Винниченко Ю.А.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России, Москва, Россия

Крикотина Д.В.

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Обоснование выбора мануальной детской зубной щетки

Авторы:

Винниченко Ю.А., Крикотина Д.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2015;94(2): 58‑64

Просмотров: 4223

Загрузок: 65


Как цитировать:

Винниченко Ю.А., Крикотина Д.В. Обоснование выбора мануальной детской зубной щетки. Стоматология. 2015;94(2):58‑64.
Vinnichenko YuA, Krikotina DV. Criteria for the choice of manual pediatric toothbrush. Stomatology. 2015;94(2):58‑64. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat201594258-64

Кариес зубов является одним из наиболее распространенных стоматологических заболеваний детского возраста и оказывает существенное влияние на общее состояние здоровья и качество жизни детей [6, 50, 73, 77, 80, 81]. Исследования подтвердили также высокую распространенность воспалительных заболеваний пародонта у детей [61, 64]. В связи с этим Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) поставлены глобальные цели и задачи по профилактике этих заболеваний у детей для достижения к 2020 г. высокого уровня здоровья населения [44].

Один из факторов, играющих немаловажную роль в этиологии кариеса и гингивита, — недостаточная гигиена полости рта (ПР) [33, 53, 63, 77]. При нерегулярном и некачественном уходе микроорганизмы ПР формируют биопленку, в которой бактериальные популяции прочно связаны друг с другом и с поверхностью тканей П.Р. Продукты жизнедеятельности бактерий приводят к изменению среды ПР, что создает предпосылки для размножения патогенной микрофлоры, оказывающей негативное влияние на зубы и ткани пародонта [4, 21, 24, 68].

Следовательно, важную роль в поддержании здоровья ПР играют регулярные мероприятия личной и профессиональной гигиены [2, 7, 32, 35, 54, 62, 79].

Целью чистки зубов является удаление биопленки и уменьшение количества патогенных микроорганизмов [22, 78, 90]. Во время чистки зубов щеткой удаление зубного налета достигается прежде всего благодаря прямому контакту между волокнами зубной щетки и поверхностями зубов и мягких тканей [70]. Показано, что тщательное удаление наддесневого налета уменьшает воспаление тканей десны, снижает количество десневой жидкости, нормализует параметры поддесневой среды, изменяет количественный и качественный состав поддесневой биопленки [39, 47].

Полученные в ряде стран Западной Европы данные о распространенности кариеса и заболеваний пародонта, которые уже сегодня ниже целевых показателей ВОЗ к 2020 г., наглядно свидетельствуют об эффективности государственной системы профилактики. Немаловажная роль в этом принадлежит гигиеническому воспитанию населения [93].

Факторы, оказывающие влияние на гигиену ПР

Достаточно эффективной гигиена ПР может быть лишь при регулярной чистке зубов, во время которой производится тщательное удаление налета со всех поверхностей зубов. Доказано, что положительный результат чистки зубов зависит от целого ряда факторов: мануальных навыков человека, частоты, техники и продолжительности чистки зубов, конструкции щетки, степени износа щетки [29, 69, 72, 88].

В механическом удалении налета человек активно участвует, следовательно, необходимо формирование надлежащих навыков домашнего ухода за П.Р. Этот процесс длительный и в значительной степени зависит от поведенческих реакций человека, моторных навыков, мотивационных факторов. К сожалению, продолжительность чистки обычно значительно короче, чем это рекомендуется стоматологами, а техника несовершенна [26, 31].

Выработка правильных навыков ухода за ПР должна закладываться в детском возрасте, обеспечивая важный вклад в будущее здоровье [1, 11, 66]. Обучение детей личной гигиене рта необходимо начинать с 2—3-летнего возраста, когда они имеют склонность к подражанию. В формировании навыков гигиены ПР у детей огромная роль принадлежит родителям, которые являются для них личным примером [37].

