Николай Бажанов родился 13 июля 1923 г. в Москве, в семье, которая не только могла себе позволить, но и стремилась осуществить благородную идею — дать детям хорошее образование, во всех отношениях воспитать их культурными и нужными обществу людьми.
Учась в обычной московской школе и вопреки мечтам всех тогдашних мальчишек стать танкистом, моряком, милиционером, летчиком, Коля грезил театром, музыка завораживала его. Он был частым посетителем Малого театра, пересмотрел и почти наизусть знал все его спектакли того времени. Его учитель музыки — Алексей Михайлович Миловидов пророчил Коле Бажанову судьбу незаурядного пианиста.
Любви к искусству способствовала и та среда родительского дома, в которой рос Коля. В гостеприимном доме Бажановых нередко собиралась творческая элита Москвы, актрисы Турчанинова, Яблочкина, Степанова, с которыми его отец был дружен и вел активную переписку. Классическую музыку, и особенно оперу, Коля понимал и любил с детства, собирал и хранил клавиры, пластинки с голосами любимых певцов. И все же сцена и музыка для него оставались лишь увлечением. Из тогда «модных» хобби Николаю нравился лишь футбол, страсть к которому он сохранил на протяжении всей жизни, и бокс, которому в юности посвятил целых два года, в 1940 г. став серебряным призером столицы среди боксеров-юниоров. Заработав этот почетный приз, Коля сам так пострадал, что мама, навестив его после операции в институте Склифосовского, увидела вместо лица сына сплошной синяк.
Занятия спортом дали хорошо понять юному Коле Бажанову, что такое лицевая травма. Но даже в те далекие годы он не предполагал, что «латать» и «чинить» «искореженные лица», возвращать людям красоту станет делом всей его жизни и что именно челюстно-лицевая хирургия прославит имя Николая Бажанова.
Лето 1941 г. — теплое, светлое и радостное. Окончена школа, впереди новая, взрослая жизнь. И, хотя определенности в выборе профессии еще не было, он знал, что это будет что-то необыкновенное и замечательное. Но день 22 июня изменил все планы тогдашних выпускников. После выступления на радио В.М. Молотова стало ясно, что теперь их судьба во власти войны: многие выпускники прямо со школьной скамьи отправились на фронт.
Коле Бажанову к моменту окончания школы не было 18 лет, но он не оставался безучастным к тем событиям. Оставаясь в Москве, он со своими сверстниками сражался с «зажигалками», за что много позже, уже в зрелом возрасте, получил медаль «За оборону Москвы».
5 ноября 1941 г. обычный московский мальчишка Коля Бажанов был призван рядовым в Красную Армию. Однако из-за перенесенного в шестнадцатилетнем возрасте ревматизма и из-за слабого сердца он не был годен к строевой службе, его направили санитаром на санитарный военный поезд — «летучку».
Войну санитар «летучки» Николай Бажанов встретил под Москвой. В это время у деревни Крюково шли тяжелые бои. Бомбежки не прекращались ни днем, ни ночью, поток раненых увеличивался день ото дня. С поля боя их привозили на телегах, несли на плащ-палатках, часто на себе. Так как касок не хватало, санитарам «летучки» нередко приходилось одной рукой держать носилки, а другой — ведро над головой, защищаясь от пуль и осколков.
На войне страшно, даже очень страшно, особенно когда видишь, как с поля боя привозят молодых мальчишек без рук, ног или раненых в голову. И надо не дать погибнуть, остановить кровотечение и помочь, пока не освободится врач.
В своем родном эвакогоспитале, в который превратилась некогда существовавшая «летучка», Николай прослужил до 1945 г. За свое рвение, обязательность и организаторские способности он дослужился до должности ответственного по отправке эшелонов. Однако никогда не забывал, что на фронте, да и в жизни нет места осознанию собственной важности: не до амбиций и тщеславия. Вместе со своими соратниками по эвакогоспиталю он терпеливо переносил все тяготы войны и после ее окончания с орденом «Отечественной войны» на гимнастерке вернулся в Москву.
Николай не знал, как сложится его мирная послевоенная жизнь, но был уверен в главном — он посвятит ее медицине, будет врачом. И когда вчерашний солдат Коля Бажанов узнал о том, что в стоматологическом институте, который находился недалеко от его дома, готовят и хирургов-стоматологов, он, не задумываясь, подал документы, сдал экзамены и поступил в вуз.
