Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Бутова В.Г.

Московский государственный медико-стоматологический университет

Вагнер В.Д.

Центральный НИИ стоматологии, Москва

Бойков М.И.

Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии

Конаныхина А.К.

МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России, Москва, Россия

Система подготовки управленческих кадров для стоматологической службы на современном этапе

Авторы:

Бутова В.Г., Вагнер В.Д., Бойков М.И., Конаныхина А.К.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2015;94(4): 8‑11

Просмотров: 681

Загрузок: 5


Как цитировать:

Бутова В.Г., Вагнер В.Д., Бойков М.И., Конаныхина А.К. Система подготовки управленческих кадров для стоматологической службы на современном этапе. Стоматология. 2015;94(4):8‑11.
Butova VG, Vagner VD, Boykov MI, Konanikhina AK. The current training system of managerial human resources for dental service. Stomatology. 2015;94(4):8‑11. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat20159448-11

В государственной и муниципальной системе здравоохранения Российской Федерации, по официальным данным, в 2013 г. насчитывалось более 45 тыс. врачей-стоматологов, из них доля руководителей медицинских организаций составляла 4%. В соответствии с Номенклатурой (Приказ Минздрава России «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» от 20.12.12 № 1183н), к руководителям медицинских организаций из числа медицинских работников относятся: главный врач (начальник) медицинской организации; заместитель руководителя (начальника) медицинской организации; заведующий (начальник) структурного подразделения — врач-специалист; главная медицинская сестра [7]. Однако в частной системе здравоохранения руководителем медицинской организации может быть президент, директор, заведующий, управляющий [5, 6].

Одним из лицензионных требований, утвержденных Постановлением Правительства Р.Ф. «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» от 16.04.12 № 291, является «наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», а «у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, — высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием)».

Требования к квалификации лиц, занимающих должность руководителя, определены Приказом Минздравсоцразвития Р.Ф. «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» от 23.07.10 № 541н. Они предполагают «высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальную подготовку по менеджменту в здравоохранении». Независимо от наличия или отсутствия высшего медицинского образования, у претендента на должность руководителя медицинской организации должен быть «стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет» (см. таблицу).

Квалификационные требования к специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»

Квалификационные требования к специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» регламентируются Приказом Минздравсоцразвития Р.Ф. «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» от 07.07.09 № 415н [6] и представлены в таблице.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ устанавливает несколько уровней высшего профессионального образования: «…2) высшее образование — бакалавриат; 3) высшее образование — специалитет, магистратура; 4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации» [3].

Таким образом, в настоящий момент руководитель медицинской организации не из числа медицинских работников может иметь любую степень подготовки по программам высшего профессионального образования, в то время как руководитель из числа медицинских работников обязан пройти подготовку в интернатуре или в ординатуре (с 01.09.16 — только в ординатуре) [4], а ординатура, в соответствии с вышеупомянутым федеральным законом [3], — это уровень подготовки кадров высшей квалификации.

Помимо этого, специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении в настоящее время может осуществляться как по программам высшего профессионального образования, так и по программам дополнительного профессионального образования, предусматривающим профессиональную переподготовку и повышение квалификации, цели, структура и сроки освоения которых существенно различаются [3, 8]. Поэтому, на наш взгляд, в части специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении требуется уточнение действующих нормативных правовых актов.

Чрезвычайно важно и то, что руководитель из числа медицинских работников обязан повышать квалификацию не реже 1 раза в 5 лет, в то время как аналогичных требований к руководителю, не относящемуся к категории «медицинский работник», в настоящем нормативном правовом поле не предъявляется [4, 6].

В настоящее время сформировалась коллизия между подготовкой руководителей медицинских организаций по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и возможностью назначения этих лиц на должности главного врача и заместителя главного врача.

Данными требованиями предписана необходимость для лица, поступающего на обучение, занимать вышеуказанные должности к началу прохождения дополнительного профессионального обучения. В то же время претендент не может быть принят на должность главного врача или заместителя главного врача без сертификата по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и соответственно допущен к обучению, что обусловлено рядом нормативных правовых актов, а именно:

— Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 29.11.11 № 323-ФЗ [4];

— Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.12 № 291 [1];

— Приказом Минздравсоцразвития Р.Ф. от 23.07.10 № 541н [5].

