Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Оковитый С.В.

Поликлиника №91;
Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия, Санкт-Петербург

Музыкин М.И.

ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Министерства обороны РФ, Санкт-Петербург, Россия

Иорданишвили А.К.

Кафедра ортопедической стоматологии стоматологического факультета ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия;
ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Министерства обороны РФ, Санкт-Петербург, Россия

Совершенствование комплексного лечения острого одонтогенного периостита у людей старших возрастных групп

Авторы:

Оковитый С.В., Музыкин М.И., Иорданишвили А.К.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2012;91(6): 63‑66

Просмотров: 801

Загрузок: 28


Как цитировать:

Оковитый С.В., Музыкин М.И., Иорданишвили А.К. Совершенствование комплексного лечения острого одонтогенного периостита у людей старших возрастных групп. Стоматология. 2012;91(6):63‑66.
Okovityĭ SV, Muzikin MI, Iordanishivili AK. The improvement of complex treatment of odontogenous periostitis in elderly patients. Stomatology. 2012;91(6):63‑66. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Слу­чай ос­тро­го гной­но­го сред­не­го оти­та, ос­лож­нен­но­го ати­пич­ным мас­то­иди­том, на фо­не не­ве­ри­фи­ци­ро­ван­ной ВИЧ-ин­фек­ции. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(2):88-94
Кли­ни­ко-ана­то­ми­чес­кое обос­но­ва­ние эф­фек­тив­нос­ти ле­че­ния флег­мон дна по­лос­ти рта и глу­бо­ких клет­ча­точ­ных прос­транств шеи, ос­лож­нен­ных сеп­си­сом. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2024;(2):19-25

Вопросы лечения одонтогенных гнойно-воспалительных заболеваний остаются весьма актуальными [4— 6, 8].

Если в начале XX века гнойно-воспалительные заболевания (ГВЗ) чаще всего возникали у трудоспособных людей в молодом и среднем возрасте [5, 8], то в настоящее время доля гнойно-воспалительных заболеваний, приходящихся на пожилой и старческий возраст, неуклонно растет [9]. По оценкам экспертов UNFPA, на 2012 г. в Российской Федерации живут 26,498 млн человек старше 60 лет, которые составляют 18,6% от общего числа населения. Ожидается, что к 2050 г. число людей пожилого и старческого возраста возрастет и составит уже 39,338 млн человек, то есть 31% от общего числа населения [3]. Таким образом, в связи с общим старением населения количество геронтологических пациентов в структуре гнойно-воспалительных заболеваний будет увеличиваться. Одонтогенный периостит челюстей составляет до 40% в структуре первичной обращаемости пациентов по поводу гнойно-воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области [4—6, 8, 9].

Цель исследования — изучение динамики клинических проявлений в ходе комплексного лечения острого одонтогенного периостита челюстей у взрослых людей пожилого и старческого возраста с применением антибактериальных препаратов различных групп.

Материал и методы

Клиническое исследование по сравнительной оценке эффективности применения антибактериальной терапии в комплексном лечении гнойно-воспалительных заболеваний у людей пожилого и старческого возраста было проведено на 146 пациентах в возрасте от 60 до 88 лет, страдающих острым гнойным периоститом (ОГП) челюстей и проходивших лечение на базе отделения челюстно-лицевой хирургии и стоматологии многопрофильного стационара.

Средний возраст пациентов составил 67,5±0,45 года. Распределение пациентов по возрасту производилось согласно возрастной периодизации, рекомендованной ВОЗ.

По характеру антибактериального лечения все пациенты были разделены на четыре группы, 2 из которых являлись контрольными и 2 — основными (табл. 1).

В контрольных группах лечение проводилось с использованием классических схем антибактериальной терапии [2, 6, 7, 10, 11] препаратами широкого спектра действия: 1-я контрольная группа — «Цифран СТ» (500/600 мг по 1 таблетке 2 раза в день), 2-я контрольная группа — «Амоксиклав» (625 мг по 1 таблетке 2 раза в день). Для антибактериальной терапии в 1-й группе сравнения использовался препарат «Глево» (Левофлоксацин) (500 мг по 1 таблетке 1 раз в день), во 2-й группе сравнения «Глево» (500 мг по 1 таблетке 1 раз в день) в комбинации с биокорректором питания «Альгиклам» (65 мг по 2 таблетки 3 раза в день), рекомендованным для применения в челюстно-лицевой хирургии [1]. При выборе генерика левофлоксацина руководствовались тем фактом, что в 2011 г. Администрация США по продуктам питания и лекарственным средствам (FDA) одобрила производство генерической версии левофлоксацина (препарат «Глево», Glenmark Generics Ltd.), полагая, что этот генерический препарат соответствует строгим стандартам качества, гарантирующим врачам и пациентам такой же эффект, как и у оригинального препарата [12].