Обучая детей гигиене ПР, необходимо постоянно контролировать качество чистки зубов, своевременно проводить коррекцию гигиенических навыков ребенка с повторным контролем для закрепления привычек [3, 9, 10, 86]. Инструкции по чистке зубов должны соответствовать познавательной способности и стадии развития детей [15, 92].

Наиболее сложные задачи — создание мотивации и обучение технике проведения гигиенических манипуляций. У маленьких детей только начинается формирование мелкой моторики рук, для них характерны недостаточные ловкость и способность удерживать зубную щетку. Вообще, считается, что дети нуждаются в помощи при чистке зубов до возраста 10 лет, хотя до настоящего времени нет точных данных о том, к какому возрасту дети обычно развивают моторные навыки, чтобы качественно почистить зубы [71].

Мотивация является важной задачей в процессе обучения. Чтобы вызвать интерес ребенка к процессу чистки зубов, можно использовать игровые ситуации, чему способствует наличие детских зубных щеток разных моделей и других аксессуаров для индивидуальной гигиены ПР, которые сейчас широко представлены в продаже [8, 14].

Навыки, приобретенные в раннем детском возрасте, особенно устойчивы и сохраняются в течение всей жизни. Обучение взрослых пациентов гигиене ПР гораздо сложнее, так как зачастую необходима перестройка закрепившихся неправильных навыков [42].

К сожалению, эффективное механическое удаление зубного налета — относительно утомительный процесс, отнимающий много времени и для многих людей сложный. По данным исследований, в большинстве случаев во время чистки зубов удаляется лишь 50% налета [49, 91]. По мнению авторов [43], адекватная гигиена ПР может стать проблемой для человека любого возраста, но особенно — для пожилых людей и маленьких детей из-за их ограниченных двигательных навыков.

Детям трудно воспроизвести правильную технику чистки зубов, наиболее часто они используют лишь горизонтальные движения, в результате чего недостаточно хорошо очищаются моляры, межзубные промежутки, пришеечные участки и язычные поверхности зубов [16, 19, 32, 56, 73]. Кроме того, неправильная техника чистки может привести к повреждениям эмали зубов и слизистой оболочки [65].

Большинство детей тратят на чистку зубов менее 1 мин, чего недостаточно для полноценного удаления зубного налета. Оценивались эффективность чистки зубов и навыки детей в зависимости от возраста и пола, в исследование вошли 75 детей в возрасте 3—5, 6—8 и 9—11 лет [56]. По результатам исследования, средняя продолжительность чистки зубов была меньше в возрастной группе 3—5 лет (28 с), чем в возрастных группах 6—8 и 9—11 лет (соответственно 35 и 47 с). Сообщается, что в среднем чистка зубов у детей 9—11 лет занимает 1,27 мин [32]. По другим данным, средняя продолжительность чистки зубов в группе из 92 детей составила 1,43±0,85 мин [79].

Изучены мотивы чистки зубов у 66 детей 6—7 и 10—11 лет в начальных школах Великобритании [31], данные получали при опросе и оценивали путем тематического анализа. Как оказалось, в повседневной жизни чистка зубов не контролировалась родителями и легко прерывалась из-за усталости, возбуждения или рассеянности ребенка. Логических обоснований необходимости чистки зубов дети не могли сформулировать. Электрические зубные щетки были популярны и вызывали детский интерес [5]. Социальные и внутрисемейные обстоятельства, например когда дети оставались с разными родителями, оказывали влияние на процедуру чистки зубов. Это исследование предоставило информацию, которая определила направления санитарно-гигиенического просвещения населения, а также вопросы, заслуживающие дальнейшего изучения [30, 48].

Помимо поведенческих факторов, на эффективность индивидуальных мер профилактики влияет качество средств гигиены, в том числе зубных щеток [26, 52, 55, 60, 88], дизайн которых в последние годы претерпевает постоянные изменения в соответствии с технологическим прогрессом.

Физические и механические свойства зубных щеток, используемые при их изготовлении материалы, качество щетины, размеры и форма головки и ручки совершенствуются, чтобы повысить безопасность и эффективность индивидуальной гигиены ПР, а также компенсировать недостаточно совершенную технику чистки зубов, свойственную, например, детям. Кроме того, современные зубные щетки могут служить средством мотивации, способствуя увеличению кратности и времени чистки [31, 40, 69, 82].

