Сегодня большинство зарубежных и отечественных ученых поддерживают концепцию многофакторного развития дисфункции височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС), основанную на нестабильности жевательного аппарата. Установлено, что влияние изменения окклюзионных взаимоотношений на состояние всего комплекса ВНЧС осуществляется одним из двух механизмов:
1) острые изменения окклюзионных взаимоотношений, приводящие к компенсаторному защитному мышечному сокращению и ремоделированию мышечной активности в сторону парафункциональной активности;
2) длительное изменение окклюзионных взаимоотношений, обеспечивающее стойкое действие суммарного вектора нагрузки на сустав по типу компрессии, приводящее к адаптационному ремоделированию соединительной и костной ткани, что создает условия для прогрессирования адаптационных механизмов и вызывает стойкие морфологические изменения внутрисуставных элементов.
Поэтому вопросы исследования патогенетических механизмов развития мышечно-суставной дисфункции (МСД) ВНЧС [1—3], повышение качества ее ранней диагностики, а также осуществление дифференциальной целенаправленной ортодонтической коррекции выявленных нарушений [4, 5] и предупреждение развития осложнений у пациентов с данной патологией [6—8] остаются актуальными в настоящее время.
Цель исследования — анализ оценки эффективности эластокоррекционной терапии в комплексном лечении пациентов с мышечно-суставной дисфункцией ВНЧС
Материал и методы
Проведено комплексное обследование 478 пациентов (из них женщин 63%, мужчин 37%) в возрасте от 18 до 50 лет с различными видами окклюзии зубных рядов и мышечно-суставной дисфункцией ВНЧС. Дальнейшее лечение с помощью стандартного отечественного эластокорректора продолжили 237 человек.
Пациентам был проведен комплекс методов объективной оценки, включающий:
1) анализ контрольно-диагностических моделей челюстей;
2) клиническое обследование;
3) рентгенологическое обследование ОПТГ и ТРГ в боковой проекции (ортопантомограф Orthophos XG, XGPlus/Ceph (фирма «Sirona Dental System», Германия); компьютерная томография (КТ) ВНЧС или зонография ВНЧС (конусно-лучевой компьютерный томограф NewTom 3G (QRS.R.L., Италия), а также магнитнорезонансная томография (МРТ) ВНЧС (магнитно-резонансный томограф Toshiba EXCELART Vantage 1,5 T, Япония);
4) электромиографию жевательных мышц (ЭМГ, электромиограф Synapsis НМФ «Нейротех», Россия);
5) компьютерный анализ окклюзии (T-Scan III, фирма «Teksan», США);
6) стабилометрию («Стабилотренажер ST-150», Россия).
После комплексного обследования и заключения специалистов проводилась эластокоррекционная терапия с помощью эластокорректора. Эластичная каппа для коррекции прикуса выпускается 8 типоразмеров (рис. 1). Каждый типоразмер соответствует длине четырех резцов, измеренной по экватору вестибулярной поверхности верхней и нижней челюстей. Всем пациентам назначалось использование эластокорректора: ночью во время сна и днем 1,5—2 ч.

Результаты и обсуждение
При клиническом обследовании выявлено сочетание нескольких признаков дисфункции ВНЧС: у 96% пациентов отмечалась болезненность при движении нижней челюсти на стороне гипертонуса височных мышц, у 31% — девиация нижней челюсти, у 7% — дефлексия нижней челюсти при открывании рта, у 35% — ограничение открывания рта, у 29% — гипермобильность ВНЧС, у 98% — хруст и щелканье в ВНЧС.
При анализе диагностических моделей челюстей до лечения у 94% пациентов было выявлено статистически достоверное сужение зубных рядов различной степени: сужение апикального базиса зубных дуг челюстей на 1,6±0,5 мм (р≤0,05), дефицит места для постоянных зубов верхней челюсти — 1,53±0,7 мм, нижней челюсти — 2,3±0,5 мм (р≤0,05). Индекс иррегулярности, измеренный до начала использования стандартного эластокорректора, имел среднее значение для верхнего зубного ряда 2,8±0,5 (легкая скученность), для нижнего зубного ряда — 3,4±0,3 (умеренно выраженная скученность).
