Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Романенко И.Г.

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», Медицинская академия им. С.И. Георгиевского, Симферополь

Джерелей А.А.

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», Медицинская академия им. С.И. Георгиевского, Симферополь

Джерелей Б.А.

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», Медицинская академия им. С.И. Георгиевского, Симферополь

Особенности синдрома эмоционального выгорания у преподавателей стоматологических кафедр

Авторы:

Романенко И.Г., Джерелей А.А., Джерелей Б.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2016;95(6‑2): 128‑129

Просмотров: 588

Загрузок: 16

Как цитировать:

Романенко И.Г., Джерелей А.А., Джерелей Б.А. Особенности синдрома эмоционального выгорания у преподавателей стоматологических кафедр. Стоматология. 2016;95(6‑2):128‑129.
Romanenko IG, Dzherelej AA, Dzherelej BA. . Stomatology. 2016;95(6‑2):128‑129. (In Russ.)

Актуальность. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это реакция организма на продолжительное воздействие профессиональных стрессов, проявляющаяся в эмоциональном и умственном истощении, физическом утомлении, личной отстраненности. С другой стороны, СЭВ — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Синдром эмоционального выгорания широко распространен и выявляется у 61,8% врачей-стоматологов, причем у 8,1% он достигает фазы «истощения». Главной причиной СЭВ считается психологическое переутомление, а его ключевым компонентом является высокий уровень эмоциональной лабильности и самоконтроля. К основным предрасполагающим факторам СЭВ относят высокую рабочую нагрузку и постоянный риск.

Цель исследования — определение уровня и характера эмоционального выгорания у преподавателей стоматологических кафедр для проведения профилактики.

Материал и методы. Исследованию были подвергнуты 27 врачей-преподавателей: стоматологов-хирургов — 12, стоматологов-терапевтов — 15. Средний стаж работы стоматологов-терапевтов составлял 21,4 года. Возраст находился в диапазоне 31—60 лет и в среднем соответствовал 44,7 года. Средний стаж работы стоматологов-хирургов составлял 22,8 года. Возраст обследуемых стоматологов-хирургов находился в диапазоне 30—60 лет и в среднем соответствовал 47,2 года. Для измерения степени «выгорания» был использован опросник К. Маслач и С. Джексона MBI («Maslach Burnout Inventory»), который позволяет диагностировать: эмоциональное истощение (немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, вегетативные расстройства, снижение самооценки), деперсонализацию (чувство потери личностной идентификации) и редукцию личных достижений (утрата чувства собственной значимости в профессиональном плане, перспектив своего дальнейшего развития).

Результаты. Повышенное воздействие объективных и субъективных эмоциогенных факторов на преподавателей вуза приводило к укорочению фазы «напряжения» и ранним проявлениям фазы «истощения». Эмоциональное истощение у преподавателей стоматологов-терапевтов составляет в среднем 22,06 (40,85%) балла и колеблется между 7 и 45 баллами. Деперсонализация составляет в среднем 10,86 (36,2%) балла и колеблется между 6 и 22 баллами. А вот редукция личных достижений находится на выраженном уровне и составляет в среднем 34,46 (71,8%) балла и колеблется между 24 и 41 баллами. У преподавателей стоматологов-хирургов наиболее выражена редукция личных достижений, которая составляет в среднем 34,08 (71%) балла и колеблется между 4 и 43 баллами. Эмоциональное истощение у стоматологов-хирургов составляет в среднем 21,16 (39,2%) балла и колеблется между 6 и 48 баллами. Деперсонализация составляет в среднем 9,25 (30,8%) балла и колеблется между 0 и 25 баллами.

Вывод. Среди преподавателей стоматологических кафедр эмоциональное выгорание проявляется, прежде всего, в редукции личных достижений, эмоциональное истощение занимает вторую позицию. На третьем месте находится деперсонализация.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.