Однако часто производители заявляют об инновационных особенностях зубных щеток, чтобы увеличить объемы продаж. Поскольку новинки всегда стоят дороже, у потребителя всегда возникает вопрос, являются ли новые щетки более эффективными, чем уже знакомые модели [82].

Основные характеристики мануальных зубных щеток для детей

Ассортимент зубных щеток в настоящее время необычайно широк и представлен множеством моделей и конструкций. Чтобы гарантировать безопасность и эффективность зубных щеток, попадающих к потребителю, Международной организацией по стандартизации разработан стандарт мануальных зубных щеток ISO 20126:2012 «Стоматология. Ручные зубные щетки. Общие требования и методы испытаний», который определяет не только требования к зубным щеткам, но и методы их технических испытаний. Помимо этого, обязательная процедура — сертификация зубных щеток.

Авторы [34] считают, что идеальная зубная щетка должна иметь:

— размер ручки, соответствующий возрасту и ловкости;

— размер головки, соответствующий требованиям потребителя;

— щетину из нейлоновых или полиэфирных нитей с диаметром не более 0,23 мм;

— конфигурацию щетинок, определенную в соответствии с признанными международными отраслевыми стандартами (ISO);

— дизайн, повышающий эффективность удаления зубного налета в межзубных пространствах и поддесневой области.

В настоящее время на рынке имеются многочисленные модели ручных зубных щеток. На какие факторы нужно обращать внимание, выбирая зубную щетку для ребенка?

Размеры и оформление щетки

Один из наиболее важных параметров — размер щетки, который должен соответствовать возрасту. В связи с этим выпускаются зубные щетки для взрослых, детей и подростков. В зависимости от возраста потребителя длина щетки имеет несколько размеров (XS, S, M, Z, XZ), а ее вес колеблется от 10 до 15 г. Детям необходимо пользоваться маленькой щеткой, чтобы свободно манипулировать ею в ПР, последовательно очищая зубы со всех сторон. Подросткам следует выбирать щетку несколько большего размера [12].

Величина и форма ручки детской зубной щетки должны отвечать требованиям удобного захвата и удерживания щетки в процессе чистки. Как правило, у детских моделей ручка более массивная, чем у щеток для взрослых. Для улучшения захвата и удержания щетки ручку изготовляют из нескользящего материала и дополнительно оснащают приспособлениями в виде валика, колец и др. Проводились исследования, в которых изучалась эффективность удаления зубного налета щетками с разным дизайном ручек. При использовании щеток с длинными контурированными ручками дети удаляли больше налета, чем с традиционными [75].

Для привлечения внимания ребенка щетки делают яркими. Чтобы заинтересовать ребенка в процедуре чистки зубов щетку оснащают красочными элементами: изображениями сюжетов из популярных сказок и мультфильмов, фигурками любимых персонажей, которые располагают на ручке, подставке или защитном колпачке. Ряд производителей учитывают интересы и цветовые предпочтения мальчиков и девочек. В то же время излишняя перегруженность декоративными элементами может сделать зубную щетку неудобной. Кроме того, оформление щетки должно не отвлекать ребенка от чистки зубов, а наоборот, всячески способствовать этому процессу.

На современном рынке представлены модели зубных щеток, позволяющие привить ребенку правильные навыки чистки зубов. Например, разработаны модели, издающие различные звуки при правильных движениях щетки. Озвученная щетка подсказывает ребенку правила ухода за зубами голосовым способом. Щетки со звуковым таймером или со счетчиком движений подают сигнал об окончании времени чистки. Существуют щетки, ручки которых через 2—3 мин чистки изменяют цвет, что также указывает ребенку на время, отведенное на чистку зубов.