Распределение пациентов в группах по возрасту и полу было сходным.

Для объективизации оценки динамики клинических проявлений острого гнойного периостита в ходе лечения нами были выбраны пять наиболее выраженных факторов: отек, увеличение регионарных лимфатических узлов, интенсивность болевого синдрома, повышение температуры тела, наличие отделяемого из послеоперационной раны. Оценка проводилась по трехбалльной системе: 0 — отсутствие признака; 1 — признак незначительно выражен; 2 — признак умеренно выражен; 3 — признак сильно выражен.

При построении таблиц динамики клинических проявлений результаты указаны в процентах от максимально возможной суммы баллов по каждому признаку.

Результаты исследования

В результате проведенной работы установлено, что периостит челюстей среди гнойно-воспалительных заболеваний пациентов пожилого и старческого возраста является самой частой патологией и составляет 47,21% в общей структуре госпитализаций по неотложным показаниям в специализированный челюстно-лицевой стационар.

Пациенты с острым гнойным периоститом предъявляли жалобы на боли и отек в области поражения, болезненное открывание рта, повышение температуры тела. При сборе анамнеза 86 (75,44%) из них отмечали переохлаждение, как возможный пусковой механизм развития заболевания. Отдельно учитывалось отсутствие санации полости рта, которое выявлялось: в 1-й контрольной группе — у 18 (56,25%) человек; во 2-й контрольной — у 20 (57,14%) человек; в 1-й основной — у 24 (63,15%) человек; во 2-й основной — у 21 (51,22%) человека. Различия между группами статистически незначимы.

Клиническая картина заболевания и частота проявления отдельных симптомов представлена в табл. 2.

У всех пациентов выявлялись: гиперемия слизистой оболочки в области «причинного» зуба, боль, наличие «причинного» зуба, наличие поднадкостничного гнойного очага, сглаженность переходной складки. Частыми симптомами также являлись: асимметрия лица за счет коллатерального отека мягких тканей, увеличение регионарных лимфатических узлов, болезненная перкуссия зуба и повышение температуры тела, которые проявлялись с сопоставимой частотой во всех исследуемых группах.

Всем пациентам при поступлении выполнялась ортопантомограмма, а после оперативного лечения для контроля адекватности оперативного пособия — внутриротовая дентальная рентгенограмма. На нижней челюсти процесс чаще локализовался в области премоляров и моляров, а на верхней челюсти, напротив, чаще поражалась фронтальная группа зубов (рис. 1).

Рисунок 1. Частота инициации воспалительного процесса зубами разных групп на верхней (а) и нижней (б) челюсти.

В течение 2 ч после обращения в стационар всем пациентам оказывали неотложную помощь. Лечебные мероприятия включали в себя хирургические вмешательства (удаление причинного зуба, вскрытие и дренирование поднадкостничного абсцесса) и консервативное лечение. Во всех группах хирургическое лечение проводилось радикально, «причинный» зуб удалялся. Выбор данного метода был связан с наличием выраженных деструктивных изменений периапикальных тканей, наличием соматической патологии и сопутствующих заболеваний, а также заболеваний пародонта. После удаления зуба проводилось вскрытие и дренирование поднадкостничного абсцесса, установка дренажа из перчаточной резины. Больному в каждой группе в послеоперационном периоде помимо антибактериальных препаратов назначалась противовоспалительная терапия, антигистаминные препараты и местное применение антисептических средств.

Динамика клинических симптомов на фоне проводимого лечения в каждой из групп представлена на рис. 2—4.

Рисунок 2. Динамика клинических симптомов в процессе лечения пациентов пожилого и старческого возраста 1-й контрольной группы («Цифран СТ»).
Рисунок 3. Динамика клинических симптомов в процессе лечения пациентов пожилого и старческого возраста 2-й контрольной группы («Амоксиклав»).
Рисунок 4. Динамика клинических симптомов в процессе лечения пациентов пожилого и старческого возраста 1-й группы сравнения («Глево»).

