Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Пахомова Ю.В.

Отделение профилактики стоматологических заболеваний ЦНИИС и ЧЛХ, Москва

Оценка дифференцированного подхода к обучению гигиене рта детей с ограниченными возможностями здоровья

Авторы:

Пахомова Ю.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2015;94(6): 76‑76

Просмотров: 318

Загрузок: 7

Как цитировать:

Пахомова Ю.В. Оценка дифференцированного подхода к обучению гигиене рта детей с ограниченными возможностями здоровья. Стоматология. 2015;94(6):76‑76.
Pakhomova IuV. . Stomatology. 2015;94(6):76‑76. (In Russ.)

Цель исследования — оценить эффективность дифференцированного подхода к обучению детей гигиене рта с учетом их физических и психических возможностей формирования навыков самообслуживания.

Материал и методы. Для оценки уровня сформированности навыков ухода за ртом с учетом физических и психических возможностей ребенка нами было проведено тестирование 52 детей в возрасте 15 лет, проживающих в ДДИ для умственно отсталых детей Москвы. Среди них было 27 (52%) мальчиков и 25 (48%) девочек, имеющих основной диагноз: умственная отсталость (УО) умеренная — у 21 (40,4%) ребенка, УО тяжелая — у 23 (44,23%), УО глубокая — у 8 (15,4%). Из 52 детей 36 (69,23%), помимо основного рациона питания, дополнительно получали простые углеводы и имели перекусы между основными приемами пищи, 14 (26,92%) находились на сбалансированном питании. 2 (3,85%) детей страдают синдромом руминации (хроническое срыгивание, пережевывание и повторное проглатывание пищи). Основой исследования явилась модифицированная нами «Диагностическая карта уровня сформированности навыков самообслуживания» М.В. Переверзевой. Оценка проводилась по балльной системе от 0 до 2 (от нормы и полностью сформированных навыков до невозможности проведения самостоятельного ухода за ртом). Максимальным значением тестирования была сумма баллов, равная 32, минимальным — 0 баллов. Оценивали распространенность и интенсивность кариеса зубов, состояние пародонта (РМА), индекс гигиены (ИГР-У) до и через 6 мес после обучения детей и персонала основным навыкам ухода за ртом.

Результаты. По результатам исследования дети были поделены на 3 группы. 1-ю группу составили 25 (48,1%) детей с результатами теста 0—12 баллов, способных полностью обслуживать себя самостоятельно. С ними проводил занятия по гигиене рта гигиенист стоматологический. Во 2-ю группу вошли 10 (19,23%) детей, получившие 13—21 балл, способных обслуживать себя под контролем персонала учреждения, поэтому занятия по гигиене рта проводились как с детьми, так и с персоналом. 3-ю группу составили 17 (32,7%) детей с результатами теста 22—32 балла, не способных обслуживать себя самостоятельно. В этой группе гигиенист стоматологический проводил занятия по гигиене рта только с персоналом, который обслуживает детей.

Через 6 мес была отмечена положительная динамика показателей уровня гигиены и состояния мягких тканей пародонта. Во всех группах индекс гигиены изменился от низкого уровня до среднего (с 3,51±0,23 до 1,87±0,15; с 4,35±0,45 до 2,43±0,36; с 4,01±0,32 до 2,03±0,72 соответственно), и эти изменения были статистически значимы (p=0,01). В 1-й группе через 6 мес индекс PMA снизился с 23,80 до 12,10% (p<0,05), во 2-й группе — с 50,52 до 36,52% (p<0,05). В 3-й группе за 6 мес тяжелая степень гингивита сменилась средней, что отражает снижение PMA с 48,28 до 27,54% (p=0,01).

Распространенность кариеса зубов у детей, получающих дополнительно к основному питанию простые углеводы, до начала исследования была 72,2% при КПУ, равном 3,89±0,67 (К — 1,5±0,24; П — 1,83±0,39; У — 0,56± 0,24). Через 6 мес распространенность кариеса зубов у этой группы детей несколько увеличилась — до 75% при значении КПУ, равном 3,92±0,67 (К — 0,94±0,24; П — 2,39± 0,39; У — 0,58±0,24).

Распространенность кариеса зубов у детей, находящихся только на сбалансированном питании, составила 14,29% при значении КПУ, равном 0,5±0,41 (К — 0,14±0,16; П — 0,36±0,41; У — 0). Через 6 мес распространенность составила 21,43% при КПУ, равном 0,57±0,41 (К — 0,21±0,16; П — 0,36±0,41, У — 0).

У обоих детей, страдающих синдромом руминации, все зубы были поражены кариесом (КПУ=28; К — 11,5±0,88; П — 0; У — 16,5±0,88). Через 6 мес эти показатели не изменились.

Вывод. 1. Дифференцированный подход к обучению гигиене рта детей с умственной отсталостью с учетом их психических и физических возможностей и рациональное разделение обязанностей между врачом-стоматологом и гигиенистом стоматологическим позволяют улучшить гигиену рта и состояние тканей пародонта. 2. Дети, находящиеся на сбалансированном питании, реже страдают кариесом зубов, чем дети, в рацион которых входят перекусы простыми углеводами между основными приемами пищи. 3. Распространенность и интенсивность кариеса зубов у детей, страдающих синдромом руминации, чрезвычайно высока, несмотря на проводимую ранее санацию рта и дифференцированный подход к обучению гигиене рта.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.