Результаты исследования диагностических моделей зубных рядов у пациентов после использования эластокорректора показали, что сагиттальные размеры зубных рядов верхней и нижней челюстей улучшены, а именно средние значения длины передних отрезков верхней и нижней челюстей по Коркхаузу составили 16,98±0,4 мм и 14,96±0,2 мм соответственно.
После использования стандартного эластокорректора значения индекса иррегулярности для верхнего и нижнего зубных рядов приближались к значениям нормы (I, II степень скученности по Little), что свидетельствовало о тенденции к нормализации положения резцов в зубном ряду.
Анализ результатов ЭМГ-исследований показал, что у пациентов с МСД ВНЧС имелись существенные функциональные нарушения жевательных мышц.
Данные таблицы свидетельствуют, что у 84% пациентов с дистальной окклюзией, глубокой резцовой дизокклюзией, глубокой резцовой окклюзией активность собственно жевательных и височных мышц при сжатии зубных рядов до использования эластокорректора характеризовалась высокими показателями максимальной амплитуды по сравнению с нормой, наблюдалась асимметрия максимальной биоэлектрической активности (БЭА) височных мышц правой и левой сторон, что является объективным критерием оценки состояния жевательных мышц.

Примечание. При р≤0,05.
Td — правая височная мышца; Md — правая собственно жевательная мышца; Ts — левая височная мышца; Ms — левая собственно жевательная мышца.
При изучении максимальной амплитуды БЭА височных мышц при сжатии зубных рядов до лечения у пациентов с дистальной окклюзией было выявлено ее увеличение в среднем на 63%, с глубокой резцовой окклюзией — на 32%, у пациентов с резцовой дизокклюзией — на 3% по сравнению со среднестатистическими значениями нормы.
Снижение максимальной амплитуды БЭА височных мышц отмечалось в среднем на 18% у пациентов с дистальной окклюзией и на 13% у пациентов с глубокой резцовой окклюзией. Данные свидетельствовали, что активность собственно жевательных и височных мышц при сжатии зубных рядов до лечения характеризовалась высокими показателями максимальной амплитуды (средняя БЭА височных мышц — 2996±15 мкв; собственно жевательных мышц — 1050±11 мкВ) по сравнению с нормой. БЭА в височных мышцах преобладала над собственно жевательными и коэффициент соотношения (Кс) был равен от 1,5 до 5,5 при норме 1—1,2. Кроме того, наблюдалась асимметрия максимальной биоэлектрической активности височных мышц правой и левой сторон (Кс собственно жевательных мышц — 1,63; Кс височных — 1,9).
При изучении соотношения БЭА собственно жевательных и височных мышц в покое в 68% случаев наблюдали увеличение средней БЭА височных мышц и увеличение средней БЭА собственно жевательных мышц, в 24% — увеличение средней БЭА собственно жевательных мышц и снижение средней БЭА височных мышц, в 18% оба показателя были незначительно выше нормы и в 4% оба показателя были ниже нормы.
При анализе динамики максимальной амплитуды БЭА жевательных мышц выявили, что после 6 мес использования эластокорректора БЭА собственно жевательных мышц снизилась у 52% пациентов по сравнению с данными, полученными до лечения. Через 12 мес после лечения с помощью эластокорректора значения БЭА собственно жевательных и височных мышц совпадали со среднестатистическими значениями нормы у 86% пациентов, что свидетельствовало об адаптации функции мышц при жевании.
