Одной из серьезных проблем в стоматологии является диагностика и лечение больных с нарушениями функции височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС). Около 87% пациентов, обращающихся за помощью к стоматологу, имеют те или иные жалобы на нарушение функции ВНЧС. Синдром дисфункции ВНЧС — один из самых трудных и противоречивых диагнозов, с которым приходится сталкиваться врачу-стоматологу. Разнообразие клинических проявлений дисфункции ВНЧС определяется полиэтиологичностью развивающихся в нем патологических изменений, что усложняет диагностику и лечение [5].
Анализ многочисленных исследований показал, что происходит значительное увеличение распространенности функциональных нарушений сустава невоспалительного характера [1, 2], а ведущим фактором в развитии дисфункции ВНЧС служит дисбаланс работы мышц жевательного аппарата, вследствие которого и происходят все изменения в сочленении [3, 4].
Цель исследования — исследовать изменения биоэлектрической активности жевательной мускулатуры до и после использования эластопозиционера.
Материал и методы
Исследование функционального состояния жевательных мышц проводили с помощью четырехканального электромиографа Synapsis (НМФ «Нейротех», Россия). Биоэлектрическую активность жевательных мышц (собственно жевательных мышц и передней части височных мышц) регистрировали одновременно с двух сторон. Состояние жевательных мышц исследовали в период функционального покоя нижней челюсти (функциональный покой — это состояние максимального расслабления жевательных мышц, при котором между зубными рядами появляется просвет от 1 до 13 мм; челюсть в этом положении удерживается антигравитационным рефлексом) и при смыкании зубов.
Электромиографическое исследование (ЭМГ) проводили до и на этапах лечения — через 3, 6 и 12 мес использования эластопозиционера.
Проведено комплексное обследование 132 пациентов с дисфункцией сустава, с различными видами окклюзии зубных рядов в возрасте от 18 до 50 лет. Среди них у 29 (21,9%) отмечалась ортогнатическая окклюзия; дистальная окклюзия — у 44 (34,7%); глубокая резцовая окклюзия — у 29 (21,9%); вертикальная резцовая дизокклюзия — у 14 (10,55%); мезиальная окклюзия — у 5 (4,53%); перекрестная окклюзия — у 11 (9,1%), также была выделена группа пациентов со стираемостью зубов и признаками дисфункции ВНЧС — 18 человек (14,4%). Всем пациентам назначалось использование эластопозиционера «Корректор»: ночью во время сна и днем 2—3 часа.
Результаты и обсуждение
Нами было сформировано три группы пациентов с наиболее распространенными видами патологической окклюзии:
1. Группа пациентов с диагнозом «нижняя ретрогнатия, дистальная окклюзия». Дистальная окклюзия могла сочетаться с глубокой резцовой окклюзией, глубокой резцовой дизокклюзией с сагиттальной щелью; скученным положением зубов, стираемостью зубов; аномалией положения отдельных зубов.
2. Группа пациентов с диагнозом «глубокая резцовая дизокклюзия», которая могла сочетаться с сагиттальной щелью, со скученным положением зубов, сужением и деформацией зубоальвеолярных дуг, аномалией положения отдельных зубов.
3. Группа пациентов с диагнозом «глубокая резцовая окклюзия» в сочетании со стираемостью зубов, клиновидными дефектами, скученным положением зубов, аномалией положения групп и отдельных зубов.
При клиническом обследовании у 117 (88%) пациентов отмечалась болезненность при движении нижней челюсти на стороне гипертонуса височных мышц, у 75 (56%) — девиация нижней челюсти, у 68 (51%) — дефлексия нижней челюсти при открывании рта, у 23 (17%) — ограничение открывания рта, у 17 (12%) —гипермобильность ВНЧС, у 129 (97%) — хруст и щелканье в ВНЧС.
Также при клиническом обследовании полости рта было выявлено 37 (42%) пациентов, имеющих дефекты зубных рядов в боковых отделах. Из них у 32% дефекты замещены ортопедическими конструкциями, у 67% ортопедическое лечение не проводилось. Ортодонтическое лечение ранее проводилось 3 пациентам (2%).
У 54 (41%) пациентов в анамнезе имеется остеохондроз шейного отдела позвоночника, из них 12 (22%) проходили лечение у других специалистов (ревматолог, ортопед-травмотолог, манульный терапевт, массаж, иглоукалывание).
Анализ результатов проведенных нами электромиографических исследований показал, что у пациентов с резцовой дизокклюзией и дисфункцией ВНЧС имеются существенные функциональные нарушения жевательных мышц.
