Актуальность. Гиперестезия дентина зубов у населения России в возрастном диапазоне от 39 до 59 лет отмечается более чем в 60% случаев. Реакция пульпы зуба возникает в ответ на температурные, химические, тактильные и иные раздражители за счет обнажения отверстий дентинных трубочек (ДТ). Поэтому все известные методы лечения гиперестезии направлены на их запечатывание. Учитывая, что диаметр отверстий трубочек составляет в среднем 800 нм, частицы десенситайзеров, проникающие в них, должны иметь меньшие или соизмеримые размеры. В связи с этим хорошо зарекомендовала себя методика фторирования с помощью дентин-герметизирующего ликвида. Однако ликвид неглубоко проникает в ДТ и со временем эффект ослабевает (Ю.М. Максимовский, А.В. Митронин, 2014). Эффектом надежной и длительной обтурации ДТ обладает гидроксид меди-кальция (ГМК), используемый в эндодонтической практике при реализации метода депофореза. С учетом этого можно предположить, что указанный препарат может оказаться эффективным и в борьбе с гиперестезией дентина.
Цель исследования — электронно-микроскопическое изучение in vitro глубины проникновения частиц ГМК под действием гальванического тока в ДТ в области шеек зубов.
Материал и методы. Для исследования в лабораторной модели были подобраны 15 удаленных по разным показаниям у пациентов в возрасте от 39 до 59 лет постоянных интактных зубов: 5 резцов и клыков, 5 первых и вторых премоляров и 5 первых и вторых моляров как верхней, так и нижней челюсти. После обработки в течение 1 мин шеек зубов 17% раствором ЭДТА на дентин наносили тонким слоем пасту ГМК (Cupral, «Humanchemie GmbH», Германия). Поверх ГМК шейку зуба покрывали полоской алюминиевой фольги, фиксируя ее в 2 точках клеем. Зубы подвешивали в ванночку с физиологическим раствором таким образом, чтобы в растворе оказывались апикальная треть корней и участок полоски фольги. За счет разности металлов (алюминий фольги и медь ГМК) возникала гальваническая пара с потенциалом около 0,6 В и силой тока 0,8—1,0 мкА. Под действием гальванического тока заряженные частицы ГМК проникали в Д.Т. По истечении разных периодов времени (1, 6, 12 ч) зубы извлекали из ванночки, отмывали и по оси распиливали алмазными дисками. Подготавливали образцы пришеечного дентина для электронной микроскопии, которую проводили на сканирующем электронном микроскопе Hitachi TM3030 (Япония) при ускоряющем напряжении 15 кВ. Измеряли глубину проникновения частиц ГМК и число обтурированных ДТ.
Результаты. Изучение на электронном микроскопе первой серии спилов дентина (спустя 1 час гальванофореза) показало обтурацию единичных ДТ на глубину до 5—7 мкм. В среднем в полях зрения оказались обтурированными 15—20% Д.Т. Во второй серии исследований (спустя 6 час) также наблюдалась единичная, но более интенсивная обтурация ДТ ГМК на глубину 15—20 мкм. В среднем число обтурированных трубочек составило 50—55%. При изучении третьей серии образцов зубов (через 12 ч эксперимента) было выявлено значительное увеличение числа обтурированных ГМК ДТ на глубину до 40—50 мкм. Их среднее число в полях зрения составило 65—75%.
Вывод. Гальванофоретическая импрегнация ГМК дентина в области шеек зубов способствует достаточно глубокому проникновению частиц препарата в ДТ, что может устранять гиперестезию и к тому же с учетом выраженных противомикробных свойств ГМК, предупреждать развитие пришеечного кариеса.