Сделать процедуру чистки зубов привлекательной для ребенка может щетка-погремушка или музыкальная щетка. В исследовании [35] проведена клиническая оценка эффективности музыкальной зубной щетки «Brush Buddies» в сравнении с обычной щеткой «Colgate Smiles». Как оказалось, обе зубные щетки, используемые в этом исследовании, позволяли детям эффективно удалять зубной налет и способствовали улучшению состояния пародонта, но музыкальная зубная щетка была более эффективной в начальный период исследования.

К наиболее важным характеристикам зубной щетки относится строение ее рабочей части — головки. В последнее время даже при изготовлении зубных щеток для взрослых наметилась тенденция к уменьшению размеров рабочей части, поскольку небольшая головка облегчает доступ к трудноочищаемым участкам П.Р. Для детей этот параметр еще важнее, поскольку слишком большая и неудобная головка щетки будет вызывать дискомфорт во время чистки зубов, а значит, усвоение ребенком навыков ухода за зубами будет затруднено. Кроме того, излишне большая головка не позволит ребенку качественно провести чистку всех поверхностей зубов.

Очищающая эффективность щетки оптимальна, если размер ее рабочей части позволяет одновременно охватить 2—3 зуба. Для взрослых рекомендуемая длина головки зубной щетки — 23—30 мм при ширине 10−12 мм, в то время как зубные щетки для детей и подростков должны иметь головки меньшего размера (длина — 18—25 мм, ширина 7—9 мм). Наиболее предпочтительная форма головки зубных щеток для детей — округлая, чтобы избежать повреждения десен. Для эффективной очистки последних моляров выпускают щетки с зауженным кончиком головки [56].

Качество щетины

Современные модели зубных щеток имеют рабочую часть с щетиной синтетического происхождения. Несмотря на то что и сегодня выпускаются щетки с натуральной свиной щетиной, они не имеют широкого практического значения. Во-первых, натуральная щетина характеризуется неоднородной структурой и наличием внутренних каналов, в которых могут скапливаться бактерии, поэтому такие щетки менее гигиеничны. Во-вторых, натуральные материалы более ломкие и подвержены расслоению, поэтому чистящая поверхность щетки быстро становится неровной, а острые кончики щетинок способны повредить эмаль зубов и слизистую оболочку рта.

С 1938 г. и до настоящего времени наиболее предпочтительный материал для изготовления искусственной щетины — нейлон торговой марки «DuPont». За прошедшие годы компания неоднократно совершенствовала свою продукцию и в настоящее время выпускает не только стандартизованные круглые нейлоновые нити Tynex Classic, но и Tynex Brillance Collection’s с ромбовидным профилем волокна, Tynex embossed — рельефные нити с текстурированной поверхностью, Tynex StaClean с антимикробными добавками и др. Эти высококачественные волокна из нейлона 6.12 выгодно отличаются от других синтетических материалов, применяемых при производстве зубных щеток.

В щетках разных производителей применяется искусственная щетина разных толщины и конфигураций. Благодаря современным технологиям разработана искусственная щетина с перекрученными между собой волосками (тип «твистер») и так называемая микротекстурная щетина, которую получают, нанося на каждую щетинку полимерное покрытие в виде микроворсинок. Структурированные щетинки очищают зубы не только кончиками, но и боковыми поверхностями, что повышает эффективность зубной щетки [11].

По нарастанию степени жесткости щетины мануальные зубные щетки распределяются следующим образом: очень мягкие (с маркировкой ultrasoft, extrasoft или sensitive); мягкие (soft); средней жесткости (medium); жесткие (hard); очень жесткие (extra hard). Детям раннего возраста (до 3 лет) следует использовать зубные щетки с очень мягкой щетиной, а дошкольникам и детям младшего школьного возраста — мягкие зубные щетки. Оптимальным типом щеток для подростков и взрослых являются щетки средней жесткости, однако при воспалении тканей пародонта, заболеваниях слизистой оболочки ПР и некариозных поражениях твердых тканей зубов рекомендуется использовать мягкие зубные щетки. Щетки с жесткой щетиной можно использовать лишь короткими курсами при тенденции к повышенному образованию зубных отложений [13].

