Дефекты зубов и зубных рядов нередко являются причинами развития функциональных, морфологических и эстетических нарушений в зубочелюстно-лицевой области. Не всегда можно установить, что вызывает патологию, чаще ряд причин воздействуют на формирование зубочелюстной системы. Алгоритм определения этиологических факторов облегчает выбор методов ортодонтической и комплексной терапии, последовательности применения лечебных мероприятий и определения прогноза [1]. Основные функции зубочелюстной системы: дыхание, жевание, речь, глотание. При патологии зубных рядов преобладает сужение челюстей. Многообразие клинических форм сужения зубных дуг зависит от индивидуальных особенностей строения челюстно-лицевой области (ЧЛО). Отклонение формы и размеров зубных дуг от нормы отражается на формировании прикуса [3, 6]. Аномалии прикуса в трансверсальном направлении характеризуются смещением боковых сегментов к серединной плоскости. Возникает сужение челюсти. При сужении зубной дуги верхней челюсти (ВЧ) может нарушаться форма лица, затрудняются движения нижней челюсти (НЧ), что приводит к неравномерному распределению жевательного давления, патологической окклюзии. У пациентов в возрасте 5-14 лет с сужением челюстей выявлено ухудшение функционального состояния ЧЛО, что проявляется снижением силы мышц, а также нарушением координации нервно-мышечного аппарата, вследствие чего у таких детей снижается статистическая выносливость мышц [2, 5]. Своевременная диагностика и лечение морфофункциональных нарушений зубочелюстной системы у пациентов с ЛОР-патологией [4] - одна из актуальных проблем стоматологии. По данным отечественной и зарубежной литературы, частота зубочелюстных аномалий - от 40 до 89%. Раннее выявление этих нарушений предупреждает развитие многих заболеваний организма в целом в процессе развития и роста.
В Международной классификации болезней (МКБ-10) «челюстно-лицевые аномалии и деформации, вызванные функциональными нарушениями» выделены как отдельная нозологическая форма.
Цель исследования - совершенствование методов диагностики и ортодонтического лечения пациентов с аденоидами.
Материал и методы
Нами проведено комплексное обследование пациентов с заболеванием глоточной миндалины. Выявлена распространенность деформации зубных рядов у таких пациентов. Выполнена ринопневмометрия, электромиография (ЭМГ) мышц ЧЛО (анализатор электронейромиографический Синапсис, НМФ «НЕЙРОТЕХ», Россия). Представлен комплекс мероприятий по восстановлению носового дыхания и коррекции миодинамического равновесия в ЧЛО с применением эластопозиционера Корректор (фирма «Ортодонт-Элит», Россия).
Проведен осмотр 282 пациентов в возрасте от 5 до 14 лет. Обследование включало в себя: осмотр полости рта у пациентов с ЛОР-патологией; регистрацию полученных данных; снятие оттисков; определение смыкания зубных рядов; измерение гипсовых моделей челюстей; расчет телерентгенограммы головы в боковой проекции; оценка заполнения просвета дыхательных путей; анализ данных ринопневмометрии измерения проходимости носовых ходов.
При ринопневмометрии струя воздуха подавалась с начальным давлением 40 мм рт.ст., после чего определилось время, за которое давление упадет до 0. При нормальной проходимости носовых ходов у детей это время не превышало 7 с. Чем значительнее была нарушена проходимость носовых ходов, тем больше времени требовалось для снижения давления.
Нарушение проходимости носовых ходов, обусловленное отечностью слизистой оболочки, хорошо регистрировалось в конце измерения, когда давление в баллоне минимальное (1-3 мм рт.ст.).
В исследуемую половину носа вводилась олива, другая половина носа закрывалась «глухой оливой». При закрытом кране нагнетался воздух в резиновый баллон до 40 мм рт.ст. Исследуемого просили дышать через рот. По сигналу «не дышать» открывался кран на резиновой трубке и засекалось время по секундомеру. При снижении давления до 0 подавался сигнал «дышать» и вновь засекалось время. О степени проходимости носовых ходов судили по количеству времени, прошедшего от 1-го сигнала до 2-го. Ринопневмометрия проведена у 40 детей (20 мальчиков, 20 девочек) с зубочелюстными аномалиями до и во время ортодонтического лечения (табл. 1, 2).
Результаты и обсуждение
Анализ функциональных исследований показал, что при использовании функционально действующих аппаратов и специального гнатотренинга в течение 6 мес улучшалось положение НЧ, языка, в результате чего увеличивался просвет воздухоносных путей (гортани). Поддержка языком свода ВЧ позволяла нормализовать ширину и высоту неба, устраняя мышечный дисбаланс. При этом дно полости носа опускалось и небо приобретало правильную куполообразную форму, что приводило к улучшению показателей проходимости носовых ходов.
В ходе нашего исследования мы выделили 2 группы пациентов: 1-я - в периоде раннего сменного прикуса (от 5 до 9 лет, n=20); 2-я - в периоде позднего сменного прикуса (от 10 до 14 лет, n=20).
При оценке результатов клинических функциональных проб, выполненных в ходе клинического обследования детей с патологией глоточной миндалины, были выявлены нарушения функции дыхания, речи, глотания (табл. 3).