Таким образом, в настоящее время, принимая специалиста на обучение по программам профессиональной переподготовки или повышения квалификации, образовательная организация должна удостовериться в том, что он действительно занимает должность главного врача, заместителя главного врача и т. д. или состоит в резерве на замещение этих должностей на момент зачисления.

Следует отметить и то, что в настоящий момент не определены различия в подготовке руководителей из числа медицинских работников для замещения должностей главного врача и заместителя главного врача медицинской организации. Данный факт создает существенные затруднения в определении должностных обязанностей, требований к квалификации и, соответственно, содержания образовательных программ и особенностей подготовки этих специалистов.

Сегодня квалификация по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» может быть присвоена в результате освоения обучающимися программ интернатуры/ординатуры или программ профессиональной переподготовки. Программа ординатуры, согласно Приказу Минобрнауки Р.Ф. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.71 «Организация здравоохранения и общественное здоровье» (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» от 26.08.14 № 1114, должна разрабатываться в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, что предполагает единообразие всех реализуемых программ на территории Российской Федерации [9]. Однако программы профессиональной переподготовки разрабатываются образовательными организациями самостоятельно, а следовательно, при реализации разными образовательными организациями могут существенно различаться как по объему, так и по содержанию. Это дает возможность предположить, что обучающиеся по разным, т. е. не унифицированным, программам профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», обладают неодинаковым набором компетенций по завершении обучения, но занимают равнозначные должности и выполняют идентичный набор трудовых функций.

Из этого следует, что необходимо унифицировать программы дополнительного профессионального образования в части утверждения стандартного перечня компетенций, на формирование которых нацелено обучение. Вместе с тем применение тех или иных средств, методов и технологий процесса обучения может регулироваться самостоятельно каждой отдельной образовательной организацией.

В настоящее время обсуждаются проекты профессиональных стандартов. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» от 22.01.13 № 23, они применяются:

«а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования» [2].

В связи с эти целесообразно при разработке профессионального стандарта специалиста в области организации здравоохранения учесть указанные выше неточности нормативной правовой базы и несогласованность отдельных документов.

Так, по нашему мнению, логично выделить следующие обобщенные трудовые функции специалиста в области организации здравоохранения, соответствующие определенным должностям в медицинской организации:

1. Трудовая функция «Ведение статистического учета», должность — врач-статистик;

2. Трудовая функция «Организационно-методическая деятельность и организация статистического учета», должность — врач-методист;

3. Трудовая функция «Управление структурным клиническим подразделением медицинской организации», должность — заведующий структурным (клиническим) отделением;

4. Трудовая функция «Управление организационно-методическим отделом», должность — заведующий организационно-методическим отделом;

5. Трудовая функция «Управление процессами деятельности медицинской организацией», должность — заместитель главного врача;

6. Трудовая функция «Управление медицинской организацией», должность — главный врач.

Тогда, на наш взгляд, выстраивается упорядоченная структура траектории профессионального и карьерного роста специалиста в области организации здравоохранения, обоснованно различаются выполняемые на разных должностях трудовые действия и предъявляются особые требования к опыту работы специалиста. Все это в свою очередь предопределяет необходимость разработки и реализации дифференцированных образовательных программ в рамках специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» с учетом трудовых функций, уровня квалификации и занимаемой должности.

Целесообразно организовать единый Центр по подготовке руководящих кадров по управлению в стоматологии, например — в соответствии с предложениями Стоматологический ассоциации России (СтАР) организовать курсы СтАР по подготовке кадров вспомогательных служб в стоматологии (юристов, экономистов, менеджеров); систему первичной подготовки руководящих кадров стоматологической службы (специализация) и совершенствование последующих этапов работы с управленческими кадрами стоматологической службы и параллельно ввести курс по организации стоматологической службы и оказанию стоматологической помощи населению в систему подготовки руководителей:

— органов управления здравоохранением;

— фондов обязательного медицинского страхования;

— страховых компаний.

Таким образом, в настоящий момент существует необходимость в разграничении трудовых функций специалиста в области организации здравоохранения с учетом уровня квалификации и занимаемой должности, что в свою очередь предопределяет дифференцированный подход к обучению этих специалистов. При этом программы дополнительного профессионального образования должны быть унифицированы по набору формируемых в ходе обучения профессиональных компетенций для специалиста в области организации здравоохранения одного и того же уровня квалификации. Необходимо разработать и внедрить «накопительную систему повышения квалификации» (реализация принципов Болонского процесса).

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.