При анализе окклюзиограмм у пациентов с дисфункцией ВНЧС до лечения было обнаружено наличие преж-девременных контактов зубов в 92% случаев, неравномерное распределение окклюзионной нагрузки между левой и правой сторонами зубного ряда — в 86% случаев. На протяжении всего акта смыкания зубов отмечалось суммарное превалирование окклюзионных сил то правой, то левой стороны, что свидетельствовало о дисбалансе. При анализе динамики максимальной амплитуды БЭА жевательных мышц при сжатии зубных рядов выявлено, что после использования эластокорректора средняя БЭА височных мышц составила 1082±12 мкВ; жевательных мышц — 894±10 мкВ. Через 12 мес лечения сокращающая способность этих мышц приблизилась к показателям нормы, что свидетельствовало об адаптации функции мышц при жевании.
При анализе изменений коэффициента асимметрии (Кас) одноименных мышц правой и левой сторон выявлено, что до начала лечения его значение для собственно жевательных мышц было равно 1,63, височных — 1,9; после окончания лечения — 1,02 и 0,98 соответственно. Эти данные указывали на нормализацию координационных соотношений собственно жевательных и височных мышц разных сторон (рис. 2).

а — до использования эластокорректора; б — после лечения с помощью эластокорректора.
Анализ окклюзиограмм на этапах лечения эластокорректором через 6 мес свидетельствовал о формировании множественных окклюзионных контактов при сжатии зубных рядов, более равномерно распределенных по всей зубной дуге у 25% пациентов; о снижении количества преждевременных контактов — у 43% пациентов. Через 12 мес использования эластокорректора отмечается равномерное распределение контактов по всей зубной дуге у 52% пациентов; количество преждевременных контактов снизилось у 74% пациентов. Во время использования эластокорректора пациенты отмечали чувство расслабленности в области нижней челюсти, снижение напряжения в жевательных мышцах, исчезновение болезненности при движениях нижней челюсти. Отмечена нормализация глубины резцового перекрытия у 63% пациентов, отсутствие чувства утомляемости в области жевательных мышц у 88% пациентов, отсутствие болезненности при открывании рта у 91%, устранено ограничение открывания рта у 94%, исчезли девиация и зигзагообразные движения у 77% пациентов.
При анализе регулярности использования эластокорректора нами было выявлено, что 83% пациентов регулярно использовали эластокорректор. Нерегулярно использовали 17%, из них 7% пациентов отказались использовать эластокорректор после первых дней начала лечения.
После проведенного подготовительного этапа лечения с помощью эластокорректора 8% пациентов продолжили дальнейшее ортопедическое лечение, 19% — активное ортодонтическое лечение с помощью брекет-системы, 84% пациентов ограничились использованием только эластокорректора.
После клинико-рентгенологического обследования и анализа данных функциональных методов исследования был разработан алгоритм диагностических и лечебных мероприятий:
1) функциональные методы обследования (электромиография жевательных мышц, компьютерный анализ окклюзии), лучевая диагностика (ОПТГ, ТРГ, КТ ВНЧС, МРТ ВНЧС);
2) консультация и лечение у специалистов (мануальный рефлексотерапевт, хирург-стоматолог) и врачей общего профиля (в том числе психотерапевт);
3) эластокоррекционная терапия с использованием отечественного эластокорректора с целью снижения выраженности болевых ощущений путем устранения компрессии внутрисуставных структур, гипертонуса височных и собственно жевательных мышц, нормализации положения нижней челюсти.
Заключение
В результате применения эластокорректора у пациентов с мышечно-суставной дисфункцией ВНЧС нормализуется положение нижней челюсти и оптимизируется пространственное соотношение элементов ВНЧС, нормализуется БЭА жевательной мускулатуры, устраняется ее перегрузка при функциональных движениях.
Отечественный эластокорректор может использоваться при проведении эластокоррекционной терапии у пациентов с мышечно-суставной дисфункцией ВНЧС: при ортодонтическом лечении (для устранения гипертонуса жевательных мышц, компрессии внутрисуставных структур, преждевременных окклюзионных контактов) и для подготовки к дальнейшему лечению (ортопедическому, терапевтическому и т.д.).
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.