Следует отметить, что щетки средней жесткости и мягкие наиболее эффективны, так как щетинки у них более гибкие и лучше проникают в межзубные промежутки, фиссуры зубов и поддесневые участки [94]. Во многих современных щетках производители комбинируют щетину разных степеней жесткости: более жесткие (нередко они и более короткие) центральные щетинки предназначены для эффективной очистки жевательных поверхностей зубов, а более мягкие (и часто — более длинные) периферические щетинки хорошо очищают придесневые участки зубов.

Степень жесткости щеток в значительной степени обусловлена толщиной щетины. Так, нейлоновые щетинки средней жесткости имеют диаметр порядка 0,20 мм, мягкие — 0,15—0,18 мм. При комбинировании щетины разной степени жесткости в одной щетке они иногда маркируются разным цветом, однако часто производители применяют щетину с разным диаметром волокна, но указывают одну степень жесткости.

По характеру обработки кончиков различают нарезную, полированную, закругленную, шлифованную, комбинированную щетину. Закругленные кончики щетинок не только повышают очищающую способность зубных щеток, но и предотвращают повреждение эмали зубов, тканей пародонта и слизистой оболочки П.Р. Искусственная щетина из современных материалов хорошо поддается обработке, благодаря чему получена щетина с конусовидным закруглением и ультратонкими кончиками, что обеспечивает высокую проникающую способность щеток в естественные углубления эмали зубов [17].

Экспериментальные и клинические исследования свидетельствуют о том, что острые, нешлифованные кончики щетинок зубных щеток могут травмировать ткани десны, широко обсуждается и их вклад в развитие пришеечных дефектов эмали зубов. Для детских щеток качество обработки щетинок особенно важно; в идеальном варианте они должны иметь округлые кончики с гладкой поверхностью, однако не все производители соблюдают эти требования.

Исследовалась эффективность взрослых и детских зубных щеток в зависимости от количества, длины и оформления кончиков щетины [89]. Длину щетины 11 детских и 29 взрослых зубных щеток измеряли на цифровых снимках с использованием программного обеспечения. Щетина классифицировалась как приемлемая или неприемлемая в зависимости от морфологии округления кончиков с помощью стереомикроскопа. Несмотря на существенные различия в форме кончиков щетины в некоторых участках (р<0,05), общее качество щетинок в детских и взрослых зубных щетках было сопоставимым (р>0,05). Варьировались число, длина и качество округления кончиков щетины; последнее свидетельствовало о недостатках, присущих большинству тестируемых зубных щеток, в эффективности удаления налета наряду с возможностью раздражения слизистой оболочки.

Сравнивали [57] степень округлости и мягкости кончиков щетины 10 имеющихся в продаже детских зубных щеток («Elmex Lernzahnbürste», «Aronal Oko Dent Kinder», «Signal Kids», «Dr. Best Milchzahn», «Dr. Best Best Friends», «Colgate Grip’Ems», «Colgate My First», «Oral B Mickey for Kids», «Oral B Disneys’ Mickey Mouse», «Blend-a-med Blendi»). Пучки щетинок подвергали сканирующей электронной микроскопии. Результаты исследования показали хорошее качество кончиков щетинок только у 50% изученных брендов. Более половины поверхности щетины была оценена как неприемлемая у щеток «Signal Kids» (75%) и «Dr. Best Best Friends» (100%). У всех других марок >50% поверхности щетины была оценена как приемлемая.

Изучение влияния щетины разных типов на эффективность доступа в фиссуры зубов показало, что щетки с сочетанием конических и закругленных щетинок статистически значимо более эффективно удаляли зубной налет в области фиссур, чем щетки с круглым концом щетинок [46]. Доказано, что конфигурации щетинок (расширенные, х-образные или плоские со структурированной поверхностью) влияют на эффективность доступа щеток в межзубные промежутки. Так, зубная щетка с расширенными щетинками оказалась наиболее эффективной в удалении зубного налета с проксимальных поверхностей зубов [58, 59, 83].

