В современном мире время врача и пациента ограничено, что обусловливает необходимость диагностировать и лечить в кратчайшие сроки. Неправильное лечение или неправильная диагностика в разы увеличивают риск осложнений и могут оказаться опасными для жизни и здоровья людей. Cогласно данным Национального комитета США по статистике в области медицины и здоровья населения (NCVHS, 1999), на предотвратимые медицинские ошибки приходится 12—15% затрат больниц: 80% медицинских сестер в 10% случаев ошибаются, рассчитывая дозы лекарств, 40% медицинских сестер делают ошибки чаще чем в 30% случаев. Зарегистрировано более 180 тыс. предотвратимых смертей и 1,3 млн ятрогенных травм [1, 5, 7]. Необходимо использовать любой метод устранения неправильных шагов при выявлении и лечении заболеваний, что непременно приведет к улучшению качества и скорости оказания медицинской помощи, а также сокращению сроков и стоимости лечения. Именно такая задача стоит перед медицинской информационной системой.
Первые медицинские информационные системы появились в конце 60-х годов и были ориентированы на применение при оказании неотложной помощи. Переход к системе бесплатного медицинского обслуживания потребовал изменений в структуре информационных систем в сторону большей их ориентации на больных; требовались системы, которые охватывли бы весь спектр здравоохранения, в частности системы компьютерного ведения историй болезни.
В 1970 г. Collen [14] перечислил несколько общих целей системы управления медицинской информацией, в которые включил необходимость внесения информации от всех специалистов, которые принимали участие в диагностике и лечении той или иной нозологии, в том числе и информацию о дополнительных методах исследования, например о рентгенографии. Однако на заре развития медицинских информационных систем лишь единичные мединцинские учреждения успешно внедряли в повседневную деятельность электронные системы [10, 12]. Компания «Spectra» в 1982 г. инвестировала в развитие медицинской информационной системы на базе одной из больниц США около 200 млн долларов, но успеха так и не удалось добиться, и в 1993 г. этот проект был остановлен [17]. Имеется и обратный результат. В больнице Эль-Камино калифорнийского города Маунтин-Вью при участии ракетно-космической компании «Локхид» велась разработка одной из первых медицинских систем медицинской информационной системы Technicon (современное название системы информации компании «Technicon» — TDS) [8]. Когда в 1971 г. система была впервые испытана в одном из отделений стационара, она могла выполнять ряд сложных функций, связанных с лечебной, вспомогательной и административной деятельностью. Назначения врачей передавались вспомогательным службам, врачи получали результаты анализов и протоколы рентгенологических исследований, планировались мероприятия по уходу за больными, велась документация [8]. Согласно официальному заключению, система TDS эффективно поддерживала обработку всей информации, необходимой для медицинских сестер, врачей и персонала вспомогательных служб, в том числе для служб лечебного питания, медицинской документации, аптеки, лаборатории, рентгенологии, респираторной терапии и канцелярии [9].
После успешного опыта использования данной системы в Университетском медицинском центре Нью-Йорка была установлена система TDS и также показала свою эффективность: результатом ее работы стали снижение расхода медицинских препаратов на 22%, уменьшение нагрузки отделения рентгенологии на 32%; кроме того, сократилось время выполнения заказов: в аптеке — на 4,9 ч (на 71%), в лаборатории — на 2,4 ч (на 9%) [18, 19].
Следующей организацией, где была установлена медицинская информационная система TDS, стал Университет Вирджинии (The Univercity of Virginia UVA). Так, уже в 1988 г. система успешно функционировала в административных отделениях, рентгенологии, диетологии, а также в аптеке и биохимической лаборатории [23]. Вскоре появились и другие больничные информационные системы. Среди наиболее известных систем, поддерживающих широкий спектр функций, направленных на обеспечение неотложной помощи — от ввода назначений до ведения клинической документации, была система HELP в больнице Святых последнего дня в Солт-Лейк-Сити, штат Юта [20, 24, 30]. Ранние версии системы HELP обеспечивали контроль за состоянием больных в отделениях интенсивной терапии, автоматизацию лабораторных исследований и чтение электрокардиограмм. С начала 70-х годов перечень функций расширился за счет введения дополнительных разделов в истории болезни, а также внедрения системы поддержки принятия решений [20].
