Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Вагнер В.Д.

Центральный НИИ стоматологии, Москва

Булычева Е.А.

Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минздрава России, Москва, Россия

Качество стоматологической помощи: характеристики и критерии

Авторы:

Вагнер В.Д., Булычева Е.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2017;96(1): 23‑24

Просмотров: 5413

Загрузок: 301


Как цитировать:

Вагнер В.Д., Булычева Е.А. Качество стоматологической помощи: характеристики и критерии. Стоматология. 2017;96(1):23‑24.
Vagner VD, Bulycheva EA. The quality of dental care: characteristics and criteria. Stomatology. 2017;96(1):23‑24. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat201796123-24

В одном из своих Посланий Федеральному Собранию Президент России В.В. Путин указал, что «главная цель модернизации российского здравоохранения — повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения». В Федеральном законе Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.11 дано следующее определение понятия качества медицинской помощи: это «совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата» (ст. 2). При этом, согласно ст. 10 этого закона, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: 1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; 2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; 3) возможностью выбора медицинской организации и врача…; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; 5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; 7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; 8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью [9].

Основными характеристиками качества стоматологической помощи, на наш взгляд, являются ее безопасность, клиническая и экономическая эффективность, своевременность оказания ее при участии пациента.

Безопасность пациентов должна обеспечиваться тщательным сбором анамнеза при обследовании, квалификацией медицинского персонала и наличием в каждом кабинете аптечки для оказания помощи при неотложных состояниях. К сожалению, в России ежегодно в кресле врача-стоматолога умирают 8—12 пациентов. Поэтому Советом стоматологической ассоциации России 18.09.07 было принято решение «О мерах по обеспечению безопасности стоматологических услуг населению», согласно которому в каждой медицинской организации, оказывающей стоматологическую помощь населению, необходимо провести консультационный 6-часовой семинар по утверждаемой этим решением программе с принятием зачета. Кроме того, этим решением утверждена комплектация аптечки для оказания помощи при неотложных состояниях.

Важными, на наш взгляд, характеристиками качества стоматологической помощи являются клиническая и экономическая эффективность. По мнению профессора А.Ю. Малого (2008), основными принципами при выборе методов лечения должны быть: функциональная целесо-образность, необходимая достаточность и минимальная трудоемкость как условия доступности лечения (связаны с экономичностью) [5, 6].

Своевременность оказания помощи и социальное равенство пациентов независимо от места жительства, национальности, уровня дохода также являются важными характеристиками качества стоматологической помощи.

Еще одна существенная характеристика качества стоматологической помощи — участие пациента в ее оказании, которое обеспечивается получением от него добровольного согласия после предварительного информирования о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи (ст. 20 ФЗ № 323-ФЗ) [1, 2].

В целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе при оценке своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата, проводится экспертиза качества медицинской помощи [4]. Согласно закону, «…критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти» (ст. 64 ФЗ № 323-ФЗ).

На наш взгляд, основные критерии качества стоматологической помощи — соблюдение стандарта, отсутствие осложнений и удовлетворенность пациента.

По мнению профессора А.Ю. Малого (2008), при экспертизе качества стоматологической помощи эксперты должны исходить «не из неординарных достижений стоматологии, а из унифицированного опыта стоматологической практики и общепризнанных научных данных». Объективная унификация подходов достигается путем разработки врачебных стандартов. Утвержденные стандарты — это «правила игры» при оценке качества медицинской услуги по критериям научной обоснованности и клинической целесообразности. Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: медицинских услуг; зарегистрированных на территории РФ лекарственных препаратов (с указанием средних доз); медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, и др. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. В настоящее время Министерством здравоохранения утверждено 9 стандартов: при приостановившемся кариесе и кариесе эмали; кариесе дентина и кариесе цемента при остром некротическом язвенном гингивите; больным с анкилозом сустава; больным с челюстно-лицевыми аномалиями; другими уточненными изменениями зубов и их опорного аппарата и другими болезнями челюстей; больным с частичным отсутствием зубов и с полным отсутствием зубов; больным с изменениями зубов и их опорного аппарата и больным с расщелиной неба, расщелиной губы, расщелиной неба и губы [8].

Медицинские профессиональные некоммерческие организации разрабатывают и утверждают клинические рекомендации (протоколы лечения) по оказанию медицинской помощи (ст. 76 ФЗ № 323-ФЗ). В настоящее время стоматологической ассоциацией России утверждены клинические рекомендации по лечению кариеса, болезней пульпы и периапикальных тканей, острого и хронического пародонтита, гингивита, острого некротического язвенного гингивита Венсана, лейкоплакии, частичной и полной потери зубов. Эти клинические рекомендации также могут использоваться при оценке качества лечения [7].

Критерием качества стоматологической помощи многие авторы считают отсутствие осложнений после лечения. Однако в таком случае следует в первую очередь определить, связаны ли осложнения с действием врача, являются ли они следствием его ошибки.

Удовлетворенность пациента может быть критерием качества оказанной помощи, но при этом необходимо иметь в виду, что пациент может оценить только сервисную составляющую медицинской услуги. Лечебную составляющую даже специалисты не всегда могут объективно оценить [3].

Таким образом, основными характеристиками качества стоматологической помощи являются ее безопасность, клиническая и экономическая эффективность, своевременность оказания с участием пациента. Критериями качества могут быть соблюдение стандартов, отсутствие осложнений и удовлетворенность пациента результатами ее оказания.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.