Устройство щеточного поля

Детям лучше пользоваться щеткой, у которой пучки щетинок расположены не очень густо. Рекомендуется для самых маленьких подбирать щетку с 23 пучками щетины, для подростков — с 39 пучками и для взрослых — стандартный вариант (47—55 пучков). Кустопосадка щетинок на головке щетки может различаться числом рядов, числом щетинок в пучках, наклоном пучков по отношению к плоскости головки. Большинство щеток имеют 4 ряда кустов щетинок, нередки конструкции с тремя рядами. Разновидностью трехрядной щетки является щетка «Bass», разработанная для чистки зубов по методу автора [18]; трехрядные щетки также используются у детей [18].

Наиболее качественную чистку зубов обеспечивают зубные щетки для детей с высотой щетины 10—12 мм. Значительно различаются щетки по форме подстрижки щеточного поля. Детям раннего возраста следует использовать модели с ровным щеточным полем, чтобы давление на всю поверхность зубов было равномерным, а в период сменного прикуса лучше использовать зубную щетку с щетиной разной длины. Так, щетинки зубных щеток «Colgate Smiles», имеющие разную высоту, разработаны для эффективного очищения зубов и устранения налета с разных поверхностей зубов. Исследования подтвердили, что зубные щетки «Colgate Smiles» эффективно удаляют остатки пищи из межзубных промежутков [85]. Для детей от 5 лет на обратной поверхности головки имеется элемент для чистки языка, который способствует улучшению индивидуальной гигиены.

Многие современные зубные щетки имеют двух- или трехуровневую щетину и силовой выступ, который представляет собой участок с удлиненной щетиной на кончике головки. Авторы [38] исследовали влияние щеток с силовым выступом на эффективность удаления зубного налета у школьников в период прорезывания первых постоянных моляров. Как оказалось, при традиционной технике чистки зубов качество удаления зубного налета с жевательной поверхности частично прорезавшегося моляра было неудовлетворительным независимо от применяемой зубной щетки. В то же время при модифицированной методике чистки, направленной на очищение прорезывающегося зуба, использование даже обычной зубной щетки было очень эффективным, поэтому приобретение дорогостоящих новинок для чистки зубов не всегда оправдано.

Существенное влияние на очищающую способность зубной щетки оказывают устройство пучков щетины и форма головки зубной щетки [25, 52, 69]. Для повышения очищающей эффективности в некоторых моделях щеток используются несколько пучков нитей, расположенных под разными углами [49]. В ряде рандомизированных контролируемых исследований показано, что такая конструкция облегчает удаление зубного налета, особенно в труднодоступных участках, таких как язычные, аппроксимальные и дистальные поверхности зубов [31].

Для более качественной очистки труднодоступных для ребенка поверхностей зубов разработаны щетки с 3 головками, которые одновременно охватывают зубы с вестибулярной (щечной), окклюзионной и язычной стороны. Изучалась эффективность такой щетки [76]. В течение 8 мес 47 детей от 5 до 9 лет использовали разные зубные щетки (щетку средней жесткости «Pingu», обычную мягкую щетку «CuraKid» и трехголовую зубную щетку «Superbrush»). Значительное улучшение степени удаления зубного налета и уменьшение воспаления десен в течение 8 мес отмечено при использовании всех 3 щеток (р<0,05), причем не выявлено существенных различий в очистке (р>0,05). Авторы сделали вывод, что значительного улучшения в удалении зубного налета у детей можно добиться благодаря хорошему обучению чистке, а дизайн зубной щетки значения не имеет.

Изучалось влияние дизайна зубной щетки на способность родителей эффективно чистить зубы детей [87]. Через 1 мес после обучения родители, использующие зубную щетку с тройной головкой, получили значительно более высокие оценки по индексу производительности чистки зубов щеткой (~86%), чем те, которые использовали щетку с ровным полем (~61%; р=0,001). Индекс налета к этому сроку у детей 1-й группы был значительно ниже, чем 2-й (соответственно 0,72±0,29 и 0,97±0,38; р<0,01). По мнению автора, зубная щетка с тройной головкой способствует более последовательной и тщательной чистке зубов.