В больнице Wishard Memorial Hospital группа исследователей в 1973 г. начала тестирование и адаптацию системы Regenstrief Medical Record System [25]. Инновационным аспектом их работы стало включение в функции системы правил ухода за пациентом конкретных мероприятий; использованы алгебраические комбинации исходных данных и правил оказания медицинской помощи, которые выводились системой автоматически [26]. К тому же McDonald и коллеги разработали электронного ассистента, который мог выполнять часть рутинной работы по поиску информации о конкретном больном, что сокращало время выполнения поставленной задачи. Например, когда врач выписывает то или иное лечение или рецепт, электронный ассистент автоматически выводит информацию о наиоболее распространенных методах лечения данного заболевания и широко используемых медикаментах, которые можно выбрать в пунктах меню. Все эти действия выполнялись с помощью клавиатуры.
C. McDonald и W. Tierney [27] модернизировали систему, добавив компьютерную мышь, что значительно повысило время ввода и поиска данных, однако врачи в соотношении 1:10 предпочитали прежний метод ввода [28].
Субъективная оценка работы системы дала такие результаты: 70% респондентов врачей посчитали их работу более интересной; 44% — что их работа была сделана быстрее; 52% заявили, что использование медицинской информационной системы облегчает работу [31, 39]. Опытные пользователи при наборе данных на клавиатуре способны достичь скорости 150 слов в 1 мин, а новички — скорости лишь 60 слов в 1 мин [34—36]. За время, потраченное на увеличение скорости ввода данных, было испытано множество вариантов ввода информации: с помощью клавиатуры, мыши, тач-скрина, трекболла, бар-кода и даже распознавания голоса [13, 15, 21, 27, 29, 37]. Успешные системы, как правило, используют один из этих методов в сочетании с клавиатурой. При использовании мыши информация вводится медленнее, так как включается зрительно-моторная координация, чтобы подвести курсор мыши к цели на дисплее [33].
Для выполнения задач, поставленных перед информационной медицинской системой, используется дорогостоящее оборудование — компьютеры (рабочие станции), поэтому устанавливать их в любом месте больницы, где они могут быть необходимы, экономически нецелесообразно. Многие институты, применяющие информационные технологии, используют в среднем от 3 до 5 рабочих станций на 1 отделение в зависимости от загруженности пациентами [24, 31, 34, 38]. Число рабочих станций, а также их расположение должны быть выбраны, исходя из времени, потраченного на путь до станции, а также времени ожидания, которое требуется до момента ее освобождения предыдущим врачом. Помимо установки необходимого оборудования, важный аспект — подготовка кадров для работы с высокотехнологичным программным обеспечением. В Университете Вирджинии (The Univercity of Virginia) 3600 медицинских сестер, 1200 административных работников, 800 студентов и 200 лечащих врачей прошли обучение для работы с медицинской информационной системой [24]. Персонал имел возможность выбора: единовременное прохождение 6-часового курса по работе системы или изучение материала по 1 ч в течение 6 дней подряд [11]. Подобный метод обучения использовался в Memorial Hospital, штат Нью Джерси [22]. Обучение во врачебной практике чрезвычайно важно не только для того, чтобы удостовериться в правильности заполнения документации, поиска информации и др., но и чтобы помочь врачам осознать эффективность использования таких систем. H. Ogura и соавт. сформировали две группы врачей в зависимости от их подготовленности в области выполнения задач на компьютере и выяснили, что врачи, прошедшие обучение, выполняют задачу на 30% быстрее их коллег, не обучавшихся на курсах повышения квалификации (60:88) [32].
