Актуальность. Наиболее распространенным методом диагностики лимфатических мальформаций (ЛМ) лица и шеи является ультразвуковое обследование, обогащенное в последние годы эластографией. Однако для уточнения распространенности и оценки состояния глубоких областей лица нередко используется компьютерная и магнитно-резонансная томография (КТ и МРТ). Вместе с тем магнитно-резонансная (МР) семиотика ЛМ в отечественной литературе освещена явно недостаточно: не отражены особенности визуализации в зависимости от выраженности воспаления, наличия кровоизлияния в полость ЛМ, не разработаны критерии для выявления резидуальных ее элементов. Кроме того, по данным литературы, ЛМ может сочетаться с капиллярной или венозной мальформацией, что требует разработки технологий визуализации данного варианта патологии.
Цель исследования — повышение качества диагностики лимфатических мальформаций путем уточнения МР-семиотики и их различных форм и оптимизации протоколов МР-исследования.
Материал и методы. Проанализированы результаты МР-исследований 11 пациентов с ЛМ лица и шеи в возрастной группе от 5 мес до 16 лет. Обследования проводились на аппаратах различных марок с напряженностью магнитного поля от 1,5 до 3 Т с использованием следующих протоколов: T1 в трех проекциях (аксиальная, коронарная, сагиттальная) с толщиной среза не более 2—3 мм; Т2 в трех проекциях с толщиной среза не более 2—3 мм; T2 в трех проекциях с подавлением сигнала от жировой ткани, с толщиной среза не более 2—3 мм; Т1 с подавлением сигнала от жировой ткани и внутривенным контрастным усилением в 3D-режиме с толщиной среза не более 1,5 мм (начало сканирования после 40 с с момента введения препарата — отсроченная фаза), также проводилась бесконтрастная МР-артериография для исключения связи с артериальным сосудистым руслом. Продолжительность исследования — 70 мин. С учетом возраста пациентов и обязательной седации при выполнении исследования, была осуществлена оптимальная последовательность, которая отвечает на все поставленные вопросы и при этом сокращает время исследования до 30 мин: T1 в аксиальной проекции с толщиной среза не более 2—3 мм, Т2 в аксиальной проекции с толщиной среза не более 2—3 мм, T2 в корональной проекции с подавлением сигнала от жировой ткани, с толщиной среза не более 2—3 мм, Т1 с подавлением сигнала от жировой ткани и внутривенным контрастным усилением, не более 1,5 мм (с отсроченной фазой), бесконтрастная МР-артериография.
Результаты. МРТ позволяет идентифицировать лимфатические мальформации, оценить распространенность патологического процесса (в том числе — выявить вовлечение челюстных костей). Использование отработанного протокола МР-исследования, в котором в каждой из трех стандартных плоскостей сканирования выполняется лишь одна из необходимых импульсных последовательностей, позволяет сократить время сканирования и продолжительность седации до 25—30 мин без ущерба для качества диагностики.
Вывод. Применениеразработаннойметодики МР-диагностики позволяетполучить детальную МР-характеристику различных видов лимфатических мальформаций при минимально затраченном времени, что дает более четкую оценку при планировании тактики лечения, в том числе хирургического.