Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Роль сигнального пути Sonic Hedgehog в формировании плоскоклеточного рака слизистой оболочки рта
Журнал: Стоматология. 2018;97(3): 4‑6
Прочитано: 2243 раза
Как цитировать:
В молекулярных механизмах формирования раковых опухолей принимают участие различные сигнальные пути, которые отвечают за регуляцию клеточной пролиферации, миграцию клеток и апоптоз [1]. Одним из подобных сигнальных путей является Sonic Hedgehog (SHH), который в норме функционирует в эмбриональных и стволовых соматических клетках. В условиях патологии его активация происходит при злокачественной трансформации клеток [2]. Эффекторным белком данного сигнального пути является белок Gli-1. Он содержит цинк-пальцевый домен, способствующий связыванию с участком ДНК, который необходим для контроля транскрипции пути SHH [3].
Поскольку отмечается тенденция к увеличению заболеваемости плоскоклеточным раком (ПР) слизистой оболочки рта (СОР) и то, что выявление данной патологии в большинстве случаев происходит на поздней стадии заболевания, когда вероятность метастазирования увеличивается [4, 5], изучение особенностей синтеза белка Gli-1 в процессе малигнизации эпителия СОР может способствовать подбору иммуногистохимических (ИГХ) маркеров для ранней диагностики ПР СОР.
Цель данного исследования — изучить особенности локализации эффекторного белка Gli-1 сигнального пути SHH в зависимости от степени злокачественной трансформации эпителия СОР.
В работе использовали операционный материал отделения хирургической стоматологии (зав. — д.м.н. В.А. Семкин) и архивный материал лаборатории патологической анатомии (зав. — д.м.н., проф. И.И. Бабиченко) ЦНИИС и ЧЛХ Минздрава Р.Ф. за период с 2010 по 2017 г. Были исследованы биоптаты СОР 43 пациентов (28 женщин и 15 мужчин), средний возраст которых был 64,2 года, с клиническим диагнозом лейкоплакии и ПР СОР. В 10 (23,3%) случаях на основании гистологического исследования поставлен диагноз очаговой эпителиальной гиперплазии (ОЭГ) СОР, в 10 (23,5%) случаях — диагноз плоскоклеточной внутриэпителиальной неоплазии (Squa-mous Intrae-pithelial Neoplasia — SIN). В 13 (29,5%) случаях при морфологическом исследовании выявлен ПР СОР. В качестве контрольной группы были отобраны 10 случаев неизмененной слизистой оболочки с диагнозом фибромы СОР без воспалительных изменений и реактивных гиперпластических процессов (7 женщин и 3 мужчин; средний возраст — 61,7 года).
Гистологическое и ИГХ-исследования биопсийного материала проводились в соответствии со стандартным протоколом [4]. Тканевые антигены определяли с помощью мышиных моноклональных антител к Ki-67 (ММ1, «Diagnostic Biosystems») и кроличьих моноклональных антител к Gli-1 (EPR4523, «Epitomics»). Для визуализации антигенов использовали систему QUANTO на основе пероксидазы хрена и диаминобензидина.
Индекс пролиферации (ИП) по Ki-67 определяли по отношению количества клеток с иммунореактивными ядрами к общему количеству клеток. Наличие белка Gli-1 оценивали по интенсивности окрашивания цитоплазмы клеток: 0 — реакции не отмечалось; 1 — слабое окрашивание; 2 — умеренное окрашивание; 3 — интенсивное окрашивание.
Большая часть пролиферирующих клеток при ОЭГ и SIN локализована в нижних 2/3 эпителия, поэтому оценка экспрессии белков Ki-67 и Gli-1 проводилась в 300 клетках двух зон эпителия: 1-я зона — ростковая зона эпителия (мальпигиев слой), к которой относятся базальный слой и два лежащих выше ряда клеток, и 2-я зона — шиповатый слой эпителия. При П.Р. СОР выделены центральная и периферическая зоны опухоли. Периферическую зону ПР сравнивали с ростковым слоем в неизмененном эпителии при ОЭГ и SIN, а центральную зону ПР — с шиповатым слоем эпителия. Показатели определяли в соответствующих участках тканей. Подсчет клеток проводили при увеличении 400.
