Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Совершенствование комплексного лечения острого одонтогенного периостита у людей старших возрастных групп
Журнал: Стоматология. 2012;91(6): 63‑66
Прочитано: 1117 раз
Как цитировать:
Вопросы лечения одонтогенных гнойно-воспалительных заболеваний остаются весьма актуальными [4— 6, 8].
Если в начале XX века гнойно-воспалительные заболевания (ГВЗ) чаще всего возникали у трудоспособных людей в молодом и среднем возрасте [5, 8], то в настоящее время доля гнойно-воспалительных заболеваний, приходящихся на пожилой и старческий возраст, неуклонно растет [9]. По оценкам экспертов UNFPA, на 2012 г. в Российской Федерации живут 26,498 млн человек старше 60 лет, которые составляют 18,6% от общего числа населения. Ожидается, что к 2050 г. число людей пожилого и старческого возраста возрастет и составит уже 39,338 млн человек, то есть 31% от общего числа населения [3]. Таким образом, в связи с общим старением населения количество геронтологических пациентов в структуре гнойно-воспалительных заболеваний будет увеличиваться. Одонтогенный периостит челюстей составляет до 40% в структуре первичной обращаемости пациентов по поводу гнойно-воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области [4—6, 8, 9].
Цель исследования — изучение динамики клинических проявлений в ходе комплексного лечения острого одонтогенного периостита челюстей у взрослых людей пожилого и старческого возраста с применением антибактериальных препаратов различных групп.
Клиническое исследование по сравнительной оценке эффективности применения антибактериальной терапии в комплексном лечении гнойно-воспалительных заболеваний у людей пожилого и старческого возраста было проведено на 146 пациентах в возрасте от 60 до 88 лет, страдающих острым гнойным периоститом (ОГП) челюстей и проходивших лечение на базе отделения челюстно-лицевой хирургии и стоматологии многопрофильного стационара.
Средний возраст пациентов составил 67,5±0,45 года. Распределение пациентов по возрасту производилось согласно возрастной периодизации, рекомендованной ВОЗ.
По характеру антибактериального лечения все пациенты были разделены на четыре группы, 2 из которых являлись контрольными и 2 — основными (табл. 1).
Распределение пациентов в группах по возрасту и полу было сходным.
Для объективизации оценки динамики клинических проявлений острого гнойного периостита в ходе лечения нами были выбраны пять наиболее выраженных факторов: отек, увеличение регионарных лимфатических узлов, интенсивность болевого синдрома, повышение температуры тела, наличие отделяемого из послеоперационной раны. Оценка проводилась по трехбалльной системе: 0 — отсутствие признака; 1 — признак незначительно выражен; 2 — признак умеренно выражен; 3 — признак сильно выражен.
При построении таблиц динамики клинических проявлений результаты указаны в процентах от максимально возможной суммы баллов по каждому признаку.
В результате проведенной работы установлено, что периостит челюстей среди гнойно-воспалительных заболеваний пациентов пожилого и старческого возраста является самой частой патологией и составляет 47,21% в общей структуре госпитализаций по неотложным показаниям в специализированный челюстно-лицевой стационар.
Пациенты с острым гнойным периоститом предъявляли жалобы на боли и отек в области поражения, болезненное открывание рта, повышение температуры тела. При сборе анамнеза 86 (75,44%) из них отмечали переохлаждение, как возможный пусковой механизм развития заболевания. Отдельно учитывалось отсутствие санации полости рта, которое выявлялось: в 1-й контрольной группе — у 18 (56,25%) человек; во 2-й контрольной — у 20 (57,14%) человек; в 1-й основной — у 24 (63,15%) человек; во 2-й основной — у 21 (51,22%) человека. Различия между группами статистически незначимы.
Клиническая картина заболевания и частота проявления отдельных симптомов представлена в табл. 2.
Всем пациентам при поступлении выполнялась ортопантомограмма, а после оперативного лечения для контроля адекватности оперативного пособия — внутриротовая дентальная рентгенограмма. На нижней челюсти процесс чаще локализовался в области премоляров и моляров, а на верхней челюсти, напротив, чаще поражалась фронтальная группа зубов (рис. 1).
