носового продольного (21:17) указателей свидетельствуют о низком своде и малой высоте лба и коротком носе.

Алгоритм исследования признаков внешности неопознанного трупа

При экспертизе неопознанного трупа необходимо:

1) измерить доступные размеры частей лица, заполняя кефалометрический бланк (прилагается);

2) вычислить относительные размеры собственных и внешних пропорций элементов лица (в %). Например:

3) по нормировочным таблицам (см. табл. 1 и 2) определить категории размеров признаков и составить цифровой код исследуемой совокупности признаков, который может быть использован при оперативно-розыскных мероприятиях.

Так, по результатам, указанным в кефалометрическом бланке, допустима следующая индивидуализирующая информация о неопознанном мужчине: преобладание ширины мозгового отдела головы над его длиной (4), морфологическая высота лица очень большая, как и высота лба, рото-подбородка, физиономическая длина уха и мочки (5), малая, т.е. хорошая горизонтальная профилировка по эктокантионному углу (2), но малая длина глазной щели (2); преобладание длины рта над толщиной губ (2), длины уха над его шириной (1/2), скулового диаметра над шириной лба и носа (2).

Алгоритм исследования признаков внешности по фотографии

При наличии у следствия версии о предполагаемом без вести пропавшем человеке для ее подтверждения (или исключения) можно использовать прижизненную фотографию анфас. С этой целью необходимо:

1) масштабировать фотопортрет к натуральной величине: анфас — по расстоянию эктоконхион-эктоконхион (9а), межзрачковой ширине (12) или любому другому признаку, измеренному на трупе; профиль – по признакам высотного направления (№ 1, 17, 18, 21, 28.2 и др.);

2) разметить на фотопортрете доступные физиономические точки, измерить линейные, широтные и высотные размеры лица по фотографии;

3) вычислить относительные размеры (в %) собственных и внешних пропорций лица;

4) заполнив соответствующий кефалометрический бланк (см. образец),

по табл. 1 и 2 определить категории абсолютных размеров и пропорций лица.

Алгоритм сравнительных исследований

Сравнительное исследование кодов одноименных признаков, измеренных на голове неопознанного трупа и его предполагаемом прижизненном фотоснимке проводится по следующему алгоритму.

Если разность категорий признаков на голове трупа и сравниваемой фотографии назвать невязками, то решающее правило будет следующим: невязка равна 0 или 1 —имеется достоверное сходство признака, невязка равна 2 — неопределенное решение; невязка равна 3 или 4 — достоверное различие признака. Минимальное количество сравниваемых признаков не должно быть менее 7—8. Решение о тождестве принимается по большинству признаков, невязки которых не выходят за пределы 0—1. Тождество исключается при наличии хотя бы одного признака с невязкой 3—4. В затруднительных случаях следует перейти на сравнение абсолютных размеров признаков, что позволит уточнить результат сравнения.

Пример. В табл. 3

представлены 10 измеренных на фотоснимке признаков головы в категориях размеров в соответствии с их нумерацией в кефалометрическом бланке, соответствующие им признаки индивида и невязки.

Сравнение невязок индивида и его предполагаемого фотопортрета: величина невязок 0 и 1 зафиксирована в семи признаках, величина невязки 2 — в трех признаках. Следовательно, в данном случае можно говорить о достигнутом тождестве сравнительного исследования.

Заметим, что существует тенденция к уменьшению значений некоторых признаков, измеренных на фотоснимке, в основном на одну градацию. Устойчивость такого сдвига проверена с помощью критерия знаков G [14]. Действительно, уменьшение значений признаков, измеренных на фотоснимке, в так называемую «типичную» сторону при вероятностном уровне достоверности 0,05 оказалось неслучайным (Gэксп. ≤Gкр. при р≤0,05), что указывает на целесообразность уточнения ракурса фотографий или ее масштабирования при измерениях.

При анализе невязок можно дополнительно использовать и различные непараметрические критерии сходства, но выводы, как правило, получаются идентичными.

Результат процедуры сравнения по категориям измерительных признаков фотографии и индивида был подтвержден также вычислением ряда критериев подобия (сходства): коэффициенты Рао, Хаммана, Роджерса и Танимото, Джекарда, Дейка и др. [15].

Оценка идентификационной значимости

Так как основой процесса идентификации является выделение конкретного объекта из совокупности объектов по заданному комплексу признаков, критерием которого является вероятность признака в данной совокупности, а оценкой истинности заключений — анализ понятия достоверности, то каждый объект (индивид) можно описать n-значным вектором-строкой, где n —число исследуемых признаков, (Х1, Х2,…Хi,…Хn).

Неопознанный индивид представляется вектором кодовых значений с соответствующими вероятностями (частотами) Pi этих значений, вычисленных по выборке [16], где каждому из значений Хi (i=1, 2,…n) соответствует определенный код — категории размеров (1, 2, 3, 4, 5).

При идентификации индивида по его предполагаемой прижизненной фотографии все числовые значения признаков сравниваемых объектов заменяются соответствующими кодами (по табл. 1 и 2). Поскольку в экспертной практике не всегда удается измерить все признаки головы на фотографии, входящие в табл. 1 и 2, возникает задача оценки идентификационной значимости редуцированного комплекса, которую рекомендуем вычислить на основе базы данных [16]. По Л.З. Кирсанову [17], условие идентификации можно записать следующим образом:

где Sn = ΣSi (Si = –lg Pi) — идентификационная значимость комплекса признаков фотопортрета, представленных в табл. 3 и измеренных в категориях; Pi – вероятность встречи данной категории признака Хi в базе данных; N — объем выборки, α – критерий достоверности идентификации, определяемый по табл. 4.

Вернемся к примеру, приведенному в табл. 3, и вычислим по базе данных [16] частоты встречаемости Pi (i=1, 2,…10) категорий указанных размеров. Идентификационная значимость всего комплекса данных признаков составила: Sn = 7,003. Но какова достоверность идентификации? Из табл. 4 с достоверностью 0,99995 выбираем α=100. Вычисляем значение суммы lgN + lgα = lg1108 + lg100=5,044, которому удовлетворяет необходимое условие достоверной идентификации Sn ≥ lgN + lgα: 7,003 ≥ 5,004.

Следовательно, рассмотренный комплекс признаков достаточен для решения поставленной задачи идентификации, и достоверность идентификации, т.е. принадлежности неопознанного трупа человеку, изображенному на представленном снимке, биометрически бесспорна с вероятностью не ниже 0,99995.

Выводы

1. Разработан способ биометрической оценки внешности неопознанного трупа по категориям величины измерительных признаков мозгового и лицевого отделов головы, свободный от элементов субъективизма, характерных для методики «словесного портрета».

2. Предлагается алгоритм судебно-медицинской идентификации личности по биометрическим признакам головы и прижизненному фотопортрету предполагаемого человека анфас с исчислением достоверности экспертных выводов при произвольном количестве сохранных идентификационных признаков на основе зарегистрированной базы данных (№201162006).

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.