Актуальность. Современные принципы устранения птоза мягких тканей лица при параличе мимической мускулатуры основываются на хирургических методах с использованием как собственных тканей пациента, так и дополнительных пластических материалов. При всех своих преимуществах аутогенные пластические материалы обладают определенными недостатками. В ряде случаев отмечается несоответствие желаемым характеристикам, необходимым для решения конкретной клинической ситуации, а также в большинстве случаев встает вопрос о донорском ущербе. Сложность рельефа челюстно-лицевой области, мимическая активность, особенность расположения важных анатомических структур обусловливают необходимость точного предоперационного планирования и выбора пластического материала.
Цель исследования —улучшение функциональных и эстетических результатов оперативного лечения пациентов с птозом мягких тканей лица при параличе мимической мускулатуры с применением ацеллюлярного дермального матрикса и сетчатых имплантатов.
Материал и методы. Известен способ устранения птоза мягких тканей лица при параличе мимической мускулатуры с использованием сетчатых имплантатов на основе полипропилена. Данная методика, в силу характеристик указанного пластического материала, не позволяет в полной мере провести эстетически удовлетворительную хирургическую коррекцию птоза мягких тканей у пациентов с параличом мимической мускулатуры. В ФГБУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Минздрава России все чаще применяют новые титансодержащие сетчатые имплантаты для армирующей пластики мягких тканей челюстно-лицевой области. В результате подвешивания опущенных мягких тканей лица в нужном положении, при использовании данного пластического материала происходит формирование прочного, но в то же время «нежного» соединительнотканного рубца, стабильно удерживающего ранее птозированный блок мягких тканей. Важно отметить, что уникальная конструкция данного сетчатого имплантата не препятствует даже минимальной мимической активности, если таковая сохранилась. Отдельное внимание уделяется применению в качестве пластического материала ацеллюлярного дермального матрикса. Данный материал уже занял лидерские позиции в различных хирургических направлениях и доказывает свою уникальность и эффективность в реконструктивной челюстно-лицевой хирургии. Помимо использования его в качестве подвешивающего материала для средней и нижней зон лица, ацеллюлярный дермальный матрикс идеально подходит и для более деликатной коррекции верхнего и нижнего века. Стоит отметить эффективность применения в ряде случаев комбинации из ацеллюлярного дермального матрикса и титансодержащего сетчатого имплантата.
Результаты. На сегодняшний день в ФГБУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Минздрава России проведено оперативное лечение 8 пациентов с применением указанных пластических материалов. Троим из них выполнено устранение птоза мягких тканей лица с использованием титансодержащих сетчатых имплантатов для армирующей пластики мягких тканей, 4 пациентам — с использованием ацеллюлярного дермального матрикса, 1 пациенту — с применением комбинации указанных материалов. Период наблюдения за пациентами составляет от 1 мес до года. За указанный период у всех пациентов отмечается стойкий функциональный и эстетически удовлетворительный результат оперативного лечения.
Вывод. Преимуществом использования указанных пластических материалов для устранения птоза мягких тканей лица у пациентов с параличом мимической мускулатуры является получение стойкого функционального и эстетически удовлетворительного результата при полном отсутствии донорского ущерба.