Здоровье полости рта — основополагающая составляющая здоровья всего организма и один из важнейших аспектов здравоохранения. Оно затрагивает не только функциональную и эстетическую составляющие качества жизни, но и коммуникативную, психическую и поведенческую [1—3]. Болезни органов рта приводят к ограничению жизнедеятельности индивида и формированию проблем социальной реинтеграции. Важным показателем, имеющим медицинскую и социально-экономическую значимость и характеризующим плановость, своевременность и уровень организации стоматологических услуг, является санация рта.
Цель исследования — оценка реализации программы обязательного медицинского страхования (ОМС) по показателям санации рта.
Материал и методы
Проведен анализ динамики сложившихся объема, вида и стоимости стоматологических услуг, оказываемых по программе ОМС в России в 2013—2017 гг. Источником информации послужили материалы государственных статистических годовых отчетов Министерства здравоохранения Российской Федерации: «Сведения о медицинской организации», форма № 30, раздел «Работа стоматологического (зубоврачебного) кабинета»; «Сведения о работе медицинских организаций в сфере ОМС в Российской Федерации», форма № 14-МЕД (ОМС), раздел «Основные показатели деятельности медицинских организаций по оказанию стоматологической помощи в амбулаторных условиях».
Необходимо подчеркнуть, что содержание этой формы неоднократно изменялось (приказы Росстата «Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравом России федерального статистического наблюдения в сфере обязательного медицинского страхования» от 12.11.09 № 249, от 29.12.11 № 519, от 21.06.13 № 221 (ред. от 17.04.14), от 17.04.14 № 258), что значительно затруднило анализ.
Источником информации также послужили материалы государственных статистических годовых отчетов Минздрава России за 2013—2017 гг. форма № 30 «Сведения о медицинской организации», раздел 6 «Работа стоматологического (зубоврачебного) кабинета» Таблица 2700. В сводных таблицах этих отчетных форм информация представлена в абсолютных величинах. Для сравнения, анализа, оценки и выводов рассчитывали относительные величины, проводили статистический анализ основных показателей, характеризующих результативность оказанных стоматологических услуг.
Следует отметить неоднократные изменения названий разделов и содержания отчетных форм № 30 за последние 5 лет, что затруднило проведение сравнительного анализа: приказы Росстата от 14.01.13 № 13; от 30.06.14 № 459; от 25.12.14 № 723; от 04.09.15 № 412 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения».
В ходе настоящего исследования проводили анализ и оценку величины показателей, сопоставление и сравнение их в динамике, в определении связи между показателями, их обусловленности. Использовали статистический, аналитический и графический методы, интерпретацию полученных данных и выводов. С целью прогнозирования основных показателей на 2018 г. использовали метод линейной экстраполяции.
Результаты
В период с 2013 по 2017 г. сформировалась тенденция неуклонного снижения общего число посещений врачей по профилю «стоматология», которое достигло 12,85% в 2017 г. по отношению к базовому 2013 г. Среднее число посещений к специалистам данного профиля на одного застрахованного соответствует в 2013 г. 0,91, в 2014 г. — 0,89, в 2015 г. — 0,80, в 2016 г. — 0,79, в 2017 г. — 0,77 и в 2018 г. прогнозируемое число посещений к стоматологам на одного человека составит 0,74. В структуре всех посещений стоматолога преобладают обращения пациентов в связи с заболеванием, которые составляют более 2/3 их общего числа. Данный факт свидетельствует о низкой санитарно-просветительной работе и проведении профилактических мероприятий. В динамике данный показатель в 2017 г. снизился на 18,98% по сравнению с таковым в 2013 г. Посещения с профилактической целью занимают четвертую часть всех посещений.
Начиная с 2013 и по 2016 г., регистрируется тенденция роста общего числа посещений с профилактической целью, однако в 2017 г. их число снизилось на 7,8% по сравнению с таковым в 2016 г. Наименьшая доля в структуре приходится на посещения в неотложной форме. Однако в динамике наблюдается ее рост из года в год, что свидетельствует о росте несвоевременного обращения пациентов за стоматологической помощью.
Финансирование стоматологических услуг, предоставляемых по программе ОМС, за 5-летний период возросло всего на 16%, достигнув к 2017 г. 60 491 976 322,51 руб. Максимальная доля затрат в их общей структуре приходится на посещения по поводу заболевания — от 80% в 2013 г. до 70% в последующие годы. Доля затрат на услуги с профилактической целью варьирует от 18,03% в 2013 г. до 28,20% в 2015 г. Доля затрат на оказание неотложной стоматологической помощи минимальна и колеблется от 1,8% в 2013 г. до 2,98% в 2017 г.
