Тесная взаимосвязь слюнных и половых желез давно установлена клиницистами. Так, при беременности отмечают припухание слюнных желез (СЖ) [1]. Обнаружено, что у лиц мужского пола при эпидемическом паротите в патологический процесс нередко вовлекались половые железы — развивался орхит и снижалось содержание в плазме периферической крови тестостерона [2]. В эксперименте на животных показано, что тестостерон стимулирует увеличение количества клеток ацинусов околоушных СЖ (ОУСЖ), особенно у самок [4].
Обнаружено, что после кастрации самцов кроликов происходит увеличение соединительной ткани в поднижнечелюстной СЖ; последующее введение этим кроликам женского или мужского половых гормонов приводило к восстановлению функции железы в одинаковой степени [3].
Таким образом, доказано, что половые гормоны играют важную роль в поддержании нормального функционирования СЖ.
Мы поставили перед собой цель — определить в эксперименте влияние кастрации или резекции части яичка на состояние ОУСЖ.
Материал и методы
Эксперимент проводили на 24 половозрелых 6—7-месячных кроликах-самцах (порода — советская шиншилла), массой 3,2—3,8 кг. Животные были разделены на 4 группы: 1-я — контрольная, 3 кролика; 2-я — 5 кастрированных кроликов; 3-я — 8 кроликов с резекцией 1/2 яичка с обеих сторон; 4-я — 8 кроликов с резекцией 1/2 яичка с одной стороны.
Все манипуляции с животными осуществляли под внутривенным наркозом с соблюдением стерильности и правил работы с экспериментальными животными (Бюллетень ВАК России №3 от 2002 г.). В ходе операции применяли комбинированную анестезию: внутривенное введение пропофола (30 мг) в сочетании с местным введением 0,5% раствора новокаина. Интраоперационно всем животным вводили раствор антибиотика цефатоксима (0,5 г).
Животных выводили из эксперимента через 1,5 мес после операции, осуществляли забор ОУСЖ с прилежащими лимфатическими узлами (ЛУ). Полученные кусочки ткани фиксировали в 10% нейтральном забуференном формалине и по общепринятой методике заливали в парафиновые блоки. Гистологические срезы, толщиной 4—5 мкм, изготовленные на микротоме Leica (Germany), окрашивали гематоксилином и эозином и фотографировали с помощью микроскопа LeicaDM LB (Germany) и фотоаппарата Olympus (Japan).
Результаты и обсуждение
При патоморфологическом исследовании СЖ у животных 1-й (контрольной) группы выявлено, что ОУСЖ представлены паренхиматозными дольками разной величины, округлой и неправильной формы, расположенными в хорошо развитой жировой ткани без признаков склероза. Капсула железы тонкая, не склерозирована. В дольках умеренно выражен липоматоз, сиалоциты на разных стадиях синтеза и продукции секрета. Внутри- и междольковые протоки — без особенностей (рис. 1, а).
При патоморфологическом исследовании СЖ у животных 2-й группы (кастрация) определялись ОУСЖ, представленные крупными дольками преимущественно округлой формы со слабовыраженным липоматозом, расположенными среди жировой ткани (умеренно выраженная гиперплазия паренхимы железы). Капсула железы и строма местами склерозированы. В дольках сиалоциты на разных стадиях синтеза и продукции секрета. Внутри- и междольковые протоки — без особенностей (рис. 2, а).
Патоморфологическое исследование СЖ у животных 3-й группы показало, что ОУСЖ представлены крупными дольками, преимущественно округлой формы со слабовыраженным липоматозом, которые располагались среди жировой ткани (умеренно выраженная гиперплазия паренхимы железы). Капсула железы и строма местами склерозированы. В дольках сиалоциты на разных стадиях синтеза и продукции секрета. Внутри- и междольковые протоки умеренно расширены, с уплотненным секретом и слабовыраженным перидуктальным склерозом (рис. 3, а).
При патоморфологическом исследовании СЖ у животных 4-й группы выявлено, что ОУСЖ представлены небольшими и средней величины дольками, в основном округлой формы, с умеренно выраженным липоматозом, расположенными среди хорошо развитой жировой ткани (умеренно выраженные атрофия и липоматоз железы). Капсула железы и строма местами склерозированы.
В дольках сиалоциты — на разных стадиях синтеза и продукции секрета. Внутри- и междольковые протоки местами с перидуктальным склерозом (рис. 4, а).
Согласно результатам экспериментального исследования, у кроликов-самцов, перенесших хирургические вмешательства на половых железах (кастрация, резекция 1/2 яичка с одной или с обеих сторон), через 1,5 мес после вмешательства в ОУСЖ определялись сходные патоморфологические изменения. Во всех наблюдениях независимо от вида хирургического вмешательства отмечены гиперплазия или реже — атрофия паренхимы железы в сочетании со склерозом стромы и капсулы, в большинстве случаев — перидуктальный склероз.
Однотипные изменения наблюдали и в прилежащих к железе ЛУ в виде опустошения Т-зон и гиперплазии В-зависимых зон с формированием лимфоидных фолликулов со светлыми центрами, что свидетельствовало об активации клеточного и гуморального звеньев иммунной системы, скорее всего, — о развитии аутоиммунной реакции в прилежащих к ОУСЖ ЛУ в ответ на повреждение половых желез.
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
— между слюнными и половыми железами существует тесная взаимосвязь;
— оперативные вмешательства на половых железах приводят к морфологическим изменениям в ткани ОУСЖ в виде гиперплазии или атрофии паренхимы, склероза стромы и капсулы железы, перидуктального склероза; кроме того, меняется структура прилежащих к железе ЛУ, характеризующаяся опустошением Т-зависимых зон и гиперплазией В-зон с формированием лимфоидных фолликулов со светлыми центрами, что свидетельствует о развитии аутоиммунной реакции в ответ на повреждение половых желез;
— объем оперативного вмешательства на половых железах не влиял на характер изменений в ОУСЖ за период наблюдения (1,5 мес).