Выбор был правильным, учеба в институте полностью захватила его мысли, время. Строились планы на будущее. Теперь самым большим его увлечением была хирургия. Будущий врач посещал кружок по общей хирургии, готовил доклады и выступал по этому разделу медицины. После окончания института его как одного из самых талантливых студентов, направили учиться в клиническую ординатуру. Окончив ее, молодой специалист был принят на работу общим хирургом в Остроумовскую больницу, где работал в гнойном отделении стационара, оказывал экстренную хирургическую помощь с выездом на дом. Работа увлекла его с головой.
В больнице молодой хирург начал углубленно заниматься проблемой, давно его интересовавшей. Наблюдая за работой военных медиков в эвакогоспитале, он нередко становился свидетелем недостаточного обезболивания, когда при проведении того или иного хирургического вмешательства с целью усилить действие местных анестетиков и уменьшить боль в качестве «премедикации» использовали спирт. Его первой научной работой была работа по проблеме премедикации больных перед операцией. Эти исследования дали возможность молодому ученому Николаю Бажанову защитить в 1955 г. кандидатскую диссертацию.
Встреча в 1953 г. с министром здравоохранения Алексеем Захаровичем Белоусовым стала поистине судьбоносной для Николая Бажанова. Узнав, что Бажанов по образованию стоматолог, ему предложили работу в Первом Московском медицинском институте имени И.М. Сеченова в качестве старшего лаборанта на курсе стоматологии, организованном на кафедре общей хирургии.
Придя на место новой работы, поначалу молодой врач был разочарован: после большой хирургии он попал в отделение челюстно-лицевой хирургии на 12 коек, расположенное на базе 24-й городской больницы. Однако твердость характера и фронтовая закалка не позволили бросить порученное дело. Кроме того, было желание попробовать себя на новом поприще.
Он остался. После защиты кандидатской диссертации стал работать ассистентом на курсе, вскоре доцентом и заведующим курсом, а с 1965 г., когда курс стоматологии при 1-м ММИ был преобразован в кафедру — заведующим кафедрой. Тогда же он защитил докторскую диссертацию.
И курс, и кафедра стоматологии, возглавляемая Н.Н. Бажановым, работали в различных, порой трудных условиях. Однако страстное желание и стремление принести пользу отечественной медицине и стоматологии требовали упорства и трудолюбия.
Н.Н. Бажанов посвятил 58 лет работе в Первом МГМУ имени И.М. Сеченова. За эти годы под его руководством и стараниями созданного им коллектива небольшой курс стоматологии с 12-ю койками для госпитализации превратился в одну из ведущих кафедр страны с большим клиническим стационаром на 76 мест с современным оснащением.
Большим вкладом в развитие российскяой стоматологии Н.Н. Бажанова явился цикл работ, посвященных использованию формалинизированной кадаверной кости нижней челюсти в клинике. Работа «Разработка реконструктивной хирургии нижней челюсти и височно-нижнечелюстного сустава с целью восстановления анатомической целостности и функции жевательного аппарата» в 1981 г. удостоена Государственной премии СССР (с соавторами).
Николаем Николаевичем впервые на государственном уровне были подняты актуальнейшие проблемы геронтологии и выполнен ряд исследований по этому направлению. Как результат — звание Заслуженного деятеля науки Российской Федерации (1998 г.), Государственная премия Российской Федерации за работу «Лазерно-флуоресцентный метод экспресс диагностики, прогнозирования и оценки эффективности лечения больных с гнойными воспалительными заболеваниями, дисбактериозами и другой патологией микробной флоры» (2002 г.). Он автор более 300 научных работ, 3 монографий и 2 — в соавторстве. Под руководством Н.Н. Бажанова защищено 15 докторских и 43 кандидатских диссертаций.
За эти 42 года заведования кафедрой Николай Николаевич Бажанов подготовил себе достойную смену: под его руководством защищено 15 докторских и свыше 45 кандидатских диссертаций. При его непосредственном участии в медицинской академии был построен 600-коечный больничный комплекс, стадион и, наконец, исполнилась его заветная мечта — открыт стоматологический факультет. В 2007 г. руководителем кафедры стал профессор Ю.А. Медведев.
В статье невозможно описать заслуги и все добрые дела этого Человека с большой буквы с огромной душой и добрым сердцем, в котором всегда находилось место не только для родных и близких ему людей, но и для всех обратившихся за помощью и сочувствием. Это сердце настоящего врача.
Сегодня коллеги, знавшие Николая Николаевича, глубоко чтят заложенные традиции в фундамент отечественной стоматологии и следуют его заветам.