Расходы на одного застрахованного гражданина имеют тенденцию незначительного роста на 11,45% и соответствуют 364,89 руб. в 2013 г., 395,72 руб. в 2014 г., 405,84 руб. в 2015 г., 401,25 руб. в 2016 г. и 412,06 руб. в 2017 г. Число условных единиц трудоспособности в одном посещении с 2013 г. увеличилось в 1,25 раза, достигнув к 2017 г. 3,94, т. е. время приема и оказания услуг врачами по профилю «стоматология» увеличилось на 8 мин и составляет 39,4 мин. Наблюдается наращивание стоматологами объемов работ в УЕТ при оказании стоматологических услуг по программе ОМС, что соответствует принципу оказания максимально возможной помощи в одно посещение.
Наибольший объем работ в УЕТ оказывается при законченном случае лечения, при этом на оказание услуг затрачивается более 93 мин, менее 40 мин затрачивается на посещение с профилактической целью и 45 мин — на оказание неотложной помощи.
Динамика стоимости 1 у.е.Т (10 мин) свидетельствует о незначительном колебании этого показателя за весь изучаемый период — от 128,03 руб. в 2013 г. До 139,85 руб. в 2016 г. К 2017 г. этот показатель увеличился всего на 7,33 руб., или 0,98%, по сравнению с таковым в 2013 г., в то время как инфляция за данный период составила 19%. Данный факт свидетельствует о недостаточном финансировании медицинских стоматологических организаций и функционировании их в условиях финансового дефицита. Характеристика качества профилактических мероприятий в стоматологических организациях представлена в таблице
Основная задача плановой профилактической санации рта у прикрепленного контингента — выявление путем регулярных осмотров ранних, неосложненных стадий заболеваний зубов и органов рта и своевременное и полное их излечение, предотвращение функциональных и морфологических нарушений зубочелюстной системы и возможных осложнений.
Результаты исследования свидетельствуют о вариабельности числа пациентов, осмотренных в порядке плановой санации, и недостаточности информации для оперативного планирования лечебно-профилактических мероприятий, однако сделать дальнейший вывод не представляется возможным в связи с отсутствием сведений в форме № 30 о профилактической работе стоматологов.
Начиная с 2015 г. с выходом приказа от 04.09.15 № 412 содержание формы № 30, раздела 9 «Работа стоматологического кабинета» претерпела изменения и отражает профилактическую работу только зубных врачей и гигиенистов стоматологических. В данном разделе отсутствуют сведения о деятельности стоматологов. Этот факт объясняет значительное снижение числа осмотренных в порядке плановой санации и прочих показателей.
При проведении профилактических осмотров выявлено, что в санации рта нуждался каждый второй осмотренный гражданин. Этот показатель составил в 2013 г. 52,67%, в 2014 г. — 51,34%, в 2015 г. — 53,02%, в 2016 г. — 53,69%, в 2017 г. — 50,39%.
Доля санированных пациентов из числа нуждающихся в санации соответствует в 2013 г. 64,55%, в 2014 г. — 63,21%, в 2015 г. — 58,59%, в 2016 г. — до 57,21%, в 2017 г. — 57% и никогда ни в одном году не достигала 100%.
За период с 2013 по 2017 г. данный показатель сократился на 7,55%, что свидетельствует об ухудшении стоматологического статуса пациентов, снижении своевременности и качества лечебно-профилактической помощи. Оптимальное значение данного показателя должно приближаться к 100%. Установленные факты свидетельствуют об ограничении доступности стоматологической помощи, влекущей за собой снижение своевременности и качества лечебно-профилактической помощи.
Заключение
Расходы на оказание стоматологических услуг по программе ОМС на одного застрахованного гражданина в 2017 г. соответствуют 412,06 руб. Доля санированных больных от числа нуждающихся в лечении составляет 57,05%, нуждаемость в санации рта — 50,39%.
Несвоевременное обращение населения за стоматологической помощью, ограничение ее доступности, недостаточный объем финансирования медицинских организаций способствуют ухудшению стоматологического статуса пациентов. Таким образом, реализация программы ОМС по показателям санации рта весьма проблематична. Следовательно, управление ситуацией требует социальных решений и предполагает коллективную ответственность органов управления здравоохранением и общества в целом за стоматологический статус населения.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no condlict of interests.
Сведения об авторах
Бутова В.Г. — https://orcid.org/0000-0002-4292-7774
Зуев М.В. — https://orcid.org/0000-0002-9861-5374
Смирнова Л.Е. — https://orcid.org/0000-0003-4876-9882
Автор, ответственный за переписку: Смирнова Людмила Евгеньевна — e-mail: lesmit-7@yandex.ru
Автор, ответственный за переписку: Карпанова Анастасия Сергеевна — e-mail: anastasia.karpanova@gmail.com