Бутова В.Г.

Московский государственный медико-стоматологический университет

Вагнер В.Д.

Центральный НИИ стоматологии, Москва

Бойков М.И.

Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии

Конаныхина А.К.

МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России, Москва, Россия

Система подготовки управленческих кадров для стоматологической службы на современном этапе

Авторы:

Бутова В.Г., Вагнер В.Д., Бойков М.И., Конаныхина А.К.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2015;94(4): 8‑11

Прочитано: 725 раз


Как цитировать:

Бутова В.Г., Вагнер В.Д., Бойков М.И., Конаныхина А.К. Система подготовки управленческих кадров для стоматологической службы на современном этапе. Стоматология. 2015;94(4):8‑11.
Butova VG, Vagner VD, Boykov MI, Konanikhina AK. The current training system of managerial human resources for dental service. Stomatology. 2015;94(4):8‑11. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat20159448-11

В государственной и муниципальной системе здравоохранения Российской Федерации, по официальным данным, в 2013 г. насчитывалось более 45 тыс. врачей-стоматологов, из них доля руководителей медицинских организаций составляла 4%. В соответствии с Номенклатурой (Приказ Минздрава России «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» от 20.12.12 № 1183н), к руководителям медицинских организаций из числа медицинских работников относятся: главный врач (начальник) медицинской организации; заместитель руководителя (начальника) медицинской организации; заведующий (начальник) структурного подразделения — врач-специалист; главная медицинская сестра [7]. Однако в частной системе здравоохранения руководителем медицинской организации может быть президент, директор, заведующий, управляющий [5, 6].

Одним из лицензионных требований, утвержденных Постановлением Правительства Р.Ф. «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» от 16.04.12 № 291, является «наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», а «у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, — высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием)».

Требования к квалификации лиц, занимающих должность руководителя, определены Приказом Минздравсоцразвития Р.Ф. «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» от 23.07.10 № 541н. Они предполагают «высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальную подготовку по менеджменту в здравоохранении». Независимо от наличия или отсутствия высшего медицинского образования, у претендента на должность руководителя медицинской организации должен быть «стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет» (см. таблицу).

Квалификационные требования к специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»

Квалификационные требования к специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» регламентируются Приказом Минздравсоцразвития Р.Ф. «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» от 07.07.09 № 415н [6] и представлены в таблице.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ устанавливает несколько уровней высшего профессионального образования: «…2) высшее образование — бакалавриат; 3) высшее образование — специалитет, магистратура; 4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации» [3].

Таким образом, в настоящий момент руководитель медицинской организации не из числа медицинских работников может иметь любую степень подготовки по программам высшего профессионального образования, в то время как руководитель из числа медицинских работников обязан пройти подготовку в интернатуре или в ординатуре (с 01.09.16 — только в ординатуре) [4], а ординатура, в соответствии с вышеупомянутым федеральным законом [3], — это уровень подготовки кадров высшей квалификации.

Помимо этого, специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении в настоящее время может осуществляться как по программам высшего профессионального образования, так и по программам дополнительного профессионального образования, предусматривающим профессиональную переподготовку и повышение квалификации, цели, структура и сроки освоения которых существенно различаются [3, 8]. Поэтому, на наш взгляд, в части специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении требуется уточнение действующих нормативных правовых актов.

Чрезвычайно важно и то, что руководитель из числа медицинских работников обязан повышать квалификацию не реже 1 раза в 5 лет, в то время как аналогичных требований к руководителю, не относящемуся к категории «медицинский работник», в настоящем нормативном правовом поле не предъявляется [4, 6].

В настоящее время сформировалась коллизия между подготовкой руководителей медицинских организаций по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и возможностью назначения этих лиц на должности главного врача и заместителя главного врача.

Данными требованиями предписана необходимость для лица, поступающего на обучение, занимать вышеуказанные должности к началу прохождения дополнительного профессионального обучения. В то же время претендент не может быть принят на должность главного врача или заместителя главного врача без сертификата по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и соответственно допущен к обучению, что обусловлено рядом нормативных правовых актов, а именно:

— Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 29.11.11 № 323-ФЗ [4];

— Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.12 № 291 [1];

— Приказом Минздравсоцразвития Р.Ф. от 23.07.10 № 541н [5].

