Актуальность. Дефекты лица различной этиологии являются причиной эстетических, функциональных и психосоциальных нарушений, разрешить которые часто становится возможным только хирургическим способом, применяя различные методы устранения дефектов. К сожалению, далеко не во всех случаях возможно проведение реконструктивных операций или достижение удовлетворительного эстетического результата хирургическим путем. В некоторых случаях пациенты опасаются и отказываются от больших и многоэтапных операций. Альтернативным методом лечения пациентов в описанных ситуациях является протезирование лица. В качестве крепления эктопротезов могут использоваться различные медицинские адгезивы или механические конструкции. Однако фиксация с помощью механических конструкций недостаточно надежная, а использование клеев может вызывать аллергические реакции кожных покровов и несет временный характер. Применение внутрикостных имплантатов стало прорывом для протезирования в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Использование титановых внутрикостных имплантатов позволяет фиксировать эктопротезы без использования клеев и других вспомогательных средств.
Цель исследования —расширить возможности эктопротезирования с опорой на внутрикостные имплантаты пациентов с дефектами лица различной этиологии.
Материал и методы. Внутрикостную имплантацию с дальнейшим протезированием проводили 20 пациентам в возрасте от 18 до 65 лет с приобретенными и врожденными дефектами лица, из них: 10 пациентов с дефектами ушной раковины, 7 пациентов с дефектами глазницы и 3 пациента с дефектом наружного носа. Все проходили клинико-лабораторное, рентгенологическое обследование и были соматически здоровы, 7 пациентам ранее проводились неудачные попытки хирургического устранения дефектов лица, остальные прооперированы по данному поводу впервые. На этапе предоперационной подготовки всем пациентам проводили анализ данных КТ, на основании которого произведено планирование оперативного вмешательства. В раннем послеоперационном периоде больным проводили антибактериальную, противовоспалительную терапию и физиолечение.
Результаты. На компьютерной томографии определяли различные условия для постановки имплантатов, в случаях с врожденными дефектами визуализировали значительный дефицит костной ткани касательно пациентов с посттравматическими дефектами. Также, при врожденной патологии, отмечали различное расположение анатомических структур относительной здоровой стороны, что усложняло позиционирование имплантатов в области, позволяющей в дальнейшем фиксировать эктопротез в эстетически симметричном положении. Используя методику обратного 3D-моделирования, в случаях реабилитации пациентов с дефектами ушных раковин и области глазницы, определяли положение будущего протеза по отношению к контралатеральной стороне. В данной зоне проводили определение осей, расположения и количества имплантатов относительно толщины костной ткани. Далее, используя интраоперационный шаблон, выполняли внутрикостную имплантацию. В среднем через 4—6 нед после оперативного вмешательства проводили протезирование с опорой на имплантаты. Длительность наблюдения за пациентами после протезирования составляет от 3 мес до 2 лет. При профилактическом осмотре больных жалоб на неудовлетворительную опору, неудобство в эксплуатации протеза не наблюдали. В одном случае после оперативного вмешательства, вследствие недостаточного истончения кожных покровов в области имплантатов, отмечали разрастание грануляционной ткани. Данная проблема была решена путем ревизии и истончения кожи вокруг внутрикостных опор.
Вывод. Использование внутрикостной имплантации при эктопротезировании дефектов лица способствует скорейшей социальной реабилитации больных с хорошим эстетическим результатом и высокой их удовлетворенностью.