Большинство авторов считают, что дизайн головки зубной щетки оказывает влияние на эффективность чистки зубов, но есть и противоположные мнения. Так, M. Stroski и соавт. [84] показали, что расположение щетинок практически не влияет на качество чистки зубов. Авторы изучали эффективность удаления зубной биопленки и поддержания здорового состояния десны с помощью 3 зубных щеток с разным дизайном щетины: T1 — щетинки расположены прямо, ровное щеточное поле; T2 — щетина имеет прямое расположение, но подстрижена в разных плоскостях; Т3 — щетина имеет прямое и наклонное расположение, подстрижена в разных плоскостях. Результаты исследования свидетельствуют о том, что с помощью изученных щеток достигаются аналогичные величины всех исследуемых клинических параметров. Все 3 модели показали одинаковую скорость износа щетины, поэтому нет оснований для замены обычных зубных щеток на более дорогие.

Эффективность зубной щетки в зависимости от степени износа

Как щетки для взрослых, так и детскую зубную щетку рекомендуется менять каждые 2—3 мес, поскольку по истечении этого срока она теряет свои функциональные свойства, а также может привести к повреждению эмали зубов и травмировать слизистую оболочку ПР ребенка. Степень износа зубных щеток определяется визуально, по изменению формы щеточного поля и состояния отдельных щетинок, которые к этому сроку начинают терять форму, расщепляться. Вместе с тем исследования свидетельствуют о том, что зубная щетка часто используется, даже когда существенно деформируется ее щетина [36].

В качестве индикатора наступления срока для замены щетки служит окрашивание щетины пищевыми красителями. Если произошло обесцвечивание более ½ высоты окрашенных щетинок, это значит, что необходимо заменить детскую щетку. Окрашивание щетинок в разные цвета используется также с эстетической целью, для маркировки щеток разной жесткости, а также для выделения участка щеточного поля, которое должно быть покрыто пастой. Последнее особенно важно для правильного дозирования пасты у детей, которые склонны заглатывать ее в процессе чистки зубов [20].

N. Conforti и соавт. [27] продемонстрировали, что новая, не подвергшаяся износу зубная щетка удаляет достоверно больше зубного налета, чем щетка такого же типа, но изношенная. Аналогичные данные получены и другими авторами [41, 67]. По мере использования зубных щеток существенно изменяется форма щеточного поля в результате нажима щетины на поверхность зубов, поэтому контакт щетины старых щеток вокруг пришеечной части зуба будет неполным, а очищение — недостаточным [28].

В то же время S.T. Pradeep и соавт. [67] считают неубедительными доказательства влияния степени износа зубной щетки на эффективность удаления зубного налета. Поскольку в развивающихся странах частая замена зубных щеток может быть затруднена их высокой стоимостью, этому аспекту придается большое значение. Рандомизированное перекрестное клиническое исследование, проведенное в Тегеране, показало, что зубные щетки, которыми пользовались в течение 3 мес, не уступали новым в эффективности удаления зубного налета у детей [51].

N. Sforza, L. Hogan, L. Wambier также не связывают степень износа щетки с ухудшением удаления зубного налета [45, 78, 92]. Они полагают, что значительно большее влияние на качество гигиены рта оказывают техника и продолжительность чистки зубов, а также сила давления на зубы в процессе чистки. Их мнение совпадает с выводом более ранних исследований, согласно которому лучшей зубной щеткой является та, которая используется пациентом должным образом [23, 49].

Таким образом, данные литературы о достоинствах разных зубных щеток не только весьма обширны, но и противоречивы. Пока недостаточно доказательств того, что одна специфическая конструкция зубной щетки превосходит другую. Большинство исследователей полагают, что зубные щетки для детей должны иметь следующие характеристики: маленькую головку с мягкой щетиной; полированную щетину с тонкими закругленными кончиками; щеточное поле с сочетанием длинных и коротких волокон с компактным, наклонным расположением; удобную, нескользящую ручку.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.