В государственной и муниципальной системе здравоохранения Российской Федерации, по официальным данным, в 2013 г. насчитывалось более 45 тыс. врачей-стоматологов, из них доля руководителей медицинских организаций составляла 4%. В соответствии с Номенклатурой (Приказ Минздрава России «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» от 20.12.12 № 1183н), к руководителям медицинских организаций из числа медицинских работников относятся: главный врач (начальник) медицинской организации; заместитель руководителя (начальника) медицинской организации; заведующий (начальник) структурного подразделения — врач-специалист; главная медицинская сестра [7]. Однако в частной системе здравоохранения руководителем медицинской организации может быть президент, директор, заведующий, управляющий [5, 6].
Одним из лицензионных требований, утвержденных Постановлением Правительства Р.Ф. «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» от 16.04.12 № 291, является «наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», а «у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, — высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием)».
Требования к квалификации лиц, занимающих должность руководителя, определены Приказом Минздравсоцразвития Р.Ф. «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» от 23.07.10 № 541н. Они предполагают «высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальную подготовку по менеджменту в здравоохранении». Независимо от наличия или отсутствия высшего медицинского образования, у претендента на должность руководителя медицинской организации должен быть «стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет» (см. таблицу).
Квалификационные требования к специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» регламентируются Приказом Минздравсоцразвития Р.Ф. «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» от 07.07.09 № 415н [6] и представлены в таблице.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ устанавливает несколько уровней высшего профессионального образования: «…2) высшее образование — бакалавриат; 3) высшее образование — специалитет, магистратура; 4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации» [3].
Таким образом, в настоящий момент руководитель медицинской организации не из числа медицинских работников может иметь любую степень подготовки по программам высшего профессионального образования, в то время как руководитель из числа медицинских работников обязан пройти подготовку в интернатуре или в ординатуре (с 01.09.16 — только в ординатуре) [4], а ординатура, в соответствии с вышеупомянутым федеральным законом [3], — это уровень подготовки кадров высшей квалификации.
Помимо этого, специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении в настоящее время может осуществляться как по программам высшего профессионального образования, так и по программам дополнительного профессионального образования, предусматривающим профессиональную переподготовку и повышение квалификации, цели, структура и сроки освоения которых существенно различаются [3, 8]. Поэтому, на наш взгляд, в части специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении требуется уточнение действующих нормативных правовых актов.
Чрезвычайно важно и то, что руководитель из числа медицинских работников обязан повышать квалификацию не реже 1 раза в 5 лет, в то время как аналогичных требований к руководителю, не относящемуся к категории «медицинский работник», в настоящем нормативном правовом поле не предъявляется [4, 6].
В настоящее время сформировалась коллизия между подготовкой руководителей медицинских организаций по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и возможностью назначения этих лиц на должности главного врача и заместителя главного врача.
Данными требованиями предписана необходимость для лица, поступающего на обучение, занимать вышеуказанные должности к началу прохождения дополнительного профессионального обучения. В то же время претендент не может быть принят на должность главного врача или заместителя главного врача без сертификата по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и соответственно допущен к обучению, что обусловлено рядом нормативных правовых актов, а именно:
— Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 29.11.11 № 323-ФЗ [4];
— Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.12 № 291 [1];
— Приказом Минздравсоцразвития Р.Ф. от 23.07.10 № 541н [5].
Таким образом, в настоящее время, принимая специалиста на обучение по программам профессиональной переподготовки или повышения квалификации, образовательная организация должна удостовериться в том, что он действительно занимает должность главного врача, заместителя главного врача и т. д. или состоит в резерве на замещение этих должностей на момент зачисления.
Следует отметить и то, что в настоящий момент не определены различия в подготовке руководителей из числа медицинских работников для замещения должностей главного врача и заместителя главного врача медицинской организации. Данный факт создает существенные затруднения в определении должностных обязанностей, требований к квалификации и, соответственно, содержания образовательных программ и особенностей подготовки этих специалистов.
