Морфология ожоговой травмы давно привлекает внимание судебных медиков и патологоанатомов [1—5].
Цель исследования — судебно-медицинская характеристика термической травмы от воспламенения горючих жидкостей (ВГЖ). Изучены 253 случая смерти от термической травмы, полученной от ВГЖ.
Задачи исследования: определение характерных морфологических признаков, местных ожоговых поражений и изменений внутренних органов в зависимости от прижизненности, давности и условий термической травмы от ВГЖ, разработка дополнительных судебно-медицинских критериев диагностики этого вида травмы.
Определено, что важным действием при осмотре трупа на месте происшествия при термической травме от ВГЖ является изъятие крови из крупных сосудов на предмет наличия в ней фракций горючих жидкостей в связи с быстрым испарением последних, и определение концентрации карбоксигемоглобина.
Значимыми морфологическими признаками, определяемыми при термической травме от ВГЖ, являются кольцевидные лепестковидные ожоги кожных покровов со следами копоти и маслянистым наслоением, ожоги в проекции кожных покровов, повторяющие ложе трупа, отсутствие копоти в складках углов глаз; частицы копоти в просвете дыхательных путей и признаки термоингаляционной травмы в виде формирующихся пузырей с участками коагуляционного некроза и вытягивания клеточных пластов слизистой трахеи и бронхов.
Выявлено, что при термической травме от ВГЖ во внутренних органах наблюдается централизация кровотока с их капиллярным малокровием и резкой венозной гиперемией, рассеянные точечные кровоизлияния под серозные оболочки, причиной которых является вазоконстрикция мелких артериол. При термической травме от ВГЖ уровень альвеолярного транссудата незначителен.
При наступлении смерти в первые часы с момента возникновения травмы от ВГЖ выявлены острое набухание нейронов, набухание аденоцитов гипофиза, отек легких, эрозии слизистой желудка и кишечника; делипоидизация коры надпочечников.
В головном мозге данные изменения в большей степени обусловлены расстройством кровообращения за счет малокровия капиллярного русла. Спадение просвета капилляров приводит к расширению периваскулярных пространств, обнаружению в них оксифильной жидкости и отеку нейронов. В дальнейшем эти явления приводят к острым «ишемическим» изменениям нейронов.
Усиление централизации кровотока в первые часы после травмы сопровождается обнаружением тяжелых морфологических изменений во внутренних органах, проявляющихся в виде дистрофий и некробиотических процессов. Сосудистые расстройства, быстро возникающие после травмы от ВГЖ, затем сами становятся основной и ведущей причиной изменения функции почек. В начальный период шока в почках отмечается преимущественно малокровие клубочков, что в дальнейшем приводит к развитию гидропической и баллонной дистрофии канальцев, выделительного нефроза.
Нарушение эпителиальной выстилки легких приводит к развитию катарально-десквамативного бронхита и серозной пневмонии уже к началу 2-х суток. Выявлены тяжелые изменения со стороны эндокринной системы — вакуолизация и дегрануляция аденоцитов гипофиза. Наблюдаются потеря поперечной исчерченности, вакуолизация и мелкоглыбчатый распад кардиомиоцитов. Присоединение инфекционного фактора обусловливает развитие бронхопневмонии.
При смерти на 2—3-и сутки после травмы от ВГЖ встречаются клеточные выпадения нейронов коры больших полушарий, что может являться как признаком значительного расстройства кровообращения в головном мозге, так и развитием токсемии [5—10]. Значимым является развитие некротического нефроза в сочетании с гидропической и баллонной дистрофией гепатоцитов с дискомплексацией балочного строения. Замедляется миграция лейкоцитов в очаг некроза кожи в области ожогов.
На основании исследования определены отличия морфологических изменений и результатов лабораторных данных в зависимости от условий ожоговой травмы при ВГЖ (горизонтальное или вертикальное положение тела, ограниченное или открытое пространство).
Установлено, что при изначально вертикальном положении тела при термической травме от ВГЖ на открытом пространстве определяется следующий комплекс признаков: кольцевидные лепестковидные ожоги с вершинами, ориентированными параллельно длиннику тела; преобладание более глубоких ожогов по передней поверхности туловища; незначительное наложение копоти в просвете дыхательных путей; низкие концентрации карбоксигемоглобина в крови (от 10 до 20%).
Иная совокупность признаков отмечена при горизонтальном положении тела в начальный момент воспламенения горючих жидкостей в открытом пространстве: кольцевидные лепестковидные ожоги с вершинами, ориентированными перпендикулярно длиннику тела; равномерное распределение ожогов по телу; умеренное или значительное наложение копоти в просвете дыхательных путей; более высокая концентрация карбоксигемоглобина в крови (от 20 до 40%).
Вне зависимости от положения тела в замкнутом пространстве признаками травмы от ВГЖ являются: обширные ожоги кожных покровов, умеренное или значительное количество частиц копоти в просвете дыхательных путей; высокая концентрация карбоксигемоглобина в крови (от 40% и выше).