В 1-й группе сравнения пациенты с первого дня получали антибактериальный препарат «Цифран СТ» в течение 5 дней. На фоне проводимого лечения клинические симптомы постепенно купировались. К 3-м суткам частота проявления каждого из исследуемых признаков уменьшилась практически вдвое (рис. 2). К 5-м суткам динамика проявлений клинических симптомов сохранялась: такие симптомы, как увеличение регионарных лимфатических узлов и отек в области послеоперационной раны, оставались на достаточно высоком уровне и составляли 36,46 и 28,13% соответственно. На 7-е сутки отек в области послеоперационной раны сохранялся в 18,75% случаев, увеличение регионарных лимфатических узлов – 30,21%, температура – 6,25%, боль – 5,21%, отделяемое из послеоперационной раны не определялось ни в одном из случаев.

Во 2-й группе сравнения пациенты с первых суток поступления в челюстно-лицевой стационар получали антибактериальный препарат «Амоксиклав» в течение 5 дней. Динамика клинических симптомов на фоне проводимой антибактериальной терапии была схожей (рис. 3). На 5-е сутки увеличение регионарных лимфатических узлов наблюдалось у 32,38% больных, болевой синдром — у 20,95%. К 7-м суткам частота клинических симптомов было ниже, чем в 1-й группе сравнения и составляла: отек области послеоперационной раны — 14,29%; увеличение регионарных лимфатических узлов — 24,76%; температура — 4,76%; боль — 3,81%; отделяемое из послеоперационной раны отсутствовало.

Пациенты первой основной группы получали антибактериальный препарат «Глево» в течение 5 дней, который широко не применяется в стоматологической практике. На рис. 4 представлена динамика клинических симптомов в этой группе. До 3-х суток наблюдается схожая клиническая картина с первыми двумя группами сравнения. К 5-м отек области послеоперационной раны отмечен у 18,42% больных, увеличение регионарных лимфатических узлов определялось реже (у 24,56%). На 7-е сутки частота клинических проявлений была несколько ниже: отек области послеоперационной раны — 10,53%; увеличение регионарных лимфатических узлов — 20,18%; температура — 4,39%; боль — 5,26%; отделяемое из послеоперационной раны отсутствовало.

Во 2-й группе сравнения пациенты получали комбинацию антибактериального препарата «Глево» с БАД «Альгиклам» антибактериальная терапия проводилась в течение 5 дней, иммуномодулятор назначался на 7 суток, с последующими рекомендациями приема на дому до 30 дней. Регресс клинических симптомов проявлялся достоверно быстрее, нежели в контрольных группах и 1-й группе сравнения (рис. 5).

Рисунок 5. Динамика клинических симптомов в процессе лечения пациентов пожилого и старческого возраста 2-й группы сравнения («Глево»+ «Альгиклам»).
Наиболее отчетливо это выражалось к 5-м суткам, когда каждый из признаков наблюдался менее, чем у 20% больных. На 7-е сутки частота клинических проявлений была следующей: отек области послеоперационной раны — 5,69%; увеличение регионарных лимфатических узлов — 8,94%; температура — 2,44%; боль — 1,63%; отделяемое из послеоперационной раны не определялось.

Заключение

В результате проведенного клинического исследования можно сделать следующие выводы:

1. У пациентов пожилого и старческого возраста при комплексном лечении ОГП в условиях специализированного челюстно-лицевого стационара в качестве этиотропной терапии целесообразно применять пероральные антибактериальные препараты.

2. Левофлоксацин («Глево») в сравнении с фиксированной комбинацией ципрофлоксацина/тинидазола («Цифран СТ») и амоксициллином («Амоксиклав») показал высокую клиническую эффективность в терапии ОГП, что позволяет рекомендовать его к применению у пациентов пожилого и старческого возраста при лечении в условиях стационара и амбулаторно.

3.  Применение БАД «Альгиклам» совместно с левофлоксацином («Глево») в комплексном лечении пациентов старших возрастных групп обеспечивает быстрый регресс основных клинических симптомов при ОГП в послеоперационном периоде.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.