Таким образом, в настоящее время, принимая специалиста на обучение по программам профессиональной переподготовки или повышения квалификации, образовательная организация должна удостовериться в том, что он действительно занимает должность главного врача, заместителя главного врача и т. д. или состоит в резерве на замещение этих должностей на момент зачисления.

Следует отметить и то, что в настоящий момент не определены различия в подготовке руководителей из числа медицинских работников для замещения должностей главного врача и заместителя главного врача медицинской организации. Данный факт создает существенные затруднения в определении должностных обязанностей, требований к квалификации и, соответственно, содержания образовательных программ и особенностей подготовки этих специалистов.

Сегодня квалификация по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» может быть присвоена в результате освоения обучающимися программ интернатуры/ординатуры или программ профессиональной переподготовки. Программа ординатуры, согласно Приказу Минобрнауки Р.Ф. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.71 «Организация здравоохранения и общественное здоровье» (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» от 26.08.14 № 1114, должна разрабатываться в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, что предполагает единообразие всех реализуемых программ на территории Российской Федерации [9]. Однако программы профессиональной переподготовки разрабатываются образовательными организациями самостоятельно, а следовательно, при реализации разными образовательными организациями могут существенно различаться как по объему, так и по содержанию. Это дает возможность предположить, что обучающиеся по разным, т. е. не унифицированным, программам профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», обладают неодинаковым набором компетенций по завершении обучения, но занимают равнозначные должности и выполняют идентичный набор трудовых функций.

Из этого следует, что необходимо унифицировать программы дополнительного профессионального образования в части утверждения стандартного перечня компетенций, на формирование которых нацелено обучение. Вместе с тем применение тех или иных средств, методов и технологий процесса обучения может регулироваться самостоятельно каждой отдельной образовательной организацией.

В настоящее время обсуждаются проекты профессиональных стандартов. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» от 22.01.13 № 23, они применяются:

«а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования» [2].

В связи с эти целесообразно при разработке профессионального стандарта специалиста в области организации здравоохранения учесть указанные выше неточности нормативной правовой базы и несогласованность отдельных документов.

Так, по нашему мнению, логично выделить следующие обобщенные трудовые функции специалиста в области организации здравоохранения, соответствующие определенным должностям в медицинской организации:

1. Трудовая функция «Ведение статистического учета», должность — врач-статистик;

2. Трудовая функция «Организационно-методическая деятельность и организация статистического учета», должность — врач-методист;

3. Трудовая функция «Управление структурным клиническим подразделением медицинской организации», должность — заведующий структурным (клиническим) отделением;

4. Трудовая функция «Управление организационно-методическим отделом», должность — заведующий организационно-методическим отделом;

5. Трудовая функция «Управление процессами деятельности медицинской организацией», должность — заместитель главного врача;

6. Трудовая функция «Управление медицинской организацией», должность — главный врач.

Тогда, на наш взгляд, выстраивается упорядоченная структура траектории профессионального и карьерного роста специалиста в области организации здравоохранения, обоснованно различаются выполняемые на разных должностях трудовые действия и предъявляются особые требования к опыту работы специалиста. Все это в свою очередь предопределяет необходимость разработки и реализации дифференцированных образовательных программ в рамках специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» с учетом трудовых функций, уровня квалификации и занимаемой должности.

Целесообразно организовать единый Центр по подготовке руководящих кадров по управлению в стоматологии, например — в соответствии с предложениями Стоматологический ассоциации России (СтАР) организовать курсы СтАР по подготовке кадров вспомогательных служб в стоматологии (юристов, экономистов, менеджеров); систему первичной подготовки руководящих кадров стоматологической службы (специализация) и совершенствование последующих этапов работы с управленческими кадрами стоматологической службы и параллельно ввести курс по организации стоматологической службы и оказанию стоматологической помощи населению в систему подготовки руководителей:

— органов управления здравоохранением;

— фондов обязательного медицинского страхования;

— страховых компаний.

Таким образом, в настоящий момент существует необходимость в разграничении трудовых функций специалиста в области организации здравоохранения с учетом уровня квалификации и занимаемой должности, что в свою очередь предопределяет дифференцированный подход к обучению этих специалистов. При этом программы дополнительного профессионального образования должны быть унифицированы по набору формируемых в ходе обучения профессиональных компетенций для специалиста в области организации здравоохранения одного и того же уровня квалификации. Необходимо разработать и внедрить «накопительную систему повышения квалификации» (реализация принципов Болонского процесса).

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.