В течение 2 ч после обращения в стационар всем пациентам оказывали неотложную помощь. Лечебные мероприятия включали в себя хирургические вмешательства (удаление причинного зуба, вскрытие и дренирование поднадкостничного абсцесса) и консервативное лечение. Во всех группах хирургическое лечение проводилось радикально, «причинный» зуб удалялся. Выбор данного метода был связан с наличием выраженных деструктивных изменений периапикальных тканей, наличием соматической патологии и сопутствующих заболеваний, а также заболеваний пародонта. После удаления зуба проводилось вскрытие и дренирование поднадкостничного абсцесса, установка дренажа из перчаточной резины. Больному в каждой группе в послеоперационном периоде помимо антибактериальных препаратов назначалась противовоспалительная терапия, антигистаминные препараты и местное применение антисептических средств.
Динамика клинических симптомов на фоне проводимого лечения в каждой из групп представлена на рис. 2—4.


В 1-й группе сравнения пациенты с первого дня получали антибактериальный препарат «Цифран СТ» в течение 5 дней. На фоне проводимого лечения клинические симптомы постепенно купировались. К 3-м суткам частота проявления каждого из исследуемых признаков уменьшилась практически вдвое (рис. 2). К 5-м суткам динамика проявлений клинических симптомов сохранялась: такие симптомы, как увеличение регионарных лимфатических узлов и отек в области послеоперационной раны, оставались на достаточно высоком уровне и составляли 36,46 и 28,13% соответственно. На 7-е сутки отек в области послеоперационной раны сохранялся в 18,75% случаев, увеличение регионарных лимфатических узлов – 30,21%, температура – 6,25%, боль – 5,21%, отделяемое из послеоперационной раны не определялось ни в одном из случаев.
Во 2-й группе сравнения пациенты с первых суток поступления в челюстно-лицевой стационар получали антибактериальный препарат «Амоксиклав» в течение 5 дней. Динамика клинических симптомов на фоне проводимой антибактериальной терапии была схожей (рис. 3). На 5-е сутки увеличение регионарных лимфатических узлов наблюдалось у 32,38% больных, болевой синдром — у 20,95%. К 7-м суткам частота клинических симптомов было ниже, чем в 1-й группе сравнения и составляла: отек области послеоперационной раны — 14,29%; увеличение регионарных лимфатических узлов — 24,76%; температура — 4,76%; боль — 3,81%; отделяемое из послеоперационной раны отсутствовало.
Пациенты первой основной группы получали антибактериальный препарат «Глево» в течение 5 дней, который широко не применяется в стоматологической практике. На рис. 4 представлена динамика клинических симптомов в этой группе. До 3-х суток наблюдается схожая клиническая картина с первыми двумя группами сравнения. К 5-м отек области послеоперационной раны отмечен у 18,42% больных, увеличение регионарных лимфатических узлов определялось реже (у 24,56%). На 7-е сутки частота клинических проявлений была несколько ниже: отек области послеоперационной раны — 10,53%; увеличение регионарных лимфатических узлов — 20,18%; температура — 4,39%; боль — 5,26%; отделяемое из послеоперационной раны отсутствовало.
Во 2-й группе сравнения пациенты получали комбинацию антибактериального препарата «Глево» с БАД «Альгиклам» антибактериальная терапия проводилась в течение 5 дней, иммуномодулятор назначался на 7 суток, с последующими рекомендациями приема на дому до 30 дней. Регресс клинических симптомов проявлялся достоверно быстрее, нежели в контрольных группах и 1-й группе сравнения (рис. 5).
В результате проведенного клинического исследования можно сделать следующие выводы:
1. У пациентов пожилого и старческого возраста при комплексном лечении ОГП в условиях специализированного челюстно-лицевого стационара в качестве этиотропной терапии целесообразно применять пероральные антибактериальные препараты.
2. Левофлоксацин («Глево») в сравнении с фиксированной комбинацией ципрофлоксацина/тинидазола («Цифран СТ») и амоксициллином («Амоксиклав») показал высокую клиническую эффективность в терапии ОГП, что позволяет рекомендовать его к применению у пациентов пожилого и старческого возраста при лечении в условиях стационара и амбулаторно.
3. Применение БАД «Альгиклам» совместно с левофлоксацином («Глево») в комплексном лечении пациентов старших возрастных групп обеспечивает быстрый регресс основных клинических симптомов при ОГП в послеоперационном периоде.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.