Актуальность. В бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013—2015 гг. подчеркивается, что механизмы государственной социально-экономической политики должны иметь надежное, точно просчитанное бюджетное обеспечение. Должны быть четко определены объемы бюджетного финансирования, необходимые для достижения конкретных количественно определенных целей государственной социально-экономической политики. Недопустимо, когда отдельно подводятся итоги исполнения бюджета, и отдельно — итоги реализации мер социально-экономической политики. Повышение уровня общественного здоровья, качества и эффективности медицинской помощи — основные задачи здравоохранения. Состояние медико-социальной защиты населения и тенденции ее развития в современной России вызывают озабоченность общества и оцениваются на государственном уровне как факторы угрозы национальной безопасности (Л.А. Меламед, 2005). Доступность и качество медицинской помощи являются одними из основных принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Однако возрастающие масштабы затрат на медицинскую помощь объективно выдвигают необходимость оценки эффективности использования ресурсов в условиях их ограниченности.
Цель исследования — научное обоснование методических подходов к обоснованию затрат на реализацию программы ОМС по профилю «стоматология».
Материал и методы. Расчет необходимого доказательного объема финансирования определяется на основе себестоимости услуг и их фактически оказанного числа в год в типовых стоматологических организациях. Источником информации служат сводные счета-фактуры, предъявляемые в страховую медицинскую организацию для оплаты. Нами проведен свод счетов-фактур за год, установлено общее число услуг за данный период, их себестоимость и определен необходимый реальный объем финансирования. Кроме того, проведен анализ формы № 14-МЕД (ОМС) «Сведения о работе медицинских организаций в сфере ОМС» за 2014 г., отражающей фактические объемы финансирования и условные единицы трудоемкости (УЕТ).
Результаты. Общие затраты конкретной медицинской организации по тарифам составляют 117 946 257,95 руб., а затраты, рассчитанные по себестоимости, соответствуют 321 967 625,1 руб., что в 2,73 раза больше. Поскольку УЕТ является универсальной мерой трудозатрат врачей-стоматологов и отражается в официальной государственной статистической (ф. № 30) и финансовой (ф. № 14 МЕД ОМС) отчетностях, то проектирование затрат на реализацию программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи (ПГГ) при оказании медицинской помощи по профилю «стоматология» в амбулаторных условиях нами проведено на основе УЕТ. Для трансформации полученных данных на экономические составляющие базовой ПГГ оказания бесплатной медицинской помощи при оказании стоматологической помощи, рассчитана себестоимость 1 у.е.Т, которая составляет 251,59 (321 967 625,1/1 279 974) руб. Стоимость 1 у.е.Т равна 138,89 руб. Соотношение себестоимости УЕТ к величине УЕТ (ф. № 14 МЕД ОМС) соответствует 1,81 (251,54/138,89). Данный коэффициент позволяет рассчитать объем необходимого финансирования стоматологической помощи в ПГГ Российской Федерации, который составит 103 031 484 575,12 (56 923 472 140,95×1,81) руб. и отражает дефицит финансовых средств в системе ОМС, равный 46 108 012 434,17 (103 031 484 575,12—56 923 472 140,95) руб., т. е. почти половине всех расходов. Этот факт напрямую свидетельствует о том, что заявленные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи не реализуются, имеющихся финансовых ресурсов недостаточно для финансового обеспечения законодательно установленных нормативов. Для реализации ПГГ необходимо предусмотреть дополнительные источники финансирования.
Вывод. Проектирование объема медицинской помощи и расчет тарифов в системе ОМС являются взаимосвязанными задачами, позволяющими определить объем медицинской помощи, необходимый населению региона, и оценить стоимость ресурсов здравоохранения, требующихся для реализации данного объема. Ведущая роль в данном вопросе принадлежит формированию себестоимости услуг.