Актуальность. Кариес зубов и болезни пародонта являются наиболее распространенными и встречаются у каждого человека на различных жизненных этапах. В настоящее время на основе научных достижений и опыта существует реальная возможность для принятия действенных мер, направленных на профилактику стоматологических заболеваний. В докладе экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Стоматология в XXI веке» при определении главных путей достижения стоматологического здоровья красной нитью прописана роль профилактики, которой «следует всегда отдавать предпочтение по сравнению с лечебными мероприятиями». Данные литературы, международный и отечественный опыт свидетельствуют, что в глобальном масштабе это может быть достигнуто исключительно внедрением государственных программ профилактики. С позиции российской стоматологической науки, отечественное здравоохранение имеет сегодня высокоразвитую научную базу для формирования программ профилактики стоматологических заболеваний на уровне самых высоких международных требований. Однако другие аспекты их разработки и практической реализации всегда в значительной степени отставали от этих требований. Не принимались во внимание такие факторы, как создание нормативной правовой базы системы профилактики, а также ресурсное и кадровое обеспечение. Хорошо известны высокие результаты эффективности внедрения программ профилактики в ряде стран (Финляндия, Швейцария, США, Дания и др.). За 20 лет редукция кариеса составила у 5-летних детей от 50 до 70%, а 60% 12-летних детей не имели кариеса. Наша страна также имеет положительный опыт разработки и внедрения научно обоснованных программ профилактики стоматологических заболеваний. За последние 25 лет в России были внедрены научные проекты на основе длительных и масштабных исследований. Однако следует отметить, что разработка и внедрение этих проектов проводились на средства фирм-производителей, благотворительных фондов и на ограниченном контингенте. Отсутствие государственного финансирования не позволяло широко внедрять эти программы на общегосударственном уровне. Особого внимания в системе оказания стоматологической помощи населению заслуживает школьная стоматология (ШС), поскольку является массовым методом лечебно-профилактической работы, охватывает детское население от 7 до 17 лет. К сожалению, прежняя система школьной стоматологии функционирует не в полном объеме, не имеет возможностей к дальнейшему ее развитию, нуждается в сохранении, реорганизации и переориентации деятельности на профилактическое направление, которое должно стать приоритетным. В качестве примера модернизации ШС можно привести разработанную и внедренную нами в 2003—2009 гг. новую модель работы школьного кабинета, включающую введение гигиениста стоматологического и разделение функциональных обязанностей врача-стоматолога и гигиениста стоматологического при их совместной работе. За 5 лет внедрения Программы редукция прироста интенсивности кариеса (КПУ) у 12-летних детей составила 63%, число здоровых детей (без кариеса) увеличилось в 5 раз, снижение стоматологической заболеваемости позволило уменьшить занятость врача-стоматолога в школьном кабинете с 8 до 1 смены в месяц. Эти результаты диктуют необходимость широкого внедрения гигиениста в систему Ш.С. Несмотря на профилактическую направленность современной медицины и стоматологии, мероприятия по профилактике не всегда приводят к снижению высокого уровня заболеваемости кариесом среди детского населения, что объясняется различной устойчивостью эмали зубов к действию кариесогенных факторов. Главная задача врача-стоматолога заключается в создании и, по возможности, удержании эмали в кариесрезистентном состоянии на протяжении всей жизни пациента, особенно в период созревания эмали после прорезывания зубов. Для этого необходима разработка и внедрение модели донозологического прогнозирования кариеса зубов у детей с учетом возможностей организма в целом и определения уровня резистентности твердых тканей зубов. Большим событием в российской стоматологии стало утверждение постановлением Правительства Российской Федерации (15 апреля 2014 г. № 294) Государственной Программы «Развитие здравоохранения». Внедрение этой Программы позволит добиться реального улучшения стоматологического здоровья населения России на основе приоритета профилактической направленности в оказании стоматологической помощи.