Актуальность. Эффективность работы стоматологических медицинских организаций (СМО), независимо от их организационно-правовой формы, во многом обусловлена рациональностью организации труда персонала. Практика экономического управления их деятельностью в Российской Федерации такова, что до настоящего времени значимые ресурсы повышения производительности и результативности труда связаны, в первую очередь, с рациональным использованием рабочего времени.
Цель исследования — обоснование внедрения фотографии рабочего времени (ФРВ) как инструмента повышения производительности труда сотрудников и установления справедливых нормативов времени.
Материал и методы. ФРВ — вид наблюдения, при котором измеряют все без исключения затраты времени исполнителя за определенный период работы. В результате получают точный срез, чем именно и в течение какого времени занимался конкретный сотрудник. ФРВ проводилась в отношении 30 сотрудников зуботехнической лаборатории и 30 врачей-стоматологов-ортопедов 15 СМО (в соответствии с методическими рекомендациями по разработке норм времени и нагрузки медицинского персонала ФГБУ «ЦНИИОИЗ» МЗ РФ). Использовалось видеонаблюдение. Разработанная методика проведения ФРВ включала несколько этапов: 1. Определение целей и вида проведения ФРВ; 2. Определение параметров анализа и выбор оснований для классификации затрат времени посредством проведения группировки временных затрат; 3. Подготовка бланков наблюдения; 4. Подготовка методистов-исполнителей ФРВ; 5. Планирование времени проведения ФРВ, согласование его с заинтересованными лицами; 6. Информирование персонала о предполагаемой ФРВ, разъяснение целей и последствий ФРВ; 7. Непосредственное проведение ФРВ; 8. Обработка результатов; 9. Анализ результатов и выработка решений (рекомендаций).
Результаты. Использование внедренной методики выявило недостаток ресурсов для проведения полномасштабной серии ФРВ в 4 из 15 обследованных СМО: ограничения технологического процесса в виде недостатка площадей для организации наблюдения — в 2 из 15; невозможность использования самонаблюдения, негативно влияющего на технологический процесс и приводящего к сбою в работе, — в 3 из 15; невозможность использования самофотографии из-за отсутствия соответствующих профессиональных компетенций у сотрудников — в 12 из 15; невозможность использования самофотографии в связи с необходимостью предоставления стороннего экспертного заключения о затратах времени — в 3 из 15 обследуемых организациях.
Вывод. Все обследованные СМО имеют ограничения по проведению системного мониторинга затрат рабочего времени и осуществляют свою деятельность в условиях влияния одного и более факторов, ограничивающих проведение фотографии рабочего времени. Наиболее значимым фактором является отсутствие профессиональных компетенций по самоконтролю затрат рабочего времени у сотрудников и неготовность медицинского персонала использовать метод самофотографии для минимизации потерь рабочего времени и повышения производительности своего труда.