При смерти от травмы при ВГЖ в первые минуты с момента получения повреждений одной из непосредственных причин смерти являются: ожоговый шок, токсическое действие монооксида углерода; асфиксия от нарушения дыхания в результате термоингаляционной травмы.
При смерти в 1-е сутки после травмы от ВГЖ развиваются тяжелые дистрофические изменения внутренних органов: контрактурные повреждения кардиомиоцитов, гидропическая и баллонная дистрофия нефротелия, гидропическая и баллонная дистрофия гепатоцитов, что может обусловливать возникновение сердечно-сосудистой, почечно-печеночной недостаточности, отека легких и головного мозга и являются непосредственной причиной смерти.
Особенностью термической травмы, полученной в результате дорожно-транспортного происшествия с последующим воспламенением автомобиля, является ее сочетание с тупой травмой тела: раны головы, переломы костей черепа, травмы туловища и конечностей.
В связи с вышеизложенным предложены следующие рекомендации.
При обнаружении трупа на месте происшествия необходимо дополнительно взять образцы одежды и почвы из-под ложа трупа, или же материал, на котором расположен труп. Изъять в герметичные флаконы кровь из бедренной вены на наличие карбоксигемоглобина и фракций горючих жидкостей. Полученные образцы поместить в стеклянную тару с плотно притертой крышкой. Использование пластмассовых материалов недопустимо.
При макроскопическом исследовании трупа в секционной необходимо измерить площадь ожогов, их локализацию, форму, отметить направление относительно длины тела. Кожу из области ожогов необходимо направить не только в гистологическое отделение для дальнейшего исследования, но и в судебно-химическое отделение с целью выявления фракций горючей жидкости. Особое внимание следует обратить на состояние дыхательных путей. В судебно-химическую лабораторию необходимо направить кровь и мочу для определения алкоголя. Направить кровь и ткани внутренних органов на определение концентрации карбоксигемоглобина и фракций горючих материалов. В отдельной таре должна быть упакована кровь из правого и левого желудочков сердца для оценки разности концентраций продуктов горючих материалов. Все материалы должны храниться в стеклянных банках с плотно притертой пробкой в холодильнике при температуре 4 °С.
При гистологическом исследовании внимание должно быть направлено на обнаружение частиц копоти на слизистой оболочке трахеи, бронхов, в альвеолах, участков отслоения бронхиального эпителия [11]. Особое внимание должно быть уделено состоянию капиллярного русла больших полушарий головного мозга. Резкое снижение числа функционирующих капилляров может свидетельствовать о смерти от травмы при ВГЖ. Обнаружение колото-резаных повреждений тела снижает значение данного признака. Также должны быть отражены фоновые патологические процессы.
Совокупность указанных морфофункциональных признаков, выявляемых при травме от воспламенения горючих жидкостей на теле человека, позволяет выделять следующие возможные причины смерти.
При смерти от травмы при ВГЖ в первые минуты с момента получения повреждений одной из непосредственных причин смерти являются:
— ожоговый шок;
— токсическое действие монооксида углерода;
— термоингаляционная травма, влекущая асфиксию в результате нарушения акта вдоха;
— гипоксия из-за снижения концентрации кислорода во вдыхаемом воздухе.
При отсроченной гибели отмечается многообразие непосредственных причин смерти, среди которых чаще всего встречаются пневмония, сепсис, другие осложнения, в том числе почечно-печеночная недостаточность, ДВС-синдром, кровопотеря в результате кровотечения из острых язв желудка и т.д. Эти изменения в своей совокупности обусловливают развитие острой сердечно-сосудистой недостаточности, отека легких и головного мозга.
Непосредственная причина смерти при травме от ВГЖ определяется с учетом результатов морфологического исследования трупа, данных осмотра места происшествия, обстоятельств дела и данных судебно-химического анализа.
Диагноз ставится на основании комплексного анализа перечисленных данных. Обнаружение признаков поступления фракций горючих жидкостей и угарного газа в кровь и механических повреждений тела, не связанных с действием высокой температуры, свидетельствует об их сочетанном воздействии.
Совокупность признаков, определяемых во внутренних органах и коже в сочетании с данными лабораторных исследований, позволяет проводить комплексную диагностику термической травмы от ВГЖ.
Заключение
Диагностика травмы от ВГЖ должна быть основана на комплексной оценке данных осмотра места происшествия, результатов вскрытия трупа, судебно-химического исследования, всестороннего анализа обстоятельств дела и/или медицинской документации. Особое внимание обращено на правильное взятие материала для последующего судебно-химического исследования.
При оценке термической травмы от ВГЖ должны быть исследованы дополнительные судебно-медицинские критерии, учитывающие давность и условия ее возникновения (замкнутое или открытое пространство, вертикальное или горизонтальное положение).