Данные обследования свидетельствуют о том, что у детей с гиперплазией глоточной миндалины (аденоиды) часто выявляются клинические признаки ротового дыхания: симптом глоссоптоза, сухость красной каймы губ, нарушение смыкания губ.
При анализе диагностических моделей челюстей выявлено статистически достоверное (р≤0,05) сужение зубных рядов разной степени: сужение апикального базиса зубных дуг челюстей на 4,0±0,5 мм (р≤0,05); дефицит места для постоянных зубов ВЧ - 7,5±0,8 мм, НЧ - 6,5±0,5 мм (р≤0,05). По величине перпендикуляров, проведенных из маркированных точек на линии отсчета, судят о расположении зубов. Определяют общую длину зубных дуг (Lo и Lu) по размеру перпендикуляров, опущенных из срединных точек режущих краев резцов на линию, проведенную через точку Пона на первых постоянных молярах, вычисляют различия в длине зубных дуг верхней и нижней челюстей (Lo-Lu) (табл. 4).
Согласно результатам исследования диагностических моделей зубных рядов пациентов после ортодонтического лечения, сагиттальные размеры зубных рядов ВЧ и НЧ приблизились к нормальным значениям: средняя длина передних отрезков ВЧ и НЧ по Коркхаузу соответственно 18,2±0,22 и 16,5±0,55 (табл. 5).
Результаты ЭМГ жевательных, височных и мимических мышц у детей от 5 до 14 лет с аномалиями зубных рядов приведены в табл. 6.
У всех обследованных до лечения в покое регистрировали БЭА всех исследуемых мышц, кроме собственно жевательной мышцы справа. При сжатии зубных рядов БЭА височной мышцы справа выше, чем слева (Ка=1,2); 2329 мкВ справа, 1971 мкВ слева; БЭА собственно жевательной мышцы справа выше, чем слева (Ка=1,8); 1993 мкВ справа, 1191 мкВ слева. Отмечены дискоординация работы жевательных мышц, повышенный тонус собственно жевательной мышцы слева. БЭА круговой мышцы рта в покое больше справа при напряжении (2024 мкВ справа, 1640 мкВ слева).
У 63% обследованных обнаружили гипертонус височной мышцы справа, у 37% - слева.
Комплекс миогимнастики с аппаратом ОЭ Корректор
При применении Корректора определяется только размер, так как эластопозиционер моделирует оптимальную окклюзию без увеличения разобщения зубных рядов по оклюзионной плоскости в разных участках. Эластичная каппа для коррекции прикуса Корректор выпускается 8 типоразмеров. Каждый типоразмер соответствует длине 4 резцов, измеренной по экватору вестибулярной поверхности ВЧ и НЧ (рис. 1).
Показания к применению эластопозиционера Корректор:
- привычка сосать палец, пустышку, посторонние предметы;
- ротовое дыхание;
- слабая круговая мышца рта;
- затрудненное смыкание губ;
- дисфункция языка (прокладывание его между зубами при глотании и речи);
- протрузия верхних резцов, открытый прикус, тремы, диастема между зубами фронтального отдела;
- миофункциональная тренировка мышц ЧЛО.
Тренировка правильного способа дыхания:
- воздушный массаж слизистой носа, вдох поочередно каждой ноздрей(10-15 раз или 2-3 мин);
- выработка навыков полного удлиненного вдоха (1-3 мин);
- звуковые подражания: паровозный гудок «ту-у-у-у» произносить на выдохе «ох».
Тренировка круговой мышцы рта (выполнять с Корректором):
- надуть щеки при сомкнутых губах, медленно выдавить воздух через сжатые губы (3-5 раз в течение 1-2 мин);
- губы в трубочку, как при свисте, а затем их растягивать, как при широкой улыбке (4-8 раз 1-3 мин);
- губы смыкают при препятствии мизинцами в углах рта (3-5 раз в течение 1 мин).
Упражнения для мышц языка (обязательно после пластики уздечки языка):
- облизать нижнюю и верхнюю губу, достать нос, подбородок (10-15 мин 2 раза в день);
- сосчитать зубы, не размыкая челюстей (2-3 мес);
- поглаживать языком твердое небо (как маляр красит потолок);
- щелканье языком;
- полоскание горла теплой водой.
Упражнения для мышц, выдвигающих НЧ:
- НЧ медленно переместить вперед до резцового перекрытия (удерживать 10 с);
- то же с поворотом головы (повторить 10 раз);
- нижними резцами захватить и оттягивать книзу верхнюю губу (10-15 раз).
Таким образом, исходя из результатов исследования (рис. 2-4)
Предложен комплекс лечения пациентов с зубочелюстными аномалиями и сопутствующей ЛОР-патологией (совместно с врачами оториноларингологами). Выявлен симптомокомплекс нарушений в зубочелюстной системе, имеющий связующее звено с патологией ЛОР-органов и непосредственно влияющий на организм в целом. Предложена определенная методика лечения, включающая применение эластопозиционера Корректор с комплексом миогимнастики и дыхательных упражнений, разработанных совместно с оториноларингологами.