Сегодня квалификация по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» может быть присвоена в результате освоения обучающимися программ интернатуры/ординатуры или программ профессиональной переподготовки. Программа ординатуры, согласно Приказу Минобрнауки Р.Ф. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.71 «Организация здравоохранения и общественное здоровье» (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» от 26.08.14 № 1114, должна разрабатываться в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, что предполагает единообразие всех реализуемых программ на территории Российской Федерации [9]. Однако программы профессиональной переподготовки разрабатываются образовательными организациями самостоятельно, а следовательно, при реализации разными образовательными организациями могут существенно различаться как по объему, так и по содержанию. Это дает возможность предположить, что обучающиеся по разным, т. е. не унифицированным, программам профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», обладают неодинаковым набором компетенций по завершении обучения, но занимают равнозначные должности и выполняют идентичный набор трудовых функций.
Из этого следует, что необходимо унифицировать программы дополнительного профессионального образования в части утверждения стандартного перечня компетенций, на формирование которых нацелено обучение. Вместе с тем применение тех или иных средств, методов и технологий процесса обучения может регулироваться самостоятельно каждой отдельной образовательной организацией.
В настоящее время обсуждаются проекты профессиональных стандартов. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» от 22.01.13 № 23, они применяются:
«а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования» [2].
В связи с эти целесообразно при разработке профессионального стандарта специалиста в области организации здравоохранения учесть указанные выше неточности нормативной правовой базы и несогласованность отдельных документов.
Так, по нашему мнению, логично выделить следующие обобщенные трудовые функции специалиста в области организации здравоохранения, соответствующие определенным должностям в медицинской организации:
1. Трудовая функция «Ведение статистического учета», должность — врач-статистик;
2. Трудовая функция «Организационно-методическая деятельность и организация статистического учета», должность — врач-методист;
3. Трудовая функция «Управление структурным клиническим подразделением медицинской организации», должность — заведующий структурным (клиническим) отделением;
4. Трудовая функция «Управление организационно-методическим отделом», должность — заведующий организационно-методическим отделом;
5. Трудовая функция «Управление процессами деятельности медицинской организацией», должность — заместитель главного врача;
6. Трудовая функция «Управление медицинской организацией», должность — главный врач.
Тогда, на наш взгляд, выстраивается упорядоченная структура траектории профессионального и карьерного роста специалиста в области организации здравоохранения, обоснованно различаются выполняемые на разных должностях трудовые действия и предъявляются особые требования к опыту работы специалиста. Все это в свою очередь предопределяет необходимость разработки и реализации дифференцированных образовательных программ в рамках специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» с учетом трудовых функций, уровня квалификации и занимаемой должности.
Целесообразно организовать единый Центр по подготовке руководящих кадров по управлению в стоматологии, например — в соответствии с предложениями Стоматологический ассоциации России (СтАР) организовать курсы СтАР по подготовке кадров вспомогательных служб в стоматологии (юристов, экономистов, менеджеров); систему первичной подготовки руководящих кадров стоматологической службы (специализация) и совершенствование последующих этапов работы с управленческими кадрами стоматологической службы и параллельно ввести курс по организации стоматологической службы и оказанию стоматологической помощи населению в систему подготовки руководителей:
— органов управления здравоохранением;
— фондов обязательного медицинского страхования;
— страховых компаний.
Таким образом, в настоящий момент существует необходимость в разграничении трудовых функций специалиста в области организации здравоохранения с учетом уровня квалификации и занимаемой должности, что в свою очередь предопределяет дифференцированный подход к обучению этих специалистов. При этом программы дополнительного профессионального образования должны быть унифицированы по набору формируемых в ходе обучения профессиональных компетенций для специалиста в области организации здравоохранения одного и того же уровня квалификации. Необходимо разработать и внедрить «накопительную систему повышения квалификации» (реализация принципов Болонского процесса).