Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Мониторинг реализации программы обязательного медицинского страхования по профилактике стоматологических заболеваний
Журнал: Стоматология. 2021;100(3): 25‑29
Прочитано: 1572 раза
Как цитировать:
С выходом Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и входящего в его структуру национального проекта «Здравоохранение» проблема профилактики стоматологических заболеваний чрезвычайно актуализировалась. Одной из целей проекта является обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год [1]. В Российской Федерации принцип приоритета профилактики в сфере охраны здоровья закреплен федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ФЗ-323 от 21.11.11 [2].
Современные тенденции реализации национального проекта профилактики должны базироваться на рациональном использовании имеющихся ресурсов, учете показателей стоматологической заболеваемости населения и анализе полученных результатов, при этом должна быть сохранена социальная ориентация системы здравоохранения [3—5]. Ряд авторов отмечают варьирование числа посещений с профилактической целью, которое колеблется в расчете на 1 застрахованного гражданина от 0,01 (Республики Алтай, Хакасия, Оренбургская область) до 0,8 (Сахалинская область) посещения — различие в 80 раз [6]. Наблюдается законодательно закрепленное ежегодное увеличение финансовых затрат на 1 посещение с профилактической целью.
Установить закономерность развития процесса, медико-экономического обеспечения застрахованных граждан по программе ОМС профилактическими стоматологическими мероприятиями, а также дать прогноз его дальнейшего течения позволяет мониторинг. На основании оценки полученных результатов принимаются управленческие решения о необходимости корректировки и разрабатываются направления совершенствования наблюдаемого процесса.
Цель исследования — мониторинг, анализ, систематизация и установление норматива обеспечения застрахованных граждан профилактическими посещениями по профилю «стоматология».
Источником информации послужили фрагменты государственных статистических годовых отчетов Министерства здравоохранения Российской Федерации за 2013—2017 гг. «Сведения о работе медицинских организаций в сфере ОМС в Российской Федерации», форма №14-МЕД (ОМС), раздел «Основные показатели деятельности медицинских организаций по оказанию стоматологической помощи в амбулаторных условиях». С целью прогнозирования основных показателей на 2019 г. использовали метод линейной экстраполяции. Экстраполяция — это метод научного исследования, который основан на аппроксимировании прошлых и настоящих тенденций на будущее развитие объекта прогнозирования. Сущность метода заключается в том, что прогнозные величины определяются на основе среднего прироста (снижения) исследуемого показателя за определенный период времени. Ввиду того что мы анализировали эти показатели за пятилетний период, его рабочая формула такова: У5 = У4 +р; p = (p1 + p2 + p3 + р4)/4, где У5 — прогнозный период; У1, У2, У3, У4 — периоды, предшествующие прогнозному периоду (году), p — показатели абсолютного прироста (убыли) за соответствующие периоды времени.
В ходе исследования проводили анализ и оценку показателей, сопоставление и сравнение их в динамике, в определении связи между показателями, их обусловленности. Использованы статистический, экономический, аналитический и графический методы, интерпретация полученных данных и выводов.
В Российской Федерации принцип приоритета профилактики в сфере охраны здоровья закреплен федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ФЗ-323 от 21.11.11. Посещения с профилактической целью в 2013—2018 гг. занимают почти четвертую часть всех посещений. В этом периоде регистрируется тенденция роста числа этих посещений на 20%. Абсолютный прирост в 2018 г. относительно базового показателя (2013 г.) равен 10,08% (табл. 1).
Таблица 1. Динамика числа посещений с профилактической целью
| Год | Число посещений с профилактической целью | Абс. прирост, убыль | Численность населения (Росстат) | Число посещений на 1 застрахованного | Прирост, убыль |
| 2013 | 26 708 522 | — | 143 347 059 | 0,186 | — |
| 2014 | 30 529 216 | 3 820 694 | 143 666 931 | 0,212 | 0,006 |
| 2015 | 31 905 559 | 1 376 343 | 146 267 288 | 0,218 | 0,006 |
| 2016 | 30 723 143 | –1 182 416 | 146 544 710 | 0,210 | –0,008 |
| 2017 | 28 338 143 | –2 385 000 | 146 804 372 | 0,193 | –0,017 |
| 2018 | 30 957 430 | 4 248 908 | 146 880 432 | 0,211 | 0,025 |
| 2019 (прогноз) | 32 133 136 | 1 175 706 | 146 745 098 | 0,22 | 0,018 |
За период с 2013 по 2018 г. произошло незначительное увеличение объемов профилактической помощи с 0,186 посещений до 0,211 посещения на 1 гражданина (рис. 1).