При изучении максимальной амплитуды биоэлектрической активности (БЭА) височных мышц при сжатии зубных рядов, до лечения, у пациентов с дистальной окклюзией было выявлено ее увеличение в среднем на 56%, с глубокой резцовой окклюзией — на 27%, у пациентов с резцовой дизокклюзией — на 5% по сравнению со среднестатистическими значениями нормы. Снижение максимальной амплитуды БЭА височных мышц отмечалось в среднем на 22% у пациентов с дистальной окклюзией и на 13,4% — у пациентов с глубокой резцовой окклюзией (табл. 1).
При сжатии зубных рядов в период покоя регистрировали БЭА одной из собственно жевательных мышц в 5,6% случаев и в 63% случаев — активность одной из височных мышц, в 54% отмечалась активность собственно жевательных и височных мышц. Наблюдалось нарушение координационных соотношений правой и левой височных и собственно жевательных мышц. До начала лечения значения для собственно жевательных и височных мышц было равно 1,63 и 1,9 мкВ; после 6 месяцев использования эластопозиционера «Корректор» — 1,34 и 1,45 мкВ соответственно. Через 12 месяцев после лечения с помощью эластопозиционера «Корректор» значения БЭА собственно жевательных и височных мышц совпадали со среднестатистическими значениями нормы.
Активность собственно жевательных и височных мышц при сжатии зубных рядов до лечения характеризовалась высокими показателями максимальной амплитуды (височных мышц — 3996,5 мкВ; жевательных мышц — 2050 мкВ).
Анализ результатов ЭМГ через несколько месяцев использования «Корректора» показал, что у пациентов с дисфункцией ВНЧС имеется тенденция к снижению активности жевательных и височных мышц, особенно в состоянии покоя (средняя БЭА височных мышц — 1894,5 мкВ; жевательных мышц — 1082 мкВ).
При изучении соотношения БЭА собственно жевательных и височных мышц было выявлено: в 67% случаев — увеличение средней БЭА височных мышц и увеличение средней БЭА собственно жевательных мышц, в 23% —увеличение средней БЭА собственно жевательных мышц и снижение средней БЭА височных мышц, в 18% — оба показателя были незначительно выше нормы и в 4% — оба показателя были ниже нормы.
Изучение нейромышечных нарушений при сжатии зубных рядов у больных с различными видами прикуса и дисфункцией ВНЧС позволило выявить существенные функциональные нарушения жевательных мышц до лечения.
Данные табл. 2 свидетельствуют, что активность собственно жевательных и височных мышц при сжатии зубных рядов до лечения характеризовалась высокими показателями максимальной амплитуды по сравнению с нормой. Кроме того, наблюдалась асимметрия максимальной БЭА в правой и левой собственно жевательных мышцах до лечения.
Анализ результатов ЭМГ через несколько месяцев использования «Корректора» показал, что у пациентов с дисфункцией ВНЧС имеется тенденция к снижению активности жевательных и височных мышц, особенно в состоянии покоя (табл. 3).
При изучении динамики средней и максимальной амплитуды БЭА собственно жевательных и височных мышц при сжатии зубных рядов было установлено, что при использовании эластопозиционера «Корректор» в 84% случаев отмечалось снижение БЭА собственно жевательных мышц в среднем в 1,6 раза и височных — в 1,2 раза по сравнению с данными, полученными до начала использования «Корректора» (рис. 1—3). В 15% случаев отмечалось незначительное увеличение биоэлектрической активности мышц.
При анализе динамики максимальной амплитуды БЭА жевательных мышц выявили, что после использования эластопрозиционера «Корректор» биоэлектрическая активность собственно жевательных мышц снизилась в среднем на 7,2%, а височных — на 23,4% по сравнению с данными, полученными до начала лечения. Через 12 мес лечения сокращающая способность этих мышц приблизилась к норме, что послужило показателем адаптации функции мышц при жевании.
При анализе изменений коэффициента координационных соотношений одноименных мышц правой и левой сторон обнаружено, что до начала лечения его значение для собственно жевательных мышц было равно 1,63, височных—1,9; после лечения— 1,02 и 0,98, соответственно. Эти данные указывали на нормализацию координационных соотношений собственно жевательных и височных мышц разных сторон.
Таким образом, применение эластопозиционера «Корректор» у пациентов с дисфункцией ВНЧС приводит к нормализации функции собственно жевательных и височных мышц.