По мере развития медицинских информационных систем в литературе стал встречаться такой термин, как «уровень компьютеризации учреждения», который зависит от степени интеграции электронной медицинской системы и количества выполняемых ею функций. Medical Records Institute выделяет 5 уровней развития:
1) автоматизированная карта больного;
2) компьютеризированная карта больного;
3) электронная медицинская карта;
4) электронная карта пациента;
5) электронная карта здоровья;
1-й уровень характеризуется тем, что лишь 50% информации вносится в компьютерную систему и выдается системой в виде отчетов; параллельно ведутся традиционные медицинские карты. 2-й уровень добавляет к этому информацию с диагностических приборов, получаемую в виде распечаток, сканограмм и пр. На 3-м уровне каждому лицу, работающему с системой, выдаются права доступа, соответствующие его статусу. Система уже играет активную роль в принятии решения о тактике лечения с учетом соматического статуса больного, так как включает в себя электронные справочники и словари. Если говорить о системах принятия решений, то на сегодня самой современной и точной системой является компьютер IBM Watson, названный в честь основателя IBM Т. Watson. Прежде чем она была внедрена в медицинские учреждения, T. Watson 2 года изучал медицинскую литературу, в общей сложности 2 млн страниц, и проанализировал 25 тыс. историй болезней. Для постоянного пополнения знаний системы компания IBM заключила контракт с Memorial Sloan Kattering — ведущим центром по изучению рака. Точность назначения правильного лечения после постановки диагноза «рак легких» в США составляет 50%, в то время как точность назначенного лечения Watson — 90% [16]. Стоит отметить, что, по данным руководителя Департамента информационных технологий и связи Минздрава Р.Ф. Елены Бойко, планы по созданию подобной системы существуют и в отечественном здравоохранении.
4-й уровень означает общегосударственную систему, источниками данных для которой могут быть несколько лечебных учреждений, обьединенных в единую сеть. 5-й уровень характеризуется получением данных из неограниченных источников; это могут быть сведения из области нетрадиционной медицины и поведенческой деятельности (спорт, курение, диеты).
Возвращаясь к истории развития медицинских информационных систем, следует отметить достижения отечественных ученых. Так, в 1986 г. специалистами Латвийской ССР была разработана и внедрена автоматизированная система медосмотров населения (КАСМОН) [4]. КАСМОН рассчитана на обследование 15 тыс. человек в год при работе в одну смену группой в составе 1 врача и 9 средних медработников. Наряду с практическими исследованиями проводились и теоретические разработки. В 70-х годах в СССР вышли книги Е.И. Воробьева и А.И. Китова «Автоматизация обработки информации и управления в здравоохранении» (1976) и «Введение в медицинскую кибернетику» (1977), в которых были рассмотрены основные принципы построения медицинской информационной системы [5]. В Институте сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева собственная система на основе ЭВМ «Минск-23» позволяла проводить анализ параметров организма и условий иcкусственного кровообращения при операции на открытом сердце и магистральных сосудах.
В связи со сложной политической ситуацией 1990—1993 гг., множество проектов по разработке медицинских информационных систем были остановлены и закрыты. Однако уже в 1994 г. Институтом программных систем РАН и Медицинским центром Банка России было принято решение о создании собственной медицинской информационной системы (Интерин), и в 1996 г. она была впервые установлена [2]. В настоящее время система успешно функционирует и развивается в Медицинском центре Банка России. За время ее эксплуатации в работу были введены такие подсистемы, как «Поликлиника», «Санаторий», «Лаборатория», «Стоматология», «Лечебное питание», «Экономика», «Отдел кадров» и «Библиотека» [1].
В 2006 г. Гематологическим научным центром РАМН (ГНЦ РАМН) был разработан ГОСТ Р52636−2006 «Электронная история болезни», в котором изложены основные позиции электронной медицинской карты, подробно описаны методики идентификации пользователей, структура карты, описаны требования к обеспечению сохранности, неизменности и целостности записи, а также требования безопасности. Федеральная служба по техническому и экспертному контролю в 2010 г. разработала документ о методах и способах защиты информации в информационных системах (Приказ от 05.02.10 № 58), которому должны следовать программисты при разработке информационных систем. На разработку и внедрение медицинской информационной системы необходимо получение лицензии Федеральной службы безопасности. Лицензия выдается по результатам экспертизы учреждения, а также аттестации сотрудников, несущих ответственность за сохранность персональной информации. По данным А.В. Гусева, на начало 2012 г. количество медицинских информационных систем в Российской Федерации составляло 128, причем в 2005 г. их было 32, а в 2011 г. — 37 [3]. Такой скачок обусловлен высокой потребностью рынка в данных системах, а также инвестированием государства в развитие информационных технологий, например в 2011—2013 гг. государственными учреждениями было закуплено 22 тыс. единиц компьютерной техники для организации автоматизированных рабочих мест медицинского персонала в рамках реализации программы ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система) [6].
Можно смело утверждать, что информационные технологии в медицине в ближайшем будущем прочно войдут в нашу повседневную работу и помогут выполнять ее быстрее и качественнее, добиваясь лучших результатов.