Рис. 1. Динамика числа посещений с профилактической целью на 1 застрахованного гражданина по программе ОМС.
Это крайне негативная тенденция, поскольку по всем канонам стоматологии посещать стоматолога с профилактической целью необходимо минимум один раз в год. Прогнозируемое число посещений с профилактической целью на 1 застрахованного в 2019 г. остается практически неизменным.
Полученная информация свидетельствует о недостаточной санитарно-просветительной работе медицинского и педагогического сообщества и в первую очередь врачей по специальности стоматология, зубных врачей и гигиенистов стоматологических.
Существенным доводом является и то, что стоимость профилактических методов ниже стоимости лечения стоматологических заболеваний. В изучаемом периоде доля затрат на услуги с профилактической целью весьма вариабельна и составляет 18,03% в 2013 г., 20,13% в 2014 г. 28,20% в 2015 г., 26,42% в 2016 г. 24,85% в 2017 г. и 27,20% в 2018 г.; общая сумма затрат увеличилась в 2 раза с 9 430 094 157,90 руб. в 2013 г. до 18 672 293 842,32 руб. в 2018 г. (табл. 2).
Таблица 2. Динамика расходов на финансирование посещений с профилактической целью
| Год | Число посещений с профилактической целью | Абс. прирост, убыль | Численность населения (Росстат) | Расходы на 1 застрахованного руб. | Прирост, убыль |
| 2013 | 9 430 094 157,90 | — | 143 347 059 | 65,79 | — |
| 2014 | 11 445 426 270,41 | 2 015 332 112,51 | 143 666 931 | 79,67 | 13,88 |
| 2015 | 16 700 064 483,04 | 5 254 638 212,63 | 146 267 288 | 114,17 | 34,51 |
| 2016 | 15 535 289 474,91 | –1 164 775 008,13 | 146 544 710 | 106,01 | –8,16 |
| 2017 | 15 034 764 169,88 | –500 525 305,03 | 146 804 372 | 102,41 | –3,60 |
| 2018 | 18 672 293 842,32 | 3 637 529 672,44 | 146 880 432 | 127,13 | 24,71 |
| 2019 (прогноз) | 20 520 733 779,20 | 1 848 439 936,88 | 146 745 098 | 139,84 | 12,71 |
Прогнозируемое число расходов на посещения с профилактической целью соответствует 20 520 733 779,20 руб. Мировая стоматологическая практика убедительно доказала, что внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению числа случаев потери зубов в молодом возрасте и увеличению числа детей и подростков с интактными зубами [6]. Анализ динамики расходов на 1 застрахованного гражданина позволил установить тенденцию их постоянного роста. Так, в изучаемом периоде они увеличились в 1,93 раза и соответствуют: 65,79 руб. в 2013 г., 79,67 руб. в 2014 г., 114,17 руб. в 2015 г., 106,01 руб. в 2016 г. и 102,41 руб. в 2017 г., 127,13 в 2018 г. (рис. 2).
Рис. 2. Динамика расходов на 1 застрахованного на посещение с профилактической целью (руб.).
Настоящее исследование свидетельствует о ежегодном росте затрат на эти услуги. Так, в изучаемом периоде они увеличились в 1,71 раза и соответствуют: 353,07 руб. в 2013 г., 374,90 руб. в 2014 г., 523,42 руб. в 2015 г., 505,65 руб. в 2016 г. и 530,55 руб. в 2017 г., 603,16 в 2018 г. (рис. 3). Прогнозируемые затраты на 1 посещение с профилактической целью, возможно, будут соответствовать 638,62 руб. в 2019 г.
Рис. 3. Динамика стоимости 1 посещения с профилактической целью (руб.).
В соответствии с «Федеральной государственной программой первичной профилактики стоматологических заболеваний среди населения России» во всех возрастныхгруппах предполагалось проведение профилактических мероприятий, которые включают в себя обучение правилам чистки зубов и контроль гигиены, выбор зубной пасты, советы по здоровому питанию и др. [2].
Современные тенденции реализации национального проекта профилактики должны базироваться на рациональном использовании имеющихся ресурсов, учете показателей стоматологической заболеваемости населения и анализе полученных результатов, при этом должна быть сохранена социальная ориентация системы здравоохранения. Наиболее информативными являются показатели, отражающие число УЕТ в одном посещении в соответствии с целью посещения. Более 40 мин затрачивается на 1 посещение с профилактической целью (рис. 4).
