Цель исследования — оценить эффективность дифференцированного подхода к обучению детей гигиене рта с учетом их физических и психических возможностей формирования навыков самообслуживания.
Материал и методы. Для оценки уровня сформированности навыков ухода за ртом с учетом физических и психических возможностей ребенка нами было проведено тестирование 52 детей в возрасте 15 лет, проживающих в ДДИ для умственно отсталых детей Москвы. Среди них было 27 (52%) мальчиков и 25 (48%) девочек, имеющих основной диагноз: умственная отсталость (УО) умеренная — у 21 (40,4%) ребенка, УО тяжелая — у 23 (44,23%), УО глубокая — у 8 (15,4%). Из 52 детей 36 (69,23%), помимо основного рациона питания, дополнительно получали простые углеводы и имели перекусы между основными приемами пищи, 14 (26,92%) находились на сбалансированном питании. 2 (3,85%) детей страдают синдромом руминации (хроническое срыгивание, пережевывание и повторное проглатывание пищи). Основой исследования явилась модифицированная нами «Диагностическая карта уровня сформированности навыков самообслуживания» М.В. Переверзевой. Оценка проводилась по балльной системе от 0 до 2 (от нормы и полностью сформированных навыков до невозможности проведения самостоятельного ухода за ртом). Максимальным значением тестирования была сумма баллов, равная 32, минимальным — 0 баллов. Оценивали распространенность и интенсивность кариеса зубов, состояние пародонта (РМА), индекс гигиены (ИГР-У) до и через 6 мес после обучения детей и персонала основным навыкам ухода за ртом.
Результаты. По результатам исследования дети были поделены на 3 группы. 1-ю группу составили 25 (48,1%) детей с результатами теста 0—12 баллов, способных полностью обслуживать себя самостоятельно. С ними проводил занятия по гигиене рта гигиенист стоматологический. Во 2-ю группу вошли 10 (19,23%) детей, получившие 13—21 балл, способных обслуживать себя под контролем персонала учреждения, поэтому занятия по гигиене рта проводились как с детьми, так и с персоналом. 3-ю группу составили 17 (32,7%) детей с результатами теста 22—32 балла, не способных обслуживать себя самостоятельно. В этой группе гигиенист стоматологический проводил занятия по гигиене рта только с персоналом, который обслуживает детей.
Через 6 мес была отмечена положительная динамика показателей уровня гигиены и состояния мягких тканей пародонта. Во всех группах индекс гигиены изменился от низкого уровня до среднего (с 3,51±0,23 до 1,87±0,15; с 4,35±0,45 до 2,43±0,36; с 4,01±0,32 до 2,03±0,72 соответственно), и эти изменения были статистически значимы (p=0,01). В 1-й группе через 6 мес индекс PMA снизился с 23,80 до 12,10% (p<0,05), во 2-й группе — с 50,52 до 36,52% (p<0,05). В 3-й группе за 6 мес тяжелая степень гингивита сменилась средней, что отражает снижение PMA с 48,28 до 27,54% (p=0,01).
Распространенность кариеса зубов у детей, получающих дополнительно к основному питанию простые углеводы, до начала исследования была 72,2% при КПУ, равном 3,89±0,67 (К — 1,5±0,24; П — 1,83±0,39; У — 0,56± 0,24). Через 6 мес распространенность кариеса зубов у этой группы детей несколько увеличилась — до 75% при значении КПУ, равном 3,92±0,67 (К — 0,94±0,24; П — 2,39± 0,39; У — 0,58±0,24).
Распространенность кариеса зубов у детей, находящихся только на сбалансированном питании, составила 14,29% при значении КПУ, равном 0,5±0,41 (К — 0,14±0,16; П — 0,36±0,41; У — 0). Через 6 мес распространенность составила 21,43% при КПУ, равном 0,57±0,41 (К — 0,21±0,16; П — 0,36±0,41, У — 0).
У обоих детей, страдающих синдромом руминации, все зубы были поражены кариесом (КПУ=28; К — 11,5±0,88; П — 0; У — 16,5±0,88). Через 6 мес эти показатели не изменились.
Вывод. 1. Дифференцированный подход к обучению гигиене рта детей с умственной отсталостью с учетом их психических и физических возможностей и рациональное разделение обязанностей между врачом-стоматологом и гигиенистом стоматологическим позволяют улучшить гигиену рта и состояние тканей пародонта. 2. Дети, находящиеся на сбалансированном питании, реже страдают кариесом зубов, чем дети, в рацион которых входят перекусы простыми углеводами между основными приемами пищи. 3. Распространенность и интенсивность кариеса зубов у детей, страдающих синдромом руминации, чрезвычайно высока, несмотря на проводимую ранее санацию рта и дифференцированный подход к обучению гигиене рта.