Для количественной оценки результатов проводились морфометрические исследования. Статистический анализ осуществляли при помощи программы Statistica 10.0 в среде Windows 7; после исследования нормальности распределения данных по W-критерию Шапиро—Уилка достоверность различий для количественных признаков с нормальным распределением оценивали с использованием теста Стьюдента; при этом определяли среднее арифметическое (М) и стандартные отклонения (СД); разичия считали статистически значимыми при р<0,05. Достоверность признаков с ненормальным распределением устанавливали с помощью U-критерия Манна—Уитни, указывая при этом медиану (M0), 25-й и 75-й перцентили признаков (Q1; Q3); различия считали статистически значимыми при р<0,05. Корреляционные взаимоотношения между ИП клеток и синтезом белка Gli-1 оценивали с помощью коэффициента корреляции Спирмена.
Активная пролиферация клеток считается одной из основных характеристик опухолевого роста. Белок Ki-67 — универсальный маркер пролиферации клеток, так как выявляется в клетке во всех фазах митотического цикла, кроме G0 [6]. Показано, что в процессе малигнизации происходит увеличение пролиферативной активности эпителиальных клеток всех слоев СОР [4].
В неизмененном эпителии и при ОЭГ пролиферация клеток всегда отмечалась только в ростковом слое (см. рисунок, 
Белок Gli-1 синтезируется в цитоплазме эпителиальных клеток, поэтому степень выраженности ИГХ-реакции оценивали по интенсивности окрашивания цитоплазмы клеток СОР.
В неизмененных эпителиальных клетках синтеза белка Gli-1 не отмечалось (см. рисунок, в). При ОЭГ выявлены слабое окрашивание клеток мальпигиевого слоя и отсутствие ИГХ-реакции в шиповатом слое (см. рисунок, е). При SIN в ростковом и шиповатом слоях наблюдалась положительная ИГХ-реакция в цитоплазме клеток (см. рисунок, и). При П.Р. СОР в периферической и центральной зонах отмечалось наиболее выраженное окрашивание цитоплазмы опухолевых клеток (см. рисунок, м). Количественные показатели представлены в таблице. 
Как видно из представленных в таблице данных, эффекторный белок Gli-1 сигнального пути SHH в основном синтезируется в ростковом и шиповатом слоях при SIN и периферической и центральной зонах при ПР СОР.
При исследовании корреляционных взаимоотношений в процессе трансформации клеток эпителия СОР в ПР в мальпигиевом слое и периферической зоне, а также шиповатом слое эпителия и центральной зоне установлена достоверная сильная положительная корреляция между пролиферативной активностью клеток по Ki-67 и синтезом белка Gli-1 (r=0,890, p<0,0001).
Учитывая, что в раковых клетках отмечаются процессы самообновления, сходные с таковыми в стволовых клетках, можно предположить, что и механизмы регуляции регенерации этих клеток одинаковы [4]. Изначально активация сигнального пути SHH была выявлена при дифференцировке стволовых клеток и тканевой регенерации. Недавно показано, что он принимает участие и в злокачественной трансформации эпителия при раке поджелудочной железы, раке легкого и раке пищевода [7].
В данном исследовании установлено увеличение концентрации эффекторного белка Gli-1 при SIN и ПР СОР; выявлена также положительная и достоверная корреляционная связь между наличием белка Gli-1 в цитоплазме клеток и их пролиферативной активностью. Таким образом, повышение пролиферации клеток эпителия связано с активацией сигнального пути SHH.
cигнальный путь SHH участвует в регуляции процесса эпителиально-мезенхимальной трансформации, подавляя синтез белка межклеточной адгезии Е-кадгерина, что приводит к появлению в клетках N-кадгерина. Известно, что эпителиально-мезенхимальная трансформация является ключевым моментом инвазивного роста и метастазирования злокачественных опухолей [5, 8]. Поэтому активирование сигнального пути SHH может способствовать инфильтрирующему росту опухолевых клеток, формированию метастазов и неблагоприятному прогнозу [9].
Таким образом, в проведенном исследовании эффекторный белок Gli-1 сигнального пути SHH выявлен в цитоплазме эпителиальных клеток только при SIN и ПР СОР. Обнаружена высокая корреляционная связь между пролиферативной активностью эпителиальных клеток и синтезом белка Gli-1, ввиду чего белок Gli-1 может быть использован в качестве маркера злокачественной трансформации клеток многослойного плоского эпителия СОР на ранних стадиях малигнизации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Сведения об авторах
*Ивина Анастасия Анатольевна — к.м.н., научный сотрудник отдела общей патологии ФГБУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Минздрава России; доцент кафедры патологической анатомии ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.