Рис. 4. Число УЕТ в 1 посещении с профилактической целью.
При этом возникает ряд вопросов: какие услуги осуществляются в период проведения профилактического осмотра, по какой методике он проводится, какими нормативными документами регламентирован порядок его проведения?
Для уточнения времени проведения профилактического приема обратимся к нормативной правовой документации. На протяжении последних лет этими документами являются «Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования», в которых представлен рекомендуемый классификатор основных медицинских услуг по оказанию первичной медико-санитарной специализированной стоматологической помощи, оказанной в амбулаторных условиях, выраженной в УЕТ (табл. 3). Приказ Министерства здравоохранения РФ от 06.12.12 №1011н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра» регулирует вопросы, связанные с проведением в медицинских организациях профилактического медицинского осмотра взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше), однако вопросы, касающиеся стоматологической практики, в этом документе не отражены. Правила прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров: профилактических, предварительных при поступлении в образовательные учреждения и периодических в период обучения в них (далее также — медицинские осмотры) утверждены одноименным приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. №1346н. В этом документе предусмотрено участие стоматолога детского, однако методика проведения профилактических осмотров не освещена.
Таблица 3. Фрагмент рекомендуемого классификатора основных медицинских услуг по оказанию первичной медико-санитарной специализированной стоматологической помощи
| Код | Наименование услуги | УЕТ* взрослые | УЕТ* дети |
| B14.064.002 | Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-стоматолога детского | — | 1,57 |
| B04.065.002 | Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-стоматолога-терапевта | 1,3 | — |
| B04.065.004 | Профилактический прием (осмотр, консультация) зубного врача | 1,3 | 1,57 |
| B04.065.006 | Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-стоматолога | 1,3 | 1,57 |
* 1 УЕТ равна 10 мин.
Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних регламентирован одноименным приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.08.17 №514н (с изменениями на 13.06.19). Этот приказ утверждает:
— порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних согласно приложению №1;
— учетную форму №030-ПО/у-17 «Карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего» согласно приложению №2;
— порядок заполнения учетной формы №030-ПО/у-17 «Карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего» согласно приложению №3;
— форму статистической отчетности №030-ПО/о-17 «Сведения о профилактических медицинских осмотрах несовершеннолетних» согласно приложению №4;
— порядок заполнения и сроки представления формы статистической отчетности №030-ПО/о-17 «Сведения о профилактических медицинских осмотрах несовершеннолетних» согласно приложению №5.
Однако ни время, ни методика проведения профилактического осмотра стоматологом детским и стоматологом в этом документе не изложены.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.08.17 №514н (с изменениями на 13.06.19). «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» предусмотрено, что периодические осмотры проводятся в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним и имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «медицинским осмотрам (предварительным, периодическим)», «педиатрии» или «общей врачебной практике (семейной медицине)».
Образовательное учреждение вправе организовать проведение периодических осмотров в структурном подразделении образовательного учреждения, осуществляющем медицинскую деятельность, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по «педиатрии».
Исходя из этого необходимо заметить, что проведение профилактических осмотров в иных условиях (на стульчике, на коленке и проч.) недопустимо.
В постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями) подчеркивается, что кабинет врача, процедурный, прививочный и стоматологический кабинеты оборудуют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Если стоматологический кабинет не оборудован, то профилактические осмотры детей проводятся в поликлинике по месту прикрепления ребенка [7].
Учет рабочего времени врачей, участвующих в проведении профилактических осмотров по специальности стоматология, проводится в соответствие с постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. №101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности». Врачи по специальности (кроме врача-стоматолога-хирурга, врача-челюстно-лицевого хирурга) зубной врач, зубной техник имеют право на сокращенную 33-часовую рабочую неделю (приложение №2 этого документа).
За период с 2013 по 2018 г. произошло незначительное увеличение объемов профилактической помощи на 1 застрахованного гражданина с 0,186 посещений до 0,211, что не соответствует рекомендуемому показателю и является недостаточным. В динамике расходов на 1 застрахованного гражданина наблюдается тенденция значительного роста в 1,93 раза. Стоимость 1 посещения с профилактической целью в динамике также увеличилась в 1,71 раза, составив в 2018 г. 603,16 руб. Необходимо детальное уточнение методики проведения профилактического осмотра, его трактовки и перечня услуг, оказываемых в этот период